Пособие от 14.03.2018
Автор: Амельченя Ю.

Выбор подрядчика без проведения процедур закупок, обязательны ли требования по наличию аттестата


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ВЫБОР ПОДРЯДЧИКА БЕЗ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР ЗАКУПОК, ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ЛИ ТРЕБОВАНИЯ ПО НАЛИЧИЮ АТТЕСТАТА

пример ситуация

Ситуация

Организатором с учетом норм Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее - Декрет) без проведения процедур закупок при строительстве определен подрядчик.

Необходимо ли организатору требовать от такого подрядчика представления аттестата соответствия?

Если строительство осуществляется за счет бюджета

Если приобретение товаров (работ, услуг) осуществляется для целей строительства объектов, в том числе возведения, реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства, сноса, то необходимо руководствоваться нормами Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ № 380), которым для закупок товаров (работ, услуг) предусмотрены такие виды процедур, как подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве, переговоры, биржевые торги.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. Указ № 380 утратил силу в связи с истечением срока действия.

С 1 июля 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», который регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств.

 

Данные процедуры обязательны при условии, если финансирование строительства такого объекта осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома (подп.1.4, 1.5, 1.6 п.1 Указа № 380).

Нормы Указа № 380 будут действовать в течение 2018 года до 1 января 2019 г. Значит, при приобретении товаров (работ, услуг) для строительства в указанных случаях следует руководствоваться нормами Указа № 380, Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88).

Если строительство осуществляется за счет собственных средств

Если приобретение товаров (работ, услуг) для строительства финансируется не за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома (полностью или частично), а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений), то не применяются установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве, в частности, нормы Указа № 380, Положения № 88 (подп.4.4 п.4 Декрета).

Данная норма действует с 26 февраля 2018 г.

В рассматриваемом случае организатор определил подрядчика без проведения процедур закупок при строительстве в соответствии с подп.4.4 п.4 Декрета и в его действиях, по мнению автора, не усматривается нарушений.

Между тем требования об аттестации закреплены в Указе Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности». В соответствии с подп.1.11 п.1 этого Указа отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), в том числе осуществляемые сельскохозяйственными организациями при строительстве объектов сельскохозяйственного назначения хозяйственным способом, по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь (приложение 1 к Положению об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252), а также работы по обследованию зданий и сооружений осуществляются юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) при наличии аттестатов соответствия, выдаваемых в порядке, установленном этим постановлением.

Осуществление видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), в том числе сельскохозяйственными организациями при строительстве объектов сельскохозяйственного назначения хозяйственным способом, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений без аттестата соответствия, когда его наличие является обязательным, запрещается.

В этой связи с учетом требований Декрета проведения процедур закупок при строительстве не требуется (с учетом источника финансирования строительства объекта), но требования об аттестации должны быть соблюдены, и организатор должен потребовать от определенного им для выполнения работ подрядчика аттестат соответствия.

При этом следует также учитывать нормы Декрета в той части, когда аттестат соответствия не требуется. Например, при проведении технической модернизации, капитального ремонта не нужен аттестат соответствия заказчика; не нужен он и при разработке предпроектной (предынвестиционной) документации.

 

14.03.2018

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»