


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО ЛИКВИДАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Нормативное регулирование
Основные нормативные правовые акты, регулирующие порядок ликвидации коммерческих организаций:
• Гражданский кодекс РБ (далее - ГК);
• Закон РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах»;
• Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение о ликвидации, Декрет № 1);
• постановление Минюста РБ от 27.01.2009 № 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» (далее - постановление № 8);
• Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее - Инструкция № 180).
Общая характеристика ликвидации коммерческой организации
Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами (п.1 ст.57 ГК).
Организация может быть ликвидирована по решению:
• собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;
• хозяйственного суда;
• регистрирующего органа.
Подпункт 3.1 п.3 Положения о ликвидации содержит перечень оснований, по которым организация может быть ликвидирована по решению ее собственника: истечение срока, на который создано это юридическое лицо, достижение цели, ради которой оно создано, признание хозяйственным судом государственной регистрации юридического лица недействительной.
Декретом Президента РБ от 24.01.2013 № 2 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» (далее - Декрет № 2) к перечисленным выше основаниям добавлено еще одно: нарушение коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством. Необходимость внесения данного изменения связана с соответствующими изменениями законодательства о государственной регистрации субъектов хозяйствования. Напомним, что в соответствии с предыдущей редакцией Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1 (в редакции от 28.05.2012) (далее - Положение о регистрации), при государственной регистрации юридического лица его уставный фонд должен был быть сформирован полностью до обращения в регистрирующий орган. Теперь же, согласно части второй п.7 Положения о регистрации (в редакции Декрета № 2) объявленный в уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) уставный фонд коммерческой организации должен быть сформирован в течение 12 месяцев с даты государственной регистрации этой организации, если иное не установлено законодательными актами либо если меньший срок формирования уставного фонда не определен уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 сентября 2017 г. в Положение регистрации и Положение о ликвидации на основании Декрета Президента РБ от 28.02.2017 № 2 внесены изменения и дополнения. |
![]() |
Обратите внимание! Коммерческая организация с иностранными инвестициями не может быть ликвидирована по решению регистрирующего органа. В данном случае регистрирующий орган может только обратиться с соответствующим заявлением в хозяйственный суд, но самостоятельно принять решение о ликвидации иностранного предприятия он не вправе. |
Положение о ликвидации, регулирующее порядок ликвидации субъектов хозяйствования, устанавливает сроки, права и обязанности государственных органов (организаций), перечень документов, необходимых для исключения юридического лица из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР), и др.
На практике иногда для того, чтобы сэкономить на услугах компетентных специалистов, ликвидатором организации выступает один из ее учредителей (участников) или работников (директор, бухгалтер), который не представляет, что ликвидация юридического лица - достаточно сложная процедура, в процессе которой должны быть соблюдены интересы работников организации, проведена инвентаризация и составлены все необходимые бухгалтерские документы, приняты меры к выявлению ее кредиторов и дебиторов, налажено общение с работниками соответствующих государственных органов (организаций) и т.д.
Таким образом, для того чтобы ликвидировать организацию с наименьшими временными и денежными затратами, необходимо иметь четкое представление о всех стадиях данного процесса, оценить сложившуюся ситуацию и решить, можно ли самостоятельно осуществить все действия, не прибегая к помощи профессионалов.
Рассмотрим порядок действий при ликвидации коммерческой организации по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (далее - уполномоченный орган), в виде алгоритма.
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||
▼ | |||||||||||
| |||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||
▼ | |||||||||||
| |||||||||||
▼ | |||||||||||
|
Примечание 1. Решение о ликвидации юридического лица принимается собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на совершение данных действий учредительными документами (п.2 ст.57 ГК).
Исходя из анализа норм ст.58 ГК и п.6 Положения о ликвидации в таком решении должна быть отражена следующая информация.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Со 2 августа 2014 г. следует руководствоваться п.2 ст.57 и ст.58 ГК в редакции Закона РБ от 11.07.2014 № 191-З (далее - Закон № 191-З). |
1. О ликвидации юридического лица.
