Пособие от 06.03.2019
Автор: Рузыева Д.

Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг


СОДЕРЖАНИЕ

 

Понятие и виды ЖКУ. Качество и недостатки ЖКУ

Перерывы в оказании коммунальных услуг

Порядок рассмотрения требований потребителя в связи с неоказанием (оказанием с недостатками) жилищно-коммунальных услуг. Алгоритм действий

Организации, уполномоченные проводить государственную политику в области защиты прав потребителей ЖКУ

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Жилищно-коммунальные услуги - одни из самых востребованных услуг. К сожалению, не всегда они предоставляются качественно. Оказываются ЖКУ только на основании соответствующего договора, который заключается с каждым потребителем (собственником или нанимателем жилого (нежилого) помещения) индивидуально.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2009 № 99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг"» (далее - постановление № 99) утверждены типовые договоры на оказание жилищно-коммунальных услуг.

Понятие и виды ЖКУ. Качество и недостатки ЖКУ

Жилищно-коммунальная услуга - это деятельность, направленная на поддержание и (или) восстановление надлежащего санитарного и (или) технического состояния жилых домов, жилых и вспомогательных помещений, придомовой территории, обеспечение их благоустроенности, комфортных и безопасных условий для проживания граждан (ст.1 Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (далее - Закон)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 июня 2020 г. Закон изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 18.12.2019 № 280-З. Комментарий см. здесь.

 

Жилищно-коммунальные услуги подразделяются на:

основные - оказываются в обязательном порядке и обеспечивают необходимую благоустроенность жилых домов, жилых и вспомогательных помещений, придомовой территории применительно к условиям соответствующего населенного пункта, их соответствие установленным санитарным и техническим требованиям;

дополнительные - могут оказываться дополнительно к основным жилищно-коммунальным услугам по договору между исполнителем и потребителем (ст.4 Закона).

 

внимание

Обратите внимание!

Постановлением № 99 утверждены перечень основных жилищно-коммунальных услуг и перечень дополнительных жилищно-коммунальных услуг.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2021 г. перечень основных жилищно-коммунальных услуг исключен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.11.2020 № 654. Комментарий см. здесь.

 

справочно

Справочно

Требования, предъявляемые к качеству основных жилищно-коммунальных услуг, установлены в приложении к постановлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 03.12.2010 № 25.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2021 г. следует руководствоваться критериями качества жилищно-коммунальных услуг согласно приложению 3 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2009 № 99. Комментарий см. здесь.

 

С 2016 года в многоквартирных жилых домах собственникам и нанимателям жилых (нежилых) помещений отдельно насчитывают оплату за электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования (за исключением лифта), электроэнергию, потребляемую на работу лифтов, а также за санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома (то есть уборку подъездов, лифтовых холлов, галерей и тому подобных помещений).

При этом собственники и наниматели жилых (нежилых) помещений могут отказаться от услуг по санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома (за исключением услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации) и самостоятельно убирать подъезды в соответствии с графиком проведения уборки, установленным общим собранием (решение принимается единогласно всеми потребителями). Однако если уборка не осуществляется, то уполномоченное лицо по управлению общим имуществом, товарищество собственников или организация застройщиков обязаны заключить с организацией, осуществляющей уборку мест общего пользования, соответствующий договор (подп.1.5 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 апреля 2020 г. подп.1.5 п.1 Указа № 535 исключен Указом Президента Республики Беларусь от 07.04.2020 № 121.

 

Под техническим обслуживанием понимается обслуживание и обеспечение в исправном состоянии общего имущества (то есть то имущество (за исключением лифта), которое находится в подъезде, в общем стояке, в подвале, на чердаке и тому подобных местах, но не в квартире). Все работы, которые касаются технического обслуживания систем и сетей в квартире, не подпадают под понятие «техническое обслуживание жилого дома» (за исключением случаев, когда в квартире необходимо производить ремонт в связи с неисправностями инженерных систем или строительных конструкций общего имущества).

 

справочно

Справочно

Перечень работ по техническому обслуживанию и периодичность их выполнения приведены в приложении к постановлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 20.05.2013 № 12 (далее - Перечень № 12). Перечень № 12 включает в себя только поддержание в исправном и работоспособном состоянии инженерных систем, обеспечение установленных параметров и режимов их работы и поддержание в исправном и работоспособном состоянии конструктивных элементов.

 

Норматив отопления жилых помещений в отопительный период - не менее 18°С, а норматив температуры горячей воды - не менее 50°С. Это значит, что температура в жилых комнатах в отопительный период (обычно отопительный период начинается с октября и длится до апреля) должна быть не менее 18°С, а температура горячей воды в любое время года (за исключением отключения горячего водоснабжения в связи с проведением плановых ремонтных и профилактических работ) должна быть не менее 50°С (пп.4 и 5 системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2003 № 724).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2021 г. следует руководствоваться пп.2 и 3 системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики согласно приложению к постановлению № 724 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2020 № 720.

