


Материал помещен в архив
ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА
1. Основные цели и задачи закупочной логистики
2. Информационные задачи закупочной логистики
3. Методы организации процесса выбора поставщика
4. Организация снабжения на предприятиях
Список используемых сокращений:
НТП - научно-технический прогресс;
МР - материальные ресурсы;
ГП - готовая продукция;
МП - материальный поток.
Основные цели и задачи закупочной логистики
В цепи поставок каждая организация покупает МР у предыдущих поставщиков, добавляет к ним ценность и продает их следующим потребителям. Материальные ресурсы все дальше перемещаются по цепи поставок, и каждая закупка становится своего рода толчком для продолжения этого перемещения. Таким образом, снабжение предприятий различными видами МР является механизмом, который фактически запускает МП в движение по цепи поставок.
Закупочная логистика - это деятельность по управлению МП в процессе снабжения предприятия МР: сырьем, материалами, комплектующими, товарами. Она занимается организацией всех видов деятельности, связанных с получением МР и услуг от поставщиков: закупкой, доставкой, приемкой, временным хранением МР и др.
Закупки - это функция, отвечающая за приобретение всех материалов, необходимых организации. Обычно термин «закупки» относят к фактической покупке, а «снабжение» имеет более широкое значение.
Снабжение как функция может включать различные типы приобретений (закупку, аренду и т.д.), а также связанные с этим работы: выбор поставщиков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков.
В широком смысле снабжение образует основное звено между организациями, входящими в цепь поставок, и служит механизмом координации материального потока между потребителями и поставщиками.
В более узком смысле снабжение - важная функция менеджмента на предприятии, так как:
- от цены и качества МР, своевременности их поставок зависит эффективность производственного процесса (отсутствие брака, сбоев, простоев, низкая себестоимость), качество ГП и в итоге качество обслуживания потребителей;
- на снабжение приходится значительная доля общих расходов предприятия (до 60 %), поэтому даже небольшие улучшения в этой области могут принести существенные выгоды.
Таким образом, эффективная организация снабжения является основой для повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятия.
Общая цель закупочной логистики - создание надежной поставки материалов в организацию с максимально возможной экономической эффективностью.
Основу экономической эффективности составляют поиск и закупка нужных материалов необходимого качества по минимальным ценам.
Общая цель закупочной логистики декомпозируется на следующие частные цели:
- создание надежного и беспрерывного МП в организацию;
- тесное взаимодействие с подразделениями, использующими эти материалы, развитие взаимоотношений и понимание их запросов;
- поиск подходящих поставщиков, тесное взаимодействие с ними и формирование выгодных отношений;
- закупка необходимых материалов и гарантия того, что они имеют приемлемое качество, доставляются вовремя и туда, куда необходимо, а также удовлетворяют другим требованиям;
- обеспечение хорошей цены и условий поставок;
- создание и поддержание требуемых запасов, проведение подходящей политики запасов и т.д.;
- быстрое перемещение материалов через цепи поставок, экспедирование доставок в случае необходимости, постоянное отслеживание текущих условий, в т.ч. ожидаемого роста цен, возникновения дефицита, разработки новых продуктов и т.д.
Основные задачи закупочной логистики:
а) информационные:
- определение потребности в МР;
- исследование рынков закупок;
- определение продуктов и услуг, которые лучше приобрести на стороне - задача «сделать или купить»;
- поиск, оценка и выявление лучших поставщиков, цен, способов доставки продуктов и услуг - задача выбора поставщика;
б) задачи реализации:
- организация и осуществление закупок: согласование цены и заключение договора на поставку; выбор метода закупок; определение требуемых складских площадей; подача заказов; документальное оформление поставок; организация платежей; организация доставки к месту хранения; экспедирование; составление графика поставок, согласованного со всеми поставщиками; организация приемки и размещения товаров на складе и т.д.;
- контроль поставок: соблюдение сроков закупки, соблюдение требований по объему поставок и качеству МР, пункту назначения и др.;
- подготовка бюджета закупок;
в) задачи интеграции и координации закупок с производством, сбытом, складированием, транспортированием, а также с поставщиками:
- тесное взаимодействие с подразделениями, использующими МР, развитие взаимоотношений, понимание их запросов;
- обсуждение ассортимента, объемов, сроков, цены, требований по качеству, упаковке, таре и других параметров поставок с заинтересованными сторонами (конструкторами, технологами, производственниками, специалистами по управлению закупками, складскими работниками, транспортниками и др.);
- согласование деятельности подразделений предприятия, участвующих в продвижении МП от поставщика к месту его непосредственного использования на предприятии;
- анализ отношений с поставщиками, отбор поставщиков для организации долгосрочного сотрудничества, соблюдение правил работы с поставщиками и т.п.