В данном пункте необходимо указать причину ликвидации. Например:
• истечение срока, на который создавалась организация;
• достижение цели, ради которой она была создана;
• нарушение коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством;
• экономическая нецелесообразность дальнейшего осуществления хозяйственной деятельности и др.
2. О назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора.
В случае если для управления процессом ликвидации юридического лица создается ликвидационная комиссия, то в данном решении должна быть отражена информация о распределении обязанностей между председателем и членами такой комиссии.
![]() |
Обратите внимание! Положением о ликвидации установлены ограничения в отношении ликвидатора и председателя ликвидационной комиссии организации, имеющей задолженность перед кредиторами. Ликвидаторами (председателем ликвидационной комиссии) таких организаций не могут выступать собственники имущества (учредители, участники) и руководители этого юридического лица (часть пятая п.6 Положения о ликвидации). |
В случае обнаружения у юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, задолженности перед кредиторами, имевшейся, но по объективным причинам не выявленной на дату принятия решения о ликвидации данного юридического лица, собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица в месячный срок со дня обнаружения указанной задолженности должны быть приняты меры по замене председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), если таковым назначен собственник имущества (учредитель, участник), руководитель ликвидируемого юридического лица (часть шестая п.6 Положения о ликвидации).
3. Об установлении сроков ликвидации.
Срок, в течение которого кредиторы ликвидируемого юридического лица имеют право заявлять свои требования ликвидационной комиссии, не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации (п.1 ст.59 ГК). Таким образом, можно говорить о том, что законодательством установлен минимальный срок для осуществления ликвидации - не менее двух месяцев.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Со 2 августа 2014 г. следует руководствоваться ст.59 ГК в редакции Закона № 191-З. |
![]() |
Обратите внимание! Срок ликвидации не может превышать 9 месяцев со дня принятия решения о ликвидации. Данный срок может быть продлен по решению собственника имущества либо уполномоченного органа, но не более чем до 12 месяцев (часть третья п.6 Положения о ликвидации). |
4. Об определении порядка ликвидации.
В большинстве случаев в данном пункте решения о ликвидации указывают сведения:
• о необходимости уведомления регистрирующего органа о ликвидации организации;
• размещении соответствующего объявления в соответствующем печатном издании и уведомлении кредиторов;
• переоформлении расчетных счетов на ликвидатора (председателя ликвидационной комиссии) и др.
Примечание 2. Собственник имущества (учредители, участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц, который вносит в ЕГР сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п.1 ст.58 ГК). Однако согласно п.7 Положения о ликвидации данное уведомление регистрирующего органа осуществляется путем личного обращения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) либо лица, уполномоченного в соответствии с доверенностью действовать от имени председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), и представления соответствующих документов.
Таким образом, обязанность по уведомлению регистрирующего органа о принятом решении о ликвидации организации лежит не на собственнике имущества или органе, которые приняли такое решение, а на ликвидационной комиссии (ликвидаторе).
![]() |
Обратите внимание! До принятия Декрета № 2 законодательством не был расшифрован термин «незамедлительно», что на практике превращалось в любой срок и приводило к возникновению ситуаций, когда уведомление о ликвидации организации представлялось в регистрирующий орган по истечении, например, трех месяцев со дня принятия соответствующего решения, причем с приложением данного решения и ликвидационного баланса. В свою очередь, в такой ситуации регистрирующий орган не имел законного основания для отказа в принятии данного уведомления. Поэтому для уведомления регистрирующего органа о ликвидации организации Декретом № 2 был установлен конкретный срок. Так, согласно части второй п.6 Положения о ликвидации срок для уведомления государственного органа о ликвидации организации составляет 10 рабочих дней со дня принятия решения о ликвидации. |
Примечание 3. Перечень документов установлен п.7 Положения о ликвидации.
