


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

Запрет на занятие предпринимательской деятельностью как инструмент борьбы с коррупцией
Автор рассмотрел запрет на занятие предпринимательской деятельностью, установленный для государственных должностных лиц, а также виды деятельности, которые они вправе осуществлять.
Разделы материала:
Гражданам гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей (ч.1 ст.41 Конституции).
Как правило, любой гражданин, работая по трудовому договору (контракту), вправе дополнительно заниматься по своему усмотрению другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, не противоречащей законодательству, в том числе предпринимательством, ремесленничеством, оказанием услуг в сфере агроэкотуризма, волонтерством и т. п.
Ограничение конституционного права на труд допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (ч.1 ст.23 Конституции).
Указанное право ограничено, в частности, ТК, УК, Законом от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» и другими законодательными актами.
1. Запрет на занятие предпринимательской деятельностью. Общие положения
В абз.2 ч.1 ст.17 Закона № 305-З для всех государственных должностных лиц (далее - ГДЛ) установлен абсолютный запрет на занятие предпринимательской деятельностью лично либо через иных лиц (далее - запрет на занятие предпринимательством).
![]() |
Справочно Исчерпывающий перечень ГДЛ определен в абз.3 ст.1 Закона № 305-З.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 апреля 2024 г. абз.3 ст.1 Закона № 305-З после слов «Президент Республики Беларусь» дополнен словами «Председатель Всебелорусского народного собрания» Законом от 07.02.2023 № 248-З. |
Указанный запрет дублируется применительно к отдельным категориям ГДЛ в специальных законодательных актах, например в ч.4 ст.26 Закона от 10.07.2012 № 390-З «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» и п.113 Положения о прохождении службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утв. Указом от 11.01.2013 № 22.
Запрет на занятие предпринимательством включается в письменное обязательство, предусмотренное ст.16 Закона № 305-З (далее - обязательство), которое дает лицо, претендующее на занятие должности ГДЛ, а в некоторых случаях - лицо, уже занимающее такую должность.
Обязанность соблюдать ограничения, установленные законодательством о борьбе с коррупцией, в том числе запрет на занятие предпринимательством, включается:
• в контракты с государственными гражданскими служащими (далее - гражданские служащие) (подп.3.1 п.3, п.13 типовой формы контракта с государственным гражданским служащим (приложение 1 к постановлению Совмина от 19.12.2022 № 888));
• контракты с руководителями государственных организаций (абз.16 подп.5.1 п.5 примерной формы контракта с руководителем организации, утв. постановлением Совмина от 15.05.2007 № 604).
За нарушение запрета на занятие предпринимательством ГДЛ подлежит привлечению к дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами, например по п.51 ч.1 ст.47 ТК как за нарушение обязательства.
При этом:
• увольнение за нарушение обязательства является дискредитирующим обстоятельством увольнения;
• лица, уволенные по дискредитирующим обстоятельствам:
- в течение 5 лет после такого увольнения не могут быть назначены на должности, включенные в кадровые реестры Главы государства, Правительства, облисполкомов (Мингорисполкома), райисполкомов, горисполкомов (городов областного подчинения), местных администраций районов в городах, если иное не установлено Президентом;
- могут быть назначены на руководящие должности в организации государственной и частной форм собственности в течение 5 лет после такого увольнения только по согласованию с председателем районного, городского (города областного подчинения) исполкома, главой администрации района г. Минска (города областного подчинения), на территории которого расположена соответствующая организация (ее структурное подразделение), в порядке, предусмотренном Правительством (подп.6.15 п.6, пп.8, 9 Декрета от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»).
Из положений ч.1 ст.16 Закона № 305-З следует, что запрет на занятие предпринимательством установлен в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ГДЛ своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета (далее - использование своего служебного положения) в личных, групповых и иных внеслужебных интересах.
По мнению автора, запрет на занятие предпринимательством имеет значительный антикоррупционный эффект для гражданских служащих, сотрудников СК и ГКСЭ, лиц, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающих должности, в том числе воинские, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований КГК и относящихся в соответствии с законодательными актами к должностным лицам (далее - госслужащие), а также заместителей руководителей местных Советов депутатов.