Информационные задачи закупочной логистики
Определение потребности в материальных ресурсах. При решении этой задачи выявляются потребители МР внутри предприятия, производится расчет потребностей в МР, устанавливаются требования к весу, размеру, сервису и другим параметрам поставок. Существуют следующие основные подходы к определению потребности в МР и объема закупок МР:
- заказ на основе предыдущего опыта в расходовании аналогичных материалов в прошлом;
- эвристический, интуитивный метод - позволяет оценить потребность на основе опыта работников, полученного в предыдущей работе;
- заказ на основе спрогнозированного спроса - используется при независимом типе спроса. Могут использоваться различные методы и модели прогнозирования: регрессионные модели, методы сглаживания, разнообразные модели временных рядов и др.;
- MRP (примечание 2) - планирование потребности в материалах, используемое при зависимом типе спроса.
Все рассмотренные методы определения количества, сроков и периодичности закупок имеют свои достоинства и недостатки с точки зрения точности, затрат времени, стоимости услуг или определения потребностей МР. Их выбор зависит от: профиля фирмы; возможностей заказчика; типа изделий; наличия и вида складов; системы управления и контроля состояния запасов.
Исследование рынков закупок. Исходным пунктом исследования рынка должна быть точно сформулированная постановка предмета и цели исследования. Толчком к проведению исследования могут стать: проблемы с высокими собственными издержками предприятия; изменения в собственной программе сбыта; решение об использовании результатов НТП; решение о повышении доли фирмы на рынке; обострение конкуренции; ненадежность нынешних поставщиков; неопределенности объемов предложения поставщиков в будущем и др.
Исследование рынков закупок включает:
а) анализ поведения рынка поставщиков, а именно:
- современный анализ рынка («моментальный снимок»);
- динамику изменения конъюнктуры рынка;
- прогнозы изменения рынка;
б) оценку рисков, связанных с выходом на конкретный рынок;
в) определение всех возможных поставщиков и их предложений по товарам, ценам, условиям, гарантиям, перспективам деятельности и т.д.
Виды рынков закупок:
- непосредственные рынки, обеспечивающие в настоящее время потребности в ресурсах;
- опосредованные рынки, т.е. используемые поставщиками;
- рынки заменителей, т.е. полностью или частично заменяемых продуктов;
- новые рынки.
Изучение рынка необходимо осуществлять параллельно с разработкой новой продукции. Например, в машиностроении изучение начинается и осуществляется на стадии конструирования изделий. Органы снабжения обеспечивают конструкторов необходимыми каталогами, описаниями. Однако каталоги и описания обычно не содержат информации о ценах, а без этого трудно добиться экономически выгодных решений по материалам и конструкции будущих изделий. Поэтому прямой задачей органов снабжения является сбор информации не только об ассортименте товаров на рынке закупок, но и о ценах, возможных сроках поставок, транспортных расходах и поиск их оптимального сочетания.
Задача «сделать или купить». Не существует предприятий, которые могли бы самостоятельно производить все используемые в своей деятельности ресурсы. В связи с этим актуальной является задача принятия решения «сделать или купить» (MOB - Make-or-Buy Problem), т.е. о том, закупать ли те или иные материалы, комплектующие изделия, детали или производить самим. Для этого необходим учет внешних и внутренних факторов.
К внешним факторам принятия решений относится степень развития логистических отношений в данной экономической системе: чем более они развиты, тем выше надежность поставок и тем ниже риск потерь.
К внутренним факторам принятия решений относятся условия на самом предприятии.
К плюсам самостоятельного производства относятся:
- снижение зависимости предприятия от поставщиков, от колебаний рыночной конъюнктуры, т.е. повышение устойчивости функционирования предприятия;
- возможность непосредственного управления качеством комплектующих на стадии их производства и др.
Плюсами внешних закупок, как правило, являются:
- более высокое качество и низкая себестоимость комплектующих вследствие специализации производителя; концентрация усилий на основном виде деятельности;
- гибкость в изменении видов выпускаемой продукции за счет быстрого получения требуемых МР от поставщиков и отказа от ставших ненужными поставок и др.