Примечание 4. Форма заявления о ликвидации установлена постановлением № 8 (приложение 5).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 сентября 2017 г. форма заявления о ликвидации юридического лица изложена в новой редакции постановлением Минюста РБ от 08.08.2017 № 159. |
Заявление о ликвидации подписывается председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) либо ликвидатором (в случае назначения ликвидатора). Если председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) - юридическое лицо, заявление о ликвидации подписывается руководителем этого юридического лица или иным лицом, уполномоченным в соответствии с уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) действовать от имени этого юридического лица.
Примечание 5. Решение о ликвидации организации, составленное на иностранном языке, должно быть переведено на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется).
Примечание 6. К таким органам и организациям относятся: налоговые, таможенные органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН), Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (его обособленное подразделение) (далее - БРУСП «Белгосстрах»), территориальные (городские или районные) архивы местных исполнительных и распорядительных органов.
![]() |
Обратите внимание! Организации, постановка на учет которых в налоговых органах и БРУСП «Белгосстрах» осуществлялась не при их государственной регистрации, должны самостоятельно уведомить данные органы (организации) о принятом решении о ликвидации в следующие сроки: • инспекцию Министерства по налогам и сборам РБ (далее - ИМНС) - не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения (подп.1.9.3 п.1 ст.22 Налогового кодекса РБ (далее - НК); • Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» - в 10-дневный срок со дня принятия такого решения (п.16 Положения о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1294). Согласно п.26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40, плательщик обязан сообщать письменно в органы ФСЗН по месту постановки на учет о принятом решении о ликвидации в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь. Следовательно, из анализа данной нормы можно сделать вывод о том, что помимо уведомления ФСЗН о ликвидации организации, которое направляется регистрирующим органом, ликвидируемое юридическое лицо должно дополнительно самостоятельно представить аналогичную информацию в ФСЗН. |
Примечание 7. Сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, размещаются в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» http://www.justbel.info с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу в порядке, установленном Советом Министров РБ (Инструкция о порядке размещения и опубликования сведений о нахождении юридического лица (индивидуального предпринимателя) в процессе ликвидации (прекращения деятельности), утвержденная постановлением Совета Министров РБ от 31.08.2011 № 1164, п.12 Положения о ликвидации).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 сентября 2017 г. Инструкция № 1164 изложена в новой редакции постановлением Совета Министров РБ от 28.08.2017 № 655. |
Примечание 8. Форму заявки на опубликование сведений о ликвидации организации можно найти на сайте www.justbel.info либо на сайте www.minjust.by, а также в органах, осуществляющих государственную регистрацию. Реквизиты для оплаты и стоимость объявления также указаны на сайте журнала «Юстиция Беларуси». На 10 декабря 2013 г. стоимость объявления составляет 60 000 руб.
Примечание 9. Ликвидационная комиссия принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (часть вторая п.1 ст.59 ГК).
![]() |
Обратите внимание! Одного лишь размещения публикации о том, что организация находится в стадии ликвидации, недостаточно. Кредиторы дополнительно должны быть уведомлены об этом в письменной форме. |
Порядок уведомления кредиторов и очередность удовлетворения требований кредиторов установлены пп.11, 12 Положения о ликвидации.
![]() |
Обратите внимание! В случае если до исключения из ЕГР субъекта хозяйствования, решение о ликвидации которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом, в регистрирующий орган поступила письменная информация от кредиторов о наличии у него непогашенной задолженности перед кредиторами, этот субъект хозяйствования не может быть исключен из ЕГР в течение двух месяцев со дня получения данной информации. При этом субъект хозяйствования не исключается из ЕГР, если в регистрирующий орган в течение указанного срока представлено определение суда о запрете такого исключения либо определение хозяйственного суда о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), влекущее ликвидацию (прекращение деятельности) субъекта хозяйствования в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) (часть шестая п.16 Положения о ликвидации). |
Примечание 10. Поскольку ликвидация влечет прекращение деятельности организации без перехода прав и обязанностей, очевидно, что работники такой организации должны быть уволены. При расторжении трудового договора по п.1 ст.42 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) в соответствии с ликвидацией организации наниматель обязан не менее чем за два месяца до увольнения, если более продолжительные сроки не предусмотрены в коллективном договоре, соглашении, письменно предупредить работника о предстоящем увольнении. Однако с согласия работника наниматель вправе заменить предупреждение о предстоящем высвобождении выплатой компенсации в размере двухмесячного среднего заработка. Таким образом, если наниматель не желает выплачивать данную денежную компенсацию, он обязан предупредить трудовой коллектив о предстоящей ликвидации организации за два месяца до принятия соответствующего решения.