Необходимость такого запрета для госслужащих и заместителей руководителей местных Советов депутатов может быть мотивирована, в частности:
• наличием у них особого правового статуса, в силу которого при осуществлении своих полномочий они фактически выступают от имени государства и в своей служебной деятельности должны быть максимально сконцентрированы на решении государственно значимых задач, не отвлекаться на какую-либо частную деятельность коммерческого характера;
• наличием высоких рисков того, что для благоприятного решения вопросов, связанных с их предпринимательской деятельностью, они будут использовать свое служебное положение.
Анализируемый запрет представляется обоснованным и для ГДЛ, занимающих должности руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 % и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц (далее - госорганизации), поскольку такие ГДЛ также должны быть максимально сконцентрированы на участии в решении государственно значимых задач и могут использовать свое служебное положение для благоприятного решения вопросов, связанных с их предпринимательской деятельностью.
![]() |
Обратите внимание! По тем же причинам представляется обоснованным и установленный в ч.2 ст.17 Закона № 305-З, подп.1.3 п.1 ст.26 Закона от 01.06.2022 № 175-З «О государственной службе» для госслужащих, руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров госорганизаций запрет выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей (далее - трудовые обязанности) по месту основной службы (работы) (далее - место основной работы), кроме некоторых видов оплачиваемой деятельности некоммерческого характера - педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики (далее - ограничение по выполнению иной оплачиваемой работы). |
В то же время полагаем сомнительной целесообразность установления запрета на занятие предпринимательством для иных категорий ГДЛ, включая руководителей и заместителей руководителей структурных и обособленных подразделений, менеджеров и других работников госорганизаций, которые в силу занимаемой должности выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности (далее - руководители среднего и низшего звена госорганизаций), поскольку такой запрет:
• сдерживает трудовую активность этих ГДЛ;
• ограничивает возможности реализации имеющихся у них навыков и умений, а также достижения желаемого уровня материального благополучия;
• в условиях невысокой оплаты труда и отсутствия надлежащих гарантий и компенсаций со стороны государства создает социальную напряженность, вызывает обоснованные претензии к государству.
![]() |
Справочно Одна из мер борьбы с коррупцией - предоставление ГДЛ в порядке, установленном законодательными актами, гарантий и компенсаций, связанных с ограничениями, установленными Законом № 305-З и иными законодательными актами в сфере борьбы с коррупцией (абз.10 ст.5 Закона № 305-З); |
• стимулирует этих лиц к получению дополнительных доходов противоправными способами, в том числе путем совершения коррупционных правонарушений.
По мнению автора:
• положительный антикоррупционный эффект от установления запрета на занятие предпринимательством для руководителей среднего и низшего звена госорганизаций существенно ниже вышеуказанных негативных последствий, которые влечет за собой этот запрет;
• маловероятно, что отмена для таких руководителей названного запрета спровоцирует среди них массовую коррупцию, поскольку немногие из этих руководителей:
- будут осуществлять предпринимательскую деятельность, связанную с занимаемой ими должностью ГДЛ;
- смогут использовать свое служебное положение для благоприятного решения вопросов, связанных с их предпринимательской деятельностью.
При этом с 24 января 2016 г. Законом № 305-З:
• для руководителей среднего и низшего звена госорганизаций отменено ограничение по выполнению иной оплачиваемой работы, антикоррупционная сущность которого схожа с антикоррупционной сущностью запрета на занятие предпринимательством;
• внедрен в практику институт предотвращения и урегулирования конфликта интересов, который призван не допустить совершения ГДЛ правонарушений, связанных с коррупцией, в ситуациях, когда при исполнении трудовых обязанностей ГДЛ оказывается или может оказаться под влиянием своих собственных личных интересов либо личных интересов своих супруга (супруги), близких родственников или свойственников.
