


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

Запрет на товарообменные операции с 1 января 2023 года
В Республике Беларусь с 1 января 2023 г. запрещены товарообменные операции без поступления в установленном порядке денежных средств юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
В материале рассмотрено:
Чем регламентирован запрет
Запрет установлен ч.1 п.14 постановления от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен».
Какие товарообменные операции запрещены с 1 января 2023 г.
Запрещены:
• бартер;
• мена;
• зачет;
• новация;
• отступное (ч.1 п.14 постановления № 713).
![]() |
Дополнительно по теме • У предприятия есть задолженность по полученному займу от юридического лица. В 2023 году предполагается реализация данному юридическому лицу части объекта недвижимости (капитального строения). Будет ли нарушением п.14 постановления от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» в данном случае взаимные расчеты произвести без поступления денежных средств на счета в 2023 году? |
Что понимать под товарообменной операцией
Подпунктом 1.11 п.1 постановления Совмина от 02.02.2023 № 713(2) в части запрета товарообменных операций законодатель конкретизировал п.14 постановления № 713, указав, что запрет действует в отношении всех товаров, в том числе потребительских.
![]() |
Дополнительно по теме • Распространяются ли требования норм постановления № 713 (в том числе в части согласования повышения отпускных цен, обоснования контрактных цен, указания сведений в товарно-транспортной накладной) на товары, не указанные в приложении 1 к постановлению № 713? |
Под товарообменной операцией следует понимать операции, предусматривающие обмен товаров, работ, услуг на эквивалентное по стоимости количество других товаров, работ, услуг, предполагающие полный или частичный расчет в неденежной форме, при условии, что хотя бы одна из сторон сделки является поставщиком (продавцом) товаров (из разъяснения Минэкономики от 27.01.2023, полученного автором).
Исходя из этого следует, что к товарообменным операциям относятся как операции, в которых с двух сторон предметом сделки выступает товар, так и операции, по которым товар является предметом сделки только с одной стороны.
![]() |
Дополнительно по теме • Что понимать под товарообменной операцией в п.14 постановления Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен»? • У предприятия есть задолженность по полученному займу от юридического лица. В 2023 году предполагается реализация данному юридическому лицу части объекта недвижимости (капитального строения). Будет ли нарушением п.14 постановления от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» в данном случае взаимные расчеты произвести без поступления денежных средств на счета в 2023 году? |
На что запрет не распространяется
Запрет на товарообменные операции не распространяется: |
|
1) на внешнеторговые операции; 2) операции между организациями, входящими в холдинг; 3) операции, согласованные уполномоченным государственным органом (организацией); 4) операции с участием физлиц в отношении телефонных аппаратов всех типов, легковых автомобилей; 5) случаи, предусмотренные постановлением Совмина от 19.04.2017 № 290 «О прекращении обязательств по оплате поставленного нефтяного жидкого топлива»; 6) операции, определенные в перечнях облисполкомов и Минского горисполкома (абз.5-7 ч.1 п.14 постановления № 713) |
![]() |
Обратите внимание! Облисполкомам и Мингорисполкому предоставлено право определить перечни товарообменных операций, которые должны содержать предметы товарообменной операции (товары, работы, услуги), а также наименования юрлиц, которые вправе осуществлять товарообменные операции на основании соответствующего перечня (ч.3 п.14 постановления № 713). Данное исключение действует по 31 декабря 2023 г. (абз.3 п.2 постановления № 713(2)). |
В таких перечнях должны быть указаны (ч.3 п.14 постановления № 713):
✓ предметы товарообменной операции;
✓ наименования юрлиц, которые вправе осуществлять товарообменные операции на основании такого перечня.