Кроме того, согласно части четвертой ст.48 ТК при прекращении трудового договора в связи с ликвидацией организации нанимателем выплачивается выходное пособие в размере не менее трехкратного среднемесячного заработка.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 июля 2014 г. следует руководствоваться п.1 ст.42 и частью четвертой ст.48 ТК в редакции Закона РБ от 08.01.2014 № 131-З. |
![]() |
Обратите внимание! Массовое высвобождение работников (25 человек и более), связанное с ликвидацией организации по инициативе нанимателя, собственника или уполномоченного им органа управления, может осуществляться лишь при условии предварительного (не позднее чем за три месяца) уведомления в письменной форме соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров по вопросу соблюдения прав работников (часть вторая ст.16 Закона РБ от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь»). Кроме того, в данном случае наниматель обязан не менее чем за два месяца письменно уведомить об этом органы государственной службы занятости населения с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников (абзац 4 ст.21 указанного Закона).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 октября 2016 г. наниматели обязаны: |
Поскольку увольнение работников в связи с ликвидацией организации влечет для нанимателя дополнительные денежные расходы, рекомендуем по возможности уволить работников данного юридического лица по соглашению сторон до принятия решения о ликвидации. В таком случае нанимателю не нужно будет выплачивать выходное пособие, предусмотренное частью четвертой ст.48 ТК.
Примечание 11. Для проведения расчетов с денежными средствами, находящимися на банковских счетах, оформляются карточки с образцами подписей должностных лиц юридического лица, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати (часть третья ст.200 Банковского кодекса РБ, далее - БК).
При изменении сведений, подлежащих включению в карточку с образцами подписей и оттиска печати, владелец счета обязан незамедлительно уведомить банк и в месячный срок со дня изменения указанных сведений оформить новую карточку с образцами подписей и оттиска печати.
![]() |
Обратите внимание! Ликвидатор (председатель ликвидационной комиссии) обязан незамедлительно уведомить обслуживающий банк о своем назначении и начале ликвидации организации для того, чтобы директор организации, полномочия которого уже переданы ликвидатору (председателю ликвидационной комиссии) до переоформления права пользования банковским счетом на этих лиц, не мог самостоятельно распоряжаться денежными средствами, находящимися на счетах такого юридического лица. |
Таким образом, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана в месячный срок со дня своего назначения оформить новую карточку с образцами подписей и оттиска печати, в противном случае банк откажет в исполнении документов владельца счета по проведению расчетов до оформления новой карточки с образцами подписей и оттиска печати (часть четвертая ст.200 БК).
Примечание 12. В настоящее время на законодательном уровне урегулирован только порядок открытия банковских счетов (ст.197-200 БК, подп.2.3 п.2 Декрета № 1). Более детально порядок открытия, а также переоформления и закрытия банковских счетов регулируется локальными нормативными актами банка. Таким образом, банк самостоятельно определяет перечень документов, необходимых для переоформления права пользования счетом на ликвидационную комиссию (ликвидатора).
На практике в большинстве случаев банк требует представить следующие документы:
• заявление;
• решение о ликвидации юридического лица (его копия);
• выписку из ЕГР о внесении в указанный регистр сведений о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
• карточку с образцами подписей председателя ликвидационной комиссии (иных уполномоченных лиц) или ликвидатора (подлинность подписей данных лиц может быть засвидетельствована как нотариусом, так и соответствующим работником данного банка).
