Пособие от 15.07.2009
Автор: Кожич Л.

Выбор организационно-правовой формы юридического лица


 

Материал помещен в архив

 

ВЫБОР ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

После того как принято решение о создании своего бизнеса учредитель сталкивается с проблемой выбора организационно-правовой формы будущего юридического лица. Из анализа п.2 ст.46 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) следует, что в Республике Беларусь коммерческие организации могут создаваться в форме полных и коммандитных товариществ, обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью, закрытых и открытых акционерных обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Ниже рассмотрим те принципиальные особенности создания и деятельности обществ с ограниченной ответственностью (ООО), обществ с дополнительной ответственностью (ОДО), закрытых и открытых акционерных обществ (ЗАО и ОАО), а также унитарных предприятий, которые важны при выборе одной из этих организационно-правовых форм будущего юридического лица. Не будут рассмотрены как не получившие широкого распространения в Республике Беларусь такие организационно-правовые формы, как:

1) полные и коммандитные товарищества, поскольку предполагают «двойную» регистрацию - учредителями полных товариществ и полными товарищами в коммандитных товариществах могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, они солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом, что означает право кредиторов при недостаточности имущества товарищества обратиться за взысканием долга в полном объеме к любому из участников, также имеются нюансы при выходе из состава участников товарищества и др.;

2) производственные кооперативы, поскольку предполагают не только денежные (имущественные) вклады учредителей в развитие бизнеса, но и личное трудовое участие в его деятельности. При этом распределение прибыли также ставится в зависимость от трудового участия участника в деятельности кооператива;

3) крестьянские (фермерские) хозяйства, поскольку предполагают определенную цель создания организации - производство сельскохозяйственной продукции, а также ее переработку, хранение, транспортировку и реализацию, личное трудовое участие и могут быть созданы одним учредителем либо членами одной семьи.

Вышеуказанные формы организации бизнеса не получили широкого распространения в силу специфики их создания и деятельности. На практике проще найти партнера, готового вкладывать свои средства в развитие общего бизнеса и рисковать лишь в пределах вложенной суммы, чем партнера, готового принимать личное трудовое участие в деятельности фирмы и нести ответственность по долгам фирмы всем своим имуществом. За рамками материала осталась и специфика создания организаций с иностранными инвестициями. Однако следует отметить, что такие организации подчиняются, за некоторыми исключениями, общим нормам законодательства, регулирующим соответствующие организационно-правовые формы.

Унитарное предприятие

Как любая форма организации своего бизнеса, унитарное предприятие (конкретно унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного управления) имеет как преимущества, так и недостатки.

Так, унитарное предприятие может быть организовано лишь одним лицом (физическим либо юридическим).

Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия после вступления в силу с 1 февраля 2009 г. Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение), законодательством не установлен, т.е. учредитель сам определяет сумму своего вклада.

Вкладом в уставный фонд унитарного предприятия могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку.

Уставный фонд унитарного предприятия должен быть сформирован на 100 % на момент представления документов для государственной регистрации.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит учредителю на праве собственности, а унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, что предполагает, помимо прочего, получение согласия собственника на продажу принадлежащего унитарному предприятию недвижимого имущества, передачу его в аренду, залог, внесение в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных обществ и товариществ, а также на распоряжение этим имуществом иным способом.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, утверждаемый учредителем предприятия (п.2 ст.114 ГК).

В соответствии с п.5 Положения местом нахождения унитарного предприятия может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица - собственника имущества унитарного предприятия, если:

жилое помещение принадлежит ему на праве собственности (находится в долевой или совместной собственности) - с согласия иного собственника (всех собственников), а также всех совершеннолетних членов его семьи (и членов семьи всех собственников), проживающих в этом помещении;

учредитель постоянно проживает в жилом помещении (за исключением жилого помещения государственного жилищного фонда), о чем свидетельствуют соответствующий штамп (штамп о регистрации по месту жительства) в паспорте либо сведения в карточке регистрации (домовой книге), - с согласия собственника (всех собственников) жилого помещения частного жилищного фонда, а также проживающих в данном помещении всех совершеннолетних членов семьи собственника (всех собственников).

