Вопрос-ответ от 23.03.2018
Автор: Раковец В.

Водитель выезжает в командировку в г. Гомель из г. Минска на 2 дня. Температура в Минске при выезде -3, в Гомеле оба дня +2. Как применять нормы расхода топлива?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Водитель выезжает в командировку в г. Гомель из г. Минска на 2 дня. Температура в Минске при выезде -3, в Гомеле оба дня +2.

Как применять нормы расхода топлива?

 

ОТВЕТ: По мнению автора, формально у организации есть право применить повышенную норму расхода топлива в зимних условиях эксплуатации.

Порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования устанавливает Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее - Инструкция № 141).

Правильное применение норм расхода топлива важно для учета израсходованного топлива и для определения налогооблагаемой прибыли. Так, организациям следует иметь в виду, что в соответствии с подп.1.7 п.1 ст.131 Налогового кодекса Республики Беларусь при налогообложении не учитываются затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством. Указанное требование распространяется в том числе на топливо для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования (см.письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27.03.2012 № 2-2-23/637 «О некоторых вопросах исчисления и уплаты налога на прибыль»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. согласно части второй п.1 ст.169 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З) к затратам, учитываемым при налогообложении, относятся: затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и нормируемые затраты. К нормируемым затратам, в частности, относятся затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством.

При отсутствии таких норм для механических транспортных средств затраты принимаются в пределах норм расхода топлива, установленных их заводом-изготовителем, а при отсутствии таковых - в пределах норм, установленных руководителем организации. Нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не установлено законодательством. При отсутствии установленных норм расхода топливно-энергетических ресурсов затраты на оплату их стоимости признаются сверхнормативными (подп.1.2 п.1 ст.171 новой редакции данного Кодекса).

 

Организации могут применять повышения норм расхода топлива, предусмотренные Инструкцией № 141.

Повышение (понижение) норм расхода топлива устанавливается приказом руководителя организации или индивидуального предпринимателя на основании п.5 Инструкции № 141.

Повышение нормы расхода топлива осуществляется при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования на территории Республики Беларусь и за ее пределами в зимних условиях эксплуатации не более 10 % (часть первая подп.10.1 п.10 Инструкции № 141).

Для целей Инструкции № 141 зимние условия эксплуатации - эксплуатация автомобиля, машины, механизма и оборудования в условиях отрицательной температуры окружающего воздуха, ниже 0°C (абзац 12 части первой п.3 Инструкции № 141).

Отрицательная температура окружающего воздуха определяется на основании измерений, произведенных ответственным лицом организации, эксплуатирующей механическое транспортное средство, машину, механизм и оборудование, на дату и время выпуска механического транспортного средства на линию или на начало выполнения работы машиной, механизмом и оборудованием. Результаты измерений регистрируются в специальном журнале по форме согласно приложению к Инструкции № 141 (часть первая п.8 Инструкции № 141).

Поскольку на дату и время выпуска механического транспортного средства на линию (на начало выполнения работы машиной)температура окружающего воздуха отрицательная, по мнению автора, отсутствуют ограничения на применение повышения нормы расхода топлива при эксплуатации транспортного средства на территории Республики Беларусь в зимних условиях.

При этом необходимо учитывать следующее.

Определяя величину повышения нормы расхода топлива при эксплуатации транспортного средства на территории Республики Беларусь в зимних условиях, необходимо принимать во внимание фактический расход топлива. Списывать топливо тоже нужно исходя из фактического расхода.

Инструкция № 141 не предусматривает минимальной величины повышения линейной нормы расхода топлива, установленного подп.10.1 п.10 Инструкции № 141, как и не указывает, что такое повышение обязательно выражается целым числом.

Кроме того, по мнению автора, организация приказом руководителя имеет право определить особый порядок применения повышения нормы расхода топлива при эксплуатации транспортного средства на территории Республики Беларусь в зимних условиях эксплуатации в случае многодневных командировок (п.5 Инструкции № 141).

Например, возложить на водителя организации (иного сотрудника, находящегося в командировке вместе с водителем, при наличии такой возможности (что выглядит даже более предпочтительно с точки зрения контроля за правильностью применения норм расхода топлива)) обязанность по определению температуры окружающего воздуха в месте командирования (нахождения транспортного средства), установив порядок такого определения (например, по данным Гидрометеоцентра Республики Беларусь, приборов, имеющихся в наличии у командированных лиц, и др.).

 

23.03.2018

 

Виталий Раковец, аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»