


Материал помещен в архив
ВЫБОР ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
После принятия решения о создании своего бизнеса учредитель сталкивается с проблемой выбора организационно-правовой формы будущего юридического лица. Из анализа п.2 ст.46 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) следует, что в Республике Беларусь коммерческие организации могут создаваться в форме полных и коммандитных товариществ, обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью, акционерных обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 ноября 2024 г. следует руководствоваться п.2 ст.46 ГК в ред. Закона от 13.11.2023 № 312-З. |
Ниже рассмотрим принципиальные особенности создания и деятельности обществ с ограниченной ответственностью (ООО), обществ с дополнительной ответственностью (ОДО), закрытых акционерных обществ (ЗАО) и открытых акционерных обществ (ОАО), а также унитарных предприятий (УП), которые важны при выборе одной из этих организационно-правовых форм будущего юридического лица (примечание).
Как любая форма организации своего бизнеса, унитарное предприятие (основанное на праве хозяйственного ведения) имеет преимущества и недостатки.
Так, унитарное предприятие может быть организовано лишь одним лицом (физическим либо юридическим).
Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия законодательством не установлен (п.8 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение № 1)), то есть учредитель сам определяет сумму своего вклада.
Вкладом в уставный фонд унитарного предприятия могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку.
Уставный фонд унитарного предприятия должен быть сформирован в течение 12 месяцев с даты государственной регистрации, если меньший срок формирования уставного фонда не определен уставом (часть вторая п.7 Положения № 1).
Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Оно принадлежит учредителю на праве собственности, а унитарному предприятию - на праве хозяйственного ведения, что предполагает, помимо прочего, получение согласия собственника на продажу принадлежащего унитарному предприятию недвижимого имущества, передачу его в аренду, залог, внесение в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных обществ и товариществ, а также на распоряжение этим имуществом иным способом.
Учредительным документом унитарного предприятия является устав, утверждаемый учредителем предприятия (п.2 ст.114 ГК).
Местом нахождения унитарного предприятия может быть жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица - собственника имущества унитарного предприятия, если:
• жилое помещение принадлежит ему на праве собственности (находится в долевой или совместной собственности) - с согласия иного собственника (всех собственников), а также всех совершеннолетних членов его семьи (и членов семьи всех собственников), проживающих в этом помещении;
• учредитель постоянно проживает в жилом помещении (за исключением жилого помещения государственного жилищного фонда), о чем свидетельствуют соответствующая отметка в документе, удостоверяющем личность, либо сведения в карточке регистрации, - с согласия собственника (всех собственников) жилого помещения частного жилищного фонда, а также проживающих в данном помещении всех совершеннолетних членов семьи собственника (всех собственников) (п.5 Положения № 1).
Однако осуществление производственной деятельности (выполнение работ, оказание услуг) в таком жилом помещении не допускается без перевода этого помещения в нежилое в порядке, определенном законодательством.
Учредитель унитарного предприятия вправе непосредственно осуществлять функции руководителя (часть первая п.4 ст.113 ГК).
Руководителю унитарного предприятия предоставлено право самому вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность при соблюдении одновременно двух условий:
1) унитарное предприятие является микроорганизацией;
2) руководитель отвечает требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру, указанным в п.3 ст.8 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 57-З) (п.2 ст.7 Закона № 57-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. следует руководствоваться ст.7 и п.3 ст.8 Закона № 57-З в ред. Закона от 11.10.2022 № 210-З. |
![]() |
Справочно Микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно (абзац 3 части первой ст.3 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства»).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2024 г. к субъектам малого предпринимательства относятся: • физические лица, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность; • малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 100 человек включительно (ч.1 ст.3 Закона № 148-З в ред. Закона от 22.04.2024 № 365-З). |
Норма об отсутствии необходимости иметь в штате главного бухгалтера не только позволяет на этапе развития фирмы сократить расходы юридического лица по заработной плате, но и выгодна унитарным предприятиям, применяющим упрощенную систему налогообложения, которая подразумевает количественное ограничение работников.
