


Материал помещен в архив
ЗАКУПКА КОМПЛЕКТА ОБОРУДОВАНИЯ С ДОСТАВКОЙ, МОНТАЖОМ И ПУСКОНАЛАДОЧНЫМИ РАБОТАМИ
![]() |
Ситуация Предмет заказа: комплексная закупка комплекта оборудования видеопоказа (с доставкой, монтажом и пусконаладочными работами) для комплектации объекта строительства. Разработка проектно-сметной документации начата в 2006 году. Экспертное заключение получено в 2009 году. Ориентировочная стоимость предмета заказа 6 млрд бел. руб. (в том числе оборудование - 5 млрд, монтаж и пусконаладка - 1 млрд). Источник финансирования объекта строительства - республиканский бюджет. Стоимость объекта строительства - более 6 000 базовых величин. Можно ли в рамках действующего законодательства организовать торги по упрощенной схеме на комплексную закупку комплекта оборудования видеопоказа (с доставкой, монтажом и пусконаладочными работами)? Если нельзя, какую(ие) процедуру(ы) следует провести? |
Аттестат соответствия: когда его наличие не является обязательным
Строительная деятельность (строительство) - деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ (абзац 35 ст.1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», далее - Закон № 300-З).
Требование о наличии аттестата соответствия у организации, осуществляющей строительную деятельность, на определенный класс сложности объекта строительства установлено Указом Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее - Указ № 26).
Указ № 26 поэтапно вводит требование об аттестации соответствия:
• заказчиков, застройщиков, проектных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку предпроектной (предынвестиционной) документации;
• юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь;
• юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих работы по обследованию зданий и сооружений.
Обязательной аттестации соответствия подлежат организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие строительство зданий и сооружений первого-четвертого классов сложности, при этом согласно п.32 Указа № 26 при осуществлении отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), работ по обследованию зданий и сооружений на объектах строительства Указ № 26 вступал в силу в следующие сроки по объектам:
• первого класса сложности - с 1 апреля 2014 г.;
• второго класса сложности - с 1 июля 2014 г.;
• третьего класса сложности - с 1 октября 2014 г.;
• четвертого класса сложности - с 1 января 2015 г.
![]() |
Справочно В целях реализации Указа № 26 постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252 утверждены два положения: 1) Положение об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений; 2) Положение об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений. |
![]() |
Обратите внимание! Действие Указа № 26 не распространяется на строительство объектов, на которые до вступления в силу Указа № 26 в установленном порядке начата разработка проектной документации либо такая проектная документация разработана и утверждена (подп.23.2 п.23 Указа № 26). |
С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что если по объекту строительства соответствующего класса сложности в установленном порядке начата разработка проектной документации либо такая проектная документация разработана и утверждена, то на все строительство, то есть на всю строительную деятельность (ст.1 Закона № 300-З), в том числе на выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ, действия Указа № 26 в части обязательности наличия аттестата соответствия у всех участников строительства не распространяются.
Следовательно, при выборе подрядчика на выполнение отдельных видов строительных работ (монтажа, пусконаладочных работ) условие о наличии аттестата соответствия не обязательное, но при проведении процедуры закупки в составе требований в документации на предварительный квалификационный отбор по желанию организатора может быть предусмотрено.
![]() |
Обратите внимание! Наличие аттестата соответствия не заменяет и не отменяет обязательную сертификацию строительных работ. |
С учетом указанных выше условий при заключении договоров на поставку товаров, в условия которых включено обязательство по их монтажу, выполнению пусконаладочных работ, то есть сопутствующих поставке товаров работ (услуг), относящихся к видам работ (услуг) при осуществлении строительной деятельности, не является обязательным наличие у поставщика этих товаров аттестата соответствия.
Но у такого поставщика или лица, привлекаемого для выполнения (оказания) таких работ (услуг), обязательно наличие сертификатов на право выполнения (оказания) работ (услуг), подлежащих обязательной сертификации.
Проведение процедуры торгов по упрощенной схеме
На вопрос о том, можно ли провести процедуру торгов по упрощенной схеме по предмету заказа: «Комплексная закупка комплекта оборудования видеопоказа (с доставкой, монтажом и пусконаладочными работами) для комплектации объекта строительства», однозначный ответ «Нет» по основаниям, указанным ниже.
Товар - оборудование, инвентарь, материалы, изделия, конструкции и другие материальные вещи, приобретаемые при осуществлении строительной деятельности (строительстве) (абзац 23 п.2 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88, далее - Положение № 88).
В п.50 Положения № 88 говорится только о товарах, и требования к содержанию условий в конкурсной документации прописаны только для товаров, так же как и в п.21 Положения № 88 - для товаров в документации на предварительный квалификационный отбор.
Обязательное требование о включении в состав конкурсной документации условий проведения торгов и заключения договора поставки указано в подп.50.3 п.50 Положения № 88.
Глава 8 Положения № 88 не предполагает возможности проведения торгов не только на закупку товара, но и на закупку работ, услуг при строительстве.
При проведении торгов на закупку товаров (работ, услуг) при строительстве проект договора не может быть проектом договора поставки в составе конкурсной документации, так как он должен тогда содержать условия договора подряда на выполнение отдельных видов работ (монтаж), оказания услуг при строительстве, то есть договор будет смешанным.
![]() |
Справочно Если иное не предусмотрено законодательными актами, стороны могут заключать договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (п.2 ст.391 Гражданского кодекса Республики Беларусь). |
Таким образом, договор, содержащий в себе элементы нескольких договоров, так и называется договор.
![]() |
Обратите внимание! В главе 8 Положения № 88 говорится о договоре поставки, то есть с учетом нормы п.2 ст.391 названного Кодекса иное предусмотрено законодательным актом - Положением № 88. |
Таким образом, организация и проведение процедуры торгов по упрощенной схеме с предметом заказа: «Комплексная закупка комплекта оборудования видеопоказа (с доставкой, монтажом и пусконаладочными работами) для комплектации объекта строительства» не регламентирована нормативным актом и, как следствие, запрещена.
Заключение
В указанной ситуации с учетом норм, установленных подп.1.1, 1.2, 1.4, 1.5 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве», п.71 Положения № 88, принимая во внимание стоимость объекта строительства, стоимость предмета заказа, источник финансирования объекта строительства, необходимо провести процедуры:
1) на закупку товаров;
2) по выбору подрядчика на выполнение отдельных видов монтажных работ.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». |
10.09.2015
Антон Богатко, юрист, экономист, специалист по вопросам проведения закупок товаров (работ, услуг)