Пособие от 12.08.2024
Автор: Савич О.

Защищаем свои права: 8 вопросов о правах и обязанностях посетителей кафе и ресторанов


Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии  

Для всех отраслей

Защищаем свои права: 8 вопросов о правах и обязанностях посетителей кафе и ресторанов

Ольга Савич

Ольга Савич
кандидат юридических наук, адвокат Минской городской коллегии адвокатов

12.08.2024

Вопрос 1: Можно ли прийти в кафе и ничего не заказывать?

Ответ: Это зависит от ситуации.

Если вы сидите в кафе без намерения сделать заказ, вас вполне законно могут попросить освободить место.

Потребитель - лицо, имеющее намерение заказать товар или услугу (ст.1 Закона от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей»).

Однако если вы сидите, намереваясь воспользоваться услугами (время, в течение которого посетитель обязан сделать заказ, нигде не установлено), то вас не имеют права торопить или просить уйти. Кстати, сделаете вы заказ или передумаете - это уже ваше дело.

Если вы пришли в ресторан и заказали только кофе, вы имеете право сидеть за столиком и больше ничего не заказывать.

 

Вопрос 2: Что делать, если принесли холодный суп или испорченный продукт?

Ответ: Вы вправе потребовать замены блюда или же отказаться от заказа и не оплачивать его.

Некачественным можно считать подгорелое или недоваренное блюдо; остывшее или растаявшее блюдо; блюдо из испорченных продуктов; когда есть посторонние предметы в блюде и т. п.

Продавец (пункт общественного питания) обязан передать покупателю товар надлежащего качества (ст.20 Закона № 90-З). Это значит, что в кафе или ресторане потребителю обязаны принести свежее и безопасное для здоровья блюдо. Блюда должны готовиться в соответствии со всеми санитарными нормами. Четких правил об определении некачественности блюд нет, но здесь действуют общепринятые нормы приготовления.

Если потребитель обнаружил недостатки пищевых продуктов, свойства которых не позволяют устранить эти недостатки, он вправе по своему выбору потребовать или заменить блюдо или соразмерно снизить цену. Если товар реализован и его недостатки продавец не оговорил, то покупатель может расторгнуть договор и потребовать вернуть ему деньги (ст.20 Закона № 90-З).

 

Вопрос 3: Что делать, если блюдо готовят час вместо обещанных 30 минут?

Ответ: В такой ситуации вы вправе уйти, не дождавшись подачи блюда (ч.2 ст.376 ГК, ст.30 Закона № 90-З).

 

Вопрос 4: В меню указано 250 г рыбы, но кажется, что вес поданного блюда меньше.

Что делать?

Ответ: Можно попросить принести весы и взвесить блюдо.

Если вес будет меньший, вы вправе потребовать заменить блюдо или уменьшить цену (ст.31 Закона № 90-З).

Помимо прочего, это нарушение законодательства со стороны организации, за которое предусмотрена административная ответственность ст.13.10 КоАП, - обман потребителей, за который наказывают штрафом до 25 БВ.

 

Вопрос 5: Можно ли обязать посетителя уплатить чаевые?

Ответ: Нет.

Чаевые посетитель оставляет исключительно на добровольной основе.

Нельзя включать в счет без вашего согласия не только чаевые, но и, например, стоимость шоу-программы или плату за вход.

Предлагаемые продавцом платные услуги, связанные с продажей товаров, могут оказываться только с согласия покупателя (п.28 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утв. постановлением Совмина от 22.07.2014 № 703).

Покупатель вправе отказаться от таких услуг и потребовать от продавца возврата сумм, уплаченных за услуги, предоставленные без его согласия (п.28 Правил № 703).

 

Вопрос 6: Вправе ли работники ресторана требовать аванс за обслуживание при предварительном заказе?

Ответ: Нет.

Аванс за обслуживание при предварительном заказе можно установить только с вашего согласия. Предварительную оплату блюд из меню устанавливают тоже только с вашего согласия.

Продавец вправе предложить покупателю предварительную оплату продукции общественного питания, услуг; с согласия покупателя установить размер и срок внесения аванса за обслуживание, оказание услуг (п.5 Инструкции о порядке оформления предварительных заказов на обслуживание покупателей в объектах общественного питания, утв. постановлением МАРТ от 18.01.2019 № 5 «О порядке оформления предварительных заказов в объектах общественного питания»).

 

Вопрос 7: Когда может быть прекращен вход посетителей в кафе?

Ответ: Вход посетителей может быть прекращен за 30 минут до закрытия. Но всех посетителей, находящихся в зале в момент окончания работы, должны обслужить (п.5 Правил № 703).

 

Вопрос 8: Может ли заведение установить дресс-код для посетителей?

Ответ: Да, внутренние правила заведения могут предусматривать дресс-код для посетителей.

Ресторан и кафе вправе устанавливать внутренние правила заведения.