![]() |
Справочно Определение термина «конфликт интересов» дано в абз.12 ст.1 Закона № 305-З, а порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов установлен в ст.21 Закона № 305-З. |
В связи с изложенным применительно к ГДЛ, которые являются руководителями среднего и низшего звена госорганизаций, представляется целесообразным:
• отменить установленный абз.2 ч.1 ст.17 Закона № 305-З запрет на занятие предпринимательством;
• исходить из того, что указанные ГДЛ вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через иных лиц, как и выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением трудовых обязанностей по месту основной работы, с учетом требований ст.21 Закона № 305-З к порядку предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
2. Предпринимательская деятельность
Из нормативных правовых предписаний ч.2 п.1 ст.1 ГК следует, что к предпринимательской деятельности относится самостоятельная деятельность юридического и физического лица в гражданском обороте, которая:
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2024 г. следует руководствоваться ч.2 п.1 ст.1 ГК в ред. Закона от 22.04.2024 № 365-З. |
• осуществляется от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность;
• представляет собой систему взаимосвязанных действий, объединенных одной целью, - систематическое получение прибыли.
![]() |
Справочно Под прибылью от какой-либо деятельности, как правило, понимается сумма превышения доходов от такой деятельности над расходами на эту деятельность. |
При этом законодатель установил исчерпывающий перечень источников прибыли при осуществлении предпринимательской деятельности:
• пользование имуществом;
• продажа вещей, специально произведенных, переработанных или приобретенных для продажи;
• выполнение работ и оказание услуг, предназначенных для реализации другим лицам и не используемых для собственного потребления.
Таким образом, субъектами предпринимательской деятельности могут быть только физические и юридические лица.
Поскольку в абз.2 ч.1 ст.17 Закона № 305-З запрет на занятие предпринимательством установлен для физических лиц, имеющих статус ГДЛ, Закон № 305-З фактически запрещает ГДЛ быть субъектом предпринимательской деятельности, то есть заниматься в гражданском обороте от своего имени деятельностью, признаки которой определены в ч.2 п.1 ст.1 ГК.
В ГК широко используются понятия «заниматься предпринимательской деятельностью» и «осуществлять предпринимательскую деятельность», а также «занятие предпринимательской деятельностью» и «осуществление предпринимательской деятельности»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2024 г. следует руководствоваться ст.22, ч.2 ст.31 ГК в ред. Закона № 365-З. |
По мнению автора, в контексте ГК указанные понятия означают одно и то же и являются синонимами, а заниматься предпринимательской деятельностью - значит осуществлять деятельность, признаки которой определены в ч.2 п.1 ст.1 ГК.
Физическое лицо вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица только с момента государственной регистрации в качестве ИП (п.1 ст.22 ГК).
Если физическое лицо не зарегистрировано в качестве ИП, однако осуществляет деятельность, которая отвечает признакам предпринимательской деятельности, такое физическое лицо может быть признано занимающимся незаконной предпринимательской деятельностью.
![]() |
Справочно Административная и уголовная ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность, к которой относится в том числе предпринимательская деятельность без государственной регистрации, установлена в ст.13.3 КоАП и ст.233 УК. |
При этом физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве ИП, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что оно не является ИП, и к таким сделкам применяются правила, установленные законодательством для предпринимательской деятельности (п.3 ст.22 ГК).
С учетом изложенного в абз.2 ч.1 ст.17 Закона № 305-З ГДЛ фактически запрещено заниматься предпринимательской деятельностью как с регистрацией в качестве ИП, так и без такой регистрации.
3. Занятие предпринимательской деятельностью лично либо через иных лиц
Из определения предпринимательской деятельности следует, что физическое лицо вправе осуществлять такую деятельность только самостоятельно и не может передать это право другому лицу по доверенности или договору поручения.
Для занятия предпринимательской деятельностью в качестве ИП физическое лицо вправе привлекать не более трех других физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, в том числе договорам поручения (для проведения переговоров, заключения сделки и др.). Кроме того, руководствуясь общими требованиями ГК, ИП может выдать другому физическому лицу доверенность на представительство от его имени (п.2 Указа от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2024 г. п.2 Указа № 285 исключен Указом от 21.08.2024 № 328. |
Однако лица, привлекаемые ИП по трудовым, гражданско-правовым договорам и доверенностям, вправе осуществлять лишь отдельные действия в интересах ИП и не могут его подменять и осуществлять вместо него предпринимательскую деятельность.
