Пособие от 04.10.2021
Автор: Дулебо Л.

Строительство: 10 изменений III квартала 2021 года


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Установлены статиндексы стоимости СМР

2. Даны разъяснения по госзакупкам

3. Установлен порядок применения типовых контрактов FIDIC

4. Определено, когда работы на объектах внешнего благоустройства освобождаются от НДС

5. Уточнен порядок изменения сроков строительства и заключения договора с третьими лицами на выполнение отдельных видов СМР

6. Уточнено, когда объекты вводятся в эксплуатацию без заключения госстройнадзора

7. Уточнены ограничения по ценам на стройматериалы

8. Определен порядок отчислений 1 % от стоимости строительных работ в фонды развития строительной отрасли и работы этих фондов

9. Для выполнения функций заказчика снова нужен аттестат

10. Определен порядок параллельного проектирования и строительства

 

Материал помещен в архив

 

Для всех отраслейСтроительство

Строительство: 10 изменений III квартала 2021 года

Лилия Дулебо

Лилия Дулебо
специалист по сметному делу, редактор Правовой платформы «Бизнес-Инфо»

04.10.2021

Предлагаем короткий обзор основных изменений за июль - сентябрь 2021 г. Их нужно знать и учитывать специалистам строительных и тех организаций, которые выполняют (оформляют) строительно-ремонтные работы.

 

список

Об изменениях I квартала см. здесь.

Об изменениях II квартала см. здесь.

 


Строительство: 10 изменений III квартала 2021 года

1. Установлены статиндексы стоимости СМР

Статистические индексы согласно постановлениям Минстройархитектуры:
1) постановление от 05.07.2021 № 65
июнь 2021 г. к маю 2021 г.
стоимости СМР, в том числе эксплуатации машин и механизмов, строительных материалов, изделий и конструкций
июнь 2021 г. к июню 2020 г.
стоимости СМР для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия
2) постановление от 04.08.2021 № 74
июль 2021 г. к июню 2021 г.
стоимости СМР, в том числе эксплуатации машин и механизмов, строительных материалов, изделий и конструкций
июль 2021 г. к июлю 2020 г.
стоимости СМР для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия
3) постановление от 03.09.2021 № 79
август 2021 г. к июлю 2021 г.
стоимости СМР, в том числе эксплуатации машин и механизмов, строительных материалов, изделий и конструкций
август 2021 г. к августу 2020 г.
стоимости СМР для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 декабря 2024 г. действует постановление Минстройархитектуры от 04.12.2024 № 129 «О статистических индексах стоимости строительно-монтажных работ».

2. Даны разъяснения по госзакупкам

1. В письме от 29.06.2021 № 14-01-10/1625 МАРТ разъяснил:

• условия допуска к госзакупкам товаров иностранного происхождения;

• какие документы подтверждают страну происхождения товаров;

• условия допуска, устанавливаемые в предоставляемых для подготовки предложения документах;

• порядок рассмотрения предложений участников с учетом условий допуска.

2. В письме от 16.06.2021 № 14-01-10/1505 К МАРТ разъяснил:

• преференциальная поправка не применяется:

- при процедуре закупки из одного источника и биржевых торгов;

- в отношении части товаров (работ, услуг), являющихся предметом госзакупки, в том числе его лотом (частью).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 ноября 2022 г. действует письмо МАРТ от 21.11.2022 № 14-01-08/3530 К «О применении преференциальной поправки в государственных закупках».

 

То есть для применения права на преференциальную поправку участник подтверждает страну происхождения всех товаров (работ, услуг), являющихся предметом закупки;

• если предмет закупки разделен на лоты (части), то решение о применении преференциальной поправки при наличии соответствующего заявления участника принимается по каждому лоту (части) отдельно и если в лоте (части) на часть товара отсутствуют документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки, то к цене предложения такого участника по данному лоту (части) преференциальная поправка не применяется. В то же время в отношении иных лотов (частей) при наличии подтверждающих документов преференциальная поправка применяется.

3. Установлен порядок применения типовых контрактов FIDIC

С 7 июля 2021 г. действуют Методические рекомендации по применению типовых контрактов FIDIC с учетом требований законодательства Республики Беларусь в сфере строительства, утв. постановлением Минстройархитектуры от 06.07.2021 № 67.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 ноября 2024 г. Методические рекомендации № 67 изложены в новой редакции постановлением Минстройархитектуры от 26.11.2024 № 127.

