


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ НАНИМАТЕЛЯ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИЛ, КАСАЮЩИХСЯ КУРЕНИЯ НА РАБОТЕ
Запрет на курение: где, кому, при выполнении каких работ
Согласно п.38 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 № 28 (далее - Положение), запрещается курение (потребление) табачных изделий, за исключением мест, специально предназначенных для этой цели:
• в учреждениях (организациях) здравоохранения, культуры, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслуживания населения;
• на объектах общественного питания, кроме объектов, реализующих табачные изделия и имеющих предназначенные для обслуживания граждан (потребителей) помещения с действующей системой вентиляции;
• в помещениях органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций;
• на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена;
• во всех видах общественного транспорта, вагонах поездов, на судах, в самолетах, за исключением поездов дальнего следования, пассажирских судов и самолетов, в которых предусмотрены места, специально предназначенные для курения.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 июля 2019 г. Декрет Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 24.01.2019 № 2 изложен в новой редакции. Комментарии и разъяснение см. здесь. |
Также водителю автомобиля-такси запрещается курить во время движения автомобиля-такси (п.175 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 (далее - Правила № 972)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 октября 2018 г. Правила № 972 изложены в новой редакции на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2018 № 636. Нормы п.175 старой редакции Правил № 972 соответствуют нормам п.166 новой редакции Правил № 972. |
Существует ряд НПА по охране труда и пожарной безопасности, регулирующих вопросы запрета курения при выполнении различных видов работ:
• Правила безопасности при изготовлении и использовании пиротехнических изделий, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 04.10.2004 № 32;
• Правила безопасности и охраны труда при геологоразведочных работах, утвержденные постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 05.07.2007 № 71/64.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2018 г. взамен Правил № 71/64 действуют Правила по обеспечению промышленной безопасности при бурении скважин, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 09.02.2018 № 3; |
• Типовая инструкция по безопасности и охране труда при наполнении баллонов кислородом и обращении с ними потребителей, утвержденная постановлением-приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерства труда Республики Беларусь от 18.09.1998 № 88/79;
• Правила устройства и безопасной эксплуатации аммиачных холодильных установок, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 05.06.2006 № 26.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2018 г. следует применять Правила по обеспечению промышленной безопасности аммиачных холодильных установок и складов жидкого аммиака, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.12.2017 № 46; |
• Правила по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.12.2010 № 61, и др.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июня 2017 г. Правила № 61 изложены в новой редакции постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.12.2016 № 79. |
Административная ответственность
Административная ответственность установлена за:
• курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено, - ст.17.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 декабря 2019 г. в ст.17.9 КоАП на основании Закона Республики Беларусь от 18.12.2019 № 276-З внесены изменения и дополнения; |
• нарушение водителем автомобиля-такси правил перевозки пассажиров, в том числе за нарушение п.175 Правил № 972, - ст.18.33 КоАП;
• нарушение законодательства о пожарной безопасности (например, за нарушение запрета курения в местах проведения определенного рода работ) - ст.23.56 КоАП.
Материальная ответственность за нарушение запрета (ограничения) курения предусмотрена главой 37 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК). В частности, она наступает при нарушении правил пожарной безопасности, вследствие которого нанимателю был причинен материальный ущерб. Например, в результате пожара были повреждены стол и компьютер, причина пожара - выброшенная в мусорную корзину непогашенная сигарета. В этой ситуации виновный работник несет материальную ответственность за материальный ущерб, причиненный нанимателю.
Дисциплинарная ответственность
Если в правила внутреннего трудового распорядка внести запрет на курение на рабочем месте, который полностью отвечает законодательству (например, водителю автомобиля-такси во время движения; на территории организации, подпадающей под ограничения, установленные Положением; в местах, где курение запрещено законодательством об охране труда и пожарной безопасности, а также требованиями санитарно-гигиенических норм), выделить в них отдельным пунктом время на курение, оснастить специальные места, то сотрудник будет обязан соблюдать установленные правила.
Время, специально выделенное для курения, работодатель вправе не включать в рабочее, то есть не оплачивать его. Если же работник выходит курить хоть и в специально отведенное место, но использует для этого рабочее время, то он нарушает правила внутреннего трудового распорядка (режим рабочего времени), а также в зависимости от ситуации - административное законодательство, требования по охране труда, пожарной безопасности или санитарно-гигиенические требования.
Заметим, что согласно ст.126 Кодекса Республики Беларусь об образовании основанием для привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности является также курение (потребление) табачных изделий в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).
Алгоритм действий нанимателя по установлению правил курения на работе
Принятие решения о разработке правил курения и политики организации в отношении курения на работе | |
▼ | |
Закрепление в ЛНПА норм о правилах курения в организации, ответственности за нарушение таких правил, а также при необходимости о поощрении для некурящих | |
▼ | |
Ознакомление работников с ЛНПА, положениями, регулирующими правила курения в организации. Проведение инструктажа, информирование работников о правилах курения в организации | |
▼ | |
Привлечение работников к ответственности в случае нарушений установленных правил курения |
Шаг 1. Принятие решения о разработке правил курения и политики организации в отношении курения на работе
Правила курения в организации определяются исходя из требований законодательства (в первую очередь административного, по охране труда и пожарной безопасности, а также в сфере санитарно-гигиенического регулирования). Во многих актах законодательства устанавливается возможность курения только в специально отведенных для этого местах.