Однако осуществление производственной деятельности (выполнение работ, оказание услуг) в таком жилом помещении не допускается без перевода этого помещения в нежилое в порядке, определенном законодательством.

Учредитель унитарного предприятия имеет право занимать должность директора своего предприятия, даже если имеет основное место работы, т.е. работать по совместительству, что не допускается в отношении юридических лиц иных организационно-правовых форм в силу ст.255 Трудового кодекса РБ (далее - ТК), устанавливающей запрет руководителю организации на выполнение оплачиваемой работы на условиях, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики.

Возможность выполнять работу на условиях штатного совместительства следует из анализа части второй ст.252 ТК, которая выводит за рамки главы ТК, посвященной регулированию труда руководителя организации, случаи, когда такой руководитель является единственным собственником имущества организации или индивидуальным предпринимателем.

Директору унитарного предприятия предоставлено право самому вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, если это предусмотрено уставом предприятия (часть четвертая ст.7 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 3321-XII)). В таком случае в штате отсутствует должность главного бухгалтера (бухгалтера). Руководитель лишь ведет бухгалтерский учет и составляет бухгалтерскую отчетность, а следовательно, к нему неприменимы квалификационные требования, распространяющиеся на главного бухгалтера, предусмотренные частью третьей ст.7 Закона № 3321-XI, т.е. необязательно наличие высшего специального образования или наличие специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее 5 лет.

Норма об отсутствии необходимости иметь в штате главного бухгалтера не только позволяет на этапе развития фирмы сократить расходы юридического лица по заработной плате, но и выгодна унитарным предприятиям, применяющим упрощенную систему налогообложения, которая подразумевает количественное ограничение работников.

Унитарное предприятие не отвечает по обязательствам учредителя или собственника его имущества, а учредитель предприятия не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случая, когда экономическая несостоятельность (банкротство) предприятия вызвана учредителем или другими лицами, в т.ч. руководителем предприятия, имеющими право давать обязательные для предприятия указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия. На таких лиц при недостаточности имущества предприятия возлагается субсидиарная (дополнительная) ответственность по обязательствам последнего. Норма о привлечении учредителей (участников) к дополнительной ответственности по обязательствам юридического лица предусмотрена п.1.35 Указа Президента РБ от 12.11.2003 № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» (далее - Указ № 508) и носит универсальный характер, а значит, распространяется как на унитарные предприятия, так и на хозяйственные общества.

Для привлечения к субсидиарной ответственности необходимо, чтобы судом были установлены следующие обстоятельства (п.9 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ от 27.10.2006 № 11 «О некоторых вопросах применения субсидиарной ответственности»):

1) наличие у соответствующего лица права давать обязательные для юридического лица указания либо возможности иным образом определять его действия;

2) совершение соответствующим лицом действий (или его бездействие), свидетельствующих об использовании принадлежащего ему права давать обязательные для юридического лица указания или использовании своих возможностей иным образом определять его действия;

3) наличие причинно-следственной связи между использованием соответствующим лицом своих прав и (или) возможностей в отношении юридического лица и последствиями в виде признания должника банкротом;

4) недостаточность имущества должника для удовлетворения требований кредиторов.

Единственным органом унитарного предприятия признается руководитель. Такой вывод вытекает из толкования п.4 ст.113 ГК, который устанавливает, что органом унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником имущества либо уполномоченным собственником органом, и ему подотчетен. Возникает вопрос по поводу статуса уполномоченного собственником органа. Очевидно, в данном случае речь идет о возможности назначения руководителя государственным органом управления, который к органам юридического лица отношения не имеет.