Поэтому представляется, что в абз.2 ч.1 ст.17 Закона № 305-З под занятием ГДЛ предпринимательской деятельностью лично либо через иных лиц следует понимать самостоятельное занятие ГДЛ указанной деятельностью с регистрацией в качестве ИП или без такой регистрации:
• без привлечения третьих лиц;
• с привлечением третьих лиц по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам и (или) доверенностям;
• с привлечением третьих лиц без оформления каких-либо договоров и (или) доверенностей;
• от имени подставных лиц, фактически зарегистрированных в качестве ИП.
4. Виды деятельности, которые не относятся к предпринимательской деятельности
4.1. Деятельность без получения прибыли
Не является предпринимательской деятельность физического лица, которая направлена на систематическое получение доходов в размере, не превышающем произведенных расходов (издержек), и не сопровождается получением прибыли.
4.2. Продажа личных вещей
Систематическая продажа физическим лицом вещей с получением прибыли может свидетельствовать о предпринимательской деятельности лишь тогда, когда проданные вещи были специально произведены, переработаны или приобретены этим лицом для продажи.
Если же вещи были произведены, переработаны или приобретены для собственного потребления, а затем включены в гражданский оборот путем их продажи (например, продажа приобретенных для личного потребления вещей, которые оказались ненужными в таком количестве или таком качестве), нет оснований вести речь о предпринимательской деятельности физического лица.
4.3. Отдельные виды деятельности, которые не являются предпринимательской деятельностью в соответствии с ГК
В ч.4 п.1 ст.1 ГК установлен перечень видов деятельности, которые формально обладают признаками предпринимательской деятельности, однако таковой не признаются, например:
• ремесленная деятельность.
![]() |
Справочно Ремесленная деятельность - деятельность физических лиц по изготовлению и реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг с применением ручного труда и инструмента, в том числе электрического, осуществляемая самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам и направленная на удовлетворение бытовых потребностей граждан (ч.3 п.1 ст.1 ГК). Исчерпывающий перечень видов ремесленной деятельности и порядок ее осуществления определены Указом от 09.10.2017 № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности».
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2024 г. п.1 ст.1 ГК изложен в новой редакции Законом № 365-З. С 1 октября 2024 г. действует Указ № 328 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности»; |
• деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
![]() |
Справочно Агроэкотуризм - деятельность, направленная на ознакомление агроэкотуристов с природным, сельскохозяйственным и культурным потенциалом республики, национальными традициями в процессе отдыха, оздоровления, временного пребывания в агроэкоусадьбах. Порядок осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма установлен Указом от 04.10.2022 № 351 «О развитии агроэкотуризма»; |
• деятельность граждан Республики Беларусь, осуществляющих ведение личных подсобных хозяйств, по производству, переработке и реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции.
![]() |
Справочно Личное подсобное хозяйство граждан - форма хозяйственно-трудовой деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции, основанная на использовании земельных участков, предоставленных для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель. Правовые основы ведения гражданами личного подсобного хозяйства определены Законом от 11.11.2002 № 149-З «О личных подсобных хозяйствах граждан»; |
• деятельность, осуществляемая в рамках временных научных коллективов (ВНК).
![]() |
Справочно Временные научные коллективы - добровольное объединение физических лиц без образования юридического лица, создаваемое в целях осуществления научной деятельности в порядке и на условиях, определяемых законодательством и договором. Правовой статус ВНК определен Законом от 21.10.1996 № 708-XIII «О научной деятельности», Положением о порядке создания и об условиях деятельности временных научных коллективов, утв. Указом от 26.06.2009 № 349; |
• деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг и банковских счетов в качестве средства платежа или в целях сохранения денежных средств и получения дохода;
• осуществляемые физическими лицами самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам:
- репетиторство (консультативные услуги по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к централизованному тестированию);
- предоставление услуг тамадой;
- фотосъемка, изготовление фотографий;
- деятельность по письменному и устному переводу;
- предоставление гражданами принадлежащих им на праве собственности жилых помещений, садовых домиков, дач иным физическим лицам, в том числе для краткосрочного проживания.
