Пособие от 17.07.2015
Автор: Овсейко С.

Юридические лица: понятие и признаки


 

Материал помещен в архив

 

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ

Понятие и основные признаки юридического лица

Юридическим лицом признается (1) организация, которая (2) имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, (3) несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, (4) может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, (5) быть истцом и ответчиком в суде, (6) прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом (п.1 ст.44 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 ноября 2024 г. следует руководствоваться п.1 ст.44 ГК в ред. Закона от 13.11.2023 № 312-З.

 

Важнейшим из этих признаков является первый. Юридическое лицо - это всегда организация, но не всякая организация является юридическим лицом. Другими словами объем первого понятия целиком входит в объем понятия второго. Организация обладает самостоятельным бытием по сравнению с входящими в ее состав участниками, когда целое не равно сумме составных частей. Причем, независимость существования организации от смены участников и наличие у нее собственной «воли» не связаны с правами юридического лица (филиалы и т. п.).

Понятие организации используется в некоторых отраслях права, в частности, в финансовом, взамен понятия «юридическое лицо». Так, согласно ст.13 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) плательщиками налогов признаются организации, под которыми понимаются: 1) юридические лица Республики Беларусь; 2) иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами; 3) простые товарищества (участники договора о совместной деятельности, кроме участников договора консорциального кредитования). Кроме того, определенной степенью налоговой правосубъектности обладают также филиалы и представительства.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Материал ссылается на НК в редакции до 1 января 2019 г.

С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

 

В чем-то шире, в чем-то уже понятие организации в Законе Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 57-З): юридические лица Республики Беларусь, их филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, представительства иностранных и международных организаций, хозяйственные группы, холдинги, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности).

Дополнительные признаки юридического лица

Речь идет о дополнительных признаках, которыми обладает юридическое лицо применительно к родовому понятию организации. Безусловно, важнейшими из них являются наличие имущественной обособленности, а также правосубъектности.

Иногда эти важнейшие атрибуты юридического лица выражают образно, через наличие у него «тела» (лат. corpus), представленного имуществом, учредительными документами, бухгалтерским балансом, текущим счетом, печатью и прочими внешними атрибутами, и «воли» (лат. animus), выраженной через действия его органов управления.

Corpus юридического лица имеет две стороны:

1) организационную, так как юридическое лицо всегда формализовано. Формализация достигается за счет государственной регистрации, предшествующих ей процедур (учреждение) и последующих действий (постановка на учет в налоговых и других органах).

Долгое время в качестве одного из признаков юридического лица называлось организационное единство, в том числе то, что оно не может иметь в своем составе других юридических лиц. На сегодняшний день белорусское законодательство опровергает данный вывод. В частности, можно назвать сложную многозвенную структуру потребительских обществ, профессиональных союзов, (государственно-)общественных и религиозных объединений, политических партий, наличие департаментов с правами юридического лица в составе органов государственного управления, институтов с правами юридического лица в составе учреждений высшего образования и т. п.

Иногда признаком юридического лица называется бессрочный характер деятельности, но сегодня белорусское законодательство (ст.10 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах») допускает создание юридических лиц на определенный срок (проектное финансирование, строительство, выпуск облигаций, секьюритизация кредитов и т. п.);

2) имущественную, представленную требованиями о наличии у коммерческих организаций уставного фонда и поддержании стоимости чистых активов не ниже уровня его размера. Для точного выполнения данных требований в бухгалтерском учете существует так называемый принцип обособленности: активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы организации учитываются отдельно от активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов собственника имущества (учредителей, участников) организации (п.3 ст.3 Закона № 57-З).

Вместе с тем имущественная обособленность юридического лица - это долженствование, а не фактический признак. Юридическое лицо с долгами («отрицательным имуществом») - обычное дело. Кроме того, corpus юридического лица может изначально состоять только из организационной оболочки (например, «спящие» юридические лица, предназначенные для продажи, либо «фирмы-однодневки» и т. п.).

Вопрос вызывает также критерий имущественной обособленности через призму имущественных прав. Далеко не все юридические лица являются собственниками своего имущества, числящегося у них на балансе (унитарные предприятия, в том числе дочерние, а также государственные объединения и финансируемые собственником учреждения). Более того, у некоторых из них (в частности, бюджетных организаций-учреждений) существует имущественный дуализм, включая разные банковские счета для учета бюджетных и небюджетных средств, отдельные балансы, различный правовой режим распоряжения этими средствами и т. д.

