Пособие от 17.12.2013
Автор: Прокопенко Ю.

Возможность совладения правом на товарный знак. Коллективный товарный знак и совместные права на товарный знак


 

Материал помещен в архив

 

ВОЗМОЖНОСТЬ СОВЛАДЕНИЯ ПРАВОМ НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТОВАРНЫЙ ЗНАК И СОВМЕСТНЫЕ ПРАВА НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК

Возможность совладения правом на товарный знак по белорусскому законодательству

Совладение товарным знаком - явление, не известное белорусскому законодателю. Национальное законодательство не предусматривает возможности подачи заявки на регистрацию товарного знака и получения свидетельства на нескольких заявителей (владельцев) по сравнению с некоторыми странами, в практике которых применяется совладение правом на товарный знак.

Так, в п.2 ст.1229 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплена возможность принадлежности исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (кроме исключительного права на фирменное наименование) одному лицу или нескольким лицам совместно. При этом взаимоотношения лиц, которым исключительное право принадлежит совместно, определяются соглашением между ними (п.3 ст.1229 ГК РФ).

Закон Украины от 15.12.1993 № 3689-XII «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» также допускает совместное владение правами на товарный знак (ст.14, 16).

Аналогичная практика закреплена в законодательстве Франции, Великобритании, Австралии, Китая и иных стран.

 

Обратите внимание!

Анализ международных договоров позволяет сделать вывод, что совладение правом на товарный знак на территории Республики Беларусь может иметь место в ситуации, когда товарный знак зарегистрирован по Мадридской системе с расширением международной регистрации на территорию Республики Беларусь (когда законодательство страны - места базовой регистрации допускает совладение правами на товарный знак).

 

Данный вывод следует из Мадридского соглашения о международной регистрации знаков (вместе с Общей инструкцией к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков и Протоколу к этому соглашению (далее - Общая инструкция)) (заключено в г.Мадриде 14 апреля 1891 г.) (далее - Соглашение) и Протокола к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков (подписан в г.Мадриде 28 июня 1989 г.) (далее - Протокол).

В разделе 2 (правило 8) Общей инструкции указано, что два или несколько заявителей могут совместно подать международную заявку, регулируемую исключительно Соглашением или регулируемую Соглашением и Протоколом, если они являются совместными владельцами базовой регистрации и если страна происхождения в соответствии с определением, содержащимся в ст.1 (3) Соглашения, является одной и той же для всех заявителей. Два или несколько заявителей могут совместно подать международную заявку, регулируемую исключительно Протоколом, если базовая заявка была подана ими совместно или если они являются совместными владельцами базовой регистрации, и если в отношении договаривающейся стороны, чье ведомство является ведомством происхождения, каждый из них отвечает требованиям для целей подачи международной заявки в соответствии со ст.2 (1) Протокола.

Таким образом, по мнению автора, на сегодняшний день совместные права на товарные знаки в Республике Беларусь могут возникать только на основании международной регистрации по Мадридской системе, когда базовая регистрация имеет место в стране, законодательство которой допускает совладение правами на товарный знак. Если основой для международной регистрации является базовая регистрация в Республике Беларусь, то подача международной заявки несколькими лицами не допускается, поскольку в белорусском законодательстве отсутствует возможность совместного владения правами на товарный знак.

 

Справочно

Подробнее см. алгоритм «Международная регистрация товарных знаков: алгоритм действий по регистрации товарных знаков через Всемирную организацию интеллектуальной собственности».

Коллективный товарный знак и совместные права на товарный знак: соотношение понятий и правовых режимов

Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК), а также Закон Республики Беларусь от 05.02.1993 № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания» (далее - Закон о товарных знаках) предусматривают возможность регистрации только коллективного товарного знака.

Однако понятия «коллективный товарный знак» и «совместные права на товарный знак» не являются синонимичными и предусматривают различные режимы владения, пользования и распоряжения такими товарными знаками.

Согласно ст.18 Закона о товарных знаках, п.1 ст.1021 ГК коллективным знаком является товарный знак объединения юридических лиц, предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых им товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 июля 2016 г. ст.18 Закона о товарных знаках и п.1 ст.1021 ГК изложены в новой редакции Законом Республики Беларусь от 05.01.2016 № 352-З (далее - Закон № 352-З).

 

Коллективный товарный знак принадлежит только объединению, но не предприятиям, входящим в его состав. Предприятия приобретают право обозначать коллективным товарным знаком свои товары или услуги при условии вхождения в состав объединения.

 

Справочно

Объединение юридических лиц представляют собой объединения коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, а также объединения коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов, объединений коммерческих, некоммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей в форме государственных объединений (концерны, производственные, научно-производственные или иные объединения).