Унитарное предприятие не отвечает по обязательствам учредителя или собственника его имущества, а учредитель предприятия не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случая, когда экономическая несостоятельность (банкротство) предприятия вызвана учредителем или другими лицами, в том числе руководителем предприятия, имеющими право давать обязательные для предприятия указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия (п.8 ст.113, п.4 ст.114 ГК). На таких лиц при недостаточности имущества предприятия возлагается субсидиарная (дополнительная) ответственность по обязательствам последнего. Норма о привлечении учредителей (участников) к дополнительной ответственности по обязательствам юридического лица предусмотрена частью второй ст.11 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон № 415-З) и носит универсальный характер, а значит, распространяется как на унитарные предприятия, так и на хозяйственные общества.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2023 г. действует Закон от 13.12.2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности». При этом по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), производство по которым возбуждено до вступления в силу Закона № 227-З, применяются нормы Закона № 415-З, за исключением требований к управляющему и организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц. Иные переходные положения определены в ст.228 Закона № 227-З. Комментарии см. здесь. |
Для привлечения к субсидиарной ответственности необходимо, чтобы судом были установлены следующие обстоятельства:
• наличие у соответствующего лица права давать обязательные для юридического лица указания либо возможности иным образом определять его действия;
• совершение соответствующим лицом действий (или его бездействие), свидетельствующих об использовании принадлежащего ему права давать обязательные для юридического лица указания или использовании своих возможностей иным образом определять его действия;
• наличие причинно-следственной связи между использованием соответствующим лицом своих прав и (или) возможностей в отношении юридического лица и последствиями в виде признания должника банкротом;
• недостаточность имущества должника для удовлетворения требований кредиторов (п.9 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.10.2006 № 11 «О некоторых вопросах применения субсидиарной ответственности»).
Единственным органом унитарного предприятия признается руководитель. Такой вывод вытекает из толкования п.4 ст.113 ГК, который устанавливает, что органом унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником имущества либо уполномоченным собственником органом и ему подотчетный. Возникает вопрос по поводу статуса уполномоченного собственником органа. Очевидно, в данном случае речь идет о возможности назначения руководителя государственным органом управления, который к органам юридического лица отношения не имеет.
Полномочия руководителя унитарного предприятия по решению собственника имущества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) либо индивидуальному предпринимателю (управляющему) (часть вторая п.4 ст.113 ГК).
Следует иметь в виду, что в соответствии с п.1 ст.49 ГК юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется данными документами.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 ноября 2024 г. следует руководствоваться п.1 ст.49 ГК в ред. Закона № 312-З. |
Лишь в предусмотренных законодательными актами случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников (п.2 ст.49 ГК).
Это означает, что практически вся полнота власти в унитарном предприятии находится в руках руководителя. Любое расширение прав учредителя в отношениях с третьими лицами по сравнению с нормами законодательных актов будет неправомерным.
Кроме того, наличие лишь одного органа в унитарном предприятии существенно снижает риск субсидиарной ответственности учредителя, если он одновременно не является и руководителем унитарного предприятия.
Один из основных недостатков унитарного предприятия - сложность выхода из бизнеса, поскольку предполагается:
1) либо продажа предприятия как имущественного комплекса, что является дорогостоящей процедурой;
2) либо ликвидация предприятия, срок которой - от 2 месяцев;
3) либо принятие в состав участников третьих лиц с последующей реорганизацией унитарного предприятия, например, в хозяйственное общество, и выходом первоначального учредителя из состава образованного общества. Последний вариант имеет особенности процедурного характера и налогообложения.
В первом случае при продаже предприятия необходимо зарегистрировать его как имущественный комплекс в научно-производственном государственном республиканском унитарном предприятии «Национальное кадастровое агентство», во втором - потратить достаточно времени, сил и средств на ликвидацию предприятия, в третьем - предполагается регистрация реорганизации из унитарного предприятия в хозяйственное общество, а затем регистрация изменения состава участников (либо еще одна реорганизация из хозяйственного общества в унитарное предприятие).
Общество с ограниченной ответственностью
Учредителями общества с ограниченной ответственностью могут быть граждане и (или) юридические лица. Количество участников ООО должно быть от 1 до 50 (часть третья ст.10, часть первая ст.91 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон № 2020-XII)).
В случае когда количество учредителей ООО более трех, они вправе уполномочить одного из них на представление своих интересов в регистрирующем органе (подавать документы на государственную регистрацию и совершать иные действия в регистрирующем органе).
Минимальный размер уставного фонда ООО законодательством не установлен, то есть учредители сами определяют сумму своих вкладов.
Вкладом в уставный фонд ООО могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку. При этом объем имущественных прав, вносимых в качестве вклада в уставный фонд ООО, не может быть более 50 % уставного фонда ООО (части первая, третья ст.29 Закона № 2020-XII).