Animus обычно понимается как наличие у юридического лица собственной право- и дееспособности. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы (п.1 ст.49 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)); реже юридическое лицо действует через своих участников либо работников (ст.373 ГК).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 ноября 2024 г. следует руководствоваться п.1 ст.49 ГК в ред. Закона № 312-З.

 

По нашему мнению, именно наличие собственной правосубъектности (право- и дееспособности) является важнейшим признаком, отличающим юридическое лицо от других организаций или объектов права. Можно сказать так: организация, но без собственной воли, не является юридическим лицом, равно как совокупность имущества в ее отсутствие (например, предприятие как имущественный комплекс). При этом правосубъектностью организация наделяется исключительно по воле учредителей, которые сами выбирают организационно-правовую форму создаваемого юридического лица.

Наличие animus или правосубъектности необходимо юридическому лицу по причине оторванности его юридического бытия от создавших (учредивших) его лиц. Она производна от правосубъектности учредителей (участников). Можно сказать, что деятельность юридического лица отражает ту степень заинтересованности в ее результатах, какая есть у учредителей (участников). В свою очередь эта степень обычно легко может быть определена математически в виде дроби или процента, соответствующего количеству голосов на общем собрании, доли в уставном фонде и т. п.

Вместе с тем, гражданское право строится на основе равенства участников. Поэтому как бы не распределялись голоса участников по тому или иному вопросу во внутренних процедурах, во внешних отношениях всегда презюмируется единица, то есть столько же, сколько у каждого участника по отдельности. Иногда в юридической литературе эту закономерность именуют принципом участия учредителей в гражданских отношениях наряду с созданным юридическим лицом.

При этом учредитель (участники) обычно оказывают не прямое, а опосредованное влияние на правоспособность юридического лица. В большинстве случаев (за исключением «крупных сделок» для хозяйственных обществ, согласования сделок по распоряжению имуществом для государственных унитарных предприятий и учреждений и т. п.) в заключении сделок участники не участвуют. Свои полномочия они реализуют лишь косвенно, через назначение директора, иного исполнительного органа (индивидуального либо коллегиального). В результате имеем три больших группы правоотношений, регламентирующих деятельность юридического лица:

Схема 1

 
1. Внешние  
Отношения между юридическим лицом и его контрагентами, а также государством
 
Регулируются нормами гражданского и налогового права
   
           
2. Внутренние управленческие  
Отношения между администрацией и работниками юридического лица
 
Регулируются нормами трудового права
   
           
3. Внутренние организационные  
Отношения между учредителями и (или) участниками
 
Регулируются нормами корпоративного и административного законодательства
   

 

Лишь в первом и втором случае можно говорить о правосубъектности юридического лица, в третьем - оно является не субъектом, а скорее объектом управления.

Правосубъектность понимается как абстрактная способность (возможность) субъекта права иметь соответствующие права и обязанности, предусмотренные действующим законодательством, иначе говоря, это «условие возможности правоотношения» или способность лица быть субъектом права. Правосубъектность как свойство существует независимо от реализации его в действительности.

Правосубъектность традиционно рассматривается через призму двух составляющих: правоспособности и дееспособности.

Схема 2

 
  Правосубъектность  
                 
Правоспособность
 
Дееспособность
                 
Способность иметь права   Способность своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности

 

В настоящее время наблюдается тенденция постепенного перехода от специальной к общей (универсальной) правоспособности юридических лиц, чего нельзя сказать про дееспособность. Объем последней особенно сильно ограничен у некоммерческих организаций, а также коммерческих, имеющих целевой характер деятельности (например, банки). Более того, право- и дееспособность у юридических лиц сильно дифференцирована в зависимости от организационно-правовой формы. В юридической литературе существует мнение, что наибольшей степени названная дифференциация достигает у учреждений.