В таблице 1 представлены условия, при которых может быть (но не обязательно) принято решение о внешних закупках или собственном производстве.
Таблица 1 | ||
Условия выгодности закупок или собственного производства | ||
| ||
Факторы |
Выгодность | |
внешних закупок |
собственного производства | |
Потребность |
невелика |
стабильна и достаточно велика |
Необходимые мощности |
отсутствуют |
присутствуют |
Необходимые кадры |
отсутствуют |
присутствуют |
Поставщики исходных МР для производства комплектующих |
доступны (ассортимент, качество, цены и др.) |
недоступны |
Транспортные тарифы |
невысокие |
высокие |
Помимо анализа перечисленных факторов для принятия такого решения необходимо определить и сопоставить затраты на закупку и на собственное производство. В целом затраты на закупку определяются ценой поставщика, но при этом включают:
- затраты на оформление заказа;
- транспортировку;
- страхование;
- упаковку;
- складирование;
- обработку (переработку, сортировку и т.п.);
- оплату персонала, связанного с закупками и т.п.
Затраты на собственное производство состоят из затрат на производство (стоимость сырья, энергии, рабочей силы, хранения, амортизации, накладных расходов) и возможных капитальных затрат на организацию требуемого производства (покупка, доставка, монтаж оборудования, обучение рабочих).
Задача выбора поставщика. Поиск, обработка и анализ информации по рынкам закупок, поставщикам - весьма трудоемкий и долгий процесс. В большинстве организаций имеется список проверенных поставщиков, оказывавших им в прошлом приемлемые услуги, или тех, которые известны своей надежностью. Если в списке подходящего поставщика нет, организация должна его найти. Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение, и не может быть полностью формализован. Тем не менее существуют стандартные этапы решения этой задачи.
Основные этапы решения задачи выбора поставщика:
а) поиск потенциальных поставщиков:
- объявление конкурса;
- изучение рекламных материалов, профессиональных журналов, каталогов;
- посещение выставок и ярмарок;
- переписка, деловые и личные контакты с возможными поставщиками;
б) анализ потенциальных поставщиков по критериям:
- цена и условия финансирования;
- качество продукции;
- надежность поставок (соблюдение договоров по срокам поставки, по ассортименту, комплектности, качеству и количеству продукции);
- удаленность поставщика от потребителя;
- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
- наличие резервных мощностей;
- организация управления качеством у поставщика;
- хорошая репутация;
- удобная и легкая система закупок;
- психологический климат у поставщика;
- способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;
- финансовая стабильность;
- долгосрочная перспектива деятельности поставщика и возможность формирования долгосрочных отношений;
в) оценка потенциальных или существующих поставщиков на основе:
- критериев выбора поставщика;
- анализа значимости товара (для которого закупаются МР) для производственного или торгового процесса;
- значимости (важности) каждого критерия;
- оценок поставщиков по каждому критерию.
На схеме 1 приведена процедура выбора лучшего поставщика.
Схема 1 | |
Процедура выбора лучшего поставщика | |
| |
Отыскивают потенциальных поставщиков | |
|
|
▼ | |
Составляют общий список квалифицированных поставщиков, т.е. способных реально поставлять необходимую продукцию | |
|
|
▼ | |
Сравнивают организации, вошедшие в этот список, и удаляют из него те, которые по каким-то причинам не устраивают | |
|
|
▼ | |
Продолжают вычеркивать из списка организации, пока не получится так называемый короткий список (обычно 4-5) наиболее перспективных поставщиков | |
|
|
▼ | |
Готовят запрос по расценкам и отправляют по короткому списку | |
|
|
▼ | |
Получают предложения с расценками | |
|
|
▼ | |
Проводят предварительную оценку предложений и вычеркивают из списка тех, с кем могут возникнуть проблемы | |
|
|
▼ | |
Проводят техническую оценку, чтобы определить, все ли предлагаемые продукты удовлетворяют спецификациям | |
|
|
▼ | |
Проводят коммерческую оценку, сравнение расходов и других условий | |
|
|
▼ | |
Готовят предварительные встречи с оставшимися поставщиками для обсуждения возможной сделки | |
|
|
▼ | |
Обсуждают условия, согласовывают отдельные конкретные характеристики | |
|
|
▼ | |
Выбирают поставщика, который в наибольшей степени соответствует предполагаемому заказу | |
|
|
▼ | |
Договариваются о встрече с этим поставщиком для уточнения деталей, возникших в последний момент | |
|
|
▼ | |
Размещают заказ у выбранного поставщика |
Эта процедура в полном объеме применяется только для крупных закупок. Если организация ищет поставщика для важной в стратегическом плане продукции, то необходимо помнить, что плохой поставщик может вызвать гораздо больше проблем, чем плохие материалы.