Следует иметь в виду, что в соответствии с п.1 ст.49 ГК юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законодательными актами и учредительными документами.

Лишь в предусмотренных законодательными актами случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников (п.2 ст.49 ГК).

Это означает, что практически вся полнота власти в унитарном предприятии находится в руках руководителя. Любое расширение прав учредителя в отношениях с третьими лицами по сравнению с нормами законодательных актов, будет неправомерным.

Кроме того, наличие лишь одного органа в унитарном предприятии существенно снижает риск субсидиарной ответственности учредителя, если он одновременно не является и руководителем унитарного предприятия.

Один из основных недостатков унитарного предприятия - сложность выхода из бизнеса при данной организационно-правовой форме, поскольку предполагает либо 1) продажу предприятия как имущественного комплекса, либо 2) его ликвидацию, либо 3) принятие в состав участников третьих лиц с последующей реорганизацией унитарного предприятия, например, в хозяйственное общество и выходом первоначального учредителя из состава этого общества.

В первом случае при продаже предприятия необходимо зарегистрировать его как имущественный комплекс в научно-производственном государственном республиканском унитарном предприятии «Национальное кадастровое агентство», во втором - потратить достаточно времени, сил и средств на ликвидацию предприятия, в третьем - предполагается регистрация реорганизации из унитарного предприятия в хозяйственное общество, а затем регистрация изменения состава участников (либо еще одна реорганизация из хозяйственного общества в унитарное предприятие).

Общество с ограниченной ответственностью

Учредителями общества с ограниченной ответственностью могут быть граждане и (или) юридические лица. Количество участников ООО должно быть не менее двух и не более пятидесяти (часть первая ст.91 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-ХII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон)).

В случае, когда количество учредителей ООО более трех, они вправе уполномочить одного из них на представление своих интересов в регистрирующем органе (подавать документы на государственную регистрацию и совершать иные действия в регистрирующем органе).

Если в ООО по каким-либо причинам (например, выход участника) остается один участник, такое общество подлежит реорганизации в унитарное предприятие.

После вступления в силу с 1 февраля 2009 г. Положения минимальный размер уставного фонда ООО законодательством не установлен, т.е. учредители сами определяют сумму своих вкладов.

Вкладом в уставный фонд ООО могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку (часть первая ст.29 Закона).

До 1 февраля 2009 г. на ООО распространялась норма части третьей ст.29 Закона, которая устанавливала ограничение, согласно которому уставный фонд (в т.ч. и в ООО) не может быть сформирован полностью за счет неденежного вклада в виде имущественных прав. При этом объем имущественных прав, вносимых в качестве вклада в уставный фонд ООО, не мог быть более 50 % предусмотренного законодательством минимального размера уставного фонда, установленного для ООО (до 1 февраля 2009 г. минимальный размер уставного фонда ООО составлял 400 евро). Поскольку действующее законодательство не устанавливает минимального размера уставного фонда для ООО, данная норма не может быть применена к ООО. Например, ЗАО «А» участвует в строительстве бизнес-центра, после ввода в эксплуатацию которого общество получит право собственности на одно из офисных помещений центра. Закрытое акционерное общество «А» намеревается выступить учредителем ООО «Б» и внести в качестве вклада в уставный фонд право на строящееся помещение. До 1 февраля 2009 г. ограничение, установленное частью третьей ст.29 Закона, не позволяло внести указанный вклад, поскольку его стоимость превышала 200 евро (50 % от стоимости 400 евро).

Уставный фонд ООО должен быть сформирован на 100 % на момент представления документов для государственной регистрации (п.8 Положения).

Имущество ООО принадлежит ему на праве собственности.

Уставный фонд ООО разделен на доли, размер которых учредители указывают в своих учредительных документах.

