


Материал помещен в архив
ВОИНСКИЙ УЧЕТ В ОРГАНИЗАЦИИ: ПОСТАНОВКА, ВЕДЕНИЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Воинский учет (далее - учет) - государственная система учета и анализа призывных и военнообязанных ресурсов.
Основные законодательные акты, регламентирующие учет:
• Закон Республики Беларусь от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (далее - Закон о воинской обязанности);
• Положение о воинском учете, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2003 № 1662 (далее - Положение о воинском учете).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 ноября 2019 г. Положение о воинском учете изложено в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2019 № 742; |
• Инструкция о порядке организации и ведения воинского учета военнообязанных, утвержденная постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 31.05.2011 № 21 (далее - Инструкция о воинском учете военнообязанных).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2020 г. действует постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 27.01.2020 № 5 «Об установлении форм документов воинского учета»; |
• Положение о порядке ведения регистрационного учета граждан по месту пребывания по месту нахождения государственного органа (организации), в котором предусмотрена военная служба, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.08.2010 № 1241;
• Положение о воинском учете в органах государственной безопасности, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2011 № 101;
• Инструкция о порядке организации и проведения учетно-призывной работы в военных комиссариатах, утвержденная постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 11.04.2011 № 12, и др.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 ноября 2019 г. следует руководствоваться Положением о призыве граждан на срочную военную службу, службу в резерве, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2019 № 741. С 26 января 2020 г. следует руководствоваться постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 13.01.2020 № 2 «Об установлении форм документов, образующихся при организации и проведении призыва граждан на срочную военную службу, службу в резерве». |
![]() |
Обратите внимание! Воинский учет призывников и военнообязанных ведется во всех организациях независимо от форм собственности (абзац 4 части второй п.2 Положения о воинском учете). |
Критерий | Содержание | Норма законодательства | |
Задачи учета | Обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности | Абзац 2 п.4 Положения о воинском учете | |
Виды учета |
Общий |
Специальный |
Статья 13 Закона о воинской обязанности |
На нем состоят военнообязанные, не забронированные за республиканскими органами государственного управления, другими государственными органами, иными организациями на период мобилизации и военного времени | На нем состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за республиканскими органами государственного управления, другими государственными органами, иными организациями (организациями) на период мобилизации и военного времени | ||
Объект учета |
В организации учету подлежат: |
Абзацы 9 и 10 ст.1 Закона о воинской обязанности | |
призывники |
военнообязанные | ||
граждане мужского пола, приписанные к призывному участку (с 16-летнего возраста) | граждане, состоящие в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь или других воинских формирований | ||
Справочно Запас Вооруженных Сил Республики Беларусь создается из числа граждан:- уволенных с военной службы, службы в резерве в запас Вооруженных Сил Республики Беларусь; - прошедших обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах или факультетах; - освобожденных от призыва на военную службу, службу в резерве; - отбывших наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях; - не прошедших военную службу по достижении ими 27-летнего возраста; - прошедших службу в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах финансовых расследований, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и зачисленных в запас Вооруженных Сил Республики Беларусь; - признанных по состоянию здоровья негодными к военной службе в мирное время; - прошедших альтернативную службу. От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2018 г. часть первая ст.67 Закона о воинской обязанности дополнена абзацем 11 на основании Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 126-З (далее - Закон № 126-З): запас Вооруженных Сил создается из числа граждан, направленных для постановки на воинский учет в военный комиссариат (обособленное подразделение) по месту жительства в соответствии с частью четвертой ст.17 Закона о воинской обязанности; |
Части первая, вторая ст.67 Закона о воинской обязанности. | ||
- граждан женского пола, имеющих военно-учетную специальность (врачи всех специальностей, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал). Запас органов государственной безопасности создается из числа граждан, имеющих воинские звания офицеров, уволенных из органов государственной безопасности, органа государственной охраны, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь |
Пункт 129 Инструкции о воинском учете | ||