 

Качество питьевой воды должно соответствовать санитарным правилам и нормам 2.1.4 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Санитарные правила и нормы СанПин 10-124 РБ 99», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 19.10.1999 № 46.

Необходимость проведения капитального ремонта жилого дома оценивается организацией, эксплуатирующей жилой дом, а период проведения капитального ремонта жилого дома указывается в перспективной программе и текущем графике, которые утверждаются местным исполкомом. Эти программы и графики публикуются в СМИ, размещаются на сайтах местного исполкома в сети Интернет (часть 2 п.5 Положения о порядке планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.04.2016 № 324 (далее - Положение № 324))

Нормы проведения капитального ремонта для каждого конкретного жилого дома устанавливаются в соответствии с ТКП «Капитальный ремонт и модернизация жилищного фонда. Нормы продолжительности», утвержденным постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 31.03.2009 № 17.

Гарантийный срок на проведенные работы по капитальному ремонту жилых помещений - 5 лет (п.6 Положения о порядке заключения договоров на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2009 № 99).

Гарантийный срок на проведение работы по текущему ремонту - 2 года (абзац 29 п. 4.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).

Перерывы в оказании коммунальных услуг

Законодательно допускаются перерывы в оказании коммунальных услуг. Это происходит:

• при проведении плановых ремонтных и профилактических работ;

• в межотопительный период;

• если у потребителя имеется задолженность по оплате ЖКУ;

• в случаях аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

• в случае хищения, уничтожения или повреждения сетей и оборудования (ст.16 Закона).

Непредоставление услуг в другое время, так же как и предоставление ЖКУ, не соответствующих нормативным предписаниям, является нарушением законодательства и договорных отношений.

Порядок рассмотрения требований потребителя в связи с неоказанием (оказанием с недостатками) жилищно-коммунальных услуг. Алгоритм действий

Шаг 1. Потребитель в устной (в том числе по телефону) или в письменной форме направляет претензию (устное сообщение) исполнителю либо в аварийно-диспетчерскую службу, указанную в договоре, о факте неоказания (оказания с недостатками) жилищно-коммунальных услуг (также можно сообщить в службу 115.бел на сайт или по телефону 115). Работник исполнителя или аварийно-диспетчерской службы, принявший устное сообщение (заявку), обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение (заявку), и регистрационный номер сообщения (заявки).

Шаг 2. Работник исполнителя должен прибыть к потребителю на основании уведомления потребителя не позднее срока, определенного договором (по основным ЖКУ этот срок определен в 1 день). В случае необеспечения потребителем доступа в жилые помещения в заранее согласованное время исполнитель не несет ответственности за нарушение указанного срока.

Шаг 3. Работник исполнителя устанавливает факт наличия и причины неоказания (оказания с недостатками) жилищно-коммунальной услуги (или не подтверждает факт неоказания (некачественного оказания) жилищно-коммунальной услуги), а также составляет претензионный акт. В случае подтверждения некачественного оказания услуг при наличии технической возможности с согласия потребителя незамедлительно обеспечивает оказание жилищно-коммунальной услуги либо устранение недостатков оказания жилищно-коммунальной услуги.

Шаг 4. На основании претензионного акта исполнитель удовлетворяет требования потребителя либо направляет ему мотивированный письменный отказ в удовлетворении его требований.

В случае если исполнителем подтверждается факт неоказания жилищно-коммунальной услуги либо если этот факт устанавливается в результате независимой проверки (экспертизы) или судебного разбирательства, потребитель вправе требовать оказания жилищно-коммунальной услуги и не оплачивать жилищно-коммунальную услугу за период с момента, указанного в претензионном акте, акте независимой проверки (экспертизы) или судебном постановлении, до момента начала (возобновления) оказания жилищно-коммунальной услуги. Потребитель вправе отказаться от этой услуги без возмещения исполнителю расходов на ее оказание, а если такая услуга уже оказана, требовать:

• возвратить плату за оказанную ЖКУ (если это возможно);

• уменьшить размер платы за оказанную ЖКУ.

Также потребитель имеет право требовать безвозмездного устранения недостатков ЖКУ либо повторного оказания ЖКУ (если это технически возможно).

Шаг 5. В случае отказа в удовлетворении его требований потребитель вправе за свой счет организовать проведение независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги (факта неоказания жилищно-коммунальной услуги) и (или) обжаловать такой отказ в судебном порядке (см. форму). Обжаловать отказ нужно в течение 1 месяца со дня его получения.

Независимая проверка (экспертиза) качества жилищно-коммунальной услуги (факта неоказания жилищно-коммунальной услуги) проводится комиссией, созданной местным исполнительным и распорядительным органом, в следующем порядке:

1) потребитель подает в местный исполнительный комитет заявление и копию претензионного акта проверки качества жилищно-коммунальной услуги исполнителем. Потребитель вправе подать при необходимости другие документы, имеющие значение для осуществления независимой проверки (экспертизы);

2) в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления (конкретная дата согласовывается с потребителем) комиссия проводит проверку (экспертизу). Данный срок может быть продлен председателем комиссии при необходимости проведения специальных исследований (экспертиз, анализов), получения дополнительных документов и (или) сведений, а также в случае непредоставления потребителем своевременного доступа в жилое помещение (при необходимости) с одновременным уведомлением об этом потребителя. В случае если в силу обстоятельств потребитель не сможет предоставить доступ в жилое помещение в согласованное с ним время, он уведомляет комиссию любым доступным способом. При этом комиссия должна повторно согласовать с потребителем и назначить дату и время проведения независимой проверки (экспертизы);

3) по результатам независимой проверки (экспертизы) комиссией составляется акт независимой проверки (экспертизы), срок действия которого 6 месяцев. Содержание акта независимой проверки (экспертизы) должно быть понятно лицам, не имеющим специальных знаний, и не допускать различных толкований. Каждая страница этого акта и приложений к нему (при их наличии) подписывается членами комиссии, которые провели независимую проверку (экспертизу).

Расходы на проведение независимой проверки (экспертизы), в том числе связанные с проведением специальных исследований, оплачиваются потребителем в пятидневный срок со дня получения соответствующих документов на оплату.

Потребитель имеет право после проведения независимой проверки (экспертизы) или вместо нее в судебном порядке установить факт неоказания (некачественного оказания) жилищно-коммунальной услуги.

Важно отметить, что в случае нарушения прав потребителя жилищно-коммунальных услуг исполнитель возмещает причиненные убытки, вред и уплачивает неустойку, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей и (или) договором, если не докажет, что нарушение прав потребителя произошло не по его вине. В случае если исполнитель не выполнил этих требований, потребитель вправе подать в суд исковое заявление о нарушении прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

 

внимание

Обратите внимание!

Если подаются заявление о нарушении прав потребителей, а также кассационные и надзорные жалобы по таким делам, то в соответствии с подп.1.1.9 п.1 ст.285 Налогового кодекса Республики Беларусь истцы освобождаются от государственной пошлины.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2021 г. Законом Республики  Беларусь от 29.12.2020 № 72-З подп.1.1.9 п.1 ст.285 вышеназванного Кодекса после слов «их прав» дополнен словом «потребителей», слова «и надзорных» исключены.

 

Исполнитель обязан возместить убытки, вред, причиненные им жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие неоказания жилищно-коммунальной услуги либо оказания жилищно-коммунальной услуги с недостатками, в том числе вследствие применения в процессе оказания жилищно-коммунальной услуги изделий (материалов) и технологий, опасных для жизни, здоровья и (или) имущества потребителей, а также окружающей среды.

Потребитель вправе требовать от исполнителя компенсации морального вреда, причиненного нарушением прав потребителя жилищно-коммунальных услуг, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом.

Недостатки оказанной жилищно-коммунальной услуги должны быть устранены исполнителем в максимально короткий срок, технологически необходимый для устранения этих недостатков, но не превышающий месяца со дня предъявления соответствующего требования, если иной срок не установлен соглашением сторон. При этом оказание жилищно-коммунальной услуги, не оказанной потребителю, либо повторное оказание жилищно-коммунальной услуги, оказанной с недостатками, должны быть проведены в первоочередном порядке (часть восьмая ст.20 Закона)

Организации, уполномоченные проводить государственную политику в области защиты прав потребителей ЖКУ

В первую очередь права потребителей ЖКУ защищают местные исполнительные и распорядительные органы.

Помимо местных исполнительных и распорядительных органов государственным органом, который обеспечивает проведение государственной политики в области защиты прав потребителей ЖКУ, является Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее - МАРТ).

При этом решения о защите прав потребителей ЖКУ, принятые в пределах своей компетенции МАРТ, являются обязательными для всех государственных органов, физических и юридических лиц.

Кроме этих государственных органов, в стране действует общественная организация «Белорусское общество защиты потребителей», которая также помогает решать проблемные вопросы потребителей ЖКУ.

Головной офис этой организации находится по адресу: г. Минск, ул. Я.Коласа, 73 (председатель, эксперты), юристы - г. Минск, пр-т Победителей, 17, комн. 1012. Кроме того, потребители могут обращаться в другие районные и городские организации защиты прав потребителей. Более подробную информацию о работе Белорусского общества защиты потребителей можно узнать по адресу: http://bozp.by/.

 

06.03.2019

 

Дания Рузыева, юрист