 

Справочно

Имущественная обособленность и собственная правосубъектность выделяют юридическое лицо на фоне наиболее близкой к нему организации - простого товарищества, которое юридическим лицом не является. Имущество последнего принадлежит, как правило, на праве общей долевой собственности товарищам (ст.913 ГК); ведение общих дел осуществляется не специально созданными органами, а каждым товарищем (или только определенным) с согласия всех остальных (ст.914 ГК). Кроме того, если выбытие одного из участников простого товарищества (по любой причине) ведет к прекращению простого товарищества (ст.920 ГК), то существование юридического лица, как правило, не зависит от персональных изменений в составе учредителей (участников).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 ноября 2024 г. следует руководствоваться ст.914, 920 ГК с изменениями, внесенными Законом № 312-З.

 

Дееспособность юридического лица может быть временно ограничена (даже исключена) путем его передачи в управление. Здесь необходимо учитывать, какой договор заключен.

Схема 3

 
Договор об управлении   Договор доверительного управления имуществом
   
По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа акционерного общества (п.3 ст.103 ГК), по решению собственника имущества полномочия руководителя унитарного предприятия (п.4 ст.113 ГК) могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему).
Близкий случай, но внедоговорной - управляющий по Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»
   
Управление является «внутренним», то есть управляющий действует от имени самой управляемой организации (издает приказы и распоряжения, использует ее фирменные бланки, печать и т. п.)
   
Управление является «внутренним», то есть управляющий действует от имени самой управляемой организации (издает приказы и распоряжения, использует ее фирменные бланки, печать и т. п.)
 
   
Предметом договора может быть в том числе предприятие как имущественный комплекс или ценные бумаги (п.1 ст.896 ГК)
   
Управление является «внешним», то есть доверительный управляющий действует от собственного имени, в том числе обязан при совершении сделок информировать другую сторону о своем статусе
   
Происходит разделение corpus и animus с передачей первого иному юридическому лицу во временное пользование

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 октября 2023 г. действует Закон от 13.12.2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности». При этом по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), производство по которым возбуждено до вступления в силу Закона № 227-З, применяются нормы Закона № 415-З, за исключением требований к управляющему и организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц. Иные переходные положения определены в ст.228 Закона № 227-З. Комментарии см. здесь.

 

Самостоятельная ответственность по своим обязательствам названа в качестве третьего признака юридического лица в п.1 ст.44 ГК. Причем речь идет как о договорной, так и внедоговорной ответственности. В отличие от юридического лица простое товарищество не несет самостоятельной ответственности по своим обязательствам; имущественную ответственность по общим обязательствам от совместной деятельности несут непосредственно участники, причем ее характер (долевой либо солидарный) зависит от характера совместной деятельности (ст.917 ГК). То же самое можно сказать и о филиалах, даже выделенных на самостоятельный баланс, но без прав юридического лица. Впрочем, рудименты такого подхода остаются и у некоторых юридических лиц, учредители которых несут полную (полное товарищество) либо дополнительную (общество с дополнительной ответственностью, потребительские кооперативы) ответственность по долгам юридического лица.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 ноября 2024 г. следует руководствоваться ст.917 ГК в ред. Закона № 312-З.

 

Четвертым признаком юридического лица названа дееспособность, пятым - возможность быть истцом и ответчиком в суде. Они тесно связаны - процессуальная дееспособность является продолжением гражданской. Но на уровне действующего законодательства вносятся определенные коррективы. Например, согласно ст.58 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь в роли истцов могут выступать не только юридические лица и индивидуальные предприниматели, но и в случаях, предусмотренных законодательными актами, - организации, не являющиеся юридическими лицами. В роли же ответчиков такие организации выступать не могут.

Статьи 353-358 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь регламентируют особенности рассмотрения и разрешения жалоб на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющих права граждан, а в случаях, предусмотренных актами законодательства, - и права юридических лиц.

Наконец, последний признак можно назвать результирующим. Организация в качестве юридического лица нуждается в признании со стороны государства, что и достигается через процедуру государственной регистрации. Правда в последнее время наметились тенденции к переходу к явочному порядку такой регистрации для большинства юридических лиц, что делает данную процедуру формальной. Дискреционные полномочия у регистрирующих органов практически отсутствуют, поэтому можно говорить не о признании юридического лица со стороны государства, а о простой записи в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В то же время у организаций, не являющихся юридическими лицами, процедура регистрации или отсутствует вовсе, либо является суррогатной (например, регистрация холдингов в Министерстве экономики Республики Беларусь, или простых товариществ в налоговых органах, или постановка на учет в органах юстиции организационных структур республиканских государственно-общественных объединений без права юридического лица или политических партий в порядке, определенном ст.9 Закона Республики Беларусь от 19.07.2006 № 150-З «О республиканских государственно-общественных объединениях» и ст.18 Закона Республики Беларусь от 05.10.1994 № 3266-XII «О политических партиях» соответственно).

