


Материал помещен в архив
ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ДОГОВОР (КОНТРАКТ) ПОСТАВКИ. ПРАВОВЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОСТАВЛЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ
Согласно финансовому энциклопедическому словарю внешнеторговый контракт - соглашение, в котором одна из сторон (контрагентов) - иностранное юридическое лицо и посредством которого устанавливаются определенные права и обязанности в области экспортно-импортных операций по обмену товарами, услугами, лицензиями, технологией и т. д.
Содержание внешнеторгового договора (контракта) влияет на деятельность многих подразделений организации, поэтому в его составлении наряду с юристами должны принимать участие представители всех заинтересованных сторон: специалисты отделов маркетинга, логистики, отдела закупок или продаж, финансового отдела, специалисты по таможенному оформлению. Такой подход позволит минимизировать налоговые и финансовые риски, отследить своевременность исполнения обязательств по договору, избежать дополнительных затрат.
При разработке внешнеторгового договора (контракта) необходимо понимать различия в содержании разовых и долгосрочных договоров. В первом случае требуется конкретное и точное описание всех аспектов (цена, сроки, стоимость и т. д.). Во втором - поставки происходят многократно, поэтому договор следует сделать более гибким, то есть предусмотреть возможность изменения условий договора по согласованию с контрагентом (пролонгация срока действия, согласование цены, условий поставки, оплаты, валюты платежа в спецификациях, являющихся неотъемлемой частью договора, и т. д.).
Определение и форма внешнеторгового договора (контракта)
Внешнеторговый договор - договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг (абзац 2 подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ № 178)).
Внешнеэкономическая сделка, хотя бы одним из участников которой является юридическое лицо Республики Беларусь или гражданин Республики Беларусь, совершается независимо от места заключения сделки в письменной форме (п.2 ст.1116 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)). Несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет ее недействительность (п.3 ст.163 ГК).
Правовое регулирование
При заключении внешнеторгового договора сторонам необходимо учитывать нормы международного права, национального законодательства Республики Беларусь, нормы законодательства страны контрагента и базисные условия Инкотермс 2010 (последняя редакция свода торговых терминов).
Порядок заключения международного договора купли-продажи регламентируется нормами Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров от 11.04.1980 (вступила в силу для Республики Беларусь 1 ноября 1990 г.). Данная Конвенция применяется к договорам купли-продажи товаров между сторонами, которые находятся в разных государствах.
В Республике Беларусь основополагающий нормативный правовой акт, регламентирующий внешнеторговую деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, - Указ № 178. Кроме того, внешнеторговый договор должен отвечать нормам ГК.
Структура и содержание внешнеторгового договора (контракта)
Условия, которые резиденты обязаны предусмотреть во внешнеторговом договоре (подп.1.16.4 п.1 Указа № 178):
• стоимость товаров (ориентировочную стоимость в случае невозможности установить действительную стоимость товаров в силу специфики товарной номенклатуры). На практике цена устанавливается в договоре либо в спецификациях, прилагаемых к договору (при необходимости может быть изменена путем заключения дополнительного соглашения). При исполнении по приложениям внешнеторгового договора, в котором не предусмотрена общая стоимость товаров, но при этом стоимость товаров указывается в приложениях к договору, данная стоимость товаров в приложении (приложениях) считается выполнением требований подп.1.16.4 п.1 Указа № 178;
• условия расчета, под которыми понимается обязательство осуществления одной стороной расчета до исполнения либо по факту исполнения обязательства другой стороной. Внешнеторговый договор может предусматривать одновременно две формы расчетов: предварительную оплату и оплату по факту. Условия расчетов также могут указываться в отдельных приложениях к договору, что считается выполнением экспортером (импортером) требований подп.1.16.4 п.1 Указа № 178.
При установлении во внешнеторговом договоре условий расчета необходимо учитывать дату отгрузки (поступления товаров).
Датой отгрузки (поступления) товаров считается (подп.1.6.3 п.1 Указа № 178):
• дата их помещения под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом ЕАЭС, определенные Национальным банком Республики Беларусь (далее - Нацбанк) для целей валютного контроля;
• дата их отпуска со склада (оприходования импортером на склад, находящийся на территории Республики Беларусь) - если совершение таможенных операций не производится.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 января 2019 г. в части первой подп.1.6.3 п.1 Указа № 178 слова «Таможенного союза» заменены словами «Евразийского экономического союза» на основании Указа Президента Республики Беларусь от 22.12.2018 № 490. |
При наличии у импортера разрешения Нацбанка на расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на территорию Республики Беларусь, датой поступления товаров считается дата, указанная в товаросопроводительных документах, подтверждающих получение товаров.
При реализации товаров без их возврата на территорию Республики Беларусь (в случае возврата переданных по первоначальному внешнеторговому договору товаров с последующей реализацией по новому внешнеторговому договору, заключенному с одним нерезидентом (новым внешнеторговым договорам с несколькими нерезидентами)) датой отгрузки товаров считается дата, указанная в товаросопроводительных документах, подтверждающих передачу товара новому нерезиденту (новым нерезидентам).