Граждане, не подлежащие учету | 1. Проходящие военную, альтернативную службу, службу в резерве, в Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз, органах внутренних дел, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и имеющие специальные звания. 2. Совместители (так как воинский учет ведется по основному месту работы). 3. Получившие паспорт гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь. 4. Являющиеся гражданами других государств, лица без гражданства, а также лица, в отношении которых прекращено гражданство Республики Беларусь. 5. Достигшие предельного возраста состояния в запасе. 6. Признанные в установленном порядке негодными к военной службе с исключением с воинского учета. 7. На которых воинская обязанность не распространяется или которые подлежат исключению (снятию) с воинского учета |
Части шестая, седьмая ст.17 Закона о воинской обязанности; абзац 4, 7 ст.1 Закона о воинской обязанности; абзац 2 п.3 Инструкции о воинском учете военнообязанных; пп.16, 25, 29, 40 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.1998 № 868. От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 декабря 2018 г. в пп.16, 25 и 40 Положения № 868 внесены изменения постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2018 № 937. Изменения не повлияли на суть материала | |
Постановка учета в организации и назначение ответственного за его ведение |
Количество |
Часть первая подп.9.3 п.9 Положения о воинском учете | |
состоящих на воинском учете граждан в организации |
ответственных, работников | ||
от 500 до 2 500 |
1 | ||
от 2 500 до 5 000 |
2 | ||
от 5 000 до 8 000 |
3 | ||
+ каждые последующие 3 000 |
+ 1 | ||
1. Назначение приказом руководителя лица, ответственного за ведение воинского учета. | |||
Обратите внимание! Кандидатура ответственного за ведение воинского учета в организации должна быть согласована с военным комиссаром района. |
Пункт 117 Инструкции. | ||
Выполнение обязанностей ответственного за ведение воинского учета и бронирование военнообязанных возможно в порядке совмещения. Для установления совмещения по должности «инспектор по учету и бронированию военнообязанных» необходимо включить эту должность в штатное расписание. | |||
Справочно Наименование должности лица, ответственного за воинский учет, указано в выпуске 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих для всех видов деятельности» (приложение 1 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159) - «инспектор по учету и бронированию военнообязанных» (обязательно наличие среднего специального образования; к стажу работы требования не предъявляются).Состав подразделения, занимающегося ведением воинского учета и бронированием военнообязанных, а также его задачи определяются в приказе руководителя организации. |
Приложение 1 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159. | ||
2. Оборудование помещений и обеспечение железными шкафами, необходимыми для сохранности документов. Справочно Подробнее по данной теме см.:- предложение нанимателя об установлении работнику совмещения по должности инспектора по учету и бронированию военнообязанных; - дополнительное соглашение к трудовому договору об установлении работнику обязанностей по должности инспектора по учету и бронированию военнообязанных; - приказ об установлении совмещения по должности инспектора по учету и бронированию военнообязанных; - приказ о назначении ответственного за ведение воинского учета и бронирование военнообязанных |
Часть вторая п.117 Инструкции о воинском учете военнообязанных | ||
Основные обязанности ответственных за учет | 1. Составление плана работы по ведению воинского учета и бронированию военнообязанных. 2. Обеспечение полноты и качества воинского учета военнообязанных из числа работающих в организации, в том числе ведение: - картотеки личных карточек воинского учета на граждан, состоящих на воинском учете в организации; - приходно-расходной книги по учету бланков специального воинского учета. 3. Ежегодная сверка личных карточек военнообязанных с записями в военных билетах, представление этих карточек по требованию для сверки с учетными данными военного комиссариата. |
Пункты 119, 120 Инструкции о воинском учете военнообязанных. | |
4. Направление в недельный срок в местные исполнительные и распорядительные органы, военкоматы, иные организации, ведущие воинский учет, необходимых для занесения в документы воинского учета: - сведений о гражданах, становящихся на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете; - сведений об изменениях, касающихся семейного положения, состава семьи, уровня основного образования, должности (специальности) и места жительства граждан, подлежащих воинскому учету. 5. Представление по запросам военного комиссара (руководителя обособленного подразделения) сведений о численности работников организации, в том числе забронированных за организацией на период мобилизации и военного времени. |
Абзацы 6, 8 п.29 Положения о воинском учете. | ||
