


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Заказчиком установлено требование о представлении участниками аудиторского заключения для подтверждения финансового состояния.
Правомерно ли требование, если закупке подлежат строительные работы?
ОТВЕТ: Требования о представлении участниками аудиторского заключения для подтверждения финансового состояния неправомерно.
Закупки работ, услуг при строительстве, в том числе возведении, реконструкции, ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе объектов, осуществляются с учетом требований Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ № 380) путем проведения подрядных торгов либо переговоров, если иное не установлено Указом № 380 (подп.1.1 п.1 Указа № 380).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. Указ № 380 утратил силу в связи с истечением срока действия. Подробнее см. здесь. С 1 июля 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», который регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств. |
В Положении о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденном постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88), предусмотрены требования к проведению подрядных торгов и переговоров.
Так, с 1 января 2017 г. в обязательные условия конкурсной документации, разрабатываемой при проведении подрядных торгов, внесены изменения, в соответствии с которыми из числа представляемых документов об экономическом и финансовом положении участника исключено аудиторское заключение по результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации-участника либо копия акта (справки) последней проверки финансово-хозяйственной деятельности организации-участника, проведенной контролирующими органами в рамках ведомственного контроля в порядке, установленном законодательством (подп.31.1 п.31 Положения № 88).
С 1 января 2017 г. перечень документов об экономическом и финансовом положении участника исчерпывающий, и такими документами могут быть:
• бухгалтерская отчетность за последние отчетные год и период;
• справка о задолженности по платежам в бюджет;
• справка о состоянии текущих (расчетных) счетов участника из банка, в котором он обслуживается (часть вторая подп.31.1 п.31 Положения № 88).
При проведении переговоров в составе документации от участников могут потребовать документы об их экономическом и финансовом положении на 1-е число месяца, предшествующего месяцу подачи предложения для переговоров (абзац 8 п.68 Положения № 88).
Таким образом, требование заказчика о представлении участниками аудиторского заключения для подтверждения финансового состояния неправомерно при закупке строительных работ.
09.01.2017
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»