Рекомендуем также указать во внешнеторговом договоре (контракте):
• номер, место и дату заключения;
• наименования сторон (необходимо указать полное наименование сторон с указанием, резидентом какой страны они являются, должность, фамилию, имя, отчество лиц, подписывающих договор, документ, на основании которого они действуют);
• предмет;
• перечень товаросопроводительных документов;
• условия поставки (согласно Инкотермс);
• цену товара, условия оплаты, валюту платежа;
• качество и комплектность товара;
• упаковку и маркировку товара;
• порядок приемки товара;
• порядок гарантийного обслуживания;
• ответственность сторон;
• форс-мажор;
• адреса и банковские реквизиты сторон;
• иные условия (порядок внесения изменений и дополнений, порядок расторжения, возможность заключения договора путем обмена документами посредством факсимильной связи, дата вступления договора в силу и срок его действия).
Применимое право, порядок разрешения споров
Стороны договора могут при заключении договора или в последующем избрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к правам и обязанностям по этому договору, если это не противоречит законодательству. Выбор сторонами по договору подлежащего применению права, сделанный после заключения договора, имеет обратную силу и считается действительным с момента его заключения без ущерба для прав третьих лиц. Стороны договора могут избрать подлежащее применению право как для договора в целом, так и для отдельных его частей. Соглашение должно быть явно выражено или прямо вытекать из условий договора и обстоятельств дела в их совокупности (ст.1124 ГК).
В случае если отсутствует выбор применимого права самими сторонами, экономический суд при рассмотрении спора должен применять коллизионные нормы, установленные международными договорами Республики Беларусь.
Если стороны не определили применимое право в договоре и международными договорами не устанавливаются нормы, регулирующие вопросы определения применимого права, то экономический суд определяет применимое право на основании законодательства Республики Беларусь (части четвертая, пятая п.23 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 31.10.2011 № 21 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц»
При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к этому договору применяется право страны, где имеет основное место деятельности сторона, являющаяся продавцом в договоре купли-продажи. При невозможности определить основное место деятельности продавца применяется право страны, где он учрежден (имеет место постоянного жительства) (п.1 ст.1125 ГК).
При определении органа, полномочного рассматривать споры с участием иностранных лиц, необходимо учитывать нормы главы 27 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, а также постановления № 21.
Экономические суды обладают компетенцией по рассмотрению спора, связанного с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, при наличии между сторонами, хотя бы одна из которых является иностранным лицом, письменного пророгационного соглашения о передаче спора в экономический суд. Пророгационное соглашение может содержаться в тексте договора либо в отдельном документе. Пророгационным соглашением не может быть изменена исключительная компетенция экономических судов Республики Беларусь, вытекающая из международных договоров и ст.236 вышеназванного Кодекса, и иностранных судов (п.9 постановления № 21). Пророгационное соглашение может предусматривать передачу спора в суд иностранного государства.
Участники внешнеэкономического договора (контракта) и иные участники внешнеэкономических отношений вправе предусмотреть передачу споров, вытекающих из заключенной ими коммерческой сделки, и иных возникших между ними споров гражданско-правового характера в международный арбитражный (третейский) суд, третейский суд (действующий постоянно или созданный для разрешения конкретного спора). При этом арбитражное соглашение, третейское соглашение могут быть заключены в виде арбитражной оговорки, третейской оговорки (отдельного положения гражданско-правового договора) или в виде самостоятельного договора. Арбитражное соглашение, третейское соглашение должны быть заключены в письменной форме. Они считаются заключенными, если содержатся в документе, подписанном сторонами, или заключены путем обмена сообщениями с использованием любых средств связи, обеспечивающих письменное фиксирование волеизъявления сторон. Ссылка в договоре на документ, содержащий арбитражную оговорку, третейскую оговорку, является арбитражным соглашением, третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме, а содержание ссылки делает одну из упомянутых оговорок частью договора (п.12 постановления № 21).
Товаросопроводительные документы
Во внешнеторговом договоре рекомендуется определить перечень документов, которые должны быть представлены при отгрузке товара. Корректное отражение в договоре данного перечня позволяет избежать проблем при таможенном оформлении импорта (экспорта), задержек в пути, возврата товара и дополнительных расходов.
Перечень товаросопроводительных документов определяется с участием различных служб организации: специалистов по внешнеэкономической деятельности, таможенному оформлению, качеству, бухгалтеров, логистов и т. д.
![]() |
Обратите внимание! 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о ЕАЭС), положениями которого нужно руководствоваться при заключении внешнеторгового договора поставки между его участниками. |
Для определения перечня товаросопроводительных документов необходимо учитывать следующее.
1. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 утверждены Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), Единые формы ветеринарных сертификатов.
Ввоз, вывоз, транзит подконтрольных товаров на таможенной территории ЕАЭС осуществляются только при наличии разрешения уполномоченного органа (в Республике Беларусь - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь). Срок действия разрешения составляет календарный год в объемах, определенных в разрешении на ввоз. Разрешение выдается на основании заключенного договора. Каждая партия подконтрольных товаров ввозится, вывозится на таможенную территорию ЕАЭС при наличии разрешения и ветеринарного сертификата.
2. Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» утверждены Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Единый перечень товаров), Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), Единая форма документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров) (Единая форма свидетельства о государственной регистрации), Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Евразийского экономического союза, подконтрольной продукцией (товарами), перемещаемой через таможенную границу Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза.