Обычно организация затрачивает относительно мало времени на поиск разных поставщиков, если:
- она покупает дешевые материалы;
- имеет только одного реально доступного поставщика;
- уже действует соглашение с поставщиком, работа которого устраивает;
- нет достаточного времени для проведения расширенных переговоров;
- организация проводит политику выбора конкретных типов поставщиков.
Основные критерии выбора поставщиков. Количество критериев выбора поставщика может доходить до нескольких десятков. К 3 основным критериям относят:
- стоимость приобретения продукции или услуг;
- качество продукции или услуг;
- надежность обслуживания.
Один из ключевых вопросов материально-технического снабжения - качество поставляемого сырья и комплектующих изделий. В развитых странах предприятия, выпускающие технически сложную продукцию, отбирают в качестве поставщиков лишь тех, кто проявил или может проявить способность удовлетворить уровень предъявляемых им технических требований. При рассмотрении возможностей поставщика на первое место выдвигаются следующие требования:
- наличие оборудования для производства продукции необходимого качества;
- возможность проводить испытания качества по заданной программе и с помощью необходимых приборов;
- контроль и аттестация входящих материалов и сырья;
- наличие необходимых документов, определяющих количество рабочих операций и их контроль;
- наличие документов, подтверждающих проведение всех необходимых операций по производству и контролю.
Программы поддержания качества закупаемых МР тщательно продумываются, в расчет принимается даже организация учебы персонала поставщиков-смежников. Задачей обучения, как правило, является повышение уровня знаний персонала, который информируют о новейших технологиях и процессах, чтобы сделать обслуживание станков и приборов квалифицированным и эффективным.
Под надежностью обслуживания понимается гарантированность обслуживания потребителя нужными ему ресурсами в течение заданного промежутка времени в строгом соответствии со всеми условиями договора о поставках (объемы, сроки, качество, комплектация и т.д.).
Следует отметить, что в зависимости от значимости производимого товара для предприятия одни и те же критерии могут менять свою значимость. Например, в одном случае для предприятия наиболее важным будет качество МР или быстрота доставки даже за счет высокой цены, в другом - предприятие будет искать дешевые ресурсы среднего качества и т.п. Эту значимость необходимо каким-то образом измерить. Для этого эксперты каждому i-му критерию выставляют балльные оценки важности (Ki), затем преобразуемые в коэффициенты важности (см. формулу (1)):
|
ki = Ki / ∑ Ki (ki Є (0,1)). |
(1) |
Каждый поставщик оценивается по выбранным критериям, и в зависимости от того, насколько он хорошо соответствует i-му критерию, поставщику выставляется балльная оценка (Bi).
В таком случае комплексная оценка (R) конкретного поставщика по всем критериям (рейтинг поставщика) будет рассчитываться по формуле (2):
|
R = ∑ ki х Bi. |
(2) |
Организации используют рейтинги поставщиков (supplier rating) или рейтинги продавцов (vendor rating) не только для выбора, но и для проведения мониторинга деятельности поставщиков. Здесь ставится цель не заменить существующих поставщиков, а контролировать их деятельность, выявить области, требующие совершенствования, и договориться, как лучше провести предложенные усовершенствования. И только в крайнем случае организация начинает искать новых поставщиков.
Методы организации процесса выбора поставщика
Анализ возможных вариантов и предложений:
а) анализ возможных вариантов и предложений осуществляет торговый агент фирмы, отвечающий за закупки. В его функции входят:
- выбор поставщика; подача заказа;
- отслеживание выполнения заказа;
- разрешение возникающих проблем.