Обратите внимание! Вышеуказанная обязанность законодательством особо выделена для должностных лиц некоторых организаций.Ими являются: - руководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги; - должностные лица (работники) этих организаций, ответственные за военно-учетную работу; - собственники жилых домов. От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2018 г. ст.9 Закона о воинской обязанности изложена в новой редакции на основании Закона № 126-З. Должностные лица обязаны предоставлять документы также в военные комиссариаты (обособленные подразделения) и местные исполнительные и распорядительные органы, а такие документы на военнообязанных, состоящих или обязанных состоять в запасе органов государственной безопасности, - в управления Комитета государственной безопасности по областям. |
Часть вторая ст.9 Закона о воинской обязанности. | ||
6. Внесение предложений военкоматам районов (городов) по бронированию военнообязанных в своих интересах. 7. Представление в военкомат района (города) списков граждан мужского пола, подлежащих приписке к призывным участкам в следующем году (ежегодно до 1 декабря). 8. По требованию военкомата оповещение работников, состоящих на воинском учете, о вызовах в военкомат, а также обеспечение им возможности своевременной явки по повесткам в военкоматы |
Абзац 9 п.29 Положения о воинском учете; абзац 10 п.29 Положения о воинском учете; абзацы 11, 12 п.29 Положения о воинском учете | ||
Обязанности нанимателя при приеме на работу лиц, подлежащих воинскому учету | 1. Проверить у призывников и военнообязанных документы воинского учета (удостоверения и военные билеты). 2. Установить, состоят ли граждане, принимаемые на работу, на воинском учете по месту жительства. 3. Завести на каждого работника, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, личную карточку воинского учета, являющуюся документом основного учета призывников и военнообязанных в организации. 4. Сообщить в недельный срок в военные комиссариаты (обособленные подразделения) районов (городов) о каждом призывнике и военнообязанном, принятом на работу. От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2018 г. согласно ст.9 Закона о воинской обязанности (в редакции Закона № 126-З) сведения должны быть сообщены в месячный срок.Обратите внимание! Указанный срок отсчитывается с момента приема на работу призывника или военнообязанного. Данное сообщение следует составить в произвольной форме на бланке организации с указанием сведений о лице, подлежащем воинскому учету.С адресами, телефонами, режимами работы военкоматов можно ознакомиться в специальном разделе на сайте Министерства обороны Республики Беларусь - http://www.mil.by/ru/virtual_recruitment/office_address/vv_spisok/ |
Абзацы 2, 3 п.29 Положения о воинском учете; п.128 Инструкции о воинском учете военнообязанных; абзац 2 части первой ст.9 Закона о воинской обязанности; абзац 13 п.29 Положения о воинском учете | |
Обязанности нанимателя при увольнении лиц, подлежащих учету | 1. Внести запись об увольнении в личную карточку воинского учета военнообязанного. 2. Сообщить об увольнении таких работников в недельный срок в орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства работников. От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2018 г. согласно ст.9 Закона о воинской обязанности (в редакции Закона № 126-З) сведения должны быть сообщены в месячный срок |
Пункт 131 Инструкции о воинском учете военнообязанных; абзац 2 части первой ст.9 Закона о воинской обязанности | |
Ответственность (на должностное лицо) | Нарушение | Размер штрафа (в базовых величинах) | Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях |
1. Непредставление должностным лицом в установленный срок в военкомат (обособленное подразделение военкомата) списков граждан, подлежащих приписке к призывным участкам в следующем году |
От 2 до 4 |
Статья 25.2 | |
2. Умышленное неоповещение должностным лицом допризывника, призывника и военнообязанного о вызове в военкомат (обособленное подразделение военкомата), а также воспрепятствование явке указанных лиц на призывные (сборные) пункты |
От 2 до 4 |
Статья 25.3 | |
3. Несвоевременное представление должностными лицами организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, а также собственником жилого дома в военкомат (обособленное подразделение военкомата) и местный исполнительный и распорядительный орган документов, необходимых для воинского учета призывников и военнообязанных |
От 4 до 6 |
Статья 25.4 | |
4. Нарушение гражданами обязанностей по воинскому учету |
От 2 до 3 |
Часть первая ст.25.8 | |
5. Нарушение должностным лицом обязанностей по воинскому учету или воспрепятствование выполнению гражданами обязанностей по воинскому учету |
От 4 до 5 |
Часть вторая ст.25.8 | |
6. Прием граждан на работу без представления документов воинского учета |
До 5 |
Статья 23.15 |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. ст.23.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях исключена на основании Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З. Комментарий см. здесь. С 1 марта 2021 г. действует КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Следует руководствоваться ст.26.1-26.3 нового Кодекса. |
![]() |
Справочно Для более детального изучения см. материал: • «Приказ о передаче документов специального воинского учета (пример)». |
30.10.2015
Талина Лукьяненко, DipIAS ICFM, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»