Вопрос-ответ от 10.11.2015
Автор: Раковец В.

Временная норма расхода топлива на новый автомобиль установлена организацией решением руководителя 17 марта 2015 г. Республиканское унитарное предприятие «Белорусский научно-исследовательский институт транспорта "Транстехника"» 10 августа установило рекомендуемую норму расхода топлива на данный автомобиль (меньше временной). Данная норма на основании приказа руководителя организации применяется в организации с 1 сентября. Имеет ли право организация с 10 августа до 1 сентября 2015 г. относить топливо на затраты, учитываемые при налогообложении?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Временная норма расхода топлива на новый автомобиль установлена организацией решением руководителя 17 марта 2015 г.

Республиканское унитарное предприятие «Белорусский научно-исследовательский институт транспорта "Транстехника"» (далее - РУП «Транстехника») 10 августа 2015 г. установило рекомендуемую норму расхода топлива на данный автомобиль (меньше временной). Данная норма на основании приказа руководителя организации применяется в организации с 1 сентября 2015 г.

Имеет ли право организация с 10 августа до 1 сентября 2015 г. относить топливо на затраты, учитываемые при налогообложении?

 

ОТВЕТ: Не имеет.

В случае отсутствия установленной нормы расхода топлива до ее установления учет расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования в Республике Беларусь производится по временной норме на срок не более 6 месяцев (п.7 Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141, далее - Инструкция № 141).

 

Справочно

Временная норма расхода топлива - объем топлива, потребляемый двигателем механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, соответствующий контрольному расходу топлива, установленному организацией (заводом) - изготовителем для данного механического транспортного средства, машины, механизма, оборудования в инструкции по эксплуатации (п.3 Инструкции № 141).

 

В случае отсутствия контрольного расхода топлива, установленного заводом-изготовителем, временная норма расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.

Таким образом, временную норму расхода топлива на новый автомобиль организация могла применять до 10 августа 2015 г. С этой же даты организации надлежало применять рекомендуемую РУП «Транстехника» норму расхода топлива на данный автомобиль.

Следует отметить, что согласно подп.1.7 п.1 ст.131 Налогового кодекса Республики Беларусь при налогообложении не учитываются затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством. Установленное требование распространяется в том числе на топливо для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования (п.1 письма Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27.03.2012 № 2-2-23/637 «О некоторых вопросах исчисления и уплаты налога на прибыль»).

Таким образом, сумму расхода топлива, которая превышает рассчитанную исходя из установленной РУП «Транстехника» нормы расхода топлива, не следует учитывать при налогообложении прибыли.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. согласно части второй п.1 ст.169 вышеназванного Кодекса (в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З) к затратам, учитываемым при налогообложении, относятся: затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и нормируемые затраты. К нормируемым затратам, в частности, относятся затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством. При отсутствии таких норм для механических транспортных средств затраты принимаются в пределах норм расхода топлива, установленных их заводом-изготовителем, а при отсутствии таковых - в пределах норм, установленных руководителем организации. Нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не установлено законодательством. При отсутствии установленных норм расхода топливно-энергетических ресурсов затраты на оплату их стоимости признаются сверхнормативными (подп.1.2 п.1 ст.171 новой редакции данного Кодекса).

С 1 сентября 2019 г. действует постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 01.08.2019 № 44 «Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности».

 

10.11.2015

 

Виталий Раковец, аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»