Сопутствующие признаки юридического лица

Иногда в юридической литературе в качестве признака юридического лица называют наличие устава, уставного фонда, бухгалтерского баланса, банковского счета, печати, юридического адреса, штатного расписания, фирменного или иного наименования. Все эти атрибуты являются следствием признания организации юридическим лицом (не всегда обязательным), а не его причиной (основанием). По этой причине их удобно называть сопутствующими признаками.

Устав. Согласно п.1 ст.48 ГК юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Последняя ситуация характерна только для полных (ст.67 ГК) и коммандитных (ст.82 ГК) товариществ. С другой стороны, различные образования, не имеющие статуса юридического лица, действуют не на основании уставов, а положений (представительства, филиалы) или договора (простое товарищество, холдинг). Поэтому устав как бы отождествляется с самой «юридической личностью» в подавляющем большинстве, но не во всех случаях.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 ноября 2024 г. следует руководствоваться ст.48, 67, 82 ГК с изменениями, внесенными Законом № 312-З.

 

Уставный фонд в последнее время все больше теряет свое значение, поскольку:

а) создается только у коммерческих организаций;

б) минимальный размер уставного фонда определен законодательством только для открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ, банков и страховых организаций.

 

Справочно

Минимальный размер уставного фонда установлен:

• для закрытых акционерных обществ - 100 базовых величин;

• открытых акционерных обществ - 400 базовых величин (исходя из размера базовой величины, установленного на день, в который устав (изменения и (или) дополнения, связанные с изменением размера уставного фонда) представляется в регистрирующий орган) (п.8 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение № 1));

• банков - 25 млн евро (ст.75 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее - БК) и п.1 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.05.2012 № 249 «О минимальном размере уставного фонда банка»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2016 г. на основании постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 23.06.2015 № 380 минимальный размер уставного фонда банка составляет 45,0 млн. бел. руб.;

 

• страховщиков в сумме, эквивалентной 5 млн евро, страховых брокеров - в сумме, эквивалентной 25 000 евро (п.15 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 мая 2019 г. п.15 Положения № 530 изложен в новой редакции Указом от 11.05.2019 № 175: «Минимальный размер уставного фонда страховщика устанавливается в сумме 11 млн. белорусских рублей, страхового брокера - в сумме 55 тыс. белорусских рублей»;

 

в) в настоящее время уставный фонд коммерческой организации (за исключением банков и страховых организаций) должен быть сформирован не сразу, а в течение 12 месяцев с даты государственной регистрации (п.7 Положения № 1).

Концепцию уставного фонда, используемую в белорусском законодательстве, можно назвать номинально-символической. Номинальной, потому что уставный фонд - это не само имущество, а своего рода его проекция в балансе, денежная оценка, указанная в уставе, определяющая нижнюю допустимую границу стоимости имущества. Доли учредителей (участников) в уставном фонде - это не некая долевая собственность, а лишь право требования учредителя (участника) и одновременно обязательство, отражаемое в пассиве баланса коммерческой организации. Символической, поскольку доли в уставном фонде представляют собой идеальную модель юридического лица, при которой, как правило, распределяется прибыль или имущество при ликвидации.

Текущий (расчетный) счет в банке. Владельцами счета по договору текущего (расчетного) банковского счета могут быть только физические и юридические лица (ст.198 БК). В отличие от ранее действовавшего порядка на имя структурных подразделений банковский счет не открывается. При этом в настоящее время не лимитируется количество открытых банковских счетов, поэтому структурное подразделение (например, представительство) может открыть счет на имя головной организации, а распоряжаться им будет руководитель подразделения по доверенности.

Бухгалтерский баланс в прежней редакции п.1 ст.44 ГК назывался в качестве обязательного признака юридического лица. Между тем отчетность (основной формой которой является бухгалтерский баланс) составляется организациями, не все из которых являются юридическими лицами. Последнее особенно характерно для банков с их разветвленной филиальной сетью и многоуровневой структурой управления.

