


Материал помещен в архив
ЗАКУПКА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ: НУЖНО ЛИ УКАЗЫВАТЬ УЧАСТНИКАМ НА УСТАНОВЛЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕН
![]() |
Ситуация Государственная организация проводит закупку строительных материалов для строительства жилых домов. Обязана ли она в документации указывать для участников, что цены на строительные материалы формируются согласно постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.05.2017 № 13 «Об отдельных вопросах регулирования цен на строительные материалы, изделия, конструкции»
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2021 г. действует постановление Минстройархитектуры от 30.07.2021 № 73 «О порядке регулирования цен на строительные материалы, изделия, конструкции». С 18 июля 2022 г. по 31 декабря 2022 г. приостановлено действие постановления № 73 на основании постановления Минстройархитектуры от 12.07.2022 № 69 «О порядке регулирования цен». Комментарий см. здесь. С 26 января 2023 г. до 1 января 2024 г. приостановлено действие постановления № 73 на основании постановления Минстройархитектуры от 30.12.2022 № 116. Комментарий см. здесь. |
Обязана при проведении торгов и переговоров.
Постановлением № 13 установлены ограничения, применяемые при формировании цен на строительные материалы, изделия, конструкции, в отношении которых осуществляется государственное регулирование.
К регулируемым относятся цены на строительные материалы, изделия, конструкции, используемые при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов) (далее - строительные материалы, изделия, конструкции) (подп.1.1 п.1 постановления № 13).
Реализация юридическими лицами - производителями (поставщиками) строительных материалов, изделий, конструкций юридическим лицам, выполняющим строительные работы, по ценам с ограниченным уровнем рентабельности (надбавки) должна осуществляться на основании договоров с указанием в них цели их приобретения (на строительство объектов, указанных в подп.1.1 п.1 постановления № 13) и источника финансирования (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2018 № 04-3-02/3916).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 июня 2021 г. действует письмо Минстройархитектуры от 03.06.2021 № 04-3-02/6930 «О разьяснении постановления». |
Постановление № 13 не распространяется на строительные материалы, изделия, конструкции, включенные в Перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2004 № 714.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 сентября 2022 г. следует руководствоваться перечнем товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», согласно приложению 1 к постановлению № 714 (в ред. постановления Совмина от 15.09.2022 № 610). |
![]() |
Справочно Закупки товаров в строительстве осуществляются путем проведения торгов на закупку товаров при строительстве, переговоров либо биржевых торгов, проводимых в соответствии с законодательством о товарных биржах, за исключением государственных закупок медицинских изделий, осуществляемых в порядке, определенном законодательством о государственных закупках (подп.1.2 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2021 г. Указ № 223 утратил силу в связи с истечением срока действия. С этой даты отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве регулируются законодательством о государственных закупках. Подробнее см. здесь. |
Порядок организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет бюджетных и приравненных к ним средств, установлен в Положении о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 октября 2021 г. постановление № 88 утратило силу постановлением Совмина от 06.10.2021 № 564 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь». С 1 июля 2021 г. отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве за счет бюджетных средств регулируются законодательством о государственных закупках. |
В состав конкурсной документации при проведении торгов на закупку строительных материалов среди прочего включается информация о наименовании объекта строительства и его месте расположения, цене заказа, применяемой в качестве стартовой, а также о возможности внесения предложений о ее изменении и об источниках информации о ценах на товары, используемых при определении стартовой цены (абзацы 3, 5, 6 подп.50.1 п.50 Положения № 88).
Аналогичные требования к документации для проведения переговоров установлены Положением № 88 в случае закупки строительных материалов, осуществляемой посредством проведения переговоров (абзац 5 п.68 Положения № 88).
Таким образом, организация при проведении как торгов, так и переговоров при закупке строительных материалов обязана указывать в конкурсной документации (документации для переговоров) особенности формирования цен на строительные материалы с учетом норм постановления № 13.
28.10.2019
Николай Северцев, экономист