Примечание 13. Проверки уполномоченными государственными органами (ФСЗН, БРУСП «Белгосстрах», ИМНС, таможенные органы) проводятся в течение 30 рабочих дней с момента получения ими уведомления регистрирующего органа о начале процедуры ликвидации. Данный срок может быть увеличен до шести месяцев в случае невозможности представления соответствующих справок в регистрирующий орган по причинам, предусмотренным частью четвертой п.9 Положения о ликвидации. Проверки производятся на предмет наличия (отсутствия) у ликвидируемой организации задолженности по налогам и платежам в бюджет.
![]() |
Обратите внимание! В случае если субъект хозяйствования, решение о ликвидации которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом, включен в координационный план контрольной (надзорной) деятельности и плановая проверка в отношении его не проведена (не завершена), данный субъект хозяйствования не может быть исключен из ЕГР до проведения и завершения указанной проверки (часть пятая п.16 Положения о ликвидации). Координационный план проверок размещается на официальном сайте Комитета государственного контроля РБ http://kgk.gov.by/ru/coordination-control-deyatel/coordination-plans. |
Примечание 14. По итогам проверок при отсутствии задолженности перед бюджетом и нарушений законодательства выдается справка, в случае наличия задолженности или нарушений составляется акт.
В случае установления факта непостановки коммерческой организации на учет в налоговых органах, органах ФСЗН, отсутствия регистрации в БРУСП «Белгосстрах» в порядке, действовавшем до 1 июня 2006 г., в регистрирующий орган представляется информация указанных уполномоченных органов (организаций) о том, что коммерческая организация на учете не состояла (не была зарегистрирована) (часть третья п.9 Положения о ликвидации).
Примечание 15. При ликвидации организации проведение инвентаризации обязательно (п.2 ст.13 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»). Порядок проведения инвентаризации регулируется Инструкцией № 180. Так, согласно части третьей п.6 Инструкции № 180 при ликвидации организации по результатам инвентаризации активов и обязательств определяется достоверность учетной стоимости активов, объем возможной к требованию дебиторской задолженности, размер кредиторской задолженности.
![]() |
Обратите внимание! В случае ликвидации организации инвентаризация проводится перед составлением ликвидационного баланса, если иное не установлено законодательством (часть первая п.6 Инструкции № 180). Данная формулировка не дает четкого представления о том, когда именно нужно проводить инвентаризацию в случае, если в процессе ликвидации ликвидационный баланс составляется два раза: промежуточный и окончательный. На практике при отсутствии требований кредиторов промежуточный баланс не составляется и, следовательно, инвентаризация не проводится. В данной ситуации инвентаризацию необходимо провести только перед составлением окончательного ликвидационного баланса. В случае наличия у ликвидируемой организации кредиторов целесообразным будет проведение инвентаризации также и перед составлением промежуточного ликвидационного баланса. |
Примечание 16. Форма приказа установлена Инструкцией № 180 (приложение 1).
Примечание 17. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения (п.2 ст.59 ГК).
Примечание 18. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (часть вторая п.2 ст.59 ГК).
Примечание 19. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст.60 ГК и п.11 Положения о ликвидации. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном актами законодательства (п.3 ст.59 ГК).
Если стоимость имущества должника недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана подать в хозяйственный суд заявление о банкротстве данного юридического лиц.
![]() |
Обратите внимание! Согласно разъяснению ВХС РБ от 30.04.2010 № 02-38/956 «О ликвидации субъекта хозяйствования по решению его учредителей (участников)» в случае, когда ликвидационный баланс, представленный регистрирующему органу наряду с иными требуемыми документами, свидетельствует о наличии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами, признанной ликвидационной комиссией на основании заявленных требований кредиторов, регистрирующий орган не вправе исключать коммерческую организацию из ЕГР, а обязан уведомить ликвидационную комиссию о необходимости соблюдения требований по обращению с соответствующим заявлением в суд либо самостоятельно обратиться в хозяйственный суд с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве) данного юридического лица. |
Примечание 20. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица (п.5 ст.59 ГК).