Уставный фонд ООО должен быть сформирован в течение 12 месяцев с даты государственной регистрации (п.7 Положения № 1).
Имущество ООО принадлежит ему на праве собственности.
Уставный фонд ООО разделен на доли, размер которых учредители указывают в своих учредительных документах.
Размер долей обычно соответствует вкладу в уставный фонд и в дальнейшем определяет количество голосов на общем собрании участников и долю в распределяемой прибыли. Следует отметить гибкость законодательства в данном вопросе: в учредительных документах можно установить размер доли, который не зависит от величины вклада, количество голосов распределить между участниками по каким-либо иным критериям, а также установить иное соотношение распределяемой прибыли между участниками (часть первая ст.94, часть первая ст.109, часть первая ст.96 Закона № 2020-XII).
Необходимо обратить внимание на используемое на практике соотношение долей и голосов в пропорции 50 на 50 %. Так, почти по всем вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников, необходим как минимум 50 % плюс один голос участников ООО (или 50 % плюс один голос участников, принявших участие в работе общего собрания участников). С учетом того, что решение большинства указанных вопросов не может быть отнесено к компетенции исполнительного органа ООО, такое распределение долей подразумевает согласие участников по всем вопросам. В случае какого-либо конфликта можно говорить о нестабильности таких обществ и, следовательно, осуществляемого бизнеса. В случае конфликта между участниками принципиальным будет являться вопрос о том, чью сторону займет руководитель ООО.
Учредительный документ ООО - это утвержденный участниками устав (часть первая ст.92 Закона № 2020-XII).
Местонахождением ООО по общему правилу может быть только нежилое помещение. Исключение составляют очень редкие случаи, когда принято соответствующее решение местного исполнительного и распорядительного органа о переводе жилого помещения в нежилое согласно ст.21 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее - ЖК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2020 г. следует руководствоваться ст.21 ЖК, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 04.05.2019 № 185-З. |
Должность директора ООО может занимать один из участников. Также полномочия исполнительного органа ООО по решению общего собрания участников общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему) (часть девятая ст.53 Закона № 2020-XII).
Как и руководитель унитарного предприятия, директор ООО имеет право вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность лично только в случае, если:
1) ООО является микроорганизацией;
2) руководитель отвечает требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру, указанным в п.3 ст.8 Закона № 57-З (п.2 ст.7 Закона № 57-З).
В противном случае в штате ООО должна быть предусмотрена должность главного бухгалтера либо ООО должно заключить договор с организацией, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, либо с бухгалтером, являющимся индивидуальным предпринимателем.
Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью ООО, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (часть первая ст.95 Закона № 2020-XII).
Если экономическая несостоятельность (банкротство) ООО вызвана участниками или другими лицами, в том числе руководителем ООО, имеющими право давать обязательные для должника указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то на таких лиц при недостаточности имущества ООО возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам последнего (часть вторая ст.11 Закона № 415-З).
Органами управления и контроля в ООО являются (ст.33 Закона № 2020-XII):
• высший орган управления - общее собрание участников ООО (в него входят все участники ООО, которыми избирается председатель общего собрания участников). В ООО, состоящем из одного участника, такое собрание не созывается и не проводится. Полномочия общего собрания участников ООО осуществляет этот участник.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 апреля 2021 г. в ч.2 ст.33 Закона № 2020-XII внесено изменение Законом от 05.01.2021 № 95-З. Высшим органом управления хозяйственного общества является общее собрание участников хозяйственного общества. В хозяйственном обществе, состоящем из одного участника, полномочия общего собрания участников хозяйственного общества осуществляет этот участник; |
• исполнительный орган управления - коллегиальный исполнительный орган (правление или дирекция) и (или) единоличный исполнительный орган (директор или генеральный директор, управляющая компания либо управляющий);
• совет директоров (наблюдательный совет) (при его создании);
• контрольный орган - ревизионная комиссия или ревизор (при этом ревизором не может быть участник, являющийся членом коллегиального исполнительного органа ООО либо единоличным исполнительным органом).
