Вопрос-ответ от 09.01.2017
Автор: Амельченя Ю.

Заказчиком установлено требование о предоставлении участниками аудиторского заключения для подтверждения финансового состояния. Правомерно ли требование, если закупке подлежат строительные работы?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Заказчиком установлено требование о представлении участниками аудиторского заключения для подтверждения финансового состояния.

Правомерно ли требование, если закупке подлежат строительные работы?

 

ОТВЕТ: Требования о представлении участниками аудиторского заключения для подтверждения финансового состояния неправомерно.

Закупки работ, услуг при строительстве, в том числе возведении, реконструкции, ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе объектов, осуществляются с учетом требований Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ № 380) путем проведения подрядных торгов либо переговоров, если иное не установлено Указом № 380 (подп.1.1 п.1 Указа № 380).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. Указ № 380 утратил силу в связи с истечением срока действия. Подробнее см. здесь.

С 1 июля 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», который регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств.

 

В Положении о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденном постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88), предусмотрены требования к проведению подрядных торгов и переговоров.

Так, с 1 января 2017 г. в обязательные условия конкурсной документации, разрабатываемой при проведении подрядных торгов, внесены изменения, в соответствии с которыми из числа представляемых документов об экономическом и финансовом положении участника исключено аудиторское заключение по результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации-участника либо копия акта (справки) последней проверки финансово-хозяйственной деятельности организации-участника, проведенной контролирующими органами в рамках ведомственного контроля в порядке, установленном законодательством (подп.31.1 п.31 Положения № 88).

С 1 января 2017 г. перечень документов об экономическом и финансовом положении участника исчерпывающий, и такими документами могут быть:

• бухгалтерская отчетность за последние отчетные год и период;

• справка о задолженности по платежам в бюджет;

• справка о состоянии текущих (расчетных) счетов участника из банка, в котором он обслуживается (часть вторая подп.31.1 п.31 Положения № 88).

При проведении переговоров в составе документации от участников могут потребовать документы об их экономическом и финансовом положении на 1-е число месяца, предшествующего месяцу подачи предложения для переговоров (абзац 8 п.68 Положения № 88).

Таким образом, требование заказчика о представлении участниками аудиторского заключения для подтверждения финансового состояния неправомерно при закупке строительных работ.

 

09.01.2017

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»