Пунктом 17 указанного Положения установлено, что ввоз подконтрольных товаров, включенных в раздел II Единого перечня товаров, на таможенную территорию ЕАЭС осуществляется при наличии документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, выданного по результатам лабораторных исследований (испытаний), проведенных в лабораториях уполномоченных органов, аккредитованных (аттестованных) в национальных системах аккредитации (аттестации) сторон и внесенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июня 2019 г. решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.02.2018 № 5 изложены в новой редакции п.17 и название Положения № 299: «Порядок проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза». |
Подтверждением наличия документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров) в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, является:
• оригинал документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров) в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, или его копия, заверенная выдавшим его органом или получателем указанного документа; или
• выписка из Реестра свидетельств о государственной регистрации на товары, подлежащие санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза (далее - Единый реестр), выдаваемая уполномоченными органами и учреждениями Сторон; или
• электронная форма указанных документов, заверенная электронной цифровой подписью; или
• сведения электронной базы данных Единого реестра свидетельств о государственной регистрации на специализированном поисковом сервере сайта ЕАЭС в сети Интернет; или
• наличие указания в документах, подтверждающих приобретение (поступление) товаров, и (или) иной сопроводительной документации номера и даты выдачи свидетельства о государственной регистрации (при наличии сведений в Едином реестре или национальных реестрах Сторон); или
• наличие на товаре и (или) его потребительской таре номера и даты выдачи свидетельства о государственной регистрации (при наличии сведений в Едином реестре или национальных реестрах Сторон).
Признание документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров) в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, выданных одной из Сторон, осуществляется без переоформления указанных документов на документы Стороны назначения и без проведения в этих целях повторных лабораторных исследований (испытаний).
3. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» утвержден Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза, Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Евразийского экономического союза.
Согласно п.2.1 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза фитосанитарный сертификат - документ международного образца, сопровождающий подкарантинную продукцию и выдаваемый уполномоченным органом государства страны-экспортера по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений от 06.12.1951 (г. Рим, в редакции 1997 года), и удостоверяющий, что подкарантинная продукция соответствует фитосанитарным требованиям страны-импортера.
4. Применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров. В соответствии с п.6.1 раздела 6 Правил определения страны происхождения товаров, принятых Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (далее - Соглашение; вступило в силу для Республики Беларусь 8 марта 2012 г.), для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения в целях предоставления режима свободной торговли необходимо предъявление таможенным органам страны ввоза оригинала сертификата формы СТ-1 или декларации о происхождении товара (если общая стоимость таких товаров, происходящих из государства - участника Соглашения и декларируемых в одной партии, не превышает сумму, эквивалентную 5 000 долл. США). Случаи, когда в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, может быть предоставлена декларация о происхождении товара, а также когда предоставление документов о происхождении товара не обязательно, определяются в соответствии с национальным законодательством страны ввоза. Сертификат формы СТ-1 оформляется и выдается на одну партию товара. Срок применения сертификата формы СТ-1 в целях предоставления режима свободной торговли ограничен 12 месяцами с даты его выдачи.
5. Порядок определения страны происхождения товаров установлен главой 10 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».
6. Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 254 «О таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, в отношении которых не требуется представление документа, подтверждающего страну происхождения товаров» установлено, что если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, отправленных в одно и то же время одним и тем же способом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, не превышает сумму, эквивалентную 200 евро, то в отношении таких товаров не требуется представление документа, подтверждающего страну происхождения товаров.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 августа 2018 г. решение № 254 на основании решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.07.2018 № 122 утратило силу. |
7. Технические регламенты Таможенного союза о безопасности различных видов товаров.
8. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.09.2008 № 1397 «О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через Государственную границу Республики Беларусь» утверждены перечни товаров, ограниченных к перемещению через Государственную границу Республики Беларусь при ввозе и (или) вывозе по основаниям неэкономического характера, на ввоз (вывоз) которых требуются разрешения (заключения) и положения о порядке выдачи таких разрешений (заключений).
Меры нетарифного регулирования
На этапе заключения внешнеторгового договора важно также выяснить, какие меры нетарифного регулирования (запреты на ввоз или вывоз) установлены для приобретаемого (реализуемого) товара. Рассмотрим документы, регламентирующие данный вопрос.
1. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования»
2. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.06.2016 № 486 «О некоторых вопросах лицензирования и применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности при осуществлении торговли товарами с третьими странами и при введении мер нетарифного регулирования в одностороннем порядке»
• лицензии на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренный в п.4 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран к Договору о ЕАЭС, и в отношении которых Евразийской экономической комиссией введены: количественные ограничения ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС; исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров; разрешительный порядок ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС; тарифная квота; импортная квота в качестве специальной защитной меры;
• лицензии на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденный решением № 134;
• разрешения на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами и в отношении которых Евразийской экономической комиссией введено автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров.
Лицензия на экспорт и (или) импорт товаров, разрешение на экспорт и (или) импорт товаров выдаются Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь участнику внешнеторговой деятельности в соответствии с Правилами выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, предусмотренными приложением к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение 7 к Договору о ЕАЭС), и постановлением № 486. Выдача лицензий на экспорт и (или) импорт товаров осуществляется по согласованию с другими республиканскими органами государственного управления и иными организациями согласно приложению к постановлению № 486.