Примечание 21. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается собственнику его имущества (учредителям, участникам), имеющему (имеющим) вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательными актами или учредительными документами юридического лица (п.7 ст.59 ГК).
Примечание 22. На практике перечень имущества (других активов), оставшегося после расчетов с кредиторами, и порядок его распределения между учредителями рекомендуем отразить в протоколе общего собрания (для хозяйственных обществ) или решении учредителя (для унитарного предприятия). Для этого не обязательно оформлять отдельное решение или протокол, данные вопросы могут быть урегулированы в документе, которым утверждается окончательный ликвидационный баланс.
![]() |
Обратите внимание! При выплате учредителям оставшихся денежных средств или выдаче имущества необходимо определить, является ли данная операция объектом налогообложения. Так, согласно подп.2.25 п.2 ст.153 НК не признаются объектом обложения подоходным налогом с физических лиц доходы, полученные участником организации при ее ликвидации в размере, не превышающем сумму его вклада в уставный фонд или сумму расходов на приобретение доли. Сумма, превышающая размер вклада участника (учредителя) в уставный фонд организации или сумму расходов на приобретение доли, подлежит обложению подоходным налогом при ее выплате участникам (учредителям) в натуральной либо денежной форме. Таким образом, в решении (протоколе) следует также определить, на кого в соответствии с требованиями налогового законодательства Республики Беларусь будет возложена обязанность по исчислению (удержанию) налогов и их уплате в бюджет. |
Примечание 23. Поскольку урегулирование вопроса относительно порядка закрытия счетов находится в компетенции банков, которые принимают соответствующие локальные нормативные правовые акты, последние самостоятельно определяют перечень документов, необходимых для закрытия счетов в случае ликвидации организации.
На практике в большинстве случаев для закрытия счетов в связи с ликвидацией юридического лица в банк представляется соответствующее заявление с приложением справок из ИМНС, ФСЗН и БРУСП «Белгосстрах» об отсутствии у данной организации задолженности перед бюджетом. Для того чтобы получить эти справки, необходимо обратиться в соответствующий орган с заявлением. Срок выдачи указанных справок около пяти рабочих дней (БРУСП «Белгосстрах» выдает справку в день обращения).
![]() |
Обратите внимание! Указанные справки имеют ограниченный срок действия. Так, справки из ИМНС и ФСЗН действительны в течение одного месяца, а справка из БРУСП «Белгосстрах» - в течение шести месяцев. После истечения этих сроков необходимо будет получать данные справки заново. |
Кроме того, в некоторых банках установлена плата за закрытие счетов организации. Таким образом, помимо того что юридическое лицо потратит время на сбор соответствующих справок, оно еще может понести денежные расходы в связи с закрытием своих счетов.
![]() |
Обратите внимание! Для исключения организации из ЕГР представлять в регистрирующий орган документ, подтверждающий закрытие текущего (расчетного) и иных счетов в банках, не требуется. В связи с этим на практике во избежание временных и денежных затрат, связанных с закрытием банковских счетов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) может сначала обратиться в регистрирующий орган за исключением организации из ЕГР, а потом предоставить в обслуживающий банк соответствующую выписку. На основании выписки о том, что данное юридическое лицо ликвидировано и исключено из ЕГР, банк будет вынужден закрыть счета такой организации самостоятельно, т.е. без каких-либо справок и взимания платы. |
Примечание 24. Согласно части седьмой ст.13 Закона РБ от 25.11.2011 № 323-З «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь» прием и хранение документов Национального архивного фонда РБ ликвидированных организаций осуществляют территориальные (городские или районные) архивы. Например, в отношении ликвидируемых юридических лиц, зарегистрированных на территории г.Минска, прием документов на хранение осуществляет государственное учреждение «Минский городской архив», расположенное по адресу: г.Минск, ул.Берута, д.20 (тел. +375 17 256 16 66). Информацию об архивных учреждениях и режиме работы см. http://just-minsk.gov.by/ru/arh_delo/arh_uchr.