Размер долей обычно соответствует вкладу в уставный фонд и в дальнейшем определяет количество голосов на общем собрании участников и долю в распределяемой прибыли. Следует отметить гибкость законодательства в данном вопросе: в учредительных документах можно установить размер доли, который не зависит от величины вклада, количество голосов распределить между участниками по каким-либо иным критериями, а также установить какое-либо иное соотношение распределяемой прибыли между участниками (часть первая ст.94, часть первая ст.109, часть первая ст.96 Закона).

Необходимо обратить внимание на используемое на практике соотношение долей и голосов в пропорции 50 % на 50 %. Так, почти по всем вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников, необходим как минимум 51 % голосов участников ООО (или 51 % голосов участников, принявших участие в работе общего собрания участников). С учетом того, что решение большинства указанных вопросов не может быть отнесено к компетенции исполнительного органа ООО, такое распределение долей подразумевает согласие участников по всем вопросам. В случае какого-либо конфликта можно говорить о нестабильности таких обществ и, следовательно, осуществляемого бизнеса. В случае конфликта между участниками принципиальным будет являться вопрос о том, чью сторону займет руководитель ООО.

Учредительными документами ООО являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав (часть первая ст.92 Закона). В случае несоответствия положений учредительного договора и положений устава хозяйственного общества преимущественную силу для третьих лиц и участников этого общества имеют положения устава хозяйственного общества (часть шестая ст.14 Закона).

Местонахождением ООО по общему правилу может являться только нежилое помещение. Исключением являются очень редкие случаи, когда принято соответствующее решение местного исполнительного и распорядительного органа о возможности расположения такого общества в жилом помещении.

Должность директора ООО может занимать один из участников, однако недостатком является то, что на директора ООО распространяется ограничение, установленное ст.255 ТК, согласно которому директору запрещено выполнять оплачиваемую работу на условиях штатного совместительства, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, медицинской практики. Например, учредителями ООО «А» являются гражданин Иванов и гражданин Петров, оба имеют основное место работы (при этом должность не имеет значения). Они вынуждены назначить на должность директора третье лицо и заключить с ним трудовой договор, поскольку занятие должности директора по совместительству одним из участников приведет к нарушению трудового законодательства.

В отличие от руководителя унитарного предприятия директор ООО не имеет право вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность лично. В штате ООО должна быть предусмотрена должность главного бухгалтера либо ООО должно заключить договор с организацией, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, либо с бухгалтером, являющимся индивидуальным предпринимателем.

Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью ООО, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (часть первая ст.95 Закона).

Если экономическая несостоятельность (банкротство) ООО вызвана участниками или другими лицами, в т.ч. руководителем ООО, имеющими право давать обязательные для должника указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то на таких лиц при недостаточности имущества ООО возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам последнего (п.1.35 Указа № 508).

Данное положение носит универсальный характер и распространяется на все юридические лица, которые могут признаваться экономически несостоятельными. Однако ответственность участников ООО обуславливается тем фактом, что общее собрание участников - коллегиальный орган, а это значительно сужает вероятность и возможность привлечения участников к субсидиарной ответственности.

Органами управления и контроля в ООО являются (ст.33 Закона):

1) высший орган управления - общее собрание участников ООО (в него входят все участники ООО, которыми избирается председатель общего собрания участников);

2) исполнительный орган управления - коллегиальный исполнительный орган (правление или дирекция) и (или) единоличный исполнительный орган (директор или генеральный директор);

3) в ООО может создаваться совет директоров (наблюдательный совет);

4) контрольный орган - ревизионная комиссия или ревизор (при этом ревизором не может быть участник, являющийся членом коллегиального исполнительного органа ООО либо единоличным исполнительным органом).

Обязанность хозяйственного общества определять круг и вести учет аффилированных лиц общества предусмотрена ст.56 Закона. Аффилированными лицами хозяйственного общества признаются физические и юридические лица, способные прямо и (или) косвенно (через иных физических и (или) юридических лиц) определять решения или оказывать влияние на их принятие хозяйственным обществом, а также юридические лица, на принятие решений которыми хозяйственное общество оказывает такое влияние. Определение круга аффилированных лиц имеет юридическое значение прежде всего потому, что существует установленный законодательством определенный порядок заключения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность аффилированных лиц общества, при нарушении которого сделка может быть признана судом недействительной.

