


Материал помещен в архив
ЗАВЫШЕНИЕ ПОДРЯДЧИКОМ (СУБПОДРЯДЧИКОМ) ОБЪЕМОВ И (ИЛИ) СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ И ДРУГИХ РАБОТ, ЗАТРАТ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ. ПРИМЕРЫ НАРУШЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ
![]() |
Справочно (об авторе) Александр Денисевич в 1998 году окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 года работал в налоговых органах, с 2001 года - в органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, с 2013 года - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь. |
К основным административным правонарушениям в сфере строительства относятся нарушения, предусмотренные главой 21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), в частности завышение подрядчиком (субподрядчиком) объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, либо за счет средств государственных внебюджетных фондов, либо за счет отчислений на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем многоквартирного жилого дома или с привлечением льготных кредитов (части 1-3 ст.21.7 КоАП).
![]() |
Пример 1 При определении стоимости строительных материалов, изделий и конструкций в текущих ценах базисно-индексным методом применяются индексы изменения стоимости по укрупненным группам материалов, изделий и конструкций к их отпускной цене на 1 января 2006 г. с учетом нормативного расхода данных материалов в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией и ресурсно-сметными нормами (часть первая подп.2.4.3 п.2 Методических указаний по определению стоимости строительства в текущем уровне цен, расчету и применению индексов цен в строительстве (РСН 8.01.105-2007), утвержденных приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.12.2007 № 444; далее - РСН 8.01.105-2007). Проектно-сметной документацией по объекту было предусмотрено при устройстве пожарного проезда выполнить покрытие из грунта, улучшенного щебнем, гравием, шлаком, асфальтогранулятом. Согласно калькуляции сметная стоимость грунта улучшенного сформирована из пяти составляющих (грунт, щебень, гравий, шлак, асфальтогранулят) по 20 % каждого составляющего. Установлено, что в сентябре 2014 г. в акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ были включены работы по устройству покрытий из грунта улучшенного щебнем, гравием, шлаком, асфальтогранулятом. В нарушение требований подп.2.4.3 п.2 РСН 8.01.105-2007 предприятием в сентябре 2014 г. в расчетах стоимости материалов, изделий и конструкций в текущих ценах не был соблюден нормативный расход щебня (включено 50 м3 вместо 10 м3). |
![]() |
Пример 2 Для выполнения работ по благоустройству (дорога, тротуары, площадки) утвержденной проектно-сметной документацией было предусмотрено устройство основания из песка с его подвозкой на расстояние 15 км. Установлено, что фактически перевозка песка для благоустройства объекта осуществлялась из карьера, расположенного от объекта на расстоянии 10 км. Таким образом, предприятием в актах сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (форма С-2) за ноябрь 2013 г., май 2014 г. были завышены расстояние перевозки песка (на 5 км) и соответственно транспортные расходы (на 6 877 277 руб.).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 мая 2018 г. в форме С-2 слова «М.П.» исключены на основании постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.04.2018 № 21. |
![]() |
Пример 3 Сметная стоимость строительства является основанием для определения размеров инвестиций в строительство, формирования договорных (контрактных) цен на строительство, расчетов за выполненные работы, для возмещения расходов, связанных с приобретением и доставкой оборудования, и других затрат участников строительства, предусмотренных сводным сметным расчетом стоимости строительства (п.3 Инструкции по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 03.12.2007 № 25; далее - Инструкция № 25). Затраты на поправку, учитывающую дополнительные транспортные затраты при перевозке материалов, изделий и конструкций на расстояния сверх учтенных в сметных ценах, определяются в размере 3,5 % от суммы стоимости материалов, изделий и конструкций без учета транспортных затрат, за исключением стоимости бетонных и железобетонных изделий и конструкций, керамических изделий, нерудных материалов, товарных бетонов и растворов (подп.38.10 п.38 Инструкции № 25). В нарушение подп.38.10 п.38 Инструкции № 25 унитарное предприятие «П» (генеральный подрядчик) при определении стоимости затрат на поправку, учитывающую дополнительные транспортные затраты при перевозке материалов, изделий и конструкций на расстояния сверх учтенных в сметных ценах, в актах сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ за июнь, июль, ноябрь и декабрь 2014 г. была учтена стоимость бетонных и железобетонных изделий и конструкций, керамических изделий, нерудных материалов, товарных бетонов и растворов. |
![]() |
Пример 4 Транспортные затраты рассчитываются: в составе сметной цены материалов, стоимость которых определяется по Сборникам сметных цен на материалы, изделия и конструкции, части I, II, III, IV, V (песок, песчано-гравийная смесь, бетон, раствор, асфальтобетон, прочие материалы (С412-6245 - С412-9004) - с применением индекса изменения тарифов на грузовые перевозки автомобильным транспортом республиканского сообщения, а по материалам, стоимость которых определяется по Сборнику сметных цен на материалы, часть IV (за исключением песка, песчано-гравийной смеси, бетона, раствора, асфальтобетона, прочих материалов (С412-6245 - С412-9004) - с применением индекса изменения стоимости транспортных затрат (подп.2.4.4 п.2 РСН 8.01.105-2007). В то же время открытым акционерным обществом «П» (генеральный подрядчик) при расчете транспортных затрат (при перевозке песка, песчано-гравийной смеси, бетона, растворов, асфальтобетона, прочих материалов (С412-6245 - С412-9004)) в актах сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ применялся индекс изменения стоимости транспортных затрат вместо индекса изменения тарифов на грузовые перевозки автомобильным транспортом республиканского сообщения. |
![]() |
Справочно О транспортных расходах в сметной документации, составленной на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, см. здесь. |
![]() |
Пример 5 Нормы накладных расходов и плановых накоплений для строительно-монтажных организаций, выполняющих строительные и иные специальные монтажные работы подрядным способом на объектах, сметная документация по которым составляется в ценах и нормах на 1 января 2006 г., приведены в приложении к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 16.01.2008 № 1. Подпунктами 4.1, 4.9 п.4 данного приложения установлено, что на монтаж металлических конструкций, электромонтажные работы нормы накладных расходов и плановых накоплений в процентах (от суммы сметных величин основной заработной платы рабочих и заработной платы машинистов) составляют соответственно 115,3 и 167,6 %, 123 и 96,3 %. Обществом с дополнительной ответственностью «Э» в акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ за июль и август 2014 г. были включены и предъявлены к оплате электромонтажные работы, к которым неправильно применены нормы накладных расходов и плановых накоплений (в размере соответственно 159,7 и 172,5 %). |
![]() |
Пример 6 Стоимость строительных материалов (отходов), получаемых от разборки (сноса) и непригодных для повторного использования на данном объекте, но при наличии возможности реализации определяется по ценам на дрова, металлолом и другие отходы с учетом годности к использованию или по ценам возможной реализации материалов. На основе номенклатуры, предполагаемого количества и цены получаемых для последующего использования материалов, изделий и конструкций определяются возвратные суммы. На размер возвратных сумм уменьшается сумма финансирования строительства объекта. Количество получаемых для дальнейшего использования материалов уточняется в ходе строительства актом на разборку материалов, изделий и конструкций. Одновременно уточняется оценочная стоимость материалов, изделий и конструкций в составе возвратных сумм (п.17 Инструкции № 25). При выборочной проверке справок о стоимости выполненных работ и затрат (формы С-3) и актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (формы С-2) было установлено, что при проведении разборочных работ производился демонтаж трубопроводов диаметром от 50 до 200 мм. Полученный от демонтажа трубопроводов металлолом сдавался предприятием, при этом составление актов на разборку и комиссионная оценка годности полученного от разборки материала были произведены не на весь объем демонтированного трубопровода. Ввиду отсутствия актов на разборку часть металлолома не была оприходована и сумма финансирования по вышеуказанным объектам не была уменьшена на размер возвратных сумм. В ходе проверки были произведены расчеты по определению объема неоприходованного металлолома. Согласно данному расчету общий объем металлолома, подлежащий оприходованию, составил 26,129 т, при этом фактически было оприходовано всего 1,235 т. Общий объем неоприходованного металлолома составил 24,894 т. Общий размер возвратных сумм без налога на добавленную стоимость составил 16 823 160 руб., с учетом НДС - 20 187 792 руб. Сумма завышения за июль-октябрь 2012 г. составила 20 187 792 руб. |
![]() |
Пример 7 Стоимость работ по демонтажу отдельных конструкций зданий и сооружений, внутренних санитарно-технических устройств, наружных сетей при отсутствии необходимых расценок на демонтаж (разборку) определяется по нормам и расценкам соответствующих сборников на монтаж (установку, устройство) с коэффициентами к нормам затрат труда, заработной плате, затратам на эксплуатацию машин и механизмов, без учета стоимости материальных ресурсов, за исключением ресурсов, необходимых для демонтажа, или определяется на основе индивидуальных ресурсно-сметных норм (п.3.5 Методических указаний по применению ресурсно-сметных норм, утвержденных приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 12.11.2007 № 364). Стоимость материальных ресурсов, необходимых для выполнения демонтажных работ, принимается по стоимости прочих материалов по ресурсно-сметным нормам или определяется согласно проектным решениям. Значения коэффициентов к нормам затрат труда, заработной плате, затратам на эксплуатацию машин и механизмов принимаются: • при получении материалов, пригодных для повторного использования, в размере 0,8; • при получении материалов, непригодных для повторного использования, в размере 0,3. Учитывая, что в акте сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (формы С-2) был учтен возврат металлолома от демонтажа трубопроводов, то есть получен материал, непригодный для повторного использования, к нормам затрат труда, заработной плате, затратам на эксплуатацию машин и механизмов по расценкам Е24-1-4 и Е24-1-3 необходимо было применить коэффициент 0,3. |
![]() |
Пример 8 Порядок формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов определяется Положением о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее - Положение № 1553, постановление № 1553). Согласно части второй п.6 постановления № 1553 действие Положения № 1553 распространяется на объекты, архитектурно-планировочное задание на проектирование которых получено после 1 января 2012 г. В соответствии с п.8 Положения № 1553 цена подрядных работ (строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ)) определяется на основании цены предложения подрядчика, выбранной заказчиком, с оформлением протокола согласования договорной (контрактной) цены на строительство и является неизменной до завершения строительства, за исключением случаев, установленных в п.10 Положения № 1553. Вместе с тем согласно п.6 Положения № 1553 цена заказчика и цена предложения подрядчика определяются без учета стоимости оборудования, разработки проектной документации, приобретение и разработка которых заказчиком поручены подрядчику, и поставляемых заказчиком строительных материалов, изделий, конструкций по предусмотренному заказчиком перечню. Проверкой установлено, что цена строительства объекта необоснованно завышена - сформирована с учетом стоимости оборудования в размере 1 152 976 000 руб. (в ценах на 1 января 2014 г.). Таким образом, подрядчиком была неверно определена цена строительства объекта, которая завышена на сумму оборудования (в ценах на 1 января 2014 г. - 1 152 976 000 руб.), а заказчиком завышенная цена строительства принята в условиях заключенного договора.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 сентября 2017 г. в часть вторую п.6 постановления № 1553 внесено дополнение постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.09.2017 № 716. Действие Положения № 1553 не распространяется на объекты, строительство которых осуществляется в соответствии с градостроительной документацией Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень». С 26 мая 2020 г. следует руководствоваться пп.6, 8 и 10 Положения № 1553 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.04.2020 № 253. |
19.06.2015
Александр Денисевич, кандидат юридических наук