4.4. Регистрация в качестве ИП
Поскольку физическое лицо вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица только с момента государственной регистрации в качестве ИП, действия, совершаемые физическим лицом в целях такой регистрации, сами по себе не могут быть признаны предпринимательской деятельностью и свидетельствуют лишь о намерении ею заниматься.
Кроме того, для признания физического лица занимающимся предпринимательской деятельностью:
• недостаточно сведений о регистрации этого лица в качестве ИП;
• необходимы дополнительные данные о том, что такое лицо совершает конкретные действия, подпадающие под признаки предпринимательской деятельности, определенные ч.2 п.1 ст.1 ГК, например: размещает рекламу своей деятельности в средствах массовой информации, арендует помещение для осуществления торговли или оказания платных услуг, фактически занимается торговлей или оказывает платные услуги, сдает налоговые отчеты со сведениями о получении дохода и т. д.
![]() |
Справочно Положения некоторых актов законодательства подтверждают, что физическое лицо, зарегистрированное в качестве ИП, может не заниматься предпринимательской деятельностью, например, в связи с нахождением в процессе прекращения такой деятельности (абз.2 подп.2.2 п.2 ст.72 НК, ч.2 ст.185 ТК, п.14 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом от 16.01.2009 № 1, п.23 Указа от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» и др.). |
По мнению автора, Закон № 305-З фактически не запрещает организациям принимать на должность ГДЛ лиц, которые зарегистрированы в качестве ИП, если такие лица не занимаются предпринимательской деятельностью.
![]() |
Справочно Принятие на должность ГДЛ лица, которое заведомо для организации занимается предпринимательской деятельностью: • неизбежно повлечет за собой нарушение требований абз.2 ч.1 ст.17 Закона № 305-З, которые запрещают ГДЛ заниматься предпринимательской деятельностью; • будет противоречить требованиям ст.43 Закона № 305-З, которые требуют от организаций в лице их руководителей принимать меры по предупреждению нарушений антикоррупционного законодательства. |
Как правило, организации исходят из того, что кандидат на должность ГДЛ (далее - кандидат), зарегистрированный в качестве ИП, деятельность которого в установленном порядке не прекращена, фактически занимается предпринимательской деятельностью и в связи с этим не может быть принят на должность ГДЛ.
Однако возможны ситуации, когда кандидат, зарегистрированный в качестве ИП, утверждает, что предпринимательскую деятельность не осуществляет и может быть принят в организацию на должность ГДЛ.
Представляется, что в таких ситуациях:
• организации целесообразно предложить кандидату подтвердить неосуществление им предпринимательской деятельности в письменном заявлении с приложением соответствующих документов, свидетельствующих, например, о нахождении ИП в процессе прекращения деятельности;
• организация вправе принять на должность ГДЛ такого кандидата, если у организации отсутствуют сведения, опровергающие его доводы о неосуществлении предпринимательской деятельности.
При этом:
• при принятии на должность ГДЛ кандидат подписывает обязательство, в котором предупреждается об ответственности за его нарушение, в том числе за несоблюдение предусмотренного обязательством запрета на занятие предпринимательством;
• если будет установлено, что ГДЛ в период нахождения в должности фактически занималось предпринимательской деятельностью, оно понесет за это персональную ответственность, вплоть до увольнения за нарушение обязательства на основании п.51 ч.1 ст.47 ТК, которое является дискредитирующим обстоятельством увольнения.
![]() |
Обратите внимание! Закон № 305-З фактически не запрещает лицам, занимающим должность ГДЛ, в период нахождения в этой должности регистрироваться в качестве ИП. |
Однако факты регистрации ГДЛ в качестве ИП вряд ли будут распространены, поскольку:
• после такой регистрации ГДЛ не могут на законных основаниях заниматься предпринимательской деятельностью;
• такая регистрация вызовет подозрения в нарушении ГДЛ обязательства и потребует проведения соответствующих проверок.
4.5. Учреждение коммерческой организации
В практике правоприменения возникают дискуссии по вопросу о том, является ли нарушением запрета на занятие предпринимательством учреждение ГДЛ коммерческой организации.