Одним из преимуществ ООО является не осложненная дополнительными формальностями возможность выхода из бизнеса путем продажи принадлежащей участнику доли третьим лицам (ст.101 Закона) либо подача соответствующего заявления, которая влечет выплату выходящему участнику стоимости части имущества этого общества, соответствующей доле этого участника в уставном фонде ООО и соответствующей части прибыли (ст.103 Закона).

Следует отметить, что подача заявления о выходе может быть ничем не обусловлена и позволяет в определенной мере реализовать имущественные права участника, что практически невозможно в акционерном обществе.

Общество с дополнительной ответственностью

Следует отметить, что после вступления в силу 1 февраля 2009 г. Положения общество с дополнительной ответственностью потеряло свое основное преимущество - размер минимального уставного фонда, установленный законодательством, ранее составлял 200 евро.

К ОДО применяются нормы законодательства, регулирующего создание и деятельность ООО с учетом некоторой специфики ответственности учредителей ОДО. Участники ОДО солидарно несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам ОДО в пределах, определяемых его учредительными документами, но не менее чем в сумме, эквивалентной 50 базовым величинам (п.20 Положения).

Закрытое акционерное общество

Учредителями ЗАО могут быть граждане и (или) юридические лица. Количество участников ЗАО должно быть не менее двух и не более пятидесяти (часть пятая ст.66 Закона).

В случае, когда количество учредителей ЗАО более трех, они вправе уполномочить одного из них на представление своих интересов в регистрирующем органе (подавать документы на государственную регистрацию и совершать иные действия в регистрирующем органе).

Минимальный размер уставного фонда ЗАО после вступления в силу 1 февраля 2009 г. Положения составляет 100 базовых величин (на 1 июля 2009 г. - 3 500 000 бел.руб.).

Вкладом в уставный фонд ЗАО, как в ООО и ОДО, могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку (часть первая ст.29 Закона).

Существует ограничение, установленное частью третьей ст.29 Закона, согласно которому уставный фонд ЗАО не может быть сформирован полностью за счет неденежного вклада в виде имущественных прав. При этом объем имущественных прав, вносимых в качестве вклада в уставный фонд ЗАО, не может составлять более 50 базовых величин (на 1 июля 2009 г. - 1 750 000 бел.руб.).

Например, ЗАО «А» участвует в строительстве бизнес-центра, после ввода в эксплуатацию которого общество получит право собственности на одно из офисных помещений центра. Закрытое акционерное общество «А» намеревается выступить учредителем ЗАО «В» и внести в качестве вклада в уставный фонд право на строящееся помещение. В данном случае действующее законодательство не позволяет внести указанный вклад, поскольку его стоимость будет превышать 50 базовых величин.

Уставный фонд ЗАО должен быть сформирован на 100 % на момент представления документов для государственной регистрации(п.8 Положения).

Имущество ЗАО принадлежит ему на праве собственности.

Уставный фонд ЗАО разделен на определенное число акций, количество и номинальная стоимость которых указывается в уставе ЗАО (часть вторая ст.69 Закона).

Следует иметь в виду, что Закон для ЗАО в отличие от ООО устанавливает жесткое правило: «одна акция - один голос», но позволяет по-иному распределять прибыль за счет наличия института привилегированных акций.

Учредительным документом ЗАО является устав, утверждаемый акционерами ЗАО (часть первая ст.69 Закона).

Местонахождением ЗАО по общему правилу может являться только нежилое помещение. Исключением являются очень редкие случаи, когда принято соответствующее решение местного исполнительного и распорядительного органа о возможности расположения такого общества в жилом помещении.

