


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАНИМАТЕЛЯ В СФЕРЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Административная ответственность
Административная ответственность нанимателей
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей наниматели (уполномоченное должностное лицо нанимателя) несут ответственность, предусмотренную Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее - ТК) и иными законодательными актами (часть третья ст.55 ТК).
Административная ответственность нанимателей установлена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), а порядок привлечения к административной ответственности - Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. следует руководствоваться нормами КоАП с изменениями, внесенными на основании Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З. |
Статья КоАП | Часть статьи | Состав правонарушения (диспозиция) | Санкция за правонарушение |
9.15 «Нарушение законодательства о занятости населения» |
1 |
Невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест (в том числе специализированных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, а также родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случаях, когда обязательность создания таких мест предусмотрена законодательством | Штраф от 20 до 50 базовых величин (далее - БВ); на юридическое лицо - до 100 БВ |
2 |
Невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья или профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя | Штраф от 30 до 50 БВ; на юридическое лицо - до 100 БВ | |
3 |
Неуведомление органов по труду и занятости населения, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этой службы нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией юридического лица, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя или сокращением численности (штата) работников либо о наличии свободных рабочих мест (вакансий) | Предупреждение или штраф от 5 до 20 БВ. От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. административная ответственность по части 3 ст.9.15 КоАП предусматривает только штраф от 5 до 20 БВ (в редакции Закона Республики Беларусь от 04.01.2016 № 351-З) | |
9.16 «Отказ в приеме на работу» |
1 |
Необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами государственной службы занятости населения в счет брони | Штраф от 20 до 50 БВ |
2 |
Отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу выпускнику государственного учреждения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, направленному на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, заключенным между учреждением образования и этим нанимателем, а равно отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу иному лицу, заключение трудового договора с которым является обязательным | Штраф от 20 до 50 БВ | |
9.18 «Нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений» |
1 |
Непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством представлять нанимателя, информации, необходимой для ведения коллективных переговоров | Штраф от 4 до 10 БВ |
2 |
Неисполнение обязательного для сторон коллективного трудового спора решения трудового арбитража | Штраф от 10 до 40 БВ | |
3 |
Действия, создающие препятствия исполнению своих трудовых обязанностей работником, не участвующим в забастовке | Штраф от 20 до 50 БВ | |
![]() ![]() ![]() |
1 |
Нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы | Штраф от 4 до 20 БВ; на юридическое лицо - до 100 БВ |
3 |
Непроведение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения | Штраф от 20 до 50 БВ; на юридическое лицо - до 100 БВ | |
4 |
Иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных ст.9.16-9.18 КоАП и частями 1-3 ст.9.19, причинившие вред работнику | Штраф от 2 до 20 БВ | |
Примечание. Понятие «иные нарушения» прямо не определено в КоАП, а это означает, что любое нарушение запрета или несоблюдение норм трудового законодательства может быть подведено под указанное определение | |||
23.15 «Прием на работу без документов» |
1 |
Прием на работу без документов, подлежащих обязательному предъявлению при заключении трудового договора | Штраф до 5 БВ |
2 |
То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение | Штраф до 10 БВ |
В КоАП имеется и ряд других статей, прямо или косвенно относящихся к трудовой сфере. Например:
• статья 9.17 «Нарушение правил по охране труда»;
• статья 9.20 «Сокрытие страхового случая»;
• статья 9.23 «Нарушение порядка и условий трудоустройства за пределами Республики Беларусь граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь», причем в случае осуществления таких действий без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением правил и условий осуществления такого вида деятельности, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии), деяние переквалифицируется по части 5 ст.12.7 «Незаконная предпринимательская деятельность» и др.;
• статья 9.25 «Нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров» (на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами);
• статья 11.19 «Нарушение срока постановки на учет в качестве плательщика обязательных страховых взносов» и ст.11.54 «Неуплата или неполная уплата обязательных страховых взносов и иных платежей» (нарушения, связанные с уплатой страховых взносов в Фонд социальной защиты населения, и др.);
• статья 18.26 «Нарушение установленного режима труда и отдыха и требований к его учету при выполнении автомобильных перевозок» (то есть нарушение правил использования тахографа);
• статья 23.65 «Незаконное проведение кастингов».
