Пособие от 10.10.2017
Автор: Сафаревич Д.

Внешнеторговый договор: условия расчета


СОДЕРЖАНИЕ

 

Понятие условий расчета

Внешнеторговые договоры, в которых должны быть указаны условия расчета

Условия расчета и регистрация сделки

Условия расчета и банк как агент валютного контроля

 

Материал помещен в архив

 

ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ДОГОВОР: УСЛОВИЯ РАСЧЕТА

Юридические лица - резиденты и индивидуальные предприниматели - резиденты, осуществляя внешнеэкономическую деятельность, должны соблюдать императивные требования законодательства Республики Беларусь. Одно из таких требований - обязанность резидентов предусмотреть во внешнеторговом договоре условия расчета.

Данная обязанность предусмотрена подп.1.16.4 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ № 178).

Понятие условий расчета

Под условиями расчета в Указе № 178 понимается обязательство осуществления одной стороной расчета до исполнения либо по факту исполнения обязательства другой стороной с учетом норм, изложенных в подп.1.6.3 п.1 Указа № 178. Иными словами, импортер обязан указать в договоре, будет он платить нерезиденту предоплату либо оплатит товар по факту поставки. То же касается и экспортера: получит он предоплату от нерезидента, или нерезидент оплатит товар по факту поставки.

Датой отгрузки (поступления) товаров считается дата их помещения под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом таможенного союза, определенные Национальным банком Республики Беларусь (далее - Нацбанк) для целей валютного контроля (часть первая подп.1.6.3 п.1 Указа № 178).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 января 2019 г. в части первой подп.1.6.3 п.1 Указа № 178 слова «Таможенного союза» заменены словами «Евразийского экономического союза» на основании Указа Президента Республики Беларусь от 22.12.2018 № 490.

 

справочно

Справочно

Под таможенными процедурами для целей валютного контроля понимаются таможенные процедуры, предусмотренные названным выше Кодексом, за исключением таможенной процедуры транзита и специальной таможенной процедуры (подп.1.3 п.1 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 09.07.2009 № 101 «О проведении внешнеторговых операций»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 января 2019 г. постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.12.2018 № 624 в подп.1.3 п.1 постановления № 101 слова «Таможенного союза» заменены словами «Евразийского экономического союза».

 

Если в соответствии с законодательством совершение таможенных операций не производится, датой отгрузки товаров считается дата их отпуска со склада, осуществленного в установленном порядке, а датой поступления товаров - дата их оприходования в установленном порядке импортером на склад, находящийся на территории Республики Беларусь (часть вторая подп.1.6.3 п.1 Указа № 178).

В п.2 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72, установлено, что расчеты - исполнение денежного обязательства путем осуществления платежей в безналичном порядке либо в наличной форме.

В ст.665 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) применительно к предварительной оплате работы или оплате после окончательной сдачи результатов работы используется термин «порядок оплаты работы».

Таким образом, анализ законодательства Республики Беларусь не позволяет говорить о каком-то едином подходе в рассматриваемом вопросе. Однако в рамках Указа № 178 под условиями расчета нужно понимать либо предварительную оплату, либо оплату по факту.

Тем не менее по разъяснениям Нацбанка указание во внешнеторговых договорах дословной формулировки условий расчетов в соответствии с подп.1.16.4 п.1 Указа № 178 не требуется. Так, Нацбанк в письме от 29.12.2008 № 21-20/1595 «О применении норм инструкций» разъяснил, что в различных договорах условия расчета могут быть предусмотрены не в точном определении с требованиями Указа № 178. В связи с этим банк не должен обязывать экспортера (импортера) указывать во внешнеторговом договоре в буквальном смысле сроки поступления платежа, поставки товара, выполнения работ, оказания услуг. В письме от 23.07.2009 № 21-17/95 «О валютном контроле» Нацбанк также разъяснил, что в различных внешнеторговых договорах формулировка условий расчетов может отличаться от формулировки, предусмотренной подп.1.16.4 п.1 Указа № 178. В письме от 19.12.2011 № 21-17/254 «О применении законодательства» (далее - письмо № 21-17/254) Нацбанк разъяснил, что ссылка в подп.1.16.4 п.1 Указа № 178 на подп.1.6.3 п.1 Указа № 178 не означает обязательного применения резидентом в договоре терминов и понятий данного подпункта для установления условий расчета, а используется для исполнения резидентом требований, предусмотренных законодательством по валютному регулированию и валютному контролю в отношении расчетов по внешнеторговым операциям.

Внешнеторговые договоры могут предусматривать одновременно две формы расчетов: предварительную оплату и оплату по факту.

Исходя из подп.1.16.4 п.1 Указа № 178 и ст.402 ГК, можно сделать вывод, что условия расчета - существенное условие внешнеторгового договора.