В отношении хозяйственных обществ (ООО, ОДО, ЗАО, ОАО) законодательством установлены понятия «аффилированные лица», «заинтересованность аффилированных лиц в совершении хозяйственным обществом сделки». Обязанность хозяйственного общества определять круг и вести учет аффилированных лиц общества предусмотрена ст.56 Закона № 2020-XII. Аффилированными лицами хозяйственного общества признаются физические и юридические лица, способные прямо и (или) косвенно (через иных физических и (или) юридических лиц) определять решения или оказывать влияние на их принятие хозяйственным обществом, а также юридические лица, на принятие решений которыми хозяйственное общество оказывает такое влияние. Определение круга аффилированных лиц имеет юридическое значение прежде всего потому, что существует установленный законодательством определенный порядок заключения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность аффилированных лиц общества; при нарушении данного порядка сделка может быть признана судом недействительной.
Одним из преимуществ ООО является не осложненная дополнительными формальностями возможность выхода из бизнеса путем продажи принадлежащей участнику доли третьим лицам (ст.101 Закона № 2020-XII) либо подачи заявления о выходе, которая влечет выплату выходящему участнику стоимости части имущества этого общества, соответствующей доле этого участника в уставном фонде ООО, и части прибыли (ст.103 Закона № 2020-XII).
Следует отметить, что подача заявления о выходе может быть ничем не обусловлена и позволяет в определенной мере реализовать имущественные права участника, что практически невозможно в акционерном обществе.
Однако выход участников ООО из общества, в результате которого в таком обществе не остается ни одного участника, в том числе выход единственного участника из этого общества, не допускается (часть первая ст.103 Закона № 2020-XII). В таком случае единственный участник ООО может продать свою долю третьему лицу либо ликвидировать общество.
Общество с дополнительной ответственностью
К ОДО применяются нормы законодательства, регулирующего создание и деятельность ООО с учетом некоторой специфики ответственности учредителей ОДО. Участники ОДО солидарно несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам ОДО в пределах, определяемых его учредительными документами, но не менее чем в сумме, эквивалентной 50 БВ (ст.112 Закона № 2020-XII, п.21 Положения № 1).
Учредителями ЗАО могут быть граждане и (или) юридические лица. Количество участников ЗАО должно быть от 1 до 50 (часть третья ст.10, часть пятая ст.66 Закона № 2020-XII).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 апреля 2021 г. ч.5 ст.66 Закона № 2020-XII исключена Законом № 95-З. Число участников ЗАО не ограничено. Комментарий см. здесь. |
В случае когда количество учредителей ЗАО более трех, они вправе уполномочить одного из них на представление своих интересов в регистрирующем органе (подавать документы на государственную регистрацию и совершать иные действия в регистрирующем органе).
Минимальный размер уставного фонда ЗАО составляет 100 БВ (п.8 Положения № 1).
Вкладом в уставный фонд ЗАО, как в ООО и ОДО, могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку (часть первая ст.29 Закона № 2020-XII).
Существует ограничение, установленное частью третьей ст.29 Закона № 2020-XII, согласно которому уставный фонд ЗАО не может быть сформирован полностью за счет неденежного вклада в виде имущественных прав. При этом объем имущественных прав, вносимых в качестве вклада в уставный фонд ЗАО, не может составлять более 50 % уставного фонда.
Уставный фонд ЗАО должен быть сформирован на 100 % в течение 12 месяцев с даты государственной регистрации (п.7 Положения № 1). Однако в отличие от УП и ООО, ЗАО не могут уменьшить размер своего уставного фонда ниже установленного законодательством минимального размера.
Имущество ЗАО принадлежит ему на праве собственности.
Уставный фонд ЗАО разделен на определенное число акций, количество и номинальная стоимость которых указывается в уставе ЗАО (часть вторая ст.69 Закона № 2020-XII).
Следует иметь в виду, что Закон № 2020-XII для ЗАО в отличие от ООО устанавливает жесткое правило: «одна акция - один голос», но позволяет по-иному распределять прибыль за счет наличия института привилегированных акций.
Учредительным документом ЗАО является устав, утверждаемый акционерами ЗАО (часть первая ст.69 Закона № 2020-XII).
Местонахождением ЗАО по общему правилу может быть только нежилое помещение. Исключением являются очень редкие случаи, когда принято соответствующее решение местного исполнительного и распорядительного органа о переводе жилого помещения в нежилое согласно ст.21 ЖК и иным нормативным правовым актам.
Требования законодательства по оформлению трудовых отношений директора и главного бухгалтера ЗАО не отличаются от требований, предъявляемых к ООО, рассмотренных выше.
