Пособие от 28.08.2017
Автор: Амельченя Ю.

Выявлены дополнительные работы по договору на выполнение проектных и изыскательских работ. Как изменить договор


СОДЕРЖАНИЕ

 

Изменение объема (количества) закупки товаров (работ, услуг)

Момент начала и окончания процедур закупок

Заказчик, подрядчик имеют право требовать изменения существенных условий договора

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ВЫЯВЛЕНЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ДОГОВОРУ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ И ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ. КАК ИЗМЕНИТЬ ДОГОВОР

пример ситуация

Ситуация

Договор на выполнение проектных и изыскательских работ заключен по результатам проведения переговоров. В ходе выполнения работ по договору возникла необходимость в дополнительных работах, которые были выявлены подрядчиком, о чем проинформирован заказчик.

Как изменить договор в части увеличения обязательств подрядчика за счет выполнения дополнительных работ?

Изменение объема (количества) закупки товаров (работ, услуг)

Закупка товаров (работ, услуг) при строительстве осуществляется путем проведения подрядных торгов, переговоров, торгов на закупку товаров либо биржевых торгов с учетом требований Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. Указ утратил силу в связи с истечением срока действия. Подробнее см. здесь.

С 1 июля 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», который регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств.

 

Порядок проведения переговоров установлен Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение).

В соответствии с нормами Указа и Положения переговоры проводятся для приобретения в том числе проектных и изыскательских работ при наличии соответствующих оснований.

По общему правилу при принятии решения о проведении процедуры закупки товаров (работ, услуг) определяется объем и виды товаров (работ, услуг) - предмета заказа. В свою очередь, Положение допускает в ходе процедуры закупки товаров (работ, услуг) при строительстве изменение объема (количества) закупки товаров (работ, услуг), но не более чем на 10 %, если это предусмотрено условиями проведения процедуры закупки (п.91 Положения).

 

внимание

Обратите внимание!

Речь идет об изменении объема (количества) предмета заказа, то есть тех товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется процедура закупки.

Момент начала и окончания процедур закупок

Момент начала и окончания процедур закупок при строительстве определен следующим образом:

• в соответствии с Указом процедура закупки товаров (работ, услуг) при строительстве считается начатой со дня принятия решения заказчика о ее проведении (часть вторая п.6 Указа). В данном случае имеются в виду все предусмотренные Указом процедуры - подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве, переговоры, биржевые торги;

• момент завершения процедур закупок при строительстве для целей применения п.91 Положения (поскольку изменение объема (количества) закупки товаров (работ, услуг) возможно в ходе процедуры закупки товаров (работ, услуг) при строительстве) определен только для подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве.

Так, процедура подрядных торгов и торгов на закупку товаров при строительстве завершается приемкой объекта, товаров (работ, услуг) в порядке, предусмотренном Положением (п.5 Положения).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 июля 2019 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2019 № 427 п.5 Положения изложен в следующей редакции: «Процедура подрядных торгов (торгов), переговоров начинается с момента принятия организатором подрядных торгов (торгов), переговоров решения об их проведении и завершается заключением договора по результатам проведения подрядных торгов (торгов), переговоров либо отмены процедуры закупки или признания ее несостоявшейся.».

 

Буквальное толкование норм пп.5, п.91 Положения предполагает, что объем (количество) предмета заказа - закупки товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве объектов по указанным процедурам закупок (подрядные торги и торги на закупку товаров при строительстве) - может быть изменен (увеличен или уменьшен) как при проведении таких процедур, так и в ходе исполнения договора в пределах 10 % от изначально заявленных для приобретения товаров (работ, услуг). На переговоры п.5 Положения не распространяется.

Тем самым для подрядных торгов и торгов на закупку товаров при строительстве возможно применить п.91 Положения таким образом, чтобы изменить объем (количество) закупки товаров (работ, услуг) в пределах 10 % было допустимым и в ходе исполнения обязательств по договору, заключенному по результатам указанных процедур.

 

внимание

Обратите внимание!

Речь идет об изменении объема (количества), по сути, предмета договора, который составляют являющиеся предметом закупки товары (работы, услуги).

 

Применение п.91 Положения для переговоров осложнено тем, что для данной процедуры не определен момент ее завершения. И, по мнению автора, в отсутствие в п.5 Положения правил для переговоров на основании пп.63, 76 Положения момент завершения процедуры переговоров определяется моментом заключения договора без необходимости применения аналогии закона (нормы п.5 Положения) в этом случае.

Заказчик, подрядчик имеют право требовать изменения существенных условий договора

По общему правилу по результатам проведения переговоров по приобретению проектных и изыскательских работ заключается договор на выполнение проектных и изыскательских работ, отношения по которому регулируются нормами:

• Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК);

Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297 (далее - Правила);

• иных нормативных правовых актов.

По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать проектно-сметную документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (п.1 ст.713 ГК).

Договор на выполнение проектных и изыскательских работ относится к договору подряда, для которого, в свою очередь, в ГК содержатся специальные правила. Так, цена работы (смета) может быть твердой или приблизительной. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.

В соответствии с п.5 ст.663 ГК, если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине существенно превышается цена работы, определенная приблизительно, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.

Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены (твердой сметы), а заказчик - ее уменьшения, в том числе и в случае, когда в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащей выполнению работы или необходимых для этого расходов (часть первая п.6 ст.663 ГК).

Одновременно на основании абзаца 2 части первой п.52 Правил в процессе исполнения договора в случае выявления необходимости выполнения дополнительных объемов работ, не являющихся предметом договора, заказчик и (или) подрядчик имеют право требовать изменения существенных условий договора.

Тем самым Правила допускают изменение как предмета договора, так и цены (данные условия согласно п.10 Правил отнесены к существенным условиям договора). Очевидно, что выполнение дополнительных объемов работ допустимо, и такие работы не являются предметом заключенного по результатам процедуры договора.

Иными словами, речь не идет об изменении объема (количества) предмета договора, поскольку изменяются предмет договора и цена.

В этой связи автор полагает, что если в ходе исполнения обязательств по договору на выполнение проектных и изыскательских работ, заключенному по результатам проведения процедуры переговоров, возникла необходимость в дополнительных работах, то соответствующее изменение договора в части изменения предмета договора (за счет выполнения дополнительных работ) и цены не противоречит нормам гражданского законодательства (ГК и Правил) и осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами.

 

28.08.2017

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»