 

Метрекомендации помогут подготовить внешнеторговые договоры строительного подряда при реализации инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь и за ее пределами.

В приложениях приведены:

• контрактное соглашение / договор подряда (Contract Agreement) (приложение 1);

• содержание Общих условий типовых контрактов FIDIC (приложение 2);

• форма договора на покупку типовых контрактов FIDIC (приложение 3).

4. Определено, когда работы на объектах внешнего благоустройства освобождаются от НДС

В письме от 09.07.2021 № 2-1-10/01544 МНС разъяснило, что применение освобождения от НДС правомерно при одновременном выполнении условий:

• работы поименованы в Перечне работ по содержанию (эксплуатации) объектов внешнего благоустройства населенных пунктов, осуществляемых за счет бюджетных средств, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость (приложение к постановлению Совмина от 03.12.2020 № 695);

• работы выполняются в отношении объектов внешнего благоустройства населенных пунктов;

• финансирование работ - за счет бюджетных средств и при этом не ограничивается определенными разделами, подразделами, главами и параграфами Бюджетной классификации;

• работы выполняются в пределах границ населенного пункта;

• оплата работ исполнителю (в том числе и субподрядной организации) осуществляется напрямую с текущего счета Главного управления Минфина. Данное условие применимо только по отношению к работам, поименованным в Перечне, но не являющимся строительными работами.

5. Уточнен порядок изменения сроков строительства и заключения договора с третьими лицами на выполнение отдельных видов СМР

С 26 августа 2021 г.:

не согласовывается с Минстройархитектуры и Минэкономики продление (изменение) сроков строительства в отношении объектов, финансируемых с привлечением средств республиканского бюджета;

• согласовывают продление (изменение) сроков строительства или отказывают в согласовании городские (городов областного подчинения), районные, областные, Минский городской исполнительные комитеты (ч.4 п.17 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утв. постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 июня 2025 г. следует руководствоваться Правилами № 1450 в ред. постановления Совмина от 15.05.2025 № 266. Комментарии см. здесь;

 

• подрядчик, субподрядчик вправе заключать договор с третьими лицами для выполнения отдельных видов строительных работ (если из договора не вытекает обязанность подрядчика, субподрядчика выполнить предусмотренные в договоре строительные работы лично) только с письменного согласия заказчика и генерального подрядчика. Право на заключение такого договора не распространяется на субподрядчика при финансировании строительства объекта за счет бюджетных средств (п.29 Правил № 1450).

6. Уточнено, когда объекты вводятся в эксплуатацию без заключения госстройнадзора

С 26 августа 2021 г. соответствие принимаемых в эксплуатацию объектов разрешительной и проектной документации подтверждается заключениями госорганов. При этом органы госстройнадзора выдают заключение с учетом наличия заключений по объекту других органов госнадзора.

Заключения органов госнадзора, включая органы госстройнадзора, не требуются по объектам:

• пятого класса сложности, на которых не осуществляется госстройнадзор;

• строительства (объектам электросвязи), в том числе линейным и станционным сооружениям связи, инженерные решения которых не затрагивают несущей способности конструкций зданий и сооружений, а также по объектам, строительство которых не предусматривает занятие земельного участка (п.20 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утв. постановлением Совмина от 06.06.2011 № 716).

7. Уточнены ограничения по ценам на стройматериалы

С 1 сентября 2021 г.:

• установлены предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в цены на строительные материалы, изделия, конструкции (п.1 постановления Минстройархитектуры от 30.07.2021 № 73);

• установлена предельная торговая надбавка, применяемая при формировании отпускной цены на строительные материалы, изделия, конструкции, ввезенные юрлицами и ИП на территорию Республики Беларусь (п.2 постановления № 73);

• установлена предельная максимальная оптовая надбавка независимо от количества участвующих посредников (п.3 постановления № 73);

• утверждена Инструкция, определяющая порядок установления и применения регулируемых цен на строительные материалы, изделия, конструкции.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2024 г. следует руководствоваться постановлением Минстройархитектуры от 19.12.2023 № 125 «О порядке регулирования цен». Комментарии см. здесь

 

Установление и применение регулируемых цен выполняется на основании информации о цели их приобретения с указанием:

1) источника финансирования строительства и наименования объекта строительства - для объектов строительства, определенных в абз.1 п.1 постановления № 73 (за исключением жилых домов);

2) наименования объекта строительства - по жилым домам (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов) (п.12 Инструкции № 73).