![]() |
Справочно Для более детального изучения см. материалы: • «За нарушение законодательства о труде ответственность несут как организация, так и ее должностные лица»; • «Ответственность лиц, виновных в несчастном случае на производстве». |
![]() |
Обратите внимание! Также необходимо учитывать положения ст.6.5 «Штраф» (минимальный и максимальный размер штрафа) и 7.4 «Наложение административного взыскания при совершении нескольких административных правонарушений» КоАП. |
Органы, уполномоченные составлять протоколы
К органам, уполномоченным составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в трудовой сфере, относятся:
1) Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.9.17, 9.18, частями 1 и 4 ст.9.19, ст.9.20, 9.25 КоАП, протоколы о совершении которых составлены их должностными лицами) (ст.3.23 ПИКоАП);
2) Комитет государственного контроля (по части 1 ст.9.19, ст.9.20 КоАП);
3) органы внутренних дел (по ст.23.15 КоАП);
4) государственный санитарный надзор (по ст.9.17 КоАП);
5) органы занятости (по ст.9.15 и 9.16 КоАП);
6) прокурор (по ст.9.16 и 9.19 КоАП);
7) органы государственной экспертизы условий труда (по части 3 ст.9.19 КоАП).
Вести административный процесс органы, указанные в пп.5-7, не могут, поэтому соответствующие административные дела рассматривает суд.
Административная ответственность по результатам проверок
Чаще всего административная ответственность применяется по результатам проверок. Перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 (далее - Указ № 510) и определяет их следующим образом:
• Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь: контроль за соблюдением законодательства о пенсионном обеспечении и о занятости населения;
• комитеты по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов, районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите: контроль за соблюдением законодательства о занятости населения, пенсионном обеспечении, об охране труда;
• Фонд социальной защиты населения: контроль за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании;
• Департамент государственной инспекции труда: надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда;
• органы государственной экспертизы условий труда: контроль за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении, по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок утверждены Указом № 510 и предусматривают следующее деление при проверке соблюдения законодательства о труде:
а) высокая группа риска, наличие в календарном году:
- трех и более случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости или наличие в календарном году несчастного случая на производстве по вине нанимателя со смертельным исходом;
- пяти и более различных фактов нарушения законодательства о труде, подтвержденных в ходе проверки, проведенной в установленном порядке на основании заявления физического лица;
- подтвержденного факта выплаты заработной платы, не начисленной в установленном порядке («в конвертах»);
б) средняя группа риска, наличие в календарном году:
- случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, не относящихся к высокой степени риска;
- трех и более фактов нарушения законодательства о труде в части несвоевременной выплаты заработной платы, а также
- непредставление сведений об аттестации рабочих мест по условиям труда.
Сроки наложения административного взыскания
Административное взыскание может быть наложено за совершение административного правонарушения не позднее 2 месяцев со дня его совершения, если иное не предусмотрено ст.7.6 КоАП. За совершение длящегося административного правонарушения - не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения, если иное не предусмотрено ст.7.6 КоАП.
Статьей 2.7 ПИКоАП установлена презумпция невиновности: лицо не может быть привлечено к административной ответственности, пока в порядке, определенном ПИКоАП, не будет установлена его виновность в совершении правонарушения, предусмотренного КоАП. Причем обязанность доказывать виновность лица, в отношении которого ведется административный процесс, возлагается на должностное лицо органа, ведущего административный процесс, за исключением случая, предусмотренного частью 1 ст.2.7 ПИКоАП. Лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не обязано доказывать свою невиновность.
Однако презумпция невиновности в полном объеме может быть применима только по отношению к физическим лицам. Что касается организаций, то для них критерий вины чисто формальный - нарушение соответствующих норм (правил) без рассмотрения его целей и мотивов.
Кроме того, ст.2.7 ПИКоАП устанавливает еще две дополнительные гарантии всестороннего и полного рассмотрения материалов дела:
а) обстоятельства, излагаемые в протоколе об административном правонарушении, в постановлении о наложении административного взыскания, не могут основываться на предположениях;
б) сомнения в обоснованности вывода о виновности лица, в отношении которого ведется административный процесс, толкуются в его пользу.
Уголовная ответственность
Уголовная ответственность в сфере трудовых отношений установлена рядом статей Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК).
Статья УК | Состав преступления (диспозиция) | Санкция за правонарушение | |
187 «Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей» |
1 |
Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей, если в результате таких действий лица, трудоустроенные за границей, подверглись сексуальной или иной эксплуатации помимо своей воли | Лишение свободы на срок от 3 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью |
2 |
Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей, совершенные повторно либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные ст.171, 1711, 181 или 1811 УК | Лишение свободы на срок от 4 до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью | |
3 |
Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей, совершенные организованной группой | Лишение свободы на срок от 6 до 8 лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью | |
199 «Нарушение законодательства о труде» | Необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение женщины по мотивам ее беременности либо заведомо незаконное увольнение лица с работы | Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительные работы на срок до 2 лет, или лишение свободы на срок до 3 лет | |
306 «Нарушение правил охраны труда» |
1 |
Нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда должностным лицом, ответственным за их соблюдение (нарушение правил охраны труда), повлекшее по неосторожности профессиональное заболевание либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения | Штраф, или исправительные работы на срок до 2 лет, или ограничение свободы на срок до 3 лет, или лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения |
2 |
Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам | Ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения | |
3 |
Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц | Лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения |
29.04.2015
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук