


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Заказчик при проведении запроса ценовых предложений как процедуры государственных закупок установил требование о представлении участниками аттестатов соответствия на выполнение функций подрядчика.
Правомерно ли такое требование?
ОТВЕТ: Нет.
Аттестат соответствия представляет собой документ, дающий право осуществлять деятельность в области строительства, подтверждающий соответствие заявителя квалификационным требованиям (абзац 3 п.2 Положения об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252).
Сфера подтверждения соответствия указанным аттестатом включает сферу строительства, в том числе выполнение функций генерального подрядчика объектов первого-четвертого классов сложности со стоимостью строительства свыше 5 000 БВ, а также в целом строительство объектов первого-четвертого классов сложности (приложение 1 к названному Положению).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 февраля 2018 г. приложение 1 к Положению № 252 изложено в новой редакции на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23.02.2018 № 148. Комментарий см. здесь. |
С 1 января 2017 г. закупки работ, услуг при строительстве, в том числе возведении, реконструкции, ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе объектов, осуществляются с учетом требований Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. Указ № 380 утратил силу в связи с истечением срока действия. С 1 июля 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», который регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств. |
Закупки товаров при строительстве осуществляются с учетом требований Указа № 380 путем проведения торгов на закупку товаров при строительстве, переговоров либо биржевых торгов, проводимых в соответствии с законодательством о товарных биржах, за исключением централизованных государственных закупок медицинских изделий, проводимых в порядке, определенном законодательством о государственных закупках (подп.1.1, 1.2 п.1 Указа № 380).
Согласно письму Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.02.2017 № 04-3-05/1944 «О проведении закупок товаров (работ, услуг) при строительстве» до 1 января 2019 г. нормы законодательства о государственных закупках при строительстве не применяются.
Это, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на предмет государственной закупки (товары, работы, услуги, не относящиеся к строительству), на состав участников процедур государственных закупок и те документы, которыми они подтверждают квалификационные данные.
Поскольку предмет государственной закупки не может быть отнесен к сфере строительства, то и устанавливать требования к участникам о предоставлении документов, применяемых в строительстве, также полагаем неправомерным.
17.08.2017
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»