 

список

Комментарий об этом см. здесь.

8. Определен порядок отчислений 1 % от стоимости строительных работ в фонды развития строительной отрасли и работы этих фондов

На период с 1 сентября 2021 г. по 31 декабря 2025 г. созданы:

1) республиканский внебюджетный фонд развития строительной отрасли - в Минстройархитектуры;

2) областные и Минский городской внебюджетные фонды развития строительной отрасли - в облисполкомах и Минском горисполкоме (п.1 Указа от 06.07.2021 № 259).

Фонды формируются за счет отчислений - 1 % от стоимости строительных работ, выполненных подрядными организациями собственными силами в отчетном месяце по объектам строительства, по которым в сводном сметном расчете стоимости строительства, в неизменной договорной (контрактной) цене на строительство объекта предусмотрены денежные средства на указанные отчисления.

Заказчики ежемесячно не позднее:

30-го числа месяца, следующего за отчетным, перечисляют на соответствующие текущие (расчетные) банковские счета главных управлений Министерства финансов по областям и г. Минску денежные средства в размере 1 % от стоимости строительных работ, выполненных подрядными организациями собственными силами в отчетном месяце, с учетом выплаченных им текущих и целевых авансов;

5-го числа второго месяца, следующего за отчетным, представляют подрядным организациям копии платежных поручений на перечисление денежных средств (пп.2, 6 Положения о порядке формирования и использования денежных средств фондов развития строительной отрасли, утв. Указом № 259).

Таким образом, отчисления в фонды развития строительной отрасли предусматриваются в сводном сметном расчете стоимости строительства в неизменной договорной (контрактной) цене по объектам, проектирование которых начнется с 1 сентября 2021 г. (разъяснение Минстройархитектуры от 19.08.2021 № 10-1-30/10546).

 

справочно

Справочно

Под строительством понимается деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг в строительстве, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ (абз.41 ч.1 ст.1 Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 июля 2024 г. действует Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17.07.2023 № 289-З. Следует руководствоваться подп.1.73 п.1 ст.1 Строительного кодекса.

 

Кроме этого, с 1 сентября 2021 г. вступили в силу:

Положение о порядке работы комиссий Министерства архитектуры и строительства, облисполкомов и Минского горисполкома и принятия ими решений о выделении денежных средств из республиканского, областных и Минского городского внебюджетных фондов развития строительной отрасли, утв. постановлением Совмина от 27.08.2021 № 487.

Комиссия будет принимать решения о выделении денежных средств из фондов развития строительной отрасли;

Положение о порядке зачета (возврата) денежных средств, излишне перечисленных (взысканных) в республиканский, областные и Минский городской внебюджетные фонды развития строительной отрасли, утв. постановлением № 487.

Зачет (возврат) средств, излишне перечисленных (взысканных) в фонды развития строительной отрасли, будет выполняться на основании обращения заказчика.

Излишне перечисленные средства будут возвращаться при отсутствии у заказчика задолженности в фонды развития строительной отрасли. При наличии задолженности излишне перечисленные средства будут зачтены в эти фонды в счет погашения задолженности.

 

список

Дополнительно по теме

Согласно Указу от 06.07.2021 № 259 «О создании фондов развития строительной отрасли» заказчики должны перечислять средства в фонд развития строительной отрасли. Надо ли это делать, если работы выполняются хозяйственным способом (без заключения договора строительного подряда) за счет собственных средств (не бюджет)?

Как в сводном сметном расчете учитывать и указывать отчисления согласно Указу от 06.07.2021 № 259 «О создании фондов развития строительной отрасли»?

Распространяется ли действие Указа от 06.07.2021 № 259 «О создании фондов развития строительной отрасли» на застройщиков, которые осуществляют строительство многоквартирных жилых домов, в том числе с государственной поддержкой, в рамках Указа от 04.07.2017 № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений»?

Указом от 06.07.2021 № 259 «О создании фондов развития строительной отрасли» предусматривается создание республиканских и региональных фондов развития строительной отрасли. Данные фонды будут формироваться за счет отчислений в размере 1 % стоимости работ, выполняемых подрядными организациями. Подпадают ли под Указ № 259 проектные организации?

Выполняются текущие ремонты, сводных сметных расчетов нет. Как быть и где учесть 1 % на развитие фондов развития согласно Указу от 06.07.2021 № 259 «О создании фондов развития строительной отрасли»?