Печать. Наряду с печатями организаций (гербовыми и простыми) существуют также печати структурных подразделений организации, а также печати, указывающие на ее целевое назначение (для документов и т. п.) (п.62 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4). Получения специальных разрешений на изготовление печатей (штампов) сейчас не требуется. Таким образом, жесткой корреляции между наличием печати и статусом юридического лица нет.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 февраля 2018 г. субъекты хозяйствования вправе не использовать печати (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь) (подп.3.11 п.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).

С 1 июля 2024 г. следует руководствоваться Инструкцией № 4 с учетом изменений, внесенных постановлениями Минюста от 10.01.2024 № 2 и от 30.04.2024 № 25. Комментарий см. здесь.

 

Наименование (фирменное наименование) - самый слабый из всех сопутствующих признаков. Действительно, фирменное наименование отсутствует у индивидуальных предпринимателей, не являющихся юридическими лицами простых товариществ, филиалов, представительств и т. п. Но, с другой стороны, наличие фирменного наименования у коммерческих и просто «наименования» у некоммерческих организаций не препятствует любым организациям, не являющимся юридическими лицами, выступать под собственными «вывесками/идентификаторами»: наименование предприятия (кафе, кинотеатра, завода и т. п.), название средств массовой информации, спортивной команды, судна и т. п. Автоматизм и бесплатность присвоения фирменного наименования в процессе государственной регистрации не способствует приданию ему какого-либо эксклюзивного статуса.

 

Справочно

Для более детального изучения см. пособие «Фирменное наименование юридического лица: понятие, использование и регистрация».

 

Юридический адрес в его традиционном понимании вообще можно рассматривать как отмирающий признак юридического лица, по крайней мере применительно к коммерческим организациям. Вместо него и ГК (п.2 ст.50) и Положение № 1 используют понятие «место нахождения юридического лица», которое определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (для унитарных предприятий и крестьянско-фермерских хозяйств при соблюдении ряда условий им может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица - собственника имущества). Специальные правила определения места нахождения организации для целей налогообложения определены ст.15 НК, причем для юридических лиц им является место государственной регистрации.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 ноября 2024 г. следует руководствоваться ст.50 ГК в ред. Закона № 312-З.

 

Место нахождения, как и юридический адрес, все больше превращается в фикцию. Неслучайно в белорусском законодательстве все чаще юридическое значение придается непосредственному месту ведения хозяйственной деятельности. Например, финансовые и прочие льготы, предусмотренные Декретом Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности», ставятся в зависимость от создания на территории средних, малых городских поселений, сельской местности обособленного подразделения, ведущего такую деятельность. Закон Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» устанавливает в некоторых случаях обязанность указывать место производства товара, например, применительно к продовольственным продуктам, а также товарам, фасованным и упакованным не в месте их производства.

Как видим, практически все признаки юридического лица: и основные, и дополнительные, и сопутствующие - можно подвергнуть сомнению. Понятие юридического лица сегодня - это скорее общая идея, нежели четко определенное понятие с исчерпывающим набором признаков. Причем в ходе эволюции оно все больше теряет свое значение.

Юридические лица (объединения) «второго уровня»

Под этим термином понимаются юридические лица, основанные на членстве других юридических лиц, предусматривающем передачу созданному объединению определенных функций, связанных с управлением и координацией деятельности. В отличие от юридических лиц «первого уровня» (например, хозяйственных обществ), участниками которых наряду с физическими также могут быть и юридические лица, здесь не соединяются «участия» (трудовые и (или) имущественные), цель деятельности лежит не «вовне», а «внутри». Появляется возможность управления и контроля без внесения вкладов и принятия хозяйственных рисков.

К хозяйственным объединениям «второго уровня» в белорусском законодательстве относятся ассоциации (союзы), государственные объединения (концерны), холдинги. Ранее в данные объединения входили также хозяйственные и финансово-промышленные группы. За рубежом существует большое число других форм таких объединений (синдикаты, консорциумы, картели, конгломераты, тресты, пулы, корнеры и др.). Ассоциации (союзы), равно как общественные объединения, могут охватывать и некоммерческие организации. Но в любом случае, кто бы ни был их членами, юридические лица «второго уровня» представляют собой некоммерческие организации, не имеющие уставного фонда, не ведущие хозяйственную деятельность и не распределяющие прибыль, не предоставляющие членам никаких прав на свое имущество и т. п.

