Корреспонденция счетов от 04.09.2015
Автор: Прохожая В.

Взнос в уставный фонд права пользования офисом. Бухгалтерский и налоговый учет у создаваемой организации


СОДЕРЖАНИЕ

 

Бухгалтерский учет формирования уставного фонда у создаваемой организации

Налоговый учет у создаваемой организации

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

ВЗНОС В УСТАВНЫЙ ФОНД ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ ОФИСОМ. БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ У СОЗДАВАЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Ситуация

Два учредителя создают общество с ограниченной ответственностью (далее - организация).

Уставный фонд определен в размере 35 млн руб.

Один учредитель - физическое лицо - внес в уставный фонд 20 млн руб.

Второй учредитель - юридическое лицо - внес в качестве своей доли право пользования офисом на 15 месяцев, которое оценено в 15 млн руб. Офис принадлежит учредителю на праве собственности.

 

Рассмотрим отражение данной операции в бухгалтерском и налоговом учете у создаваемой организации.

Бухгалтерский учет формирования уставного фонда у создаваемой организации

Для обобщения информации о наличии и движении уставного фонда организации предназначен счет 80 «Уставный капитал» (п.63 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50, далее - Инструкция № 50).

Уставный фонд организации в сумме вкладов собственника имущества (учредителей, участников), предусмотренных учредительными документами, отражается по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» и кредиту счета 80. Внесение вкладов собственником имущества (учредителями, участниками) отражается по дебету счетов 07 «Оборудование к установке и строительные материалы», 08 «Вложения в долгосрочные активы», 10 «Материалы», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и других счетов и кредиту счета 75.

Аналитический учет по счету 80 ведется по каждому учредителю (участнику) организации и видам акций, а по договорам о совместной деятельности - по каждому договору и каждому участнику договора.

Как видим, Инструкция № 50 прямо не оговаривает порядок отражения внесения в уставный фонд права пользования имуществом.

Представляется, что при формировании уставного фонда в рассматриваемой ситуации могут быть сделаны записи:

 

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, млн руб.
На сумму установленного учредителями уставного фонда организации
35
На сумму внесенного денежного вклада
75
20
На стоимость переданного для пользования помещения на основании акта приема-передачи
450
(условно)
На сумму неденежного вклада в виде права пользования помещением на основании акта его приема-передачи
75
15
Ежемесячно в течение установленного срока пользования (15 месяцев) включается в состав общехозяйственных затрат (управленческих расходов) 1/15 от стоимости права пользования помещением
76-8
1

 

Примечание. Для отражения задолженности учредителя в размере переданного в уставный фонд права пользования можно использовать субсчет 76-8 «Расчеты с учредителями по переданным правам». Наличие учета по данному субсчету позволит контролировать фактическую задолженность учредителя по сроку пользования офисом в случае прекращения права пользования имуществом или ликвидации хозяйственного общества ранее 15-месячного срока.

Налоговый учет у создаваемой организации

От редакции «Бизнес-Инфо»

Материал ссылается на Налоговый кодекс Республики Беларусь в редакции до 1 января 2019 г.

С 1 января 2019 г. вышеназванный Кодекс изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

В части налогообложения материал актуален на дату его написания.

 

Денежные средства или имущество, полученные организацией от участников (акционеров) в качестве взносов в ее уставный фонд, в размерах, предусмотренных уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), не учитываются при определении этой организацией валовой прибыли (п.1 ст.136 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК).

В связи с этим поступившие в качестве вклада в уставный фонд денежные средства в сумме 20 млн руб. и стоимость права пользования офисом в сумме 15 млн руб. при налогообложении прибыли не учитываются.

Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п.1 ст.130 НК).

Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК, исходя из затрат, определенных с учетом положений ст.301 НК, и отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая) (п.2 ст.130 НК).

В рассматриваемой ситуации созданная организация не несет затрат в виде арендной платы при использовании офиса, поэтому суммы, отраженные по дебету счетов 26, 44, при налогообложении прибыли также не учитываются.

 

04.09.2015

 

Валентина Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»