3. Договором о ЕАЭС предусмотрено установление тарифной квоты в отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, если аналогичные товары производятся (добываются, выращиваются) на таможенной территории ЕАЭС. Условия и механизм применения тарифных квот определены в части III приложения 6 к Договору о ЕАЭС.
В соответствии с подп.1.2 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 05.04.2016 № 124 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» распределение долей экспортной или импортной квот при введении Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) количественных ограничений экспорта или импорта товаров осуществляется в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь, на основе метода, определяемого ЕЭК.
4. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (в редакции решения Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 101) определяет свод ставок ввозных таможенных пошлин.
Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) - это свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым (ввезенным) на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС.
На этапе составления внешнеторгового договора важно определить код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Код ТН ВЭД ЕАЭС не является обязательным для отражения во внешнеторговом договоре, однако его правильное указание имеет большое практическое значение при заключении и исполнении такого договора. Код ТН ВЭД ЕАЭС позволяет правильно определить размер ввозных таможенных пошлин, меры нетарифного регулирования, установленные для данного вида товара, а также перечень необходимых для импорта (экспорта) документов.
5. Указом Президента Республики Беларусь от 28.02.2017 № 49 «О государственном регулировании в области экспортного контроля» утверждено Положение о порядке предоставления юридическим лицам права на осуществление внешнеторговой либо посреднической деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг). Перечни специфических товаров (работ, услуг) установлены постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь от 28.12.2007 № 15/137.
Условия поставки
Для единообразного понимания участниками международных торговых отношений условий поставки при заключении внешнеторговых договоров рекомендуется использовать Международные правила толкования торговых терминов Инкотермс 2010. Инкотермс представляет собой стандартные условия договора международной купли-продажи, которые определены заранее в признанном международном документе.
Следует помнить, что Инкотермс - это не полный договор купли-продажи, а правила, которые регулируют наиболее важные, принципиальные, базовые вопросы, связанные с организацией доставки товара до места назначения. Любой базис поставки регулирует три ключевых «транспортных» вопроса, без которых доставка товара до места назначения не может быть осуществлена, а именно:
1) распределение между продавцом и покупателем транспортных расходов по поставке товара;
2) момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза;
3) дату поставки товара, то есть определение момента фактической передачи продавцом товара в распоряжение покупателя или его представителя.
Инкотермс также определяет вопросы страхования товара в пути, распределения между сторонами таможенных расходов и иных формальностей, необходимых для вывоза, ввоза товара.
К выбору конкретного условия Инкотермс, подлежащего включению во внешнеторговый договор, необходимо подходить очень ответственно (неверный выбор условий поставки может привести к дополнительным затратам и даже убыткам для организации).
Цена товара
Цена товара во внешнеторговом договоре устанавливается по соглашению сторон исходя из условий, сложившихся на внешнем рынке.
![]() |
Справочно С 29 мая 2013 г. отменено государственное регулирование цен на экспортируемые товары (утратило силу постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 05.03.2008 № 52, которым был утвержден перечень предельных минимальных цен на отдельные виды экспортируемых товаров, производимых в Республике Беларусь). |
Однако при установлении цен на товары необходимо учитывать нормы Закона Республики Беларусь от 25.11.2004 № 346-З «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами». Этот Закон определяет нормальную цену товара как цену аналогичного товара при обычном ходе торговли таким товаром. Товар, в отношении которого устанавливается факт наличия возросшего, демпингового или субсидируемого импорта товара, является объектом расследования.
Порядок расчетов
При определении порядка расчетов во внешнеторговом договоре необходимо учитывать подп.1.4 п.1 Указа № 178, согласно которому резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме в следующие сроки:
• при экспорте (в том числе по договорам комиссии) - не позднее 180 календарных дней с даты отгрузки товаров;
• при импорте - не позднее 90 календарных дней с даты проведения платежа.
Более длительные сроки завершения внешнеторговых операций установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 05.11.2011 № 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций». Иные сроки завершения внешнеторговых операций могут быть установлены международными договорами Республики Беларусь.
Резиденты обязаны в вышеуказанные сроки обеспечить при импорте товаров их поступление на территорию Республики Беларусь. Расчеты по внешнеэкономическим договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на территорию Республики Беларусь, осуществляются на основании разрешений Нацбанка, выдаваемых по ходатайству Совета Министров Республике Беларусь, либо областных (Минского городского) исполнительных комитетов, либо иных государственных органов, организаций, Национальной академии наук Беларуси (то есть в зависимости от подчиненности организаций). Процедура рассмотрения вопросов разрешения импортерам осуществлять расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на таможенную территорию Республики Беларусь, установлена письмом Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 01.07.2009 № 31/520-178/53-02/5252 «О разъяснении отдельных норм Указа Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178».