Все вопросы обычно решаются с помощью современных средств связи, обмен официальной документацией сведен к минимуму;
б) коллегиальное обсуждение возможностей и потребностей в поставках. Анализ проводится как на уровне отдела закупок компании, так и на уровне его взаимодействия с другими подразделениями;
в) использование посреднических фирм. Этот метод применяется в основном для обеспечения снабжения компании с нового, плохо изученного рынка. Подобная ситуация может сложиться в результате возникновения потребности в принципиально новом для компании сырье и комплектующих. Такая потребность появляется при диверсификации производства и разработке принципиально новой продукции, а также осуществлении закупок по импорту или в не изученном фирмой регионе и т.п. В таких случаях отдел закупок или торговый агент чаще всего обращается в фирму или бюро, выполняющее посреднические функции. При этом фирмы-посредники могут:
- найти возможных поставщиков, консультировать по юридическому и финансовому аспектам предполагаемых сделок;
- получить полномочия от компании-клиента и взять на себя организационную и финансовую стороны соглашения за оговоренный процент прибыли или некоторую долю от суммы контракта. В этом случае они следят за объемом и качеством поставок, заботятся о своевременной доставке, могут предоставлять услуги по складированию, комплектованию, упаковке, сортировке и другим вспомогательным операциям.
Поиск потенциальных поставщиков. Процедура получения и оценки предложений от потенциальных поставщиков может быть организована различными способами, при этом наиболее распространенными и эффективными являются:
- конкурсные торги (тендеры);
- письменные переговоры между поставщиком и потребителем.
1. Конкурсные торги (тендеры) - широко используемая в индустриально развитых странах форма поиска и налаживания высокоэффективных взаимоотношений поставщиков и потребителей. Конкурсные торги проводят в случае, если предполагается закупить сырье, материалы, комплектующие на большую денежную сумму или планируется наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем.
Конкурсные торги выгодны как поставщику, так и потребителю. Поставщик получает точное представление об условиях работы с потребителем. Потребитель совмещает решение проблем получения требуемого товара и выбор наилучшего во всех отношениях поставщика.
Этапы проведения тендера:
- реклама;
- разработка и публикация тендерной документации (процедура торгов, описание закупаемых товаров или услуг, критерии для оценки предложений, условия будущего контракта);
- приемка и вскрытие тендерных предложений;
- оценка тендерных предложений в строгом соответствии с тендерной документацией (при этом запрещены какие-либо переговоры с участниками торгов);
- подтверждение квалификации участников торгов;
- предложение и присуждение контракта.
2. Письменные переговоры. Письменные переговоры между поставщиком и потребителем, в процессе которых потребитель получает официальное предложение на поставку товаров от потенциального поставщика, могут быть организованы 2 способами:
а) инициатива вступления в переговоры исходит от продавца товара. Он рассылает потенциальным покупателям своей продукции предложения (оферты), в которых указываются: наименование товара; количество и качество товара; цена; условия и сроки поставки; условия платежа; характеристика тары и упаковки; порядок приемки-сдачи. В зависимости от количества потенциальных покупателей, срока действия предлагаемых им условий оферты могут быть твердыми и свободными;
б) инициатива вступления в переговоры исходит от покупателя. Он рассылает потенциальным поставщикам коммерческое письмо или запрос, главной целью которого является получение предложения (оферты). В запросе указываются все необходимые реквизиты (наименование товара, требуемое качество, условия и сроки поставки платежа и пр.), кроме цены, которая указывается в ответном предложении.
Источники информации о характеристиках поставщиков:
- собственное расследование;
- местные источники, такие как действующие на данной территории юридические лица или «осведомители» официальных органов;
- банки и финансовые институты;
- конкуренты потенциального поставщика;
- торговые ассоциации, например, торгово-промышленная палата РФ;
- информационные агентства;
- государственные источники (регистрационные палаты, налоговая служба, лицензионные службы и пр.), обладающие открытой информацией.
При поиске информации о поставщиках нельзя ограничиваться одним источником информации, независимо от объема и глубины предоставляемой им информации, и как минимум один из используемых источников не должен быть заинтересованным в возможных последствиях использования предоставленной им информации.
Количество поставщиков. В последнее время сформировалась тенденция к образованию долгосрочных объединений партнеров в цепи поставок, что приводит к сокращению числа поставщиков предприятия.
Преимущества единственного источника ресурсов:
- более прочные взаимоотношения между поставщиками и заказчиками;
- экономия на масштабах и ценовые скидки при крупных заказах;
- более легкие коммуникации, более простые административные функции и процедуры для регулярно размещаемых заказов;
- меньший диапазон отклонений в характеристиках материалов и их поставках;
- легкость обеспечения конфиденциальности требований, условий и других подобных характеристик.