Правосубъектность таких объединений не одинакова. Ассоциации и концерны являются юридическими лицами, а хозяйственные группы - нет. Промежуточное положение занимают холдинги: они не являются юридическими лицами, но у них есть управляющая компания (уже существующая или вновь создаваемая), которой передаются функции по управлению. Поэтому иногда говорят о частичной (или квази-) правосубъектности холдингов.

Впрочем, по отношению к своим членам объединение может занимать двоякое положение:

1) подчиненное, то есть создаваться для обслуживания их потребностей (ассоциации). Членство в ассоциации (союзе) не умаляет правоспособности ее членов и не связывает их жестко решениями ассоциации. По сути, речь идет о создании некой новой «юридической личины», не поглощающей своих учредителей, а становящейся по отношению к ним в зависимое положение;

2) доминирующее, как у государственных объединений (концернов). Правовой статус последних находится на стыке гражданского и административного права. С административно-правовых позиций концерны создаются для нужд государственного управления соответствующей отраслью, с гражданско-правовой - являются, как правило, некоммерческими организациями. Членство в концернах и выход из них может быть обязательным (государственные унитарные предприятия, учреждения) либо добровольным.

Таким образом, юридические лица «второго уровня» опровергают некоторые общие правила, относящиеся к юридическим лицам (наличие в составе других юридических лиц; зависимость членов от созданного ими юридического лица; признание частичной правосубъектности за некорпоративным объединением). Но особенно игнорируется признак имущественной обособленности: составление консолидированной отчетности; создание централизованных фондов; отсутствие налогообложения налогом на прибыль безвозмездной передачи имущества иным участникам холдинга - резидентам (п.12 Указа Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь»). Что касается НДС, то передача в пределах одного собственника не признается реализацией (подп.2.3 п.2 ст.31 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 апреля 2022 г. следует руководствоваться Указом от 07.10.2021 № 385 «О создании и деятельности холдингов». Комментарий см. здесь.

 

У юридических лиц «второго уровня» может возникнуть проблема определения истинного собственника или выгодоприобретателя (бенефициара) по сделке. Проблема эта (иногда ее называют «снятие корпоративной вуали») актуальна при определении:

1) бенефициарных собственников для целей Закона Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее - Закон № 165-З), а также ст.34 БК. Бенефициарный владелец - физическое лицо, которое является собственником имущества клиента, либо владеет не менее чем 10 % акций (долей в уставном фонде, паев) клиента-организации, либо прямо или косвенно (через третьих лиц) в конечном итоге имеет право или возможность давать обязательные для клиента указания, влиять на принимаемые им решения или иным образом контролировать его действия (абзац 2 части первой ст.1 Закона № 165-З). Законом № 165-З устанавливается обязанность лица, совершающего финансовую операцию, устанавливать таких бенефициарных владельцев. В БК под ними понимаются государство, организация или физическое лицо, которые прямо или косвенно (через других физических лиц и (или) другие организации) владеют акциями банка. Последствием является ограничение для таких лиц на владение 5 % и более акций банка;

2) аффилированных лиц, под которыми понимаются физические и юридические лица, способные прямо и (или) косвенно (через иных физических и (или) юридических лиц) определять решения либо оказывать влияние на их принятие хозяйственным обществом, а также юридическими лицами, на принятие решений которыми хозяйственное общество оказывает такое влияние (ст.56 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах»). Аффилированным может быть признано и дочернее, и материнское, и «сестринское» юридическое лицо. Основным последствием такого признания является требование раскрытия информации применительно к своему статусу и совершаемым сделкам. В последнем случае необходимо согласие общества на их совершение, причем сами аффилированные лица в принятии решения не участвуют.

Сюда же можно отнести определение инсайдера (ст.115 БК), используемого при расчете банковских нормативов, взаимозависимых лиц (ст.20 НК), что влечет, в частности, возможность пересмотра налоговыми органами цены в сделках между такими лицами для целей налогообложения (ст.301 НК), дочернего и зависимого хозяйственных обществ (ст.105-106 ГК), группы лиц для целей Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» и т. п.