Ранее юридические лица могли создавать объединения, в т.ч. с участием иностранных юридических лиц, в форме хозяйственных групп. Однако с 24 августа 2013 г. создание хозяйственных групп прекращено (п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 22.08.2013 № 368 «О признании утратившими силу некоторых указов и отдельных положений указов Президента Республики Беларусь и прекращении создания и деятельности хозяйственных групп»). Участники хозяйственных групп, созданных до 24 августа 2013 г., должны до 31 декабря 2013 г. принять в установленном порядке меры по прекращению деятельности данных хозяйственных групп и в случае необходимости могут объединиться в иные формы объединений юридических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренные законодательством.

В Республике Беларусь объединения юридических лиц создаются также в форме холдингов (Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь»).

 

Создание объединения сопряжено с определенной работой, включающей решение ряда организационных, кадровых, финансовых и иных вопросов. Несмотря на то что пользоваться коллективным знаком может каждое из входящих в объединение лицо, правообладателем все равно является только одно лицо - объединение.

Необходимость преодоления указанных выше трудностей и желание обладать равными правами на товарный знак поднимает вопрос о необходимости введения в национальное законодательство института совместного владения правами на товарный знак. Об этом также свидетельствует небольшое количество зарегистрированных коллективных товарных знаков в Республике Беларусь (зарегистрировано 7 коллективных товарных знаков по состоянию на май 2013 г.)

Кроме того, целесообразность введения института совладения правами на товарный знак в национальное законодательство связана с тем, что физические лица как владельцы товарных знаков в настоящее время ограничены в возможности иметь права (совместные либо принадлежащие каждому из них) в отношении одного товарного знака: воспользоваться институтом коллективного товарного знака они не вправе, поскольку не могут входить в объединение юридических лиц, а регистрация совместных товарных знаков законодательством для физических лиц не предусмотрена.

Особенности совместного права на товарный знак

С точки зрения правового режима различия прав на коллективный товарный знак и совместных прав на товарный знак заключаются в следующем. По правовой природе совместные права на товарный знак представляют собой некий аналог общей долевой собственности. Исходя из природы совместных прав, совладельцы товарного знака должны распоряжаться товарным знаком совместно.

По аналогии с общей долевой собственностью пользование товарным знаком также должно осуществляться по соглашению между собственниками товарного знака (ст.250 ГК). Принцип совместного использования объекта интеллектуальной собственности - произведения закреплен в ст.9 Закона Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах», где указано, что право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно, если иное не предусмотрено договором между ними.

Вместе с тем любопытным является принцип «индивидуального использования» результата интеллектуальной деятельности, закрепленный в ГК РФ. Так, в п.3 ст.1229 ГК РФ указано: в случае когда исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации принадлежит нескольким лицам совместно, каждый из правообладателей может использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению, если ГК РФ или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное. Взаимоотношения лиц, которым исключительное право принадлежит совместно, определяются соглашением между ними.

При этом, как указывает юрист Э.П.Гаврилов, необходимо учитывать, что индивидуальное по собственному усмотрению использование объекта исключительного права, принадлежащего нескольким лицам, возможно в значительно большем количестве случаев и играет заведомо большую хозяйственную роль, чем использование объекта общей долевой собственности одним из сособственников (о чем сразу же становится известно остальным сособственникам, поскольку объект общей собственности - вещь - в каждый данный момент времени способен находиться только в одном месте). Поэтому собственники имеют право добиваться в суде заключения соглашения об использовании.

Что касается индивидуального применения исключительного права лишь одним из нескольких правообладателей, то, во-первых, оно длительное время может быть неизвестным остальным правообладателям и, во-вторых, даже если о таком использовании стало известно, они все равно не правомочны потребовать через суд заключения соглашения о том, чтобы такое индивидуальное использование было признано совместным.

По какому пути пойдет белорусский законодатель покажет время, однако, по мнению автора природа совместных прав на товарные знаки, а также особенности данного объекта интеллектуальной собственности позволяют каждому из собственников использовать товарный знак по своему усмотрению, не нарушая при этом права иных собственников. Распоряжение же товарным знаком должно осуществляться по согласию всех собственников.

Особенности коллективного права на товарный знак

Правомочия в отношении коллективного товарного знака скорее характеризуются термином «самостоятельные исключительные права на товарный знак». У разных лиц возникают самостоятельные исключительные права, не зависящие друг от друга, и как такового аналога общей долевой собственности в такой ситуации не возникает. Каждое такое лицо вправе использовать свой охраняемый объект изолированно, без согласия других лиц.

Полномочия по использованию коллективного товарного знака не являются абсолютными, они ограничиваются положением о коллективном товарном знаке, которое в обязательном порядке подается в регистрирующий орган при регистрации коллективного товарного знака.

В положении о коллективном товарном знаке содержатся наименование лица, уполномоченного регистрировать коллективный знак, перечень лиц, имеющих право на использование этого знака, цель его регистрации, перечень и единые качественные или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком, условия его использования, порядок контроля за его использованием, ответственность за нарушение положения о коллективном знаке (ст.19 Закона о товарных знаках).

Правомочиями распоряжения товарным знаком лица, входящие в объединение, не обладают. Более того, в силу части третьей ст.19 Закона о товарных знаках коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы (эту норму, по мнению автора, следует понимать как ограничение на передачу прав на товарный знак как самим объединением, так и юридическими лицами, входящими в состав объединения).

