Пособие от 27.11.2023
Автор: Пешкова Г.

Справка: составляем и оформляем правильно


СОДЕРЖАНИЕ

 

Служебная справка

Внешние справки

Внутренние справки

Личная справка

Регистрация и хранение справок

 

Материал помещен в архив

 

Для всех отраслей

Справка: составляем и оформляем правильно

Галина Пешкова

Галина Пешкова
преподаватель высшей категории, председатель цикловой комиссии отделения «Документационное обеспечение управления» учреждения образования «Минский государственный колледж цифровых технологий»

27.11.2023

Разобрались в видах справок, их оформлении, регистрации и хранении.

 

справочно

Справочно

Справка - информационный документ, содержащий описание и (или) подтверждение тех или иных фактов служебного или биографического характера. Справка содержит констатацию каких-либо фактов без мнения автора о существе излагаемых вопросов (п.124 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Минюста от 19.01.2009 № 4).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2024 г. следует руководствоваться Инструкцией № 4 с учетом изменений, внесенных постановлениями Минюста от 10.01.2024 № 2 и от 30.04.2024 № 25. Комментарий см. здесь.

 

При оформлении справок следует учитывать нормы:

Указа от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».

 

список

Дополнительно по теме

Справочник «Админпроцедуры для граждан»;

 

постановления Минтруда и соцзащиты от 05.10.2010 № 140 «Об установлении типовых форм справок»;

постановления Минюста от 11.08.2010 № 46 «Об утверждении типовой формы справки об удержании алиментов и их размере и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства юстиции Республики Беларусь».

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 сентября 2024 г. постановлением Минюста от 29.08.2024 № 59 название постановления № 46 изложено в новой редакции: «Об установлении формы справки об удержании алиментов и их размере»;

 

постановления Минобразования от 21.06.2012 № 67 «Об установлении типовых форм справок».

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 30 октября 2024 г. из названия постановления № 67 слово «типовых» исключено постановлением Минобразования от 27.09.2024 № 117;

 

Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, перенаправления на работу, предоставления места работы выпускникам, получившим научно-ориентированное, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утв. постановлением Совмина от 31.08.2022 № 572.

 

внимание

Обратите внимание!

Выдача справок о месте работы, службы и занимаемой должности, о периоде работы, службы, о размере заработной платы (денежного довольствия, ежемесячного денежного содержания) и так далее является административной процедурой (пп.2.2-2.4; 2.18, 2.20, 2.24-2.25; 2.29 Перечня № 200), что обязывает вести отдельное делопроизводство согласно п.4 Инструкции о порядке ведения делопроизводства по административным процедурам в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Минюста от 07.05.2009 № 39.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 марта 2024 г. следует руководствоваться пп.2.24 и 2.25 Перечня № 200 с учетом изменений, внесенных Указом от 16.02.2024 № 55.

С 17 июня 2024 г. Инструкция № 39 изложена в новой редакции постановлением Минюста от 30.05.2024 № 31. Следует руководствоваться п.5 новой редакции Инструкции № 39.

 

список

Дополнительно по теме

Является ли выдача работникам организации справок о размере заработной платы административной процедурой? Необходимо ли при этом осуществлять прием заявлений и их регистрацию?

Обязано ли предприятие вести журнал административных процедур? Или достаточно регистрировать справки в общем журнале входящей, исходящей корреспонденции?

Является ли выдача справок о размере стипендии административной процедурой согласно Перечню № 200 (п.2.4 Выдача справки о размере заработной платы (денежного довольствия, ежемесячного денежного содержания))? Если нет, то как рассматривать заявления о предоставлении справки о размере стипендии: через законодательство по обращению граждан?

 

В зависимости от содержания и целевого назначения справки бывают служебными и личными.

Служебная справка

справочно

Справочно

Служебная справка - документ, содержащий сведения об основной деятельности организации (о штатной численности, выполнении планов, заданий и др.) (ч.2 п.125 Инструкции № 4).

 

Служебные справки делятся на внешние и внутренние.

Внешние справки

Внешние справки адресуются руководителю вышестоящей организации, сторонней организации или физическому лицу. Они оформляются на общем бланке или стандартных листах бумаги формата А4 или А5 с использованием углового штампа (ч.3 п.126 Инструкции № 4).

При этом кроме реквизитов бланка используются следующие реквизиты:

✓ адресат;

✓ заголовок к тексту;

✓ текст;

✓ отметка о наличии приложения (если оно имеется);

✓ отметка об исполнителе (при необходимости);

✓ подпись;

✓ визы;

✓ дата документа;

✓ регистрационный индекс.

Поскольку внешняя справка является исходящим документом, на ней должен быть указан адресат, который оформляется в соответствии с установленными требованиями.

Внешние справки подписывает руководитель организации (его заместитель) или иное уполномоченное лицо.

 

пример ситуация

Пример

Директор колледжа Подпись С.Н.Митов

 

Некоторые справки подписывают два должностных лица, которые ответственны за достоверность указанных в документе сведений.

 

пример ситуация

Пример

Справка о задолженности по заработной плате может быть подписана руководителем организации и главным бухгалтером:

 

Директор колледжа Подпись С.Н.Митов
     
Главный бухгалтер Подпись Г.Б.Ткачук

Внутренние справки

Внутренние справки не выходят за пределы организации и классифицируются как внутренние документы. Они адресуются руководителю организации и оформляются на стандартных листах бумаги формата А4 или А5.