Требования законодательства по оформлению трудовых отношений директора и главного бухгалтера ЗАО не отличаются от требований, предъявляемых к ООО, рассмотренных выше.

Акционеры ЗАО не отвечают по обязательствам ЗАО и несут риск убытков, связанных с его деятельностью в пределах стоимости принадлежащих им акций, за исключением случая, когда экономическая несостоятельность (банкротство) ЗАО вызвана его акционерами или другими лицами, в т.ч. руководителем ЗАО, либо возглавляющим коллегиальный исполнительный орган ЗАО, имеющими право давать обязательные для ЗАО указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия. На таких лиц при недостаточности имущества ЗАО возлагается субсидиарная (дополнительная) ответственность по обязательствам последнего (п.1.35 Указа № 508).

Органами управления и контроля в ЗАО являются (ст.33 Закона):

1) высший орган управления - общее собрание акционеров ЗАО (в него входят все акционеры ЗАО, которыми избирается председатель общего собрания акционеров);

2) исполнительный орган управления - коллегиальный исполнительный орган (правление или дирекция) и (или) единоличный исполнительный орган (директор или генеральный директор);

3) в ЗАО может быть создан совет директоров (наблюдательный совет) (ст.84 Закона);

4) контрольный орган - ревизионная комиссия или ревизор (при этом ревизором не может быть участник, являющийся членом коллегиального исполнительного органа ЗАО либо единоличным исполнительным органом, член совета директоров (наблюдательного совета)).

Требования законодательства по ведению учета аффилированных лиц ЗАО не отличаются от требований, предъявляемых к ООО, рассмотренных выше.

Дополнительным требованием к ЗАО является регистрация акций в Департаменте по ценным бумагам Министерства финансов РБ, которая предполагает, помимо временных затрат, уплату государственной пошлины за регистрацию акций (а в последующем при изменении размера уставного фонда - соответствующую регистрацию). Порядок регистрации акций регулируется Инструкцией о порядке выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденной постановлением Комитета по ценным бумагам при Совете Министров РБ от 11.04.2006 № 09/П, п.26 перечня административных процедур, совершаемых Министерством финансов и государственными организациями, подчиненными Министерству финансов, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1380.

 

От редакции: С 9 февраля 2010 г. Инструкция о порядке выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденная постановлением Комитета по ценным бумагам при Совете Министров РБ от 11.04.2006 № 09/П, утратила силу. Вместо нее действует Инструкция о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденная постановлением Минфина РБ от 11.12.2009 № 146.

 

Также ЗАО обязано заключить договор на депозитарное обслуживание, иметь работника с квалификационным аттестатом, выданным Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов РБ, либо заключить с профессиональным участником рынка ценных бумаг договор, предусматривающий оказание соответствующих услуг.

Возможность выхода из ЗАО может быть реализована путем продажи акций. Уставом ЗАО должно быть предусмотрено условие продажи своих акций только с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц, однако это не препятствует выходу акционера из ЗАО, а лишь является мерой, позволяющей оставшимся акционерам самим решать вопрос о приеме в свой бизнес третьего лица.

В отсутствие развитого фондового рынка существует объективная сложность продажи пакета акций, особенно небольшого, третьим лицам. Если же и действующие акционеры не желают приобрести продаваемый пакет, то он может стать неликвидным, что не позволяет реально влиять на деятельность общества и не дает получить хоть какую-либо компенсацию за него.

Отчасти эта проблема решена в Законе, нормы которого касаются принудительного выкупа акций. Так, выкуп акционерным обществом акций этого общества по требованию его акционеров осуществляется в следующих случаях (часть первая ст.78 Закона):

- реорганизация акционерного общества, если акционеры, требующие выкупа своих акций, голосовали против принятия решения о его реорганизации или не участвовали в общем собрании акционеров, на котором было принято такое решение;

- утверждение устава в новой редакции или внесение изменений и (или) дополнений в устав, что явилось следствием ограничения прав акционеров, если акционеры, требующие выкупа своих акций, голосовали против принятия соответствующего решения или не участвовали в общем собрании акционеров, на котором было принято такое решение;

- совершение крупной сделки акционерного общества, если акционеры, требующие выкупа своих акций, голосовали против принятия решения о совершении крупной сделки или не участвовали в общем собрании акционеров, на котором было принято такое решение.