 

Обратите внимание!

Следует учитывать, что коллективный знак или заявка на его регистрацию могут быть преобразованы в товарный знак одного из лиц, имевших право на его использование в соответствии с положением о коллективном знаке, либо в заявку на его регистрацию (часть четвертая ст.19 Закона о товарных знаках).

Защита прав на товарный знак

Что касается полномочий по защите прав на товарный знак, то здесь следует отметить следующее.

Если речь идет о совместных правах на товарный знак, то, исходя из принципа судебной защиты, любой владелец вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав. При этом представляется, что, поскольку все владельцы товарного знака являются равноправными субъектами, а право на защиту является конституционным принципом (ст.60 Конституции Республики Беларусь), это право каждого владельца товарного знака на защиту прав на товарный знак не может быть изменено соглашением между обладателями исключительного права.

Как считает автор, в отношении коллективного товарного знака должно действовать аналогичное правило: лица, входящие в объединение и имеющие право использовать товарный знак, при защите своих прав вправе действовать как совместно, так и самостоятельно.

Различия в правовом режиме коллективного товарного знака и совместного права на товарный знак

Различия в правовом режиме коллективного товарного знака и товарного знака, права на который принадлежат нескольким лицам, можно свести к следующему:

 

Признак сравнения

Коллективный товарный знак

Совместные права на товарный знак

Владелец товарного знака

Объединение юридических лиц

Каждое из юридических лиц, на которое зарегистрирован товарный знак

Правомочие использования товарного знака

Принадлежит каждому из лиц, входящему в состав объединения, определяется (ограничивается) положением о коллективном товарном знаке

Используется каждым из владельцев по своему усмотрению

Используется для обозначения выпускаемых и реализуемых объединением товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками

Используется для обозначения любых товаров (услуг), для которых товарный знак зарегистрирован

Правомочие распоряжения товарным знаком

Принадлежит объединению. При этом коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы

Осуществляется по соглашению между владельцами товарного знака

Право на защиту прав на товарный знак

Имеет как объединение, так и лица, входящие в его состав

Имеет каждый из совладельцев

Альтернативные способы совладения товарным знаком. Лицензионный договор

Альтернативой совладения товарным знаком является предоставление права на использование товарного знака по лицензионному договору (неисключительной лицензии, когда право использования товарного знака, выдачи лицензии другим лицам сохраняется за лицензиаром (п.2 ст.985 ГК)).

Товарный знак лицензиат вправе использовать в пределах и порядке, определенных лицензионным договором.

 

Справочно

Форму лицензионного договора передачи прав на товарный знак см. здесь.

 

Обратите внимание!

Обязательным условием, подлежащим включению в любой лицензионный договор, является условие о том, что качество товаров и (или) услуг лицензиата будет не ниже качества товаров и (или) услуг лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия (ст.1023 ГК, п.2 ст.23 Закона о товарных знаках).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 июля 2016 г. ст.1023 ГК и ст.23 и 24 Закона о товарных знаках изложены в новой редакции Законом № 352-З.

 

С 15 января 2013 г. лицензионный договор, а равно и договор уступки права на товарный знак, договор о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, а также изменения в зарегистрированном лицензионном договоре, договоре о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, подлежат регистрации в патентном органе и без такой регистрации считаются недействительными. Ранее требовалось только уведомление патентного органа о заключении, изменении и прекращении действия таких договоров (ст.24 Закона о товарных знаках).

Ситуация, когда у нескольких лиц возникают самостоятельные права на товарный знак, может также возникнуть, когда в качестве товарного знака регистрируется обозначение, тождественное или сходное до степени смешения с товарным знаком, уже принадлежащим иному лицу, с письменного согласия владельца товарного знака (часть вторая ст.5 Закона о товарных знаках).

В такой ситуации более позднему владельцу, получившему согласие на регистрацию тождественного товарного знака, будет выдано отдельное свидетельство, в результате чего появится еще один товарный знак, сфера действия исключительного права на который частично или полностью будет совпадать со сферой действия более раннего товарного знака.

Складывается ситуация, когда у разных лиц имеются самостоятельные исключительные права, не зависимые друг от друга, но взаимно ограниченные: ни один из владельцев не может предъявлять претензии к другим владельцам по поводу нарушения своего исключительного права.

Все изложенное позволяет сделать вывод, что многообразие коммерческих отношений диктует необходимость введения института совладения правами на товарный знак. Каждая из существующих форм, обеспечивающих наличие правомочий нескольких субъектов на один товарный знак, имеет свои особенности, и каждая из них по природе отлична от совместных прав на товарный знак. Вместе с тем совладение правами на товарный знак на территории Республики Беларусь возможно только в отношении товарных знаков, зарегистрированных через Мадридскую систему по базовой заявке в стране, где совладение правами на товарный знак допускается законодательством.

 

17.12.2013

 

Юлия Прокопенко, юрист Revera Consulting Group