![]() |
Справочно Коммерческая организация - юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющее полученную прибыль между участниками (п.1 ст.46 ГК). |
Из положений ГК вытекает, что учреждение физическим лицом коммерческой организации - один из способов создания такой организации, который нельзя рассматривать как занятие физическим лицом предпринимательской деятельностью, поскольку прежде чем учредить коммерческую организацию, этому лицу пришлось бы предварительно регистрироваться в качестве ИП (п.1 ст.22, ч.2 п.2 ст.48, п.2 ст.87, ч.2 п.1 ст.113 ГК и др.).
Кроме того, в ч.2 ст.31 ГК осуществление физическим лицом предпринимательской деятельности без образования юридического лица четко отграничивается от учреждения физическим лицом юридического лица, в том числе коммерческой организации.
Аналогичные выводы о соотношении понятий «занятие предпринимательской деятельностью», «осуществление предпринимательской деятельности» и «учреждение коммерческой организации» вытекают из положений УК и Закона № 305-З.
![]() |
Справочно Поскольку Закон № 305-З направлен в первую очередь на предупреждение, выявление, пресечение и устранение последствий коррупционных преступлений, ответственность за которые установлена в УК (ст.210, 429, 430, 431 и др.), терминология Закона № 305-З должна соответствовать терминологии, которая используется в связанных с Законом № 305-З положениях УК (ст.30 Закона от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах»). |
Так, в ст.429 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности» УК под незаконным участием должностного лица, находящегося на госслужбе, в предпринимательской деятельности понимаются ситуации, когда указанное лицо вопреки запрету, установленному законом, учредило коммерческую организацию или участвовало в управлении такой организацией лично или через иное лицо и, используя свои служебные полномочия, предоставило такой организации льготы и преимущества или покровительствовало в иной форме.
![]() |
Обратите внимание! Все должностные лица, находящиеся на госслужбе, являются ГДЛ (абз.3 ст.1 Закона № 305-З). |
Из названия и содержания ст.429 УК следует, что учреждение коммерческой организации должностным лицом, находящимся на госслужбе, законодатель рассматривает не как форму занятия таким лицом предпринимательской деятельностью, а как форму участия этого лица в предпринимательской деятельности указанной организации.
Из нормативных правовых предписаний абз.6 ч.1 ст.17, чч.1, 3, 4 ст.20 Закона № 305-З усматривается, что:
• ГДЛ, которые являются госслужащими:
- вправе на момент назначения (избрания) на должность (далее - назначение на должность) иметь в собственности доли в уставных фондах (акции) (далее - акции) коммерческих организаций, однако в трехмесячный срок после назначения на должность обязаны передать такие акции в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения службы путем заключения соответствующего договора с ОАО «АСБ Беларусбанк»;
- вправе в период нахождения в должности получать в собственность акции коммерческих организаций, однако в трехмесячный срок после их получения также обязаны передать их в доверительное управление ОАО «АСБ Беларусбанк» на время прохождения службы;
• ГДЛ, которые не являются госслужащими:
- вправе на момент занятия должности иметь в собственности акции коммерческих организаций, а также получать такие акции в период нахождения в этой должности;
- не обязаны передавать эти акции в доверительное управление под гарантию государства;
- вправе лично или через иных лиц принимать участие в управлении коммерческими организациями, акции которых принадлежат им на праве собственности.
В Законе № 305-З не разъясняется, какими способами ГДЛ вправе в период нахождения в должности получать в собственность акции коммерческих организаций.
Исходя из общепринятого значения слов «получить», «получение», к способам получения в собственность акций коммерческих организаций могут быть отнесены, например, приобретение таких акций на возмездной основе, принятие их в дар или по наследству, а также получение их в собственность в результате учреждения коммерческих организаций.
Такой же вывод вытекает и из толкования используемых в Законе № 305-З понятий, которые сформулированы с применением термина «получение» - «получение противоправной выгоды», «получение доходов», «получение имущества» и др. (ст.1, 8, абз.9 ч.1 ст.17, ст.26, 27, 35 Закона № 305-З).