Акционеры ЗАО не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций, за исключением случая, когда экономическая несостоятельность (банкротство) ЗАО вызвана его акционерами или другими лицами, в том числе руководителем ЗАО либо возглавляющим коллегиальный исполнительный орган ЗАО, имеющими право давать обязательные для ЗАО указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия. На таких лиц при недостаточности имущества ЗАО возлагается субсидиарная (дополнительная) ответственность по обязательствам последнего (часть вторая ст.11 Закона № 415-З).
Органами управления и контроля в ЗАО являются (ст.33 Закона № 2020-XII):
• высший орган управления - общее собрание акционеров ЗАО (в него входят все акционеры ЗАО, которыми избирается председатель общего собрания акционеров);
• исполнительный орган управления - коллегиальный исполнительный орган (правление или дирекция) и (или) единоличный исполнительный орган (директор или генеральный директор, управляющая компания либо управляющий);
• совет директоров (наблюдательный совет) (при его создании) (ст.84 Закона № 2020-XII);
• контрольный орган - ревизионная комиссия или ревизор (при этом ревизором не может быть участник, являющийся членом коллегиального исполнительного органа ЗАО либо единоличным исполнительным органом, член совета директоров (наблюдательного совета)).
Требования законодательства по ведению учета аффилированных лиц ЗАО не отличаются от требований, предъявляемых к ООО, рассмотренных выше.
Дополнительные требования к ЗАО - это регистрация акций в Департаменте по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь, которая предполагает помимо временных затрат уплату государственной пошлины за регистрацию акций (а в последующем при изменении размера уставного фонда - соответствующую регистрацию). Порядок регистрации акций регулируется Инструкцией о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11.12.2009 № 146, п.15.19 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 ноября 2017 г. вместо Инструкции № 146 действует Инструкция о порядке эмиссии эмиссионных ценных бумаг, утв. постановлением Минфина от 31.08.2016 № 78. С 27 марта 2022 г. действует Перечень № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник. |
Также ЗАО обязано заключить договор на депозитарное обслуживание, иметь работника с квалификационным аттестатом, выданным Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь, либо заключить с профессиональным участником рынка ценных бумаг договор, предусматривающий оказание соответствующих услуг.
Возможность выхода из ЗАО может быть реализована путем продажи акций. Уставом ЗАО должно быть предусмотрено условие продажи своих акций только с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц, однако это не препятствует выходу акционера из ЗАО, а лишь является мерой, позволяющей оставшимся акционерам самим решать вопрос о приеме в свой бизнес третьего лица. Акции ЗАО отчуждаются на внебиржевом рынке.
В отсутствие развитого фондового рынка существует объективная сложность продажи пакета акций, особенно небольшого, третьим лицам. Если же и действующие акционеры не желают приобрести продаваемый пакет, то он может стать неликвидным, что не позволяет реально влиять на деятельность общества и не дает получить хоть какую-либо компенсацию за него.
Отчасти эта проблема решена в Законе № 2020-XII, нормы которого касаются принудительного выкупа акций. Выкуп акционерным обществом акций этого общества по требованию его акционеров осуществляется в случаях, установленных частью первой ст.78 Закона № 2020-XII.
Цена выкупа акционерным обществом акций этого общества по требованию его акционеров утверждается тем же общим собранием акционеров, которое принимает решение, способное повлечь за собой возникновение у акционеров права требовать выкупа акций этого общества. В случае проведения независимой оценки стоимости акций цена их выкупа должна быть не менее стоимости акций, указанной в заключении об оценке. Независимая оценка стоимости акций должна быть проведена по требованию акционеров, являющихся в совокупности владельцами 2 % и более голосующих акций акционерного общества, за счет средств этого общества либо по инициативе самого общества или любого акционера (акционеров) за счет собственных средств. Вопрос о цене выкупа акционерным обществом акций этого общества по требованию его акционеров должен быть включен в повестку дня, в которую включен вопрос, принятие решения по которому может повлечь за собой возникновение у акционеров права требовать выкупа акций этого общества (часть третья ст.78 Закона № 2020-XII).
Как уже отмечалось, в условиях неразвитости фондового рынка и практической невозможности привлечения больших объемов инвестиций за счет открытого размещения выпускаемых акций создание новых ОАО в Республике Беларусь является скорее исключением, чем правилом.
Большинство существующих ОАО было создано в ходе разгосударствления и приватизации государственного имущества, и оборот их акций вообще имеет специальное регулирование.