Преимущества нескольких источников ресурсов:
- конкуренция между поставщиками, приводящая к снижению цен;
- снижение вероятности сбоев в работе с поставщиками, оперативное устранение возникающих проблем путем замены поставщиков;
- более легкое удовлетворение меняющегося спроса;
- обеспечение доступа к большему объему информации;
- возможность полагаться не на одну внешнюю организацию.
Организация снабжения на предприятиях
Организационные вопросы работы отдела снабжения. Организация снабжения зависит от типа и размера организации. В небольшой организации за все закупки может отвечать один сотрудник. В организации средних размеров может быть создан отдел, где работают сотрудники, осуществляющие закупки, грузовые экспедиторы, складские работники и клерки. В крупной организации снабжением могут заниматься сотни людей, координирующих огромные закупки материалов.
Основные вопросы организации работы отдела закупок:
- как организовать закупки: централизованно или локально;
- какие вопросы будет уполномочен решать отдел снабжения;
- каков будет статус отдела снабжения, кому будет подчиняться директор по закупкам;
- какова будет организационная структура и распределение обязанностей внутри отдела снабжения?
Организации, чьи подразделения территориально удалены друг от друга, в некоторых случаях могут прибегать к локальным вариантам организации закупок. Вместе с тем обычно снабжение предприятия организуется одним отделом, что позволяет получить выгоды от централизованных закупок:
- устранение дублирования;
- объединение всех закупок аналогичных или похожих материалов, что позволяет получать скидки;
- координация связанных между собой видов деятельности для сокращения затрат на транспортировку, хранение и обслуживание;
- наличие единой точки контактов с поставщиками;
- сокращение затрат на транспортировку, хранение и обслуживание;
- концентрация ответственности за снабжение, что облегчает управленческий контроль.
На схемах 2 и 3 представлены 2 варианта организационной структуры предприятия, которые принципиально отличаются возможностями реализации системного подхода к управлению МП.
В варианте, представленном на схеме 2, функция управления МП в процессе снабжения разделена между различными службами, что снижает эффективность ее реализации. Структура, представленная на схеме 3, устраняет такое разделение, объединяя управление запасами, закупки и складирование в одной службе.
Схема 2 | |||||||
Функция управления материальными потоками в процессе снабжения разделена между различными службами | |||||||
| |||||||
Генеральный директор | |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
▼ |
|
|
|
|
▼ | ||
Дирекция по производству |
|
|
Дирекция по закупкам | ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
▼ |
|
|
|
|
|
| |
Производственные подразделения |
|
|
|
|
|
| |
|
|
▼ |
|
|
▼ | ||
|
Управление по материальным ресурсам |
|
|
Управление по закупкам | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
▼ |
|
|
|
▼ | ||
Задачи и работы, связанные с реализацией функции снабжения | |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
▼ |
|
|
|
▼ | ||
Решение задач: - что закупить; - сколько закупить. Выполнение работ: - организация складирования закупленных предметов труда |
|
|
Решение задач: - у кого закупить; - на каких условиях закупить. Выполнение работ: - заключение договоров; - контроль за выполнением договоров; - организация доставки закупленных предметов труда |
Функция управления материальными потоками в процессе снабжения осуществляется одной службой | |||||||||
| |||||||||
|
Генеральный директор |
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
▼ |
|
|
|
|
|
|
▼ | ||
Дирекция по производству |
|
|
Дирекция по материально-техническому снабжению | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
▼ |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Основное производство |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
▼ |
|
|
▼ |
|
|
▼ | |||
Управление запасами |
|
Закупки |
|
Склады | |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
▼ |
|
|
▼ |
|
|
▼ | |||
Задачи и работы, связанные с реализацией функции снабжения | |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
▼ |
|
|
▼ |
|
|
▼ | |||
Решение задач: - что закупить; - сколько закупить |
|
Решение задач: - у кого закупить; - на каких условиях закупить. Выполнение работ: - заключение договоров; - контроль за выполнением договоров; - организация доставки товаров |
|
Выполнение работ: - организация доставки закупленных предметов труда |
Ранг руководителя, которому подчиняется менеджер по закупкам, - это хороший показатель статуса отдела закупок на предприятии. Если директор по закупкам является вице-президентом и подчиняется непосредственно главе фирмы, то это говорит о том, что снабжение признано одной из функций уровня высшего руководства. Однако существуют ситуации, когда отдел закупок подчиняется исполнительному директору по производству, либо вице-президенту по административным вопросам, либо финансовому директору предприятия, либо службе главного инженера.