Если учреждение физическим лицом коммерческой организации рассматривать как форму занятия таким лицом предпринимательской деятельностью, то из Закона № 305-З будет следовать, что:
• ГДЛ не вправе выступать учредителем коммерческой организации, однако вправе получать в собственность акции уже созданной коммерческой организации;
• ГДЛ, которое не является госслужащим, вправе лично или через иных лиц принимать участие в управлении коммерческой организацией, акции которой получены им в собственность:
- до занятия должности ГДЛ - в результате учреждения этой организации либо любыми другими способами;
- в период нахождения в должности ГДЛ - любыми способами, не связанными с учреждением этой организации.
Однако подобные выводы представляются нелогичными, поскольку в контексте противодействия коррупции:
• коррупционные риски содержатся как в схемах учреждения коммерческой организации, так и в схемах получения в собственность акций уже созданной коммерческой организации;
• учреждение коммерческой организации несет в себе значительно меньше рисков совершения коррупционных деяний, нежели участие в управлении такой организацией;
• если ГДЛ вправе принимать участие в управлении коммерческой организацией, акции которой принадлежат ему на праве собственности, не имеет принципиального значения, является это лицо учредителем коммерческой организации или получило в собственность акции такой организации после ее создания.
С учетом изложенного, по мнению автора, установленный абз.2 ч.1 ст.17 Закона № 305-З для ГДЛ запрет на занятие предпринимательством не охватывает действия ГДЛ по учреждению коммерческой организации.
Для принятия дополнительных мер по предупреждению коррупции среди госслужащих и устранения правовой неопределенности по вопросу о соотношении понятий «занятие предпринимательской деятельностью» и «учреждение коммерческой организации», особенно с учетом положений ст.429 УК, представляется целесообразным установить в Законе № 305-З для госслужащих наряду с запретом на занятие предпринимательством запрет выступать в качестве учредителей коммерческих организаций.
![]() |
Справочно В практике правоприменения распространено мнение о том, что в контексте ст.429 УК должностным лицам, находящимся на госслужбе, запрещено учреждать коммерческие организации в рамках запрета на занятие предпринимательством, установленного абз.2 ч.1 ст.17 Закона № 305-З. |
В этих же целях целесообразно установить в Законе № 305-З исчерпывающий перечень оснований, по которым госслужащие вправе в период нахождения в должности получать в собственность акции коммерческих организаций.
Такой перечень можно:
• сформировать с учетом положений Указа от 28.04.2006 № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг», которые ограничивают дарение акций юридических лиц Республики Беларусь;
• ограничить случаями, когда госслужащие не имеют либо имеют минимальные возможности проявлять инициативу по поиску и выбору таких акций для получения в собственность, например получение их в дар от супруга (супруги), близких родственников и свойственников или по наследству.
4.6. Участие в управлении коммерческой организацией
Не является предпринимательской деятельностью участие ГДЛ в установленном законодательством порядке в управлении коммерческой организацией в качестве единоличного исполнительного органа или в составе коллегиального органа управления, поскольку предпринимательскую деятельность в таких случаях осуществляет сама коммерческая организация, а не ее единоличный исполнительный орган и не члены ее коллегиальных органов управления.
Например, не признается предпринимательской деятельностью:
• выполнение руководителем коммерческой госорганизации своих трудовых обязанностей по руководству этой организацией;
• участие гражданского служащего в работе наблюдательного совета хозяйственного общества в качестве члена такого совета как представитель государства;
• участие ГДЛ госорганизации, не являющегося госслужащим, в работе:
- общего собрания участников или наблюдательного совета хозобщества, акции которого принадлежат ГДЛ на праве собственности, в качестве соответственно участника хозобщества или члена его наблюдательного совета;
- наблюдательного совета хозобщества, акции которого принадлежат госорганизации на праве собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления), в качестве члена такого совета (абз.6 ч.1 ст.17 Закона № 305-З, Указ от 19.02.2008 № 100 «О некоторых вопросах владельческого надзора», постановление Совмина от 28.02.2023 № 160 «Об участии в управлении хозяйственными обществами» и др.).