Внешнеторговые договоры, в которых должны быть указаны условия расчета

В подп.1.6.3 п.1 Указа № 178 речь идет исключительно о товарах. Внешнеторговые экспортные или импортные договоры на поставку товара должны содержать условия расчета. Однако помимо внешнеторговых договоров, предусматривающих поставку товара, исходя из положений п.1 Указа № 178, внешнеторговыми признаются также договоры, заключенные между резидентами и нерезидентами, предусматривающие возмездную передачу охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг. Как быть с данными договорами?

Из подп.1.16.4 п.1 Указа № 178 следует, что условия расчета должны быть предусмотрены не только во внешнеторговых договорах, предметом которых выступают товары, но и во всех остальных, признаваемых внешнеторговыми. Право разъяснять Указ № 178 предоставлено Нацбанку (п.51 Указа № 178), а Нацбанк в письме № 21-17/254 разъяснил, что обязанность по указанию условий расчетов относится только к внешнеторговым договорам, предусматривающим возмездную передачу товаров.

Таким образом, Нацбанк сузил перечень внешнеторговых договоров, в которых должны быть указаны условия расчета: резиденты обязаны предусмотреть условия расчета исключительно во внешнеторговых договорах, предусматривающих возмездную передачу товаров.

Условия расчета и регистрация сделки

По каждому внешнеторговому договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общая стоимость которых с учетом приложений и дополнений к этому договору составляет 3 000 евро в эквиваленте и более, экспортер (импортер) обязан до даты отгрузки (поступления) товаров либо проведения (поступления) платежей зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера), в порядке, установленном Нацбанком (подп.1.11 п.1 Указа № 178).

 

справочно

Справочно

Инструкция о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля утверждена постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46 (далее - Инструкция № 46).

 

Следовательно, регистрировать сделку необходимо только по внешнеторговым договорам, предметом которых являются товары на сумму 3 000 евро в эквиваленте и более. Регистрация сделки осуществляется один раз в целом внешнеторгового договора, а не его приложений.

В Указе № 178 установлены три случая отказа банком в регистрации сделки. Один из них - несоответствие внешнеторгового договора требованиям подп.1.16.4 п.1 Указа № 178.

Таким образом, если клиент представляет в банк внешнеторговый договор, в котором содержатся условия расчета, то банк должен зарегистрировать сделку.

Представление в банк для регистрации сделки внешнеторгового договора, в котором отсутствуют условия расчета, влечет отказ банка в регистрации сделки.

В письме № 21-17/254 Нацбанк разъяснил, что условия расчетов могут указываться в отдельных приложениях к договору, что считается выполнением экспортером (импортером) требований подп.1.16.4 п.1 Указа № 178. По применению данного разъяснения на практике возможны следующие варианты.

1. Внешнеторговый договор содержит норму, согласно которой условия расчета указываются в приложениях, являющихся неотъемлемой частью внешнеторгового договора. На этапе регистрации сделки клиент представляет как сам договор, так и приложение, содержащее условия расчета. Банк регистрирует сделку, сохраняя для себя копии договора и приложения. Требования Указа № 178 соблюдены.

2. Внешнеторговый договор содержит норму, согласно которой условия расчета указываются в приложениях, являющихся неотъемлемой частью внешнеторгового договора. Однако на этапе регистрации сделки приложения еще нет и клиент не может его представить в банк. Каковы действия банка?

Для регистрации сделки клиент представляет в банк оригинал или копию внешнеторгового договора (п.10 Инструкции № 46). При регистрации сделки на первом листе оригинала или копии внешнеторгового договора проставляется оттиск штампа банка, регистрационный номер сделки с заверением его подписью уполномоченного работника банка (п.12 Инструкции № 46).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2019 г. в Инструкцию № 46 на основании постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.12.2018 № 612 внесены изменения.

 

Таким образом, в соответствии с Инструкцией № 46 клиент на этапе регистрации сделки обязан представить в банк сам договор без каких-либо приложений. Причем штамп банка о регистрации сделки ставится на первом листе именно договора. То есть из пп.10 и 12 Инструкции № 46 напрямую не следует, что клиент обязан представлять приложения в банк для регистрации сделки.

С другой стороны, банк:

1) вправе получать документы, объяснения, справки и сведения об осуществлении валютных операций (часть третья ст.27 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон));

2) при проведении клиентами валютных операций обязан потребовать представления документов, необходимых для осуществления банком функций агентов валютного контроля. Конкретный перечень документов определяется банком самостоятельно с учетом требований пп.7 и 8 Инструкции № 46 (п.16 Инструкции № 46).

