Вопрос-ответ от 15.04.2013
Автор: Амельченя Ю.

Выбранный по результатам проведения процедуры государственных закупок подрядчик намерен приобрести товары для целей строительства объектов у поставщика, который включен в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок. Правомерны ли действия подрядчика?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Выбранный по результатам проведения процедуры государственных закупок подрядчик намерен приобрести товары для целей строительства объектов у поставщика, который включен в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок.

Правомерны ли действия подрядчика?

 

ОТВЕТ: Правомерны.

Выбор подрядчиков на строительство объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, закупки товаров и услуг за счет указанных средств при строительстве объектов осуществляются в соответствии с Законом РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон) (часть четвертая п.1 Указа Президента РБ от 07.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2014 г. вышеназванный Указ утратил силу в связи с принятием Указа Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве».

 

Тем самым для выполнения работ для целей осуществления строительства объекта подрядчик определяется по результатам проведения процедур государственных закупок.

Для целей предотвращения недобросовестности при осуществлении государственных закупок Министерством экономики РБ формируется и ведется список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, в который включаются:

1) юридические и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, отказавшиеся от заключения договоров на государственную закупку в случае выбора их участниками-победителями, если это не связано с изменением условий процедуры государственной закупки, а также в случае, если такими юридическими и физическими лицами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями, не предоставлялось конкурсное или аукционное обеспечение;

2) юридические и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, с которыми расторгнуты договоры на государственную закупку в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими этих договоров, за исключением договоров на государственную закупку, расторгнутых в связи с обстоятельствами, вызванными непреодолимой силой;

3) юридические лица и индивидуальные предприниматели, работники (работник) которых совершили установленные вступившим в законную силу приговором суда виновные действия, связанные с проведением процедуры государственной закупки, в т.ч. дачу взятки, в отношении членов комиссии и (или) ответственных лиц заказчика (организатора), на которых возлагалось проведение процедуры государственной закупки, а также физические лица, которые совершили такие виновные действия (п.1 ст.16 Закона).

 

Справочно

Указанный список формируется и ведется в соответствии с Инструкцией о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 22.12.2012 № 115.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В связи с передачей с 1 июля 2013 г. функций уполномоченного органа по осуществлению государственных закупок Министерству торговли РБ формированием и ведением списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, занимается данное министерство в соответствии с Инструкцией о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, утвержденной постановлением Минторга РБ от 26.06.2013 № 13. Порядок формирования и ведения списка, по сути, не изменился. С 16 августа 2013 г. постановление № 115 на основании постановления Минэкономики РБ от 02.08.2013 № 56 утратило силу.

 

Между тем следует учитывать, что подрядчик при приобретении товаров для целей строительства осуществляет выбор поставщика безотносительно Закона, поскольку такой подрядчик не является получателем бюджетных средств и не признается заказчиком для целей применения Закона.

При осуществлении закупки товаров для строительства объекта подрядчик заключает договор поставки без проведения процедур государственных закупок по выбору поставщика, следовательно, в данном случае не имеет значения факт включения данного поставщика в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок.

 

Справочно

На эту же тему см. письмо Минэкономики РБ от 27.03.2013 № 30-03/2429 «О применении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» при строительстве объектов».

 

15.04.2013

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь