


Материал помещен в архив
ВОПРОС (ООО «ТО»): Юридическое лицо (резидент Республики Беларусь) осуществляет деятельность по сдаче в аренду недвижимого имущества и оказанию услуг по удалению отходов для их захоронения.
По условиям заключаемых на неопределенный срок договоров заказчики услуг (арендаторы) отказываются от права собственности на принадлежащие им отходы, а исполнитель (арендодатель) приобретает право владения, пользования и распоряжения ими (право собственности).
Отходы, от права собственности на которые отказываются субъекты хозяйствования в пользу арендодателя, полностью или частично включены в перечень опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, подлежат регистрации, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2009 № 1391 (далее - Перечень опасных отходов).
Пример предмета договора по оказанию услуг по удалению отходов:
«1.1. Заказчик, являясь производителем и собственником отходов производства, образующихся в результате его экономической деятельности (далее - отходы), самостоятельно осуществляет их накопление и временное хранение в мусоросборниках (контейнерах), а Исполнитель обязуется в соответствии с согласованным Сторонами графиком осуществить удаление этих отходов специальным автотранспортом, их транспортировку (перевозку) на полигон ТКО с целью последующего захоронения.
1.2. Заказчик обязуется оплатить вышеуказанные услуги Исполнителя в порядке, установленном настоящим договором.
1.3. Заказчик в соответствии с действующим законодательством (ст.3 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» и ст.237 Гражданского кодекса Республики Беларусь) отказывается от права собственности на принадлежащие ему отходы, размещая их в специальных мусоросборниках (контейнерах), что определенно свидетельствует об устранении Заказчика от владения, пользования и распоряжения отходами без намерения сохранить какие-либо права на них.
1.4. Исполнитель приобретает право собственности на отходы Заказчика с момента их погрузки из контейнеров на транспортное средство Исполнителя.».
Переход права собственности на отходы в описанных случаях происходит не в результате заключенной сделки об их отчуждении, а в силу иных оснований, предусмотренных законодательством. При этом у сторон вышеуказанных договоров не возникает никаких взаимных дополнительных прав и обязательств в отношении отходов.
Являются ли сделками по отчуждению отходов договор аренды недвижимого имущества и договор об оказании услуг по удалению отходов на захоронение, в которых предусмотрен отказ заказчика от права собственности на отходы в пользу исполнителя? Нужно ли регистрировать такие договоры в территориальных органах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее - Минприроды) в соответствии с п.4 ст.3 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»
ОТВЕТ: Данные договоры не являются сделками по отчуждению опасных отходов. Они не подлежат регистрации в территориальных органах Минприроды.
Ответ на поставленный вопрос состоит из двух частей.
1. Регистрации в территориальных органах Минприроды подлежат только сделки об отчуждении отходов, включенных в Перечень опасных отходов (п.4 ст.3 Закона об обращении с отходами).
Отчуждение отходов (или иными словами передача прав собственности на отходы) допускается только в силу договора (часть первая п.2 ст.219 Гражданского кодекса Республики Беларусь, далее - ГК). То есть, прием-передача отходов в собственность возможна, если их первоначальный собственник желает передать отходы в собственность, а вторая сторона желает принять отходы в собственность. При этом вид договора отчуждения отходов (купля-продажа, мена и т. д.) будет зависеть от того, что стороны дополнительно приобретают по этому договору.
В описанной ситуации, когда одна сторона (заказчик) отказывается от прав собственности на отходы, а вторая сторона (исполнитель) приобретает права собственности на бесхозяйные отходы посредством действий (ст.227 ГК), не имеет место наличие договора отчуждения отходов. Это обусловлено тем, что для отказа от права собственности на отходы в силу части первой п.1 ст.237 ГК достаточно только волеизъявления первоначального собственника отходов.
Стоит отметить неточность формулировки в вопросе: «являются ли сделками по отчуждению отходов договор аренды недвижимого имущества и договор об оказании услуг по удалению отходов на захоронение, в которых предусмотрен отказ заказчика от права собственности на отходы в пользу исполнителя?». Ведь предметом договора аренды согласно ст.577 ГК может быть только имущество, передаваемое за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Поэтому любой договор аренды не является сделкой об отчуждении отходов. Также любой договор услуг в силу ст.733 ГК тоже не является сделкой об отчуждении отходов.
Исходя из содержания вопроса, в договор аренды и в договор по оказанию коммунальных услуг дополнительно включены нормы отказа и приобретения прав собственности на отходы. Но данные нормы, как было показано, хотя и включены в договоры между сторонами, не являются договором (сделкой) об отчуждении отходов.
Таким образом, включение в любой договор норм об отказе от прав собственности на отходы и о приобретении прав собственности на бесхозяйные отходы не приводит к необходимости регистрировать этот договор, поскольку между сторонами отсутствуют отношения по отчуждению отходов (и не важно, включены отходы в Перечень опасных отходов или нет).
Вместе с тем, по мнению автора, первоначальный собственник отходов не имеет права отказываться от прав собственности на отходы со ссылкой на часть первую п.1 ст.237 ГК.
2. Отношения при отчуждении отходов и иные имущественные отношения при обращении с отходами регулируются ГК, если иное не установлено специальным законодательством об обращении с отходами (часть пятая п.1 ст.1 ГК).
Отказ от права собственности на отходы осуществляется в соответствии с гражданским законодательством при условии соблюдения требований Закона об обращении с отходами и иных актов законодательства об обращении с отходами (п.2 ст.3 Закона об обращении с отходами).
Из этого следует, что только при условии выполнения правил обращения с отходами и выполнения специальных обязанностей лиц, осуществляющих обращение с отходами, собственник отходов вправе отказаться от прав собственности на них. Иными словами, отказ от прав собственности на отходы, основанный на части первой п.1 ст.237 ГК - совершение действий, определенно свидетельствующих об устранении лица от владения, пользования и распоряжения отходами без намерения сохранить какие-либо права на эти отходы, возможен только с соблюдением правил обращения с отходами.
![]() |
Обратите внимание! Осуществление гражданских прав не должно наносить вред окружающей среде и ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц (ст.2 ГК). То есть отказ от права собственности на отходы, если это влечет вред окружающей среде или ущемляет права лиц, не допускается. |
С учетом вышеизложенного рассмотрим возникшие в данной ситуации отношения между заказчиком и исполнителем.
У заказчика как первоначального собственника отходов возникла обязанность обеспечить обезвреживание, использование или захоронение отходов (хранение - промежуточное действие с отходами в рассматриваемом контексте, которое не является важным). Следовательно, пока отходы не доставлены на соответствующие объекты, обязанность, установленная Законом об обращении с отходами, не выполнена. Отказ от права собственности на отходы без намерения сохранить какие-либо права на отходы не предусматривает возможности доставки отходов на объекты обезвреживания, использования, захоронения отходов. Таким образом, отказ от права собственности на отходы не возможен для первоначального собственника отходов, поскольку не соблюдена специальная обязанность, установленная законодательством об обращении с отходами.
Именно в силу этого Законом об обращении с отходами предусмотрена возможность отчуждения отходов, то есть договорная передача прав собственности на отходы. Ведь по договору отчуждения отходов с целью последующего их захоронения, обезвреживания, использования новый собственник отходов вместе с ними приобретет обязанность по обеспечению обезвреживания, использования или захоронения отходов, которую должен выполнить.
Из вопроса следует, что исполнитель приобретает права собственности на бесхозяйные отходы при загрузке их в транспорт.
При этом проигнорировано следующее. Цель приезда исполнителя к заказчику - оказать услуги по вывозу отходов на захоронение, а не загрузить отходы, поскольку эти отходы никому не нужны. Если бы заказчик не оплачивал услугу исполнителя, последний бы не загружал отходы в свой транспорт. Бесхозяйные отходы любому лицу не нужны, поскольку последующие расходы по их перевозке и захоронению никем не компенсируются. Поэтому обычно лицо приобретает в собственность только те бесхозяйные отходы, из которых далее можно получить выгоду.
Очевидно, что в описанной ситуации у заказчика и исполнителя одна цель - доставить отходы на захоронение. Поэтому, если заказчик не хочет самостоятельно выполнять эту обязанность, то он только посредством отчуждения отходов может ее передать другому лицу.
Исходя из сказанного, стороны в сложившейся ситуации должны заключить договор отчуждения отходов со всеми вытекающими из этого последствиями. По мнению автора, отказ от права собственности на отходы заказчика не соответствует законодательству и не влечет прекращение прав собственности на эти отходы. Исполнитель не становится новым собственником отходов, поскольку для этого нет правовых оснований.
27.11.2019
Александр Гнедов, эколог, юрист, консультант по обращению с отходами
Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Новшества в обращении с отходами»