Так, например, в соответствии с п.39 Положения юридические лица, в собственности, хозяйственном ведении либо в оперативном управлении которых находятся административные здания, обязаны создать на этих объектах специально предназначенные для курения места и оборудовать их в соответствии с установленными требованиями.
Согласно постановлению Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.04.2003 № 23/21 «О требованиях к специально предназначенным местам для курения» к специально предназначенным для курения местам предъявляются следующие требования:
• отделка ограждающих конструкций (полов, стен и перекрытий) в помещениях должна быть выполнена из негорючих материалов;
• в помещении не допускается размещать мягкую мебель;
• места для курения могут располагаться смежно с туалетными комнатами, залами ожидания и быть общими для мужчин и женщин, но не быть проходными и др.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 июля 2019 г. постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.04.2003 № 23/21 «О требованиях к специально предназначенным местам для курения» на основании постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.05.2019 № 40/43 утратило силу. |
Шаг 2. Закрепление в ЛНПА норм о правилах курения в организации, ответственности за нарушение таких правил, а также при необходимости о поощрении для некурящих
Для реализации шага 2 целесообразно включить информацию о местах, где запрещено курить, и о местах для курения в программы проведения вводного и первичного инструктажей по охране труда и пожарной безопасности.
Так, при проведении первичного противопожарного инструктажа инструктируемые должны ознакомиться в том числе с производственными участками, наиболее опасными в пожарном отношении, в которых запрещается курить, а при вторичном инструктаже инструктор должен в числе прочего указать место для курения (см. Методические указания по проведению занятий по изучению правил пожарной безопасности на промышленных предприятиях (приложение 2 к Общим правилам пожарной безопасности Республики Беларусь для промышленных предприятий. ППБ РБ 1.01-94, утвержденным приказом Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 30.12.1994 № 29)).
Шаг 3. Ознакомление работников с ЛНПА, положениями, регулирующими правила курения в организации. Проведение инструктажа, информирование работников о правилах курения в организации
На этом этапе необходимо ознакомить работников с ЛНПА, в том числе с положениями, регулирующими правила курения в организации.
Затем проводится инструктаж, в том числе с информированием работников о правилах курения в организации.
Шаг 4. Привлечение работников к ответственности в случае нарушений установленных правил курения
При нарушении работником правил курения принимаются меры по привлечению его к ответственности.
Необходимо помнить, что наниматель не вправе производить удержания из заработной платы работников, не предусмотренные законодательством, в том числе вводить штрафы (за курение).
Удержания из заработной платы могут производиться только в случаях, предусмотренных законодательством (ст.107 ТК). Следовательно, наниматель не вправе в одностороннем порядке устанавливать новые (не предусмотренные законодательством) основания для удержания из заработной платы. При этом не имеет значения, как будут установлены основания удержания, не предусмотренные законодательством (трудовым договором, ЛНПА, приказом и т. д.), поскольку в любом случае они не будут законными.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. в ст.107 ТК внесены изменения Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З (далее - Закон № 219-З). Комментарий см. здесь. |
В случае незаконного удержания работник может обжаловать действия нанимателя в комиссию по трудовым спорам (при ее наличии) или в суд в порядке, установленном законодательством о труде.
Если в ходе проверки Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь установлено незаконное удержание, то должностное лицо, допустившее нарушение, может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа (часть четвертая ст.9.19 КоАП).
Незаконность отказа в приеме на работу курящих. Проверка факта курения при предварительном испытании
Дискриминация в сфере трудовых отношений, то есть ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального происхождения, языка, религиозных или политических воззрений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, недостатков физического или психического характера, не препятствующих исполнению соответствующих трудовых обязанностей, запрещена (ст.14 ТК).
Отметим, что цель предварительного испытания - проверка профессионализма работника. Личные и иные качества, не связанные с профессиональной деятельностью и не влияющие на профессионализм работника, в том числе и курение, не могут являться объектом проверки.
Поощрение работников за отказ от курения (за здоровый образ жизни)
Кроме повышения размера стимулирующих выплат наниматель в соответствии со ст.160 ТК может предоставлять работникам дополнительные поощрительные отпуска за счет собственных средств (на основании коллективного договора, соглашения - всем работникам, отдельным их категориям (по специальностям и видам производств, работ, структурных подразделений), а согласно трудовому договору - персонально).
Продолжительность поощрительного отпуска, предусмотренного ст.160 ТК, не ограничена. Наниматель самостоятельно определяет показатели деятельности, за выполнение которых вправе установить поощрительный отпуск, а также его продолжительность. Такими показателями может быть также здоровый образ жизни, и, в частности, отказ от курения, и т. п.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. слово «специальностям» исключено из ст.160 ТК Законом № 219-З. |
08.08.2016
Яна Митор, юрист