Цена выкупа акционерным обществом акций этого общества по требованию его акционеров определяется в соответствии с законодательством и утверждается общим собранием акционеров, принимающим решение, которое может повлечь за собой возникновение у акционеров права требовать выкупа акций этого общества.

Открытое акционерное общество

Как уже отмечалось, в условиях неразвитости фондового рынка и практической невозможности привлечения больших объемов инвестиций за счет открытого размещения выпускаемых акций, создание новых ОАО в Республике Беларусь является скорее исключением, чем правилом.

Большинство существующих ОАО было создано в ходе разгосударствления и приватизации государственного имущества, и оборот их акций вообще имеет специальное регулирование.

К ОАО применяются нормы законодательства, регулирующего создание и деятельность закрытого акционерного общества, однако есть и своя специфика.

Количество акционеров ОАО ограничено лишь минимальным пределом - их должно быть не менее двух.

Размер уставного фонда ОАО после вступления в силу с 1 февраля 2009 г. Положения составляет 400 базовых величин (на 1 июля 2009 г. - 14 000 000 бел.руб.).

Органами управления и контроля в ОАО являются:

1) высший орган управления - общее собрание акционеров ОАО (в него входят все акционеры ОАО, которыми избирается председатель общего собрания акционеров);

2) в ОАО с числом акционеров более пятидесяти в обязательном порядке создается совет директоров (наблюдательный совет). В остальных случаях решение о создании указанного органа остается за акционерами;

3) исполнительный орган - коллегиальный исполнительный орган (правление или дирекция) и (или) единоличный исполнительный орган (директор или генеральный директор);

4) контрольный орган - ревизионная комиссия. В отличие от иных хозяйственных обществ наличие лишь ревизора не допускается (часть первая ст.86 Закона).

Следует отметить, что в ОАО с числом акционеров - владельцев голосующих акций более ста избирается счетная комиссия, в составе которой не может быть менее 3 человек. В нее не могут входить члены органов ОАО, в т.ч. представители управляющей организации или управляющий, и лица, выдвигаемые кандидатами на должности в эти органы. Счетная комиссия не является органом ОАО.

Дополнительным требованием к ОАО является то, что при выпуске акций в ОАО необходимо зарегистрировать проспект эмиссии акций и заверить краткую информацию об открытой подписке (продаже) акций в Департаменте по ценным бумагам Министерства финансов РБ, после чего проводится открытая подписка (продажа) акций.

Открытое акционерное общество обязано ежегодно проводить аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет в объеме, определяемом законодательством.

Акционеры ОАО могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц.

 

15.07.2009 г.

 

Лариса Кожич, юрист общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»

 

От редакции: В Гражданский кодекс РБ от 07.12.1998 № 218-З на основании законов РБ от 28.12.2009 № 97-З (с 15 июля 2010 г.) и от 09.07.2012 № 388-З (с 18 января 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

С 3 февраля 2011 г. в Закон РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» на основании Закона РБ от 15.07.2010 № 168-З внесены изменения и дополнения.

С 1 сентября 2011 г. в Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» на основании Декрета Президента РБ от 27.06.2011 № 5 внесены изменения и дополнения.

С 27 марта 2012 г. постановление Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1380 «Об утверждении перечня административных процедур, осуществляемых Министерством финансов, государственными организациями, подчиненными Министерству финансов, и другими организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на основании постановления Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 утратило силу.

С 8 февраля 2013 г. Указ Президента РБ от 12.11.2003 № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» на основании Указа Президента РБ от 05.02.2013 № 63 утратил силу.