Типовая процедура реализации закупок. Выбрав поставщика и заключив соглашения о закупках, организация затем должна следовать определенной процедуре, которая зависит от типа закупаемой продукции. На схеме 4 представлены типовые шаги цикла закупок, которые могут усложняться или упрощаться.
Схема 4 | |||||
Типовые шаги цикла закупок | |||||
| |||||
Отдел использования
|
Отдел снабжения |
Поставщики | |||
1. Определение потребности, |
|
|
2. Получение запроса, обработка, запрос |
|
3. Получение запроса, обработка, отправка |
запрос на закупку | на расценки | запроса | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Получение расценок, |
|
|
|
|
|
обсуждение и обработка, отправка заказа на закупку |
|
|
|
|
|
|
|
5. Получение заказа, обработка, отправка товаров и счета-фактуры |
|
|
|
6. Получение и проверка, передача |
|
|
7. Получение и проверка, выдача разрешения на оплату |
|
|
8. Организация платежа |
|
9. Получение платежа |
Первые 3 шага приводят к отбору материалов и поставщика, далее на шаге 4 наступает основной момент, связанный с размещением заказа на покупку. Здесь организация соглашается купить конкретные материалы у поставщика, после чего заказ на закупку приводит в действие всю цепь поставок (совместно с необходимым планированием производства, заключением соглашений с транспортными организациями, финансированием и т.д.). Заказ на закупку - это часть юридического контракта между организацией и ее поставщиком. Остальные шаги приводят к уточнению деталей поставки.
Все эти действия сопровождаются определенными затратами, иногда довольно высокими, что требует поиска путей их снижения.
Существует еще одна проблема - значительное время, необходимое на их выполнение. Иногда доставка материалов от поставщика может занимать один день, хотя сама организация доставки требует до 5 недель.
Электронное снабжение. Большинство организаций уже сегодня в той или иной форме пользуются электронным снабжением. По результатам ряда обзоров были сделаны выводы, что с начала 2000-х гг. свыше 50 % европейских компаний применяют этот вариант снабжения. К основным выгодам, обеспечиваемым электронным снабжением, относят:
- мгновенный доступ к поставщикам, расположенным в любой точке мира;
- создание прозрачного рынка, на котором продукты легко доступны, а условия их получения приемлемы;
- автоматизация закупки с применением стандартных процедур;
- существенное снижение времени, необходимого для трансакций;
- снижение затрат (как правило, на 12-15 %);
- интеграция собственной информационной системы с аналогичными системами поставщиков.
Следует помнить, что электронное снабжение в первую очередь обеспечивает гораздо более совершенные коммуникации, однако не обязательно улучшает физический МП. Основное влияние электронного снабжения сказывается не только в повышении скорости закупок, а в его действии на цепь поставок. В настоящее время заказчики могут покупать у многих поставщиков, географически удаленных друг от друга. Кроме того, они могут покупать непосредственно у производителей или поставщиков начального уровня, а также воспользоваться множеством специализированных веб-ритейлеров.
Способы закупки и поставки закупаемых материалов. Организации варьируют степень проработанности своих процедур по снабжению, учитывая типы закупаемых материалов. Говоря в целом, чем выше затраты на материалы и чем сложнее к ним требования, тем больше времени и усилий требуется сотрудникам отдела снабжения.
В зависимости от типов материалов требуются различные подходы к закупке:
- для материалов, не относящихся к важным, обеспечивающих низкую прибыль и создающих небольшой риск при поставках, используются простые процедуры закупок;
- материалы, отсутствие которых может вызвать затруднения в работе, а наличие обеспечивает низкую прибыль и создает более высокий риск при поставках, требуют установления долгосрочных контактов с альтернативными источниками, чтобы избежать потенциально возможных проблем;
- стратегические материалы, обеспечивающие высокую прибыль, требуют заключения более формальных отношений с поставщиками на более долгий срок, возможно, создания объединений и партнерств.
Выбор метода закупок очень важен, так как от него зависит оборачиваемость запасов и капитала предприятия, расходы непосредственно на закупку МР, на оформление заказов, на хранение запасов, складские площади и т.д. Выбор метода закупок зависит от политики управления заказами, сложности и значимости для предприятия конечного продукта, состава комплектующих изделий и материалов.
