Тест от 22.03.2021
Автор: Аналитическая редакция Правовой платформы «Бизнес-Инфо»

Защита прав потребителей


Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии  

Для всех отраслей

Защита прав потребителей

Правовая платформа «Бизнес-Инфо»

Материал подготовлен аналитической редакцией Правовой платформы «Бизнес-Инфо»


1. Потребитель это:

организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на территории Республики Беларусь деятельность по реализации приобретенного товара другим организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам для использования его в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;
физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее товар (работу, услугу) или использующее товар (результат работы, услугу) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее товар (работу, услугу) или использующее товар (результат работы, услугу) исключительно для осуществления предпринимательской деятельности;
физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие намерение заказать или приобрести либо заказывающие, приобретающие товар (работу, услугу) или использующие товар (результат работы, услугу) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.


2. Какой документ является документом, подтверждающим факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги)?

Есть несколько правильных ответов!

Кассовый чек.
Квитанция к приходному кассовому ордеру, товарный чек.
Документ (карт-чек, чек и др.), подтверждающий совершение платежа посредством банковских платежных карточек, электронных денег, систем дистанционного банковского обслуживания, автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства.
Иной платежный документ в соответствии с законодательством.
Надлежащим образом оформленная инструкция по эксплуатации, руководство пользователя, иной документ, содержащий сведения о наименовании продавца (исполнителя), наименовании, цене товара (работы, услуги).




3. Законодательство о защите прав потребителей не распространяется на:

Есть несколько правильных ответов!

договорные отношения между физическими лицами, если они не вытекают из осуществления предпринимательской, ремесленной деятельности или деятельности в сфере агроэкотуризма;
отношения по приобретению товаров, выполнению работ и оказанию услуг для нужд организаций;
отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договоров розничной купли-продажи, подряда, аренды, страхования, хранения, энергоснабжения, комиссии, перевозки пассажира, перевозки груза, возмездного оказания услуг и иных подобных договоров;
отношения, возникшие в связи с приобретением товаров для осуществления предпринимательской деятельности;
отношения граждан с производственными и потребительскими кооперативами, хозяйственными товариществами и другими организациями, если они возникают в связи с членством гражданина в этих организациях и не связаны с выполнением работ, оказанием услуг этими организациями своим членам.




4. Предусмотрен ли законодательством о защите прав потребителей (Законом № 90-З и Законом № 405-З) обязательный предварительный внесудебный порядок разрешения требований потребителя товаров (работ, услуг)?

Да, направление претензии продавцу (исполнителю, подрядчику) является обязательным.
Нет, направление претензии продавцу (исполнителю, подрядчику) не является обязательным.
Нет, за исключением случаев, предусмотренных другими законодательными актами.


5. В какой суд может обратиться потребитель с исковым заявлением о нарушении его прав?

Есть несколько правильных ответов!

В суд по месту жительства (нахождения) ответчика.
В суд по месту жительства или нахождения истца.
В суд по месту исполнения договора.
В суд по месту причинения вреда.




6. В каком размере необходимо оплатить государственную пошлину при обращении в суд с исковым заявлением о защите прав потребителя?

25 базовых величин.
5 базовых величин.
5 % от цены иска - если требования имущественного характера, 3 базовые величины - по требованиям неимущественного характера.
Истец освобождается от уплаты государственной пошлины.


7. Разрешается ли продавцу устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены (тарифы) в зависимости от формы оплаты товаров (работ, услуг) - наличной либо безналичной?

Да.
Нет.
Да, при условии получения согласования местных исполнительных и распорядительных органов.


8. Вправе ли покупатель потребовать продажи ему любого товара, выставленного в торговом объекте, в том числе расположенного на прилавке, в витрине и т. п.?

Да, вправе.
Нет, не вправе.
Да, вправе, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.


9. В течение какого срока продавец обязан обеспечить безопасность товара, на который изготовителем (поставщиком) не установлен срок службы и реализация которого допускается без такого срока?

2 года со дня реализации товара потребителю.
1 год с даты выпуска (производства) товара.
3 года со дня реализации товара потребителю.
10 лет со дня реализации товара потребителю.


10. Имеет ли право потребитель отказаться от оплаты за установку и обслуживание замочно-переговорных устройств входных дверей в жилые дома, систем видеонаблюдения либо услуг вахтера?

Да.
Нет.
Нет, при условии, что более 50 % жителей подъезда (дома) проголосовали за предоставление дополнительных жилищно-коммунальных услуг.


11. Какой срок предусмотрен для уведомления потребителей о перерыве в оказании коммунальных услуг горячего водоснабжения и теплоснабжения в связи с выполнением исполнителем плановых ремонтных и профилактических работ в соответствии с графиками (планами), согласованными с местными исполнительными и распорядительными органами?

Не позднее чем за 7 дней до начала перерыва оказания услуг.
Не позднее чем за 2 дня до начала перерыва оказания услуг.
В течение 3 часов с начала перерыва оказания услуг.
Не позднее чем за 24 часа до начала перерыва оказания услуг.


12. При возникновении спора между потребителем и продавцом о наличии недостатков товара и причинах их возникновения кто и за чей счет обязан провести экспертизу товара?

Продавец за свой счет.
Покупатель за свой счет.
Покупатель за счет продавца.
Продавец, но за счет покупателя.


13. Имеет ли право потребитель в случае нарушения его прав продавцом (изготовителем, исполнителем) потребовать компенсации морального вреда?

Да.
Нет.
Да, если такое право предусмотрено в договоре, заключенном между сторонами.


14. Вправе ли потребитель осуществить возврат продовольственных товаров надлежащего качества?

Да, но только упакованные товары при условии сохранения целостности упаковки.
Да.
Нет.


15. Вправе ли потребитель осуществить возврат лекарственных средств надлежащего качества продавцу?

Да.
Нет.
На усмотрение продавца при условии сохранения целостности упаковки.


16. Правомерно ли в договоре условие, устанавливающее ограничения для потребителя при реализации товара ненадлежащего (надлежащего) качества (запрет на возврат, обмен товаров и т. п.)?

Да.
Нет.


17. Вправе ли местные исполнительные и распорядительные органы, общественные объединения потребителей обращаться в суд с иском о защите прав потребителей?

Да, вправе.
Нет.
Вправе только общественные объединения потребителей.
Вправе только местные исполнительные и распорядительные органы.


Правильные ответы: 0
Неправильные ответы: 0





справочно

Справочно

В ответах использованы положения следующих НПА:

Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей»;

Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг»;

• Гражданского кодекса Республики Беларусь;

• Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь;

• Налогового кодекса Республики Беларусь;

постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24.06.2010 № 4 «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей»;

Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2002 № 778.