В случае если в соответствии с условиями заключенного внешнеторгового договора либо в ходе исполнения обязательств по внешнеторговому договору предполагается превышение срока завершения внешнеторговой операции, установленного законодательством, резидент обязан обратиться за получением разрешения на продление срока завершения внешнеторговой операции. Сроки завершения внешнеторговых операций по заявлению резидента могут быть продлены Нацбанком (его главными управлениями по областям). Порядок выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций устанавливается Инструкцией о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 22.04.2009 № 52.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 августа 2018 г. следует руководствоваться Инструкцией № 52 в редакции постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 01.08.2018 № 348. |
Выдача разрешений либо письменного отказа в выдаче разрешения с указанием причин осуществляется Главным управлением валютно-финансового мониторинга (главным управлением Нацбанка по области) в течение 15 календарных дней с даты поступления всех необходимых документов. Следовательно, документы на разрешение на продление сроков завершения внешнеторговых операций необходимо подавать минимум за 15 календарных дней до истечения срока завершения внешнеторговой операции, установленного договором.
После получения разрешения необходимо заключить соответствующее дополнительное соглашение с контрагентом на продление срока завершения внешнеторговой операции в пределах срока, установленного Нацбанком.
![]() |
Обратите внимание! Часть 1 ст.11.37 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) устанавливает ответственность за превышение сроков проведения внешнеторговых операций, а именно: необеспечение при реализации внешнеторговых договоров своевременного поступления денежных средств или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом при экспорте товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) либо поступления товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом по импорту влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 0,5 % от суммы незавершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. действует КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Следует руководствоваться ст.12.14 нового Кодекса. |
В то же время при поступлении товара без предварительной оплаты по импорту либо поступлении предоплаты без отгрузки никаких ограничений по расчетам с нерезидентом не установлено, поскольку в данном случае не нарушаются интересы Республики Беларусь.
Условие о ставке НДС
С 1 января 2015 г. утратило силу Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.2008 в связи со вступлением в силу Договора о ЕАЭС. С этой даты порядок взимания косвенных налогов в странах - участницах Договора о ЕАЭС (Республика Беларусь, Российская Федерация, Республика Казахстан) регулируется Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о ЕАЭС).
Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются документы, указанные в п.4 приложения 18 к Договору о ЕАЭС, среди которых заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов) либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика) (п.4 приложения 18 к Договору о ЕАЭС).
В связи с этим рекомендуем включать во внешнеэкономические контракты следующие условия.
Вариант 1. Если контрагенты не договорились о применении заявления в электронном виде с электронной цифровой подписью:
«Исходя из ст.72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, принцип взимания НДС - по стране назначения. Ставка НДС - 0 %.
В соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС Покупатель обязан представить Поставщику в течение 90 (девяноста) календарных дней с даты отгрузки Поставщиком товара Покупателю оригинал заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа об уплате косвенных налогов в полном объеме».
Вариант 2. Если контрагенты договорились о применении заявления в электронном виде с электронной цифровой подписью:
«Исходя из ст.72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, принцип взимания НДС - по стране назначения. Ставка НДС - 0 %.
Стороны пришли к согласию о применении заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью.
В соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС Покупатель обязан представить Поставщику в течение 90 (девяноста) календарных дней с даты отгрузки Поставщиком товара Покупателю заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика) с отметкой налогового органа об уплате косвенных налогов в полном объеме».
Форма заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов установлена в приложении 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009 (вступил в силу 1 июля 2010 г.).
Для обеспечения интересов поставщика во внешнеторговый контракт можно включить условие о задатке, например: «В целях обеспечения надлежащего исполнения Покупателем обязательств по предоставлению Поставщику третьего экземпляра заявления (оригинал) о ввозе товаров, отгруженных по настоящему договору на территорию Российской Федерации, подтверждения уплаты косвенных налогов в бюджет Российской Федерации в полном объеме и возмещения убытков в размере, необходимом на случай невыполнения Покупателем указанной обязанности, Покупатель предоставляет задаток в размере ___ % (_________________ %) от стоимости партии товаров, подготовленной к отгрузке в соответствии с условиями настоящего договора, приложений и дополнений к нему».
Особенности расчетов при экспорте
Подпунктом 1.8 п.1 Указа № 178 установлено, что поступление денежных средств по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт, осуществляется только на счета экспортеров. Исключения приведены в подп.1.8 п.1 Указа № 178, подп.1.4 и 1.6 п.1 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 09.07.2009 № 101 «О проведении внешнеторговых операций»
Одно из исключений, установленное в подп.1.8 п.1 Указа № 178, - перемена лиц в обязательстве, когда стороны договорились о том, что оплата по экспортному договору будет произведена не на расчетный счет экспортера, а на расчетный счет иного резидента на основании заключенного между экспортером и данным резидентом договора уступки требования (с уведомлением нерезидента). При этом новый кредитор становится экспортером. В данном случае у нового кредитора возникает в силу абзаца 5 подп.1.16.1 п.1 Указа № 178 обязанность перерегистрировать сделку, обеспечить завершение внешнеторговой операции в установленные сроки.