Распространяется ли действие Указа от 06.07.2021 № 259 «О создании фондов развития строительной отрасли» на организации, осуществляющие проектирование и монтаж средств и систем охраны (договор строительного подряда) на основании лицензии на охранную деятельность?

Организация начала строительство объекта в 2019 году, строительство продолжается. С 01.09.2021 организация планирует привлечь подрядчика для выполнения комплекса СМР. Нужно ли отчислять 1 % в фонд развития строительной отрасли согласно Указу от 06.07.2021 № 259 «О создании фондов развития строительной отрасли», если строительство объекта начато в 2019 году?

Какая стоимость строительных работ берется для расчета размера отчислений в фонд развития строительной отрасли (Указ от 06.07.2021 № 259 «О создании фондов развития строительной отрасли»): с учетом НДС или без учета НДС, с учетом стоимости материалов или без ее учета? Если стоимость строительных работ берется с учетом стоимости материалов, то учитывается ли стоимость оборудования и материалов заказчика?

В каком месте актов выполненных работ С-2а и С-2б указывается размер отчислений в фонд развития строительной отрасли по Указу от 06.07.2021 № 259 «О создании фондов развития строительной отрасли»?

Нужно ли делать отчисления в фонд развития строительной отрасли по Указу от 06.07.2021 № 259 «О создании фондов развития строительной отрасли» от объемов строительных работ по объектам, на которых заказчиками выступают ИП или физлица?

Отчисления в фонд развития строительной отрасли не производятся при строительстве жилых домов, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки, включая индивидуальную (ч.3 п.4 Положения о порядке формирования и использования денежных средств фондов развития строительной отрасли, утв. Указом от 06.07.2021 № 259). Речь идет только о новом строительстве или касается также текущего, капитального ремонтов и модернизации?

9. Для выполнения функций заказчика снова нужен аттестат

С 3 сентября 2021 г. вступили в силу изменения в:

Положение об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утв. постановлением Совмина от 21.03.2014 № 252.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 июля 2024 г. действует перечень отдельных видов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (их составляющих), работ по обследованию строительных конструкций объектов, автомобильных дорог и мостовых сооружений на них, аэродромных покрытий на объектах первого-четвертого классов сложности и квалификационные требования, предъявляемые для получения аттестатов соответствия, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих аттестации, утв. постановлением Минстройархитектуры от 15.04.2024 № 26.

 

Так, представитель технадзора может лишиться аттестата за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей (абз.3 п.27 Положения об аттестации руководителей, специалистов организаций и ИП);

Положение об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утв. постановлением № 252.

Для выполнения функций заказчика при возведении, реконструкции, реставрации, благоустройстве объектов строительства, относимых к первому - четвертому классам сложности, теперь нужен аттестат (п.8 Перечня отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих) (приложение 1 к Положению об аттестации юрлиц и ИП)).

Организации, получившие аттестат соответствия за 1 месяц до даты подтверждения, не представляют с 1 по 31 декабря календарного года в уполномоченную организацию информацию на 1 декабря календарного года о подтверждении соответствия квалификационным требованиям (ч.3 п.19 Положения об аттестации юрлиц и ИП).

Внеочередная аттестация проводится при поступлении информации в Минстройархитектуры от заказчика, застройщика о ненадлежащем выполнении обладателями аттестатов соответствия работ (ч.6 п.19 Положения об аттестации юрлиц и ИП).

 

список

Комментарий об этом см. здесь.

10. Определен порядок параллельного проектирования и строительства

С 4 сентября 2021 г. возможно параллельное проектирование и строительство (возведение, реконструкция, реставрация):

• линейных объектов;

• объектов инженерной инфраструктуры в свободных экономических зонах;

• объектов строительства, необходимых для функционирования мелиоративных и водохозяйственных систем;

• технологических объектов промышленности;

• уникальных объектов национального уровня.

Параллельное проектирование и строительство объекта жилых домов не допускается (п.3 Положения о параллельном проектировании и строительстве объектов, утв. постановлением Совмина от 27.08.2021 № 486).

При параллельном проектировании и строительстве выполняется двухстадийное проектирование с разработкой проектной документации в составе архитектурного и строительного проектов (п.6 Положения № 486).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 июня 2025 г. следует руководствоваться ч.1 п.3 и п.6 Положения № 486 с изменениями, внесенными постановлением Совмина от 15.05.2025 № 266.

 

Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»