Примечание 25. По общему правилу с соответствующим архивом заключается договор на оформление документов. Стоимость услуг архива по оформлению приема документов, а также срок выдачи справки о сдаче документов в архив зависит от объема представленных документов.
Примечание 26. В архив сдаются документы о создании и ликвидации организации, отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтерская отчетность, статистические отчеты, протоколы собраний (решения собственника), приказы по основной деятельности, приказы по личному составу, штатные расписания, расчетно-платежные ведомости по зарплате, личные карточки уволенных работников, невостребованные трудовые книжки и др.
Примечание 27. Поскольку одна из обязанностей налогоплательщика - представление в налоговый орган по месту постановки на учет бухгалтерских отчетов и балансов (подп.1.4 п.1 ст.22 НК), ликвидационный баланс должен представляться не только в регистрирующий, но и в налоговый орган.
Примечание 28. Данный документ не указан в перечне, установленном п.13 Положения о ликвидации. Однако, согласно п.15 данного Положения регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем представления документов, запрашивает в архиве сведения о сдаче субъектом хозяйствования на хранение документов, в т.ч. по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников. Архив, в свою очередь, представляет эту информацию в течение трех рабочих дней со дня получения запроса регистрирующего органа. Для того чтобы сэкономить время и ускорить получение сведений об исключении организации из ЕГР, рекомендуем ликвидационной комиссии (ликвидатору) самостоятельно представить данную информацию в регистрирующий орган.
Примечание 29. Регистрирующий орган не запрашивает данные сведения, если ликвидационной комиссией (ликвидатором) самостоятельно представлена соответствующая справка из архива (см. примечание 28).
Примечание 30. Регистрирующий орган вносит запись в ЕГР об исключении из него субъекта хозяйствования при наличии в совокупности следующих условий:
• субъектом хозяйствования, ликвидационной комиссией (ликвидатором) представлены необходимые для ликвидации документы;
• органами (организацией) не представлены справки о наличии (отсутствии) у ликвидируемого юридического лица задолженности перед бюджетом и со дня направления регистрирующим органом уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица прошло не менее 35 рабочих дней либо органами (организацией) представлены справки об отсутствии соответствующей задолженности перед бюджетом, информация о том, что коммерческая организация на соответствующем учете не состояла (не была зарегистрирована);
• соответствующим архивом представлены сведения о сдаче на хранение документов, в т.ч. по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда работников субъекта хозяйствования.
![]() |
Обратите внимание! При наличии у субъекта хозяйствования непогашенной задолженности перед бюджетом исключение субъекта хозяйствования из ЕГР производится только после представления налоговыми органами, органами ФСЗН, таможенными органами, БРУСП «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) документов, подтверждающих погашение такой задолженности, прекращение обязательств перед таможенными органами. В случае представления в регистрирующий орган указанными выше органами и организациями информации о невозможности представления соответствующих справок, сведений субъект хозяйствования не может быть исключен из ЕГР в течение шести месяцев со дня получения этими органами уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица. Если по истечении этого срока необходимые справки и сведения все же не будут представлены, регистрирующий орган принимает решение о внесении записи в ЕГР об исключении из него субъекта хозяйствования. |
Примечание 31. Юридическое лицо считается ликвидированным с даты внесения регистрирующим органом записи в ЕГР об исключении его из этого регистра. Организация обязана прекратить свою деятельность с даты внесения регистрирующим органом соответствующей записи в ЕГР (пп.22, 23 Положения о ликвидации).