![]() |
Обратите внимание! Постановлением № 713 не запрещены перевод долга, уступка требования или исполнение обязательства третьим лицом, поскольку перемена лиц в обязательстве (перевод долга и уступка права требования), а также исполнение обязательства третьим лицом (ст.294 ГК) не являются формой прекращения обязательств ни для одной из сторон. К правоотношениям, подпадающим под действие постановления № 713, по мнению автора, относятся в данном случае взаимоотношения меняющихся сторон обязательств - первоначального и нового должника, первоначального и нового кредитора и др. Это связано с тем, что чаще всего перемена лиц связана с задолженностью нового должника перед первоначальным и первоначального кредитора перед новым и имеет своей целью прекращение этих обязательств зачетом, отступным, новацией и т. д., которые ограничивает постановление № 713. В таком случае проведение указанных операций будет возможно с учетом п.14 постановления № 713. |
![]() |
Дополнительно по теме • Запрещается ли с 01.01.2023 сторонам заключать договоры перевода долга, уступки права требования, возложения обязательств на третье лицо? • Можно ли осуществить уступку права требования при отсутствии каких-либо долговых обязательств (отношений) между первоначальным и новым кредитором (то есть новый кредитор на момент уступки ничего не должен первоначальному кредитору)? • Запрещено ли с 1 января 2023 г. заключение договоров перевода долга, соглашения об исполнении обязательств третьим лицом? Например, в ситуации, когда организация-арендатор (резидент Республики Беларусь) по договору возложения обязательств возмещает расходы за потребленную электроэнергию не арендодателю (резиденту Республики Беларусь), а в Минэнерго. |
Какие документы нужны для согласования товарообменных операций
Регламент административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подп.8.82.1 «Согласование товарообменных операций без поступления денежных средств» утвержден постановлением МАРТ от 24.10.2022 № 67.
Постановление № 67 вступило в силу с 28 октября 2022 г.
Таким образом, согласно ч.1 п.2 Регламента № 67 для согласования товарообменной операции надо представить:
✓ заявление о согласовании товарообменной операции без поступления денежных средств;
✓ проект договора, предусматривающий осуществление товарообменной операции без поступления денежных средств;
✓ экономическое обоснование к договору;
✓ маркетинговый анализ уровня цен на обмениваемый товар на рынке республики (для обеих сторон);
✓ плановую калькуляцию по расчету отпускных цен (для обеих сторон);
✓ акт сверки расчетов между продавцом и покупателем;
✓ отчет о прибылях и убытках (представляется за последний отчетный период);
✓ справку об отсутствии денежных средств для погашения обязательств по договору (вследствие чего возникла необходимость в совершении товарообменной операции) за подписью руководителя и главного бухгалтера организации (индивидуального предпринимателя).
![]() |
Обратите внимание! При подаче заявления уполномоченный орган вправе потребовать от заинтересованного лица документы, предусмотренные абз.2-7 ч.1 ст.15 Закона от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» |
![]() |
Дополнительно по теме • Регламент административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подп.8.82.1 «Согласование товарообменных операций без поступления денежных средств» утвержден постановлением МАРТ от 24.10.2022 № 67. Согласие на проведение товарообменных операций должен получить каждый субъект указанных операций? |
В каких случаях могут отказать в согласовании товарообменных операций
Основания для отказа в согласовании операций (ч.2 п.14 постановления № 713):
1) непредставление заявителем документов и (или) сведений, предусмотренных в соответствии с законодательством об административных процедурах;
2) наличие неполных или недостоверных данных в документах и (или) сведениях, представленных заявителем для получения согласования;
3) недостаточное экономическое обоснование предлагаемых операций.
![]() |
Обратите внимание! Согласие на проведение товарообменных операций должен получить каждый субъект указанных операций. Следовательно, если одному субъекту в проведении операции будет отказано, то операция не может быть проведена, даже если второму субъекту проведение операции будет согласовано. Таким образом, автор рекомендует более тщательно подходить к экономическому обоснованию таких операций, а также учитывать иные нормы ч.2 п.14 постановления № 713. Данный вывод подтверждается и разъяснением от 27.01.2023 Минэкономики, полученным автором. |
Кто уполномочен давать разъяснения по п.14 постановления № 713
Право разъяснять вопросы применения п.14 постановления № 713 предоставлено Минэкономики (абз.3 п.27 постановления № 713).
![]() |
Дополнительно по теме • Система регулирования цен с 19 по 26 октября 2022 года. Комментарий к постановлению Совмина от 19.10.2022 № 713 (в ред. постановления Совмина от 26.10.2022 № 713(1)). • Акт о зачете взаимных требований между тремя сторонами (с комментарием). • Зачет встречных однородных требований в соответствии с постановлением Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен». • Экономическое обоснование обменных операций (взаимозачета). • Акт о зачете взаимных требований между тремя сторонами (с комментарием). |
Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»
Материал подготовлен по результатам обсуждения в Сообществе
Перейдите в топик 1, топик 2, топик 3, топик 4, топик 5, топик 6.
![]() |
Вы тоже можете задать свой вопрос экспертам. |