Способы завершения внешнеторговой операции при экспорте определены подп.1.7 п.1 Указа № 178. Неденежные формы завершения внешнеторговых операций при экспорте определены п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2009 № 548/8 «О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга». Дата неденежного прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте определяется в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2009 № 898/10.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 июня 2019 г. следует руководствоваться абзацем 1 п.1 постановления № 548/8 с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 01.06.2019 № 353/10, которые не повлияли на суть материала. |
При расчетах по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт, экспортеры вправе принимать от нерезидентов в качестве оплаты векселя, выпущенные или авалированные банками-нерезидентами, соответствующими критериям, установленным Нацбанком. Учет векселей, являющихся расчетными документами по внешнеторговым договорам, вправе осуществлять банки, небанковские кредитно-финансовые организации, а также иные юридические лица, зарегистрированные в Республике Беларусь, уставный фонд которых сформирован в размере не менее 50 000 евро на дату учета векселя. Банки, небанковские кредитно-финансовые организации и включенные в реестр юридических лиц, осуществляющих учет векселей, юридические лица, осуществляющие учет векселей, вправе использовать иностранную валюту при расчетах с экспортерами по таким операциям и между собой в случае, если в иностранной валюте выражены обязательства нерезидента по внешнеторговому договору, предусматривающему экспорт, и по векселю, являющемуся расчетным документом по данному внешнеторговому договору (п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 17.02.2015 № 69 «Об использовании векселей»).
Особенности расчетов при импорте
При импорте расчеты по внешнеторговым договорам осуществляются только со счетов импортеров (в том числе специального счета аккредитива), за исключением расчетов, проводимых:
• с использованием кредитов банков, выданных импортерам, а также кредитов, выданных Правительству Республики Беларусь либо под его гарантии, ссуд, займов, средств международной технической помощи, предоставленных импортерам нерезидентами;
• со счета другого резидента в соответствии с условиями договора перевода долга, заключенного между импортером и данным резидентом (при этом новый должник становится импортером и у него возникает обязанность перерегистрировать сделку, обеспечить завершение внешнеторговой операции в установленные сроки);
• путем исполнения банком обязательств по выданным гарантиям по данным внешнеторговым договорам;
• посредством исполнения банком обязательств по валютно-обменным операциям;
• в иных случаях в порядке, установленном Нацбанком (подп.1.10 п.1 Указа № 178). Такие случаи определены подп.1.7 п.1 постановления № 101.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 июня 2019 г. следует руководствоваться подп.1.7 п.1 постановления № 101 в редакции постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.05.2019 № 234. |
Напомним, что с 13 мая 2015 г. отменены ограничения на авансовые платежи по импорту (постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 05.05.2015 № 277 «О признании утратившим силу постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 11 ноября 2008 г. № 165»). С указанной даты импортеры вправе осуществлять предоплату (авансовые платежи) по импортным внешнеторговым договорам резидентам любых стран.
Во внешнеторговом договоре при импорте может быть предусмотрено условие о предоставлении банковской гарантии в качестве обеспечения оплаты поставляемого товара. Использование банковской гарантии во внешнеторговом договоре экономически выгодно для импортера, поскольку при наличии банковской гарантии нерезиденты соглашаются на отсрочку оплаты, а расходы, связанные с выдачей банковской гарантии, намного меньше стоимости кредитных ресурсов.
Например, порядок расчета с условием предоставления банковской гарантии в договоре можно указать следующим образом:
«Покупатель производит оплату стоимости партии товара платежным поручением на расчетный счет Поставщика в течение ___ календарных дней от даты отгрузки партии товара согласно дате оформления железнодорожных накладных, но не ранее даты поступления товара на таможенную территорию Республики Беларусь. В качестве обеспечения оплаты поставляемого товара Покупатель предоставляет в пользу Продавца безотзывную банковскую гарантию в долларах США на сумму _______ долл. США сроком действия до «__» _________ 20__ г. включительно (на русском языке). Текст банковской гарантии в обязательном порядке согласовывается с Продавцом. Банковская гарантия должна быть выдана ____ «__________» до «__» ________ 20__ г. включительно. Банковские расходы, связанные с выдачей банковской гарантии, оплачивает Покупатель. Стороны договорились, что во всем, что прямо не обусловлено гарантией, она подчиняется Унифицированным правилам для гарантий по требованию (URDG), публикация МТП № 758, в редакции 2010 года».
Валюта договора (контракта)
По общему правилу денежные обязательства по валютным операциям между субъектом валютных операций - резидентом и между субъектом валютных операций - нерезидентом могут быть выражены и исполнены в иностранной валюте, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Нацбанком (п.24 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72). В развитие данной нормы Нацбанк направил банкам письмо от 25.06.2015 № 31-15/495 «О выборе валюты в расчетах с нерезидентами». Официальный курс белорусского рубля устанавливается по отношению к свободно конвертируемым иностранным валютам и ограниченно конвертируемым иностранным валютам (п.1 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 20.08.2001 № 208 «О порядке установления официального курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 июля 2021 г. действует постановление Правления Нацбанка от 31.05.2021 № 147 «О проведении валютных операций». Комментарий см. здесь. С 9 июля 2021 г. действует постановление Правления Нацбанка от 22.06.2021 № 176 «Об установлении официальных курсов белорусского рубля по отношению к иностранным валютам». |
При экспорте расчеты в белорусских рублях по внешнеторговым договорам, заключенным между резидентом и нерезидентом, осуществляются резидентом в порядке, установленном Нацбанком. Порядок расчетов резидентом по внешнеторговым договорам, заключенным между другим резидентом и нерезидентом, в белорусских рублях при экспорте определен в подп.1.2.1, 1.2.2 п.1 постановления № 101. При исполнении и прекращении обязательств по внешнеторговым договорам, по условиям которых (с учетом дополнительных соглашений к внешнеторговому договору) в качестве валюты платежа предусмотрен белорусский рубль, резиденты, являющиеся экспортерами, вправе получить денежные средства, причитающиеся им по внешнеторговым договорам, от других резидентов в качестве прекращения нерезидентами обязательств перед данными резидентами (подп.1.2.2 п.1 постановления № 101).