Государство и государственные органы (организации) в качестве юридических лиц

Республика Беларусь, административно-территориальные единицы участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками - физическими и юридическими лицами. К ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из законодательства или особенностей данных субъектов (ст.124 ГК).

Таким образом, государство и административно-территориальные единицы фактически приравнены к юридическим лицам в сфере гражданско-правовых отношений, но являются ли они таковыми?

Предположим, что нет. Государство представляет собой уже готовый субъект права, не нуждающийся в каком-либо дополнительном организационном «дооформлении». Статус юридического лица для него излишен, несмотря на встречающиеся иногда ссылки на обратное. Участвуя в гражданских правоотношениях, государство в большинстве случаев отказывается от своего статуса суверена (а административно-территориальная единица - от своих властных полномочий) и действует наравне с физическими и юридическими лицами, отчего, впрочем, не перестает быть государством, то есть объединением гораздо более высокого уровня, нежели юридические лица.

От имени Республики Беларусь могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде государственные органы в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.1 ст.125 ГК). Государственный орган - образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности (ст.3 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь»). От государственных органов следует отличать государственные организации, не наделенные таким правом. Государственные организации - это организации, находящиеся в подчинении (ведении) Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Национального банка, Национальной академии наук Беларуси, республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, а также входящие в состав государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (п.2 Положения о порядке предоставления взаем денежных средств государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставных фондах, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 № 296). То есть государственная организация является образованием более низкого уровня и непосредственно подчиняется государственным органам.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2022 г. следует руководствоваться ст.7 Закона от 01.06.2022 № 175-З «О государственной службе».

 

Однако нужно учитывать, что юридическое лицо - понятие сугубо гражданско-правовое, а не универсальное, наделяющее организацию правосубъектностью в имущественных отношениях. В сфере государственного управления, где действуют государственные органы и организации, основным является понятие компетенции. Следовательно, наделение статусом юридического лица государственных органов и организаций может оказаться излишним.

В законодательстве указанный вывод частично подтверждается, частично отвергается. Например, Совет Министров Республики Беларусь не является юридическим лицом. Это не мешает ему вступать в соответствующие гражданско-правовые отношения, например выдавать гарантии под привлеченные иностранные займы от имени Республики Беларусь в соответствии с Положением о внешних государственных займах и внешних займах, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 18.04.2006 № 252. Юридическим лицом является лишь Аппарат Совета Министров Республики Беларусь (ст.39 Закона Республики Беларусь от 23.07.2008 № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь»). Похожую организационную структуру имеет Парламент, в котором юридическими лицами являются секретариаты палат, которые также имеют самостоятельные балансы, счета в банках, гербовые печати со своим наименованием (ст.96 Закона Республики Беларусь от 08.07.2008 № 370-З «О Национальном собрании Республики Беларусь»).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 января 2023 г. ст.96 Закона № 370-З изложена в новой редакции Законом от 30.12.2022 № 234-З.

С 5 июля 2023 г. ст.39 Закона № 424-З изложена в новой редакции Законом от 30.12.2022 № 236-З.

 

С другой стороны, статус юридического лица имеют министерства и государственные комитеты, Управление делами Президента Республики Беларусь (п.3 Положения об Управлении делами Президента Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 03.12.2010 № 620), местные советы, исполнительные и распорядительные органы (п.4 ст.9, п.4 ст.38 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»). Юридическими лицами являются как Генеральная прокуратура Республики Беларусь, Комитет государственного контроля и Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, так и их территориальные органы областного уровня (ст.16 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь», ст.1 и 2 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», ст.7 Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 № 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь»).

Кроме того, в структуре органов государственного управления существует специальное понятие «департамент с правами юридического лица» (см.: Положение о департаментах министерств (государственных комитетов), утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 26.07.2007 № 350; подп.1.4 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь»). Например, правами юридического лица наделены Департамент государственной инспекции труда и Фонд социальной защиты населения в структуре Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (см. п.3 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1589), Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь, а также еще около 30 департаментов в структуре 20 органов государственного управления. Очевидно, что речь в данном случае идет не только о процессе материально-организационного обеспечения данных департаментов; статус юридического лица дает им больше прав как раз в сфере государственного управления, а именно право принимать решения от собственного имени, наделяет более высокой степенью административной правоспособности. Однако даже в последнем случае департамент министерства или государственного комитета с правами юридического лица вправе принимать лишь решения ненормативного характера. Другими словами, статус юридического лица в административной сфере (государственного управления) не является универсальным эталоном правосубъектности (как и в гражданском праве), а лишь подчеркивает ее определенную степень.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 5 июля 2023 г. п.1 Указа № 289 изложен в новой редакции Указом от 30.06.2023 № 200.