![]() |
Справочно Не допускается участие ГДЛ в управлении коммерческими организациями в виде предпринимательской деятельности, например в качестве ИП - управляющего унитарного предприятия или антикризисного управляющего хозобщества (ч.2 п.4 ст.113 ГК, п.3 ст.1 Закона от 13.12.2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности» и др.). |
4.7. Создание произведений науки
Не является предпринимательской деятельность физического лица по самостоятельному созданию по собственной инициативе произведений науки (статьи, научные лекции и доклады, диссертации и др.) с последующим предоставлением права использования таких произведений другим лицам на основании возмездных лицензионных договоров, поскольку:
• такая деятельность не сопряжена с получением прибыли от:
- пользования имуществом;
- продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанным лицом для продажи;
- выполнения работ или оказания услуг, предназначенных для реализации другим лицам и не используемых для собственного потребления (ч.2 п.1 ст.1 ГК);
• по лицензионному договору автор предоставляет пользователю (лицензиату) право использования произведения науки как объекта авторского права (ст.6, 44 Закона от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах»).
4.8. Педагогическая деятельность
Госслужащие, а также руководители, их заместители и главные бухгалтеры госорганизаций обязаны соблюдать ограничение по выполнению иной оплачиваемой работы, в рамках которого им разрешено осуществлять педагогическую деятельность в части реализации содержания образовательных программ, не связанную с исполнением трудовых обязанностей по месту основной работы (ч.2 ст.17 Закона № 305-З).
![]() |
Справочно Гражданский служащий вправе осуществлять такую деятельность, в том числе и в рабочее время, при условии получения согласия на это руководителя государственного органа, в котором гражданский служащий занимает гражданскую должность, или уполномоченного им лица (подп.1.3 п.1 ст.26 Закона № 175-З). |
Для ГДЛ, не перечисленных в ч.2 ст.17 Закона № 305-З, ограничение по выполнению иной оплачиваемой работы в Законе № 305-З не установлено.
Из абз.2 ч.1, ч.2 ст.17 Закона № 305-З следует, что ГДЛ, перечисленные в ч.2 ст.17 Закона № 305-З, педагогическую деятельность в части реализации содержания образовательных программ:
• не вправе осуществлять в качестве ИП;
• вправе осуществлять на условиях совместительства или по гражданско-правовым договорам.
![]() |
Справочно Договоры на осуществление такой педагогической деятельности ГДЛ может заключить с учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, иной организацией, ИП, осуществляющими образовательную деятельность (далее - учреждения образования) (подп.1.20, 1.21 п.1 ст.1, ч.2 п.1 ст.50 КоО). |
В практике правоприменения предпринимательской деятельностью не признается педагогическая деятельность госслужащих и других ГДЛ, перечисленных в ч.2 ст.17 Закона № 305-З, в виде участия в реализации содержания образовательных программ на основании гражданско-правовых договоров, в соответствии с которыми обязанности по организации образовательных мероприятий (подготовка и утверждение учебной программы, реклама мероприятия, поиск слушателей и заключение с ними договоров, аренда помещений, организация мероприятия в режиме онлайн и т. п.) возложены на учреждения образования.
При этом не имеют значения:
• количество образовательных мероприятий, в которых участвуют такие ГДЛ;
• количество заключаемых ГДЛ в связи с этим гражданско-правовых договоров;
• размеры получаемых ГДЛ по таким договорам вознаграждений.
Полагаем, что осуществляемая на тех же условиях педагогическая деятельность ГДЛ, не перечисленных в ч.2 ст.17 Закона № 305-З, также не может признаваться предпринимательской деятельностью, поскольку никто не вправе пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, а борьба с коррупцией основывается в том числе на принципе равенства перед законом (ч.2 ст.23 Конституции, ст.4 Закона № 305-З).
![]() |
Дополнительно по теме • Ограничение для государственных должностных лиц по выполнению иной оплачиваемой работы. • Участие государственного должностного лица в управлении коммерческой организацией в свете антикоррупционного законодательства. • Ситуации конфликта интересов в деятельности государственных гражданских служащих. • Субъекты правонарушений, связанных с коррупцией. |