Основные методы закупок.
1. Закупка товара одной партией. Предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки). Таким способом могут закупаться товары, потребность в которых возникает непредвиденно и которые не требуют длительного хранения. Плюсы: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки. Минусы: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.
2. Регулярные закупки мелкими партиями. Покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода в соответствии с графиком потребности в них. Плюсы: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия площади складских помещений; сокращаются затраты на документирование поставки, так как оформляется только заказ на всю поставку. Минусы: вероятность заказа избыточного количества товаров; необходимость оплаты всего количества товаров, определенного в заказе.
3. Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям. Используются там, где закупаются дешевые и быстро потребляемые товары. Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают следующие сведения:
- полный перечень товаров;
- количество товаров, имеющихся на складе;
- требуемое количество товаров.
Плюсы: ускорение оборачиваемости капитала, снижение затрат на складирование и хранение, своевременность поставок.
4. Закупки по мере необходимости. Закупки данного вида похожи на регулярную поставку товаров, но характеризуются следующими особенностями:
- количество поставляемых товаров не устанавливается, а определяется приблизительно;
- поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;
- оплачивается только поставленное количество товара, т.е. по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.
Плюсы: отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества товаров, ускорение оборота капитала, минимум работы по оформлению документов.
5. Форвардные закупки. Могут производиться организацией в 2 формах:
- заказ большего количества материалов, чем ей необходимо в настоящее время, и хранение излишков в запасах;
- заключение контрактов на доставку МР в установленное время в будущем.
6. Различные комбинации перечисленных методов.
Принципы работы с поставщиками. В западной практике закупочной деятельности выработан ряд рекомендаций, смысл которых в следующем: в основе успешной подготовки и производства продукции (при прочих равных условиях) лежат хорошие отношения между предпринимателем, с одной стороны, и кредиторами, и поставщиками - с другой. Напомним главное правило логистики цепей поставок: организации, действующие в одной логистической цепи, должны конкурировать не друг с другом, а с организациями, действующими в других цепях поставок. В соответствии с этим правилом в отношениях с поставщиками рекомендуется придерживаться нескольких основных принципов:
- обращаться с поставщиками так же, как с клиентами фирмы;
- не забывать демонстрировать на деле общность интересов;
- взаимный обмен информацией о задачах и деловых операциях;
- готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика;
- соблюдать принятые на себя обязательства;
- учитывать в деловой практике интересы поставщика;
- поддерживать по возможности стабильные контакты в деловой сфере.
Примечание 1. Основополагающими нормативными документами, регламентирующими различные аспекты логистической деятельности в Республике Беларусь, являются:
- Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года, утвержденная постановлением Совета Министров РБ от 29.08.2008 № 1249;
- постановление Совета Министров РБ от 07.12.2010 № 1780 «О подписании соглашения о секретариате партнерства «Северного измерения» в области транспорта и логистики»;
- постановление Совета Министров РБ от 12.11.2009 № 1474 «О заключении инвестиционного договора между Республикой Беларусь и компанией «Antwerpse Ontwikkelings-en Investeringsmaattshapij» (Королевство Бельгия) о создании в Республике Беларусь логистического парка на основе универсальной инфраструктуры, позволяющей обрабатывать грузы, перевозимые воздушным, железнодорожным и автомобильным транспортом, и предоставлении полномочий Министру транспорта и коммуникаций Щербо И.И. на его подписание».
Примечание 2. MRP (англ. Material Requirement Planning - планирование потребности в материалах) - система планирования потребностей в материалах, одна из наиболее популярных в мире логистических концепций, на основе которой разработано и функционирует большое число микрологистических систем. На концепции MRP базируется построение логистических систем «толкающего типа». В России, как правило, представлена различными программными продуктами иностранного производства.
29.04.2011 г.
Татьяна Алесинская, доцент кафедры менеджмента Таганрогского технологического института Южного федерального университета, кандидат технических наук
От редакции: В постановление Совета Министров РБ от 29.08.2008 № 1249 «О Программе развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года» на основании постановлений Совета Министров РБ от 02.09.2011 № 1179 (с 13 сентября 2011 г.), от 04.10.2012 № 906 (с 18 октября 2012 г.) и от 16.03.2013 № 186 (с 21 марта 2013 г.) внесены изменения и дополнения.