К ОАО применяются нормы законодательства, регулирующего создание и деятельность закрытого акционерного общества, однако есть и своя специфика.
Число акционеров открытого акционерного общества не ограничено (часть третья ст.10, часть третья ст.66 Закона № 2020-XII).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 апреля 2021 г. ч.3 ст.66 Закона № 2020-XII изложена в новой редакции Законом № 95-З. Комментарий см. здесь. |
Размер уставного фонда ОАО составляет 400 БВ (п.8 Положения № 1).
Органами управления и контроля в ОАО являются:
• высший орган управления - общее собрание акционеров ОАО (в него входят все акционеры ОАО, которыми избирается председатель общего собрания акционеров);
• в ОАО с числом акционеров более 50 в обязательном порядке создается совет директоров (наблюдательный совет). В остальных случаях решение о создании указанного органа остается за акционерами;
• исполнительный орган - коллегиальный исполнительный орган (правление или дирекция) и (или) единоличный исполнительный орган (директор или генеральный директор, управляющая компания либо управляющий);
• контрольный орган - ревизионная комиссия. В отличие от иных хозяйственных обществ наличие лишь ревизора не допускается (часть первая ст.86 Закона № 2020-XII).
Следует отметить, что в ОАО с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 100 избирается счетная комиссия, в составе которой не может быть менее трех человек. В нее не могут входить члены органов ОАО, в том числе представители управляющей организации или управляющий, и лица, выдвигаемые кандидатами на должности в эти органы. Счетная комиссия не является органом ОАО.
Дополнительным требованием к ОАО является то, что при выпуске акций в обществе необходимо зарегистрировать проспект эмиссии акций и заверить краткую информацию об открытой подписке (продаже) акций в Департаменте по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь, после этого проводится открытая подписка (продажа) акций.
Открытое акционерное общество обязано ежегодно проводить аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (часть третья ст.17 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности»), а также ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет в объеме, определяемом законодательством (часть вторая ст.88 Закона № 2020-XII).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2020 г. следует руководствоваться частью третьей ст.22 Закона № 56-З в редакции Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 229-З. С 28 апреля 2021 г. ст.88 Закона № 2020-XII изложена в новой редакции Законом № 95-З. Комментарий см. здесь. |
![]() |
Справочно По вопросу, касающемуся порядка представления и публикации участниками рынка ценных бумаг отчетности и иной информации, см. постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 13.06.2016 № 43 «О раскрытии информации на рынке ценных бумаг». |
Акционеры ОАО могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц. Однако в отличие от ЗАО акции ОАО продаются на бирже.
Примечание. В настоящем материале не рассматриваются такие организационно-правовые формы, как:
• полные и коммандитные товарищества, поскольку предполагают двойную регистрацию - учредителями полных товариществ и полными товарищами в коммандитных товариществах могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, они солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом, что означает право кредиторов при недостаточности имущества товарищества обратиться за взысканием долга в полном объеме к любому из участников, также имеются нюансы при выходе из состава участников товарищества и др.;
• производственные кооперативы, поскольку предполагают не только денежные (имущественные) вклады учредителей в развитие бизнеса, но и личное трудовое участие в его деятельности. При этом распределение прибыли также ставится в зависимость от трудового участия участника в деятельности кооператива;
• крестьянские (фермерские) хозяйства, поскольку предполагают определенную цель создания организации - производство сельскохозяйственной продукции, а также ее переработку, хранение, транспортировку и реализацию, личное трудовое участие и могут быть созданы одним учредителем либо членами одной семьи.
![]() |
Справочно Алгоритм действий по созданию крестьянского (фермерского) хозяйства см. здесь. |
Вышеуказанные формы организации бизнеса не получили широкого распространения в силу специфики их создания и деятельности. На практике проще найти партнера, готового вкладывать свои средства в развитие общего бизнеса и рисковать лишь в пределах вложенной суммы, чем партнера, готового принимать личное трудовое участие в деятельности фирмы и нести ответственность по долгам фирмы всем своим имуществом. За рамками материала осталась и специфика создания организаций с иностранными инвестициями. Однако следует отметить, что такие организации подчиняются, за некоторыми исключениями, общим нормам законодательства, регулирующим соответствующие организационно-правовые формы.
28.10.2016
Лариса Кожич, юрист
Татьяна Дегтяренко, юрист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»