Вопрос-ответ от 23.06.2015
Автор: Глинская Я.

Юридическим лицом осуществляется розничная торговля продовольственными товарами в павильоне, состоящем из двух товарных отделов, разделенных между собой складским помещением, торговой площадью по 30 квадратных метров каждый, один из которых предназначен для реализации алкогольных напитков, второй - для реализации мясных продуктов. Общая площадь торгового зала (включающего два товарных отдела) павильона составляет 60 квадратных метров. Правомерно ли осуществляется розничная торговля алкогольными напитками в этом павильоне?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Юридическим лицом осуществляется розничная торговля продовольственными товарами в павильоне, состоящем из двух товарных отделов, разделенных между собой складским помещением, торговой площадью по 30 м2 каждый, один из которых предназначен для реализации алкогольных напитков, второй - для реализации мясных продуктов. Общая площадь торгового зала (включающего два товарных отдела) павильона составляет 60 м2.

Правомерно ли осуществляется розничная торговля алкогольными напитками в этом павильоне?

 

ОТВЕТ: Правомерно.

Запрещается розничная торговля алкогольными напитками в магазинах и павильонах с торговым залом площадью менее 50 м2, за исключением торговых объектов юридических лиц системы потребительской кооперации, специализированных (фирменных) магазинов юридических лиц Республики Беларусь, осуществляющих производство алкогольных напитков, и (или) юридических лиц, осуществляющих импорт алкогольных напитков, магазинов беспошлинной торговли, расположенных в сельской местности магазинов организаций Управления делами Президента Республики Беларусь (абзац 4 п.1.14 п.1 ст.11 Закона Республики Беларусь от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта»).

Для рассмотрения поставленного вопроса следует дать определения отдельных терминов.

 

Справочно

Павильон - нестационарный розничный торговый объект, представляющий оснащенную специальным оборудованием временную конструкцию закрытого типа, не являющуюся капитальным строением (зданием, сооружением) или его частью, и имеющий торговый зал, рассчитанный на одно или несколько рабочих мест. Павильон может иметь помещение для хранения товарного запаса (абзац 13 п.2 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703; далее - Правила).

Нестационарный торговый объект - временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением) или его частью, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к инженерным коммуникациям и передвижные средства развозной торговли, оснащенные торговым оборудованием, а также передвижные средства разносной торговли (п.13 ст.1 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»; далее - Закон № 128-З).

Торговый зал - часть торгового помещения, предназначенная для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей, прохода покупателей и проведения денежных расчетов с ними при продаже товаров (п.39 ст.1 Закона № 128-З).

Товарный отдел - часть торговой площади магазина, павильона, на которой продаются продовольственные товары, связанные общностью спроса и удовлетворяющие отдельные потребности населения (абзац 26 п.2 Правил).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 февраля 2019 г. Правила № 703 изложены в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.11.2018 № 824. Согласно абзацу 4 п.2 новой редакции данных Правил павильон - нестационарный торговый объект, представляющий конструкцию закрытого типа, имеющую торговый зал. Павильон может быть расположен в капитальном строении (здании, сооружении), согласно абзацу 11 п.2 новой редакции Правил № 703 товарный отдел (секция) - часть торговой площади магазина, павильона, на которой продаются товары, связанные общностью спроса и удовлетворяющие отдельные потребности населения.

 

Торговая площадь - площадь торгового помещения (п.34 ст.1 Закона № 128-З).

Торговое помещение - часть магазина, включающая торговый зал, а также помещения для оказания услуг, связанных с продажей товаров (при их наличии) (п.38 ст.1 Закона № 128-З).

 

Исходя из приведенных выше определений, торговая площадь павильона включает площадь торгового зала, а также помещения для оказания услуг, связанных с продажей товаров (при их наличии). Павильон может иметь торговый зал, рассчитанный как на одно, так и на несколько рабочих имеет. При этом торговая площадь павильона для продажи продовольственных товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности населения, может быть поделена на части - товарные отделы.

Следовательно, каждую часть (товарный отдел) торгового помещения павильона, рассчитанного на несколько рабочих мест, независимо от их обособленности нельзя рассматриваться в качестве отдельного павильона с соответствующим торговым залом.

Таким образом, в рассматриваемом случае площадь торгового зала павильона превышает 50 м2, поэтому в данном торговом объекте допускается розничная торговля алкогольными напитками.

 

23.06.2015

 

Яна Глинская, экономист