 

Можно сказать, что белорусское законодательство по этому вопросу в данный момент находится перед выбором: отвергнуть попытки смешения понятий из различных отраслей права или окончательно распространить понятия юридического лица на административную сферу. В последнем случае в качестве варианта было бы признание де-юре (де-факто оно уже существует) понятия «юридическое лицо публичного права (публичное юридическое лицо)». Это упорядочило бы вопросы его правового статуса как в сфере государственного управления, так и имущественных отношений. Ведь совершенно очевидно, что даже элементарный договор купли-продажи с участием коммерческой и некоммерческой (бюджетной) организации - это совершенно разные правоотношения, регулируемые совершенно разными нормами и отраслями права. В последнем случае - это процедура государственных закупок (торгов и т. п.), оплата через казначейство и многое другое. Таким образом, не только правосубъектность, но и содержание соответствующих правоотношений у юридических лиц частного и публичного права могут серьезно отличаться.

Еще один аспект - процессуальный. Так, Положение о порядке возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, утвержденное постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16.06.1993 № 2415-XII, предусматривает, что возмещению подлежит ущерб, нанесенный субъектам хозяйственной деятельности актами нормативного и ненормативного характера, принятыми Верховным Советом Республики Беларусь, его Президиумом, Советом Министров Республики Беларусь, Контрольной палатой Республики Беларусь, Прокуратурой Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь, министерствами, государственными комитетами, ведомствами Республики Беларусь, местными Советами народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами и др. Однако ответчиками в экономических судах могут быть только юридические лица, но не прочие организации. Это еще один аргумент в пользу конструкции юридического лица со специальной правосубъектностью (юридического лица публичного права).

Ответственность юридического лица

В настоящее время ответственность юридического лица - один из наиболее «тупиковых» путей развития концепции юридического лица. Гражданско-правовая ответственность юридических лиц бесспорна, административная - существует с 2008 г., уголовная - не признана (в отличие от некоторых других стран).

С другой стороны, в гражданское право фактически перенесена (с определенными модификациями, главным образом в сторону упрощения) уголовно-правовая концепция вины, как психического отношения субъекта к совершаемому деянию. Психика, как явление биологического порядка, не может быть присуща юридическому лицу по определению. Налицо полная путаница, смешение понятий и критериев.

Гражданско-правовая ответственность гетерогенна сама по себе, так как предусматривает деление ответственности на договорную и деликтную. Между ними существует целый ряд отличий:

а) как правило, учет вины в случае причинения деликта и безвиновная ответственность в предпринимательских договорах;

б) разделение фигуры причинителя вреда (гражданина) и ответственного лица (юридического лица) в случае деликтов, что чуждо для договорного права, где действия работников приравниваются к действиям самой организации, и т. д.

В цивилистике давно обращается внимание на необходимость отхода от субъективных (уголовно-правовых) концепций вины и перехода к объективным критериям. Что-то подобное нашло отражение в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях: если для физических лиц сохранен субъективный критерий вины (за исключением правонарушений, изобличенных с помощью средств видеофиксации), то «юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению» (ст.3.5). По сути, речь идет о так называемом объективном вменении. Это не вполне согласуется, в частности, с провозглашенной Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (п.15) презумпцией, согласно которой «проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. пп.1-23 Указа № 510 изложены в новой редакции на основании Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376. Нормы п.15 Указа № 510 соответствуют нормам п.3 Указа № 510 в редакции Указа № 376. 

С 1 марта 2021 г. условия привлечения юридического лица к административной ответственности закреплены в ст.4.6 КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарий см. здесь.

 

Что касается уголовной ответственности, то юридические лица по-прежнему не могут являться ее субъектами. Возможные объяснения этому, видимо, в утрированном понимании принципов неотвратимости наказания и личной виновной ответственности. Между тем, в странах, где такая ответственность существует, она является дополнительной по отношению к ответственности физических лиц.

 

17.07.2015

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук