


Материал помещен в архив


Регистрация заявлений заинтересованных лиц об осуществлении административных процедур
Понятие и формы подачи заявления заинтересованного лица
Заявление заинтересованного лица - обращение заинтересованного лица в письменной, устной либо электронной форме в уполномоченный орган за осуществлением административной процедуры (п.4 ст.1 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур»).
Формы подачи заявления
Заявление заинтересованного лица | ||||||||||
|
|
| ||||||||
в устной форме | в письменной форме | в электронной форме | ||||||||
|
|
| ||||||||
в ходе приема заинтересованного лица | в ходе приема заинтересованного лица, нарочным (курьером), по почте, если в соответствии с законодательством об административных процедурах не требуется личного присутствия заинтересованного лица | через единый портал электронных услуг после получения к нему доступа. Обратите внимание! Могут подаваться заявления только для осуществления административных процедур, установленных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.05.2020 № 271 |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 мая 2024 г. действует перечень административных процедур, заявления заинтересованных лиц по которым подаются в электронной форме через единый портал электронных услуг, согласно приложению к постановлению Совмина от 26.04.2024 № 322. |
Порядок регистрации заявления
Все поступающие в организацию заявления заинтересованных лиц, в том числе в устной форме, а также административные жалобы должны быть учтены и зарегистрированы в день их подачи (п.7 Инструкции о порядке ведения делопроизводства по административным процедурам в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.05.2009 № 39 (далее - Инструкция)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 июня 2024 г. Инструкция № 39 изложена в новой редакции постановлением Минюста от 30.05.2024 № 31. Следует руководствоваться п.6 новой редакции Инструкции № 39. |
Если заявления заинтересованных лиц (жалобы) поступили в нерабочий день (нерабочее время), они должны быть зарегистрированы не позднее первого следующего за ним рабочего дня.
При первичной обработке поступивших письменных заявлений заинтересованных лиц сверяют правильность доставки, затем конверты вскрывают и проверяют целостность вложенных заявлений. Как правило, конверты уничтожаются. Однако, если проставленный на конверте оттиск календарного штемпеля является доказательством даты отправления и получения заявления или адрес заинтересованного лица указан лишь на конверте, его сохраняют вместе с заявлением до принятия административного решения, а затем подшивают в дело.
При централизованной системе делопроизводства заявления заинтересованных лиц, поступившие в структурные подразделения, в день их поступления должны быть переданы для обязательной регистрации уполномоченному должностному лицу, ответственному за ведение делопроизводства по административным процедурам.
При децентрализованной системе делопроизводства заявления заинтересованных лиц регистрируются в день их поступления непосредственно в структурных подразделениях.
Отметка о поступлении (регистрационный штамп входящих документов) проставляется на нижнем поле первого листа документа справа и состоит из полного или сокращенного наименования организации-получателя, даты и регистрационного индекса (номера) поступления документа. На документах, требующих срочного исполнения, вместе с датой допускается указывать время поступления (часы, минуты) (части вторая, четвертая п.66 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2024 г. следует руководствоваться Инструкцией № 4 с учетом изменений, внесенных постановлениями Минюста от 10.01.2024 № 2 и от 30.04.2024 № 25. Комментарий см. здесь. |
Регистрация заявлений заинтересованных лиц является юридическим свидетельством того, что они приняты к рассмотрению в данной организации.
Регистрационно-контрольная форма
Регистрация устных заявлений заинтересованных лиц и указание сведений об их исполнении могут осуществляться в специальных регистрационно-контрольных формах: автоматизированной (электронной), карточной (в регистрационно-контрольных карточках), журнальной.
Порядок регистрации документов по осуществлению административных процедур в отношении заинтересованных лиц определен п.6 Инструкции.
Регистрационно-контрольные формы ведутся согласно приложению к Инструкции, если иное не предусмотрено законодательством.
Например, постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 25.11.2019 № 23 установлена форма книги регистрации заявлений граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, то есть регистрационно-контрольные формы регистрации заявлений по осуществлению административной процедуры.
В регистрационно-контрольные карточки могут дополнительно включаться реквизиты, необходимые для учета, контроля, поиска и анализа работы по рассмотрению заявлений заинтересованных лиц (например, содержание заявления и др.). Из регистрационно-контрольной формы могут исключаться реквизиты, сведения для заполнения которых отсутствуют в связи со спецификой осуществляемых административных процедур (например, срок исполнения в случае осуществления административной процедуры в день обращения и др.).
Некоторые реквизиты регистрационно-контрольных карточек могут быть объединены, что позволит сократить количество строк (граф) (например, «Исполнитель» и «Срок исполнения» и др.).
![]() |
Справочно Рекомендуем для ознакомления «Порядок заполнения реквизитов регистрационно-контрольной формы при осуществлении административных процедур». |
Служба «одно окно»
Основная цель службы «одно окно» - обеспечение в одном месте приема заявлений заинтересованных лиц об осуществлении административных процедур и выдачи административных решений по ним в соответствии с перечнем, установленным Советом Министров Республики Беларусь. При наличии возможности службой «одно окно» принимаются заявления (выдаются документы) и по иным административным процедурам (часть вторая п.3, п.4 Положения о порядке создания и деятельности службы «одно окно», утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 24.05.2018 № 202).
Можно выделить три основных направления деятельности службы «одно окно»:
1) выдача справок (выписок) из государственных регистров, реестров, кадастров, списков, каталогов, баз и банков данных, иных информационных ресурсов и систем, доступ к которым организован в службе «одно окно»;
2) консультирование;
3) прием заявлений, а также документов и (или) сведений, представляемых вместе с заявлениями.
С учетом этого при выдаче справок (выписок) из государственных регистров, реестров, кадастров, списков, каталогов, баз и банков данных, иных информационных ресурсов и систем в службе «одно окно» ведутся регистрационно-контрольные формы регистрации. В случае осуществления только приема заявлений и документов могут быть заведены формы их учета, например «Книги (журналы) учета принимаемых заявлений заинтересованных лиц по осуществлению административных процедур, а также документов и (или) сведений, представляемых вместе с ними», «Книги (журналы) учета подачи (отзыва) административных жалоб», «Книги (журналы) учета выдачи административных решений (их копий, выписок из них)» и др., так как такие документы будут регистрироваться в месте осуществления административных процедур.
Отказ в принятии заявления заинтересованного лица
Если рассмотрение заявления заинтересованного лица не относится к компетенции организации, заинтересованному лицу в течение 3 рабочих дней со дня регистрации такого заявления отказывают в принятии заявления с указанием уполномоченного органа либо самостоятельно направляют его в соответствующий уполномоченный орган с одновременным уведомлением об этом заинтересованного лица.
Уведомление гражданину о пересылке его заявления об осуществлении административной процедуры в уполномоченный орган (пример)
Государственный герб
Республики Беларусь
Найменне вышэйстаячай
26.04.2021 № 2-3/АП-49-Ув |
Наименование вышестоящей
Адресат |
Сообщаем, что Вам отказано в принятии заявления об осуществлении административной процедуры ___________________________________________,
(наименование административной процедуры)
так как ее осуществление не относится к компетенции _________________________________.
(наименование организации)
Ваше заявление направлено для рассмотрения изложенных в нем вопросов в ______________________________________________.
(наименование организации)
Наименование должности уполномоченного должностного лица | Подпись | Расшифровка подписи |
Уведомление гражданину об отказе в принятии заявления об осуществлении административной процедуры (пример)
Государственный герб
Республики Беларусь
Найменне вышэйстаячай
23.04.2021 № 2-3/АП-50-Ув |
Наименование вышестоящей
Адресат |
Сообщаем, что Вам отказано в принятии заявления об осуществлении административной процедуры ___________________________________________,
(наименование административной процедуры)
так как ее осуществление не относится к компетенции ___________________________________.
(наименование организации)
Рекомендуем для ее осуществления обратиться в ____________________________________________________________________.
(наименование организации, в компетенцию которой входит осуществление административной процедуры)
Наименование должности уполномоченного должностного лица | Подпись | Расшифровка подписи |
Регистрационный индекс уведомления отражается в предусмотренном реквизите регистрационно-контрольной формы «Отметка о направлении заявления в соответствующий уполномоченный орган и уведомлении об этом заинтересованного лица».
Регистрационный индекс уведомления может быть дополнен буквенным обозначением «Ув», например «4-8/АП-27-Ув».
Регистрационный индекс извещению об административном решении может присваиваться в аналогичном порядке.
07.04.2021
Екатерина Дернович, юрист, старший научный сотрудник отдела документоведения Белорусского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела
Эмма Давыдова, эксперт-консультант Белорусского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела
По этой теме также см.:
1. Индексация заявлений заинтересованных лиц об осуществлении административных процедур.
2. Регистрация и индексация административных решений и жалоб при осуществлении административных процедур.
3. Обязано ли предприятие вести журнал административных процедур? Или достаточно регистрировать справки в общем журнале входящей, исходящей корреспонденции?