Субъекты внешнеэкономической деятельности обязаны представить по требованию государственных органов и банков, уполномоченных согласно законодательству осуществлять контроль за проведением внешнеторговых операций, запрашиваемые в соответствии с их полномочиями документы в установленные ими сроки (подп.1.16.3 п.1 Указа № 178).

Более того, в соответствии с абзацем 6 п.2 Инструкции № 46 внешнеэкономический договор - соглашение между резидентом и нерезидентом об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (с учетом дополнений и приложений к нему). Любой внешнеторговый договор является внешнеэкономическим. Исходя из этого, в нашем случае: внешнеэкономический договор = внешнеторговый рамочный договор, в котором не содержатся все существенные условия договора, + приложение, которое содержит все недостающие условия договора (в том числе и условия расчета).

На основании изложенного можно сделать вывод, что банк на этапе регистрации сделки вправе потребовать, а клиент обязан предоставить приложение, являющееся неотъемлемой частью внешнеторгового договора и содержащее условия расчета. В противном случае банк обязан отказать в регистрации сделки.

Условия расчета и банк как агент валютного контроля

Банк является агентом валютного контроля (часть вторая ст.26 Закона). Порядок выполнения банками функций агентов валютного контроля установлен в Инструкции № 46.

С условиями расчета тесно связано такое понятие, как признак оплаты. Представляемые в банк при проведении платежей документы (платежная инструкция) и при поступлении денежных средств документы (сведения) должны содержать информацию о проводимых (поступивших) платежах по внешнеторговым договорам (за исключением внешнеторговых договоров, на которые не распространяется действие Указа № 178), в том числе признак оплаты:

• указывается «0» при проведении (поступлении) платежа до даты поступления (отгрузки) товаров, получения (передачи) охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности от нерезидента (нерезиденту), выполнения работ, оказания услуг нерезидентом (нерезиденту);

• указывается «1» при проведении (поступлении) платежа после даты поступления (отгрузки) товаров, получения (передачи) охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности от нерезидента (нерезиденту), выполнения работ, оказания услуг нерезидентом (нерезиденту), при возврате денежных средств или поступлении денежных средств в иных случаях, предусмотренных подп.1.7 и 1.9 п.1 Указа № 178. Когда по одному платежу одновременно необходимо указать разные признаки оплаты, то в данном случае признак оплаты проставляется по каждой части данного платежа отдельно (абзац 6 п.25 Инструкции № 46).

На практике возникает следующий вопрос: должен ли банк осуществлять контроль за соответствием признака оплаты, указываемого импортером в платежной инструкции, условиям расчета, содержащимся во внешнеторговом договоре? В части четвертой ст.19 Банковского кодекса Республики Беларусь установлено, что не допускается возложение на банки, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, функции контроля за соблюдением клиентами и другими лицами условий заключенных между ними договоров. Обязательства, вытекающие из заключенного между банком и клиентом договора, являются самостоятельными по отношению к обязательствам, вытекающим из договора, заключенного между клиентом и его контрагентом, для исполнения которого осуществляется банковский перевод (далее - основной договор). Банки не связаны условиями основного договора, а также объемом обязательств сторон по нему, в том числе и при наличии ссылки на основной договор в платежных инструкциях клиента. Банки не имеют права контролировать исполнение сторонами своих обязательств по основному договору, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, а также вмешиваться в отношения сторон основного договора (часть пятая ст.232 названного Кодекса).

Функции банка как агента валютного контроля содержатся в Инструкции № 46. Что проверяет банк во внешнеэкономическом договоре, закреплено в п.27 Инструкции № 46. Случаи отказа в платеже содержатся в п.28 Инструкции № 46.

Вывод: банк не должен осуществлять контроль за соответствием признака оплаты, указываемого импортером в платежной инструкции, условиям расчета, содержащимся во внешнеторговом договоре.

Например, в представляемых в банк внешнеторговых договорах встречаются следующие формулировки условий расчета: «оплата производится в течение 7 дней после отгрузки товара со склада продавца», «отсрочка платежа 7 календарных дней с момента передачи груза покупателю», «оплата товара производится в течение 10 дней после отгрузки». Эти формулировки могут быть использованы в зависимости от условий поставки как для предварительной оплаты, так и для оплаты по факту. Банк должен руководствоваться признаком оплаты, указанным клиентом в платежной инструкции.

Таким образом, банк не контролирует соблюдение резидентами договорных условий (соответствие условий расчета фактическому исполнению договора, соблюдение сроков оплаты, частей оплаты и т. д.).

 

10.10.2017

 

Денис Сафаревич, юрист

 

По этой теме также см.:

Договор с нерезидентом: форма, обязательные условия, регистрация сделки и уведомление банка.