Состав реквизитов, используемых при составлении внутренней справки, идентичен составу реквизитов внешней справки, за исключением реквизитов бланка.

Автор-составитель внутренней справки (структурное подразделение организации) указывается в заголовочной части документа в левом верхнем углу. Наименование организации, как правило, включается в наименование должности руководителя организации при оформлении реквизита «Адресат».

Внутренняя справка имеет следующие реквизиты:

✓ наименование структурного подразделения;

✓ название вида документа - «СПРАВКА»;

✓ дату документа;

✓ регистрационный номер;

✓ место составления или издания;

✓ заголовок к тексту (отглагольное существительное в предложном падеже с предлогом «О», «Об»);

✓ адресат (наименование должности, включая наименование организации, фамилия и инициалы (собственное имя, отчество (если таковое имеется) в дательном падеже));

✓ текст;

✓ подпись составителя.

К служебным справкам (внешним и внутренним) должен составляться заголовок (для справок с текстом, превышающим семь строк) на основании п.7.19 СТБ 6.38-2016 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утв. постановлением Госстандарта от 26.10.2016 № 83.

Заголовок начинается с предлога «О» («Об») и отглагольного существительного в предложном падеже.

 

пример ситуация

Пример

«О подготовке учреждений образования к отопительному сезону».

«О состоянии материально-технической базы учреждений образования».

 

В тексте служебной справки вначале излагаются факты, события, послужившие причиной ее составления. Может даваться ссылка на соответствующий документ (приказ, распоряжение, письмо вышестоящего органа, план работы и т. п.), в соответствии с которым составляется справка.

Содержание служебной справки может оформляться в виде таблицы, делиться на пункты, подпункты, иметь пояснения и ссылки (п.127 Инструкции № 4).

Период времени, к которому относятся приводимые в справке сведения, включается в заголовок к тексту или помещается перед текстом, при этом используются словосочетания: «по состоянию на...» или «за период с... по...».

Внутреннюю справку подписывает ее непосредственный составитель (например, начальник отдела, управления и т. п.). В связи с этим реквизит «Отметка об исполнителе» во внутренних справках не оформляется.

В справках, подготовленных комиссией (например, по результатам проверки выполнения заданий подведомственной организацией), в подписи не указываются должности лиц, составивших ее, а дается распределение обязанностей в составе комиссии (фамилии членов комиссии располагаются в алфавитном порядке).

 

пример ситуация

Пример

Председатель комиссии Подпись А.В.Надежный
     
Члены комиссии: Подпись Э.Н.Борисов
     
  Подпись В.П.Гусаров
     
  Подпись О.А.Денежкина

Личная справка

Личная справка - документ, подтверждающий сведения биографического и (или) служебного характера и выдаваемый гражданину (о месте работы и занимаемой должности, периоде работы, размере заработной платы и др.) (ч.3 п.125 Инструкции № 4).

Личные справки оформляются на общем бланке с использованием в основном тех же реквизитов, что и в служебных справках.

В личных справках заголовок допускается не указывать (ч.4 п.127 Инструкции № 4).

Текст личной справки начинается с указания фамилии, собственного имени и отчества (если таковое имеется) лица, о котором сообщаются сведения.

 

внимание

Обратите внимание!

Не следует употреблять в тексте личной справки обороты типа: «выдана настоящая», «действительно работает» и т. п. (ч.1 п.128 Инструкции № 4).

 

Личные справки часто подписывают два должностных лица. В частности, справки финансового характера (например, о размере заработной платы) подписывают руководитель и главный бухгалтер. Справка о месте работы, трудовом стаже может быть подписана руководителем организации и начальником кадровой службы.

Датой справки является дата ее подписания (п.131 Инструкции № 4).

 

список

Дополнительно по теме

Справка в делопроизводстве: каталог форм

Регистрация и хранение справок

Внешние справки (служебные и личные) регистрируются аналогично другим исходящим документам (например, письмам).

Внутренние справки регистрируются в журнале (РКК) регистрации внутренних документов.

Если в организации создается небольшое количество внутренних документов, их допускается регистрировать в журнале регистрации исходящих документов.

 

справочно

Справочно

Журнал регистрации исходящих документов - приложение 9 к Инструкции № 4.

 

Сроки хранения справок определяются Перечнем № 140, для подведомственных организаций - ведомственным перечнем документов с указанием сроков хранения.

Так, срок хранения документов по основной деятельности, представляемых работниками руководству организаций, руководству структурных подразделений организаций (докладные записки, справки, сводки, сведения и др.) - 5 лет ЭПК / 5 лет (п.40 Перечня № 140).

 

внимание

Обратите внимание!

Отметка «ЭПК» (экспертно-проверочная комиссия), указанная в Перечне № 140 в отношении сроков хранения конкретных видов документов, означает, что срок хранения таких документов после проведения экспертизы их ценности может продлеваться, в том числе такие документы могут иметь историческую, научную, социальную, экономическую, политическую или культурную ценность и подлежать передаче на постоянное хранение в государственные архивы (примечание 5 Перечня № 140).

 

список

Дополнительно по теме

Всё по одной теме. Оформление документов в организации.