![]() |
Обратите внимание! Статья 11.38 КоАП устанавливает, что проведение расчетов при экспорте товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) в белорусских рублях резидентом по внешнеторговым договорам, заключенным между другим резидентом и нерезидентом, с нарушением требований законодательства влечет наложение штрафа в размере до 10 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в размере до 20 % от суммы этих средств. |
Приемка товара по количеству и качеству
Во внешнеторговом договоре важно предусмотреть:
• требования, которым должен соответствовать товар (указать конкретный ГОСТ или иной документ, действующий в конкретной стране, а также срок годности или гарантийный срок). Например, во внешнеторговый договор на поставку может быть включено такое условие: «Поставщик обязан поставить товар, срок годности которого должен составлять не менее 2/3 срока годности, установленного на данный товар, на дату поставки, в противном случае покупатель имеет право вернуть поставщику товар, не соответствующий данному условию»;
• требования, согласно которым производится приемка товара по количеству и качеству (можно указать, что приемка товара по количеству и качеству осуществляется в соответствии с Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 № 1290);
• порядок и срок вызова представителя поставщика, срок явки представителя поставщика, последствия неявки представителя поставщика для составления акта;
• обязанность поставлять товар, срок годности которого на дату отгрузки должен быть не менее конкретной части срока годности, установленного производителем товара;
• срок, порядок и форма заявления и разрешения претензий в отношении качества либо количества товара (при возникновении споров о качестве товара экспертизу товара рекомендуем проводить в независимой аттестованной и аккредитованной лаборатории);
• за чей счет проводится экспертиза качества товара в случае возникновения разногласий о качестве товара;
• алгоритм действий сторон в случае признания либо непризнания претензии;
• положение о том, что при невыполнении покупателем условий конкретного раздела договора претензии по качеству и количеству считаются необоснованными и рассмотрению не подлежат.
На практике данному разделу договора не уделяют должного внимания, однако он не менее важен, чем раздел об условиях поставки и расчетов. Следует сразу оговорить порядок действий сторон в случае поставки некачественного товара, чтобы впоследствии не возникало судебных тяжб и разрыва партнерских отношений.
Ответственность сторон
В этом разделе, как правило, предусматривают ответственность за несвоевременную оплату (поставку) товара, несвоевременное представление заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, за поставку товара ненадлежащего качества, простой транспорта. Можно указать, что окончание срока действия договора не освобождает виновную сторону от ответственности за его неисполнение либо ненадлежащее исполнение.
Иные условия договора (контракта)
Во внешнеторговом договоре также можно указать следующие условия:
1. «Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до __________, а в части неисполненных обязательств, возникших в период действия настоящего договора, - до их полного исполнения».
2. «Стороны взаимно признают документы, оформленные посредством факсимильной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Сторона, получившая документ посредством факсимильной связи, вправе потребовать от другой стороны представления оригинала этого документа».
Юридические адреса, банковские реквизиты, подписи сторон
Внешнеэкономический договор должен содержать наименование, местонахождение (юридический адрес) и банковские реквизиты нерезидента-контрагента. Под банковскими реквизитами понимаются наименование банка и банковский идентификационный код (или S.W.I.F.T.-код), расчетный счет.
При заключении внешнеторгового договора важно получить от контрагента выписку из торгового реестра страны регистрации или иной документ, подтверждающий юридический статус иностранного лица (желательно легализованный), а также документ, подтверждающий полномочия лица, подписывающего договор.
Регистрация внешнеторгового договора (контракта)
Регистрация сделки - проставление на документе (документах), посредством которого оформлено заключение внешнеторгового договора, оттиска штампа банка с указанием регистрационного номера сделки с заверением его подписью уполномоченного работника банка (при электронном документообороте - указание регистрационного номера сделки и заверение его электронной цифровой подписью).
По каждому внешнеторговому договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общая стоимость которых с учетом приложений и дополнений к этому договору составляет 3 000 евро в эквиваленте и более, экспортер (импортер) обязан до даты отгрузки (поступления) товаров либо проведения (поступления) платежей зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера), в порядке, установленном Нацбанком (подп.1.11 п.1 Указа № 178). Сделка в банке регистрируется по внешнеторговому договору один раз (регистрация каждой спецификации не требуется).
Если в договоре стоимость (цена, количество) услуг не определена и он исполняется на основании актов, счетов-фактур и иных документов, которые не относятся к приложениям к договору, то в данном случае экспортер (импортер) самостоятельно определяет стоимость услуг по договору, необходимую для регистрации сделки, и при регистрации сделки в соответствующем заявлении учиняет запись «стоимостью более 3 000 евро».
