


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ВЗНОС В УСТАВНЫЙ ФОНД ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ ОФИСОМ. БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ У СОЗДАВАЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
![]() |
Ситуация Два учредителя создают общество с ограниченной ответственностью (далее - организация). Уставный фонд определен в размере 35 млн руб. Один учредитель - физическое лицо - внес в уставный фонд 20 млн руб. Второй учредитель - юридическое лицо - внес в качестве своей доли право пользования офисом на 15 месяцев, которое оценено в 15 млн руб. Офис принадлежит учредителю на праве собственности. |
Рассмотрим отражение данной операции в бухгалтерском и налоговом учете у создаваемой организации.
Бухгалтерский учет формирования уставного фонда у создаваемой организации
Для обобщения информации о наличии и движении уставного фонда организации предназначен счет 80 «Уставный капитал» (п.63 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50, далее - Инструкция № 50).
Уставный фонд организации в сумме вкладов собственника имущества (учредителей, участников), предусмотренных учредительными документами, отражается по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» и кредиту счета 80. Внесение вкладов собственником имущества (учредителями, участниками) отражается по дебету счетов 07 «Оборудование к установке и строительные материалы», 08 «Вложения в долгосрочные активы», 10 «Материалы», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и других счетов и кредиту счета 75.
Аналитический учет по счету 80 ведется по каждому учредителю (участнику) организации и видам акций, а по договорам о совместной деятельности - по каждому договору и каждому участнику договора.
Как видим, Инструкция № 50 прямо не оговаривает порядок отражения внесения в уставный фонд права пользования имуществом.
Представляется, что при формировании уставного фонда в рассматриваемой ситуации могут быть сделаны записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, млн руб. |
На сумму установленного учредителями уставного фонда организации |
35 | ||
На сумму внесенного денежного вклада |
75 |
20 | |
На стоимость переданного для пользования помещения на основании акта приема-передачи |
450 (условно) | ||
На сумму неденежного вклада в виде права пользования помещением на основании акта его приема-передачи |
75 |
15 | |
Ежемесячно в течение установленного срока пользования (15 месяцев) включается в состав общехозяйственных затрат (управленческих расходов) 1/15 от стоимости права пользования помещением |
76-8 |
1 |
Примечание. Для отражения задолженности учредителя в размере переданного в уставный фонд права пользования можно использовать субсчет 76-8 «Расчеты с учредителями по переданным правам». Наличие учета по данному субсчету позволит контролировать фактическую задолженность учредителя по сроку пользования офисом в случае прекращения права пользования имуществом или ликвидации хозяйственного общества ранее 15-месячного срока.
Налоговый учет у создаваемой организации
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал ссылается на Налоговый кодекс Республики Беларусь в редакции до 1 января 2019 г. С 1 января 2019 г. вышеназванный Кодекс изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. В части налогообложения материал актуален на дату его написания. |
Денежные средства или имущество, полученные организацией от участников (акционеров) в качестве взносов в ее уставный фонд, в размерах, предусмотренных уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), не учитываются при определении этой организацией валовой прибыли (п.1 ст.136 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК).
В связи с этим поступившие в качестве вклада в уставный фонд денежные средства в сумме 20 млн руб. и стоимость права пользования офисом в сумме 15 млн руб. при налогообложении прибыли не учитываются.
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п.1 ст.130 НК).
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК, исходя из затрат, определенных с учетом положений ст.301 НК, и отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая) (п.2 ст.130 НК).
В рассматриваемой ситуации созданная организация не несет затрат в виде арендной платы при использовании офиса, поэтому суммы, отраженные по дебету счетов 26, 44, при налогообложении прибыли также не учитываются.
04.09.2015
Валентина Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»