![]() |
Обратите внимание! Регистрация сделки - это не просто формальность. Таможенные операции в отношении товаров по внешнеторговым договорам в предусмотренных законодательством случаях совершаются только при наличии регистрационного номера сделки (который резидент обязан указать в таможенной декларации). В случае, когда в соответствии с законодательством таможенные операции не совершаются, резидент обязан указать регистрационный номер сделки (при его наличии) в статистической либо периодической статистической декларации. |
При регистрации сделки банки руководствуются Инструкцией о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46 (далее - Инструкция № 46).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 июля 2021 г. действует Инструкция о регистрации резидентами валютных договоров, утв. постановлением Правления Нацбанка от 12.02.2021 № 37. |
Резиденты обязаны перерегистрировать сделку при реорганизации резидента либо перемене лиц в обязательстве по внешнеторговому договору со стороны экспортера (импортера).
Перерегистрация сделки осуществляется только при заключении договора уступки права требования, перевода долга на общую стоимость товаров по договору, а в случае реорганизации - при условии изменения учетного номера плательщика резидента.
Перечень документов, предоставляемых в банк для регистрации (перерегистрации) сделки, а также форма заявления на регистрацию (перерегистрацию) сделки определены в письме Национального банка Республики Беларусь от 10.03.2009 № 21-16/34 «О регистрации сделки».
Завершение всех операций по внешнеторговому договору (контракту)
Информация о завершении всех операций по внешнеторговому договору представляется экспортером (импортером) в банк, осуществляющий регистрацию (перерегистрацию) сделки по этому договору, в произвольной форме (см. образец ниже) не позднее 30 календарных дней со дня установления экспортером (импортером) факта полного завершения всех операций по внешнеторговому договору (с учетом его продления) (часть третья п.20 Инструкции № 46). При этом данная информация может содержаться в сведениях о поступивших денежных средствах в виде записи: «Все операции по внешнеторговому договору (с учетом его продления) завершены». Ответственность за несвоевременность представления информации о завершении всех операций по внешнеторговому договору и за ее недостоверность возлагается на экспортера (импортера).
При регистрации и перерегистрации сделки по одному внешнеторговому договору в разных банках экспортер (импортер) представляет информацию о завершении всех операций по внешнеторговому договору в банки, осуществлявшие регистрацию и перерегистрацию сделки по этому договору. При ликвидации (реорганизации) банка, регистрировавшего (перерегистрировавшего) сделку, информация о завершении всех операций по внешнеторговому договору представляется в банк, обслуживающий счет экспортера (импортера).
После представления данных сведений банк будет считать внешнеторговый договор исполненным, платежи по нему проводиться не будут, копия договора будет помещена в архив. Сведения о завершении всех операций по внешнеторговому договору, поступившие от клиента, обслуживающий банк направляет в Нацбанк.
Фактом полного завершения всех операций по внешнеторговому договору (с учетом его продления) считается дата окончания исполнения сторонами всех обязательств, связанных с возмездной передачей товаров, а именно дата последнего поступления (проведения) платежа либо отгрузки (поступления) товаров, включая возврат платежей и товаров, осуществляемый в результате отказа одной из сторон от исполнения своих обязательств. При этом после представления резидентом в банк информации о завершении исполнения указанных обязательств по внешнеторговому договору допускается исполнение иных обязательств по договору (например, выплата штрафов, замена товара по гарантийным обязательствам).
Дата завершения последней операции по внешнеторговому договору определяется в соответствии с подп.1.6.1 (при экспорте), 1.6.2 (при импорте) п.1 Указа № 178.
По отдельным случаям установлены иные даты завершения внешнеторговых операций при экспорте (см. подп.1.5 и 1.6 п.1 постановления № 101).
В случае ошибочного представления информации резидентом о завершении всех операций по внешнеторговому договору он вправе продолжать исполнение обязательств по данному договору. При этом новой регистрации сделки не требуется. После завершения всех операций по договору резидент повторно представляет в банк данную информацию (часть четвертая п.4 письма Национального банка Республики Беларусь от 19.12.2011 № 21-17/254 «О применении законодательства»).
В случае перерегистрации сделки при переводе долга либо уступке требования и реорганизации резидента информацию о завершении всех операций по внешнеторговому договору представляет новый импортер (экспортер).
С практической точки зрения спорна ситуация, когда срок долгосрочного внешнеторгового договора еще не закончен, но все обязательства по нему исполнены. В таком случае необходимо получить от контрагента письменное уведомление о том, что действие внешнеторгового договора прекращается, либо заключить дополнительное соглашение о прекращении действия внешнеторгового договора. Тогда 30-дневный срок для представления в банк, осуществивший регистрацию сделки, информации о завершении всех операций по внешнеторговому договору будет отсчитываться от даты получения уведомления или от указанной в дополнительном соглашении даты прекращения действия внешнеторгового договора.
Приведем примерную форму сведений о завершении всех операций по внешнеторговому договору.
СВЕДЕНИЯ
о завершении всех операций по внешнеторговому договору
______________________
(наименование организации)
УНП ______________
1. Номер и дата внешнеторгового договора | 1, 01.01.2017 |
2. Вид договора | |
3. Регистрационный номер сделки | 000000/000000/00000 |
4. Дата завершения последней операции по внешнеторговому договору | 31.12.2017 |
Руководитель |
_________________ |
(______________________) | |
(подпись) |
(инициалы, фамилия) |
Дата представления в банк____________
Отметка банка о получении.
16.05.2018
Марина Шаляева, юрист