![]() |
Обратите внимание! Собственник имущества (учредители, участники), председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушения требований законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, в результате которых юридическое лицо было исключено из ЕГР без применения процедуры экономической несостоятельности (банкротства), солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов. Кредитор (кредиторы), органы Комитета государственного контроля РБ, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции в указанном случае вправе предъявить в хозяйственный суд иски о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя, участника), председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) в течение трех лет со дня исключения юридического лица из ЕГР (п.25 Положения о ликвидации). |
Примерные формы документов
РЕШЕНИЕ № _______ учредителя о ликвидации частного унитарного предприятия «_________________» _________________________________________________ (Ф.И.О.) | |
г.______________ |
«__» ___________ 20__ г. |
Я, гражданин Республики Беларусь ____________________________________________, (Ф.И.О.) паспорт № _________, выдан ______________________________________________, личный номер ___________________________, зарегистрированный по адресу: г._________________, ул.__________________________, д._____, корп.____, кв.____, являясь учредителем частного торгово-производственного унитарного предприятия «________________________________» 1. Ликвидировать в связи с экономической нецелесообразностью дальнейшего осуществления хозяйственной деятельности Предприятие по решению учредителя. 2. Назначить ликвидатором Предприятия ____________________________, гражданина (Ф.И.О.) Республики Беларусь, паспорт № __________, выдан __________________________, личный номер: _____________________, зарегистрирован по адресу: ___________________________. 3. Провести ликвидацию Предприятия в порядке, определенном действующим законодательством Республики Беларусь. 4. Установить общий срок ликвидации Предприятия до «__» ____________ 20__ г. и согласовать этот срок с регистрирующим органом. 5. Передать полномочия руководителя по управлению делами Предприятия ликвидатору ____________________________________, который вправе решать все вопросы, (Ф.И.О.) связанные с ликвидацией Предприятия, в пределах полномочий, установленных законодательством Республики Беларусь. | |||
Подпись учредителя | |||
(подпись) |
(расшифровка подписи) |
ПРОТОКОЛ № ______ внеочередного общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью «__________________________» (ООО «__________________________») (примечание) | ||
г.__________ |
«__» ________ 20__ г. |
На собрании присутствуют лица, обладающие в совокупности 100 % голосов согласно приложению к настоящему протоколу. Собрание правомочно принимать решения по любым вопросам. Заседание внеочередного общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью «___________» (далее - Общество) проводится в очной форме.
Председатель собрания _____________________________________ (Ф.И.О.) Секретарь собрания ________________________________________ (Ф.И.О.)
Повестка дня: 1. О ликвидации Общества. Информация ______________________________________. (Ф.И.О.) 2. О назначении ликвидатора Общества. Информация ____________________________. (Ф.И.О.) 3. О порядке ликвидации Общества и сроках ее проведения. Информация ___________. (Ф.И.О.) 4. О переходе полномочий по управлению Обществом. Информация _______________. (Ф.И.О.)
Голосовали: «за» - ____ голосов; «против» - ____ голосов; «воздержалось» - ____ голосов.
1. СЛУШАЛИ: ____________________________: выступил(а) с предложением в связи с экономической (Ф.И.О.) нецелесообразностью дальнейшего осуществления хозяйственной деятельности ликвидировать Общество по решению учредителей (участников).
ВЫСТУПИЛИ: ____________________: предложил(а) поддержать предложение ____________________ (Ф.И.О.) (Ф.И.О.) и начать процесс ликвидации Общества.
РЕШИЛИ: В связи с экономической нецелесообразностью дальнейшего осуществления хозяйственной деятельности ликвидировать Общество по решению общего собрания участников.
Голосовали: «за» - ____ голосов; «против» - ____ голосов; «воздержалось» - ____ голосов.
2. СЛУШАЛИ: ________________: предложил(а) назначить ликвидатором Общества _______________ (Ф.И.О.) (Ф.И.О.)
ВЫСТУПИЛИ: ____________________: предложил(а) поддержать предложение ____________________ (Ф.И.О.) (Ф.И.О.) о назначении ликвидатора.
РЕШИЛИ: Назначить ликвидатором Общества _______________________, гражданина Республики (Ф.И.О.) Беларусь, паспорт № ______, выдан ______________________, личный номер: ____________, зарегистрирован по адресу: ______________________________.
Голосовали: «за» - ____ голосов; «против» - ____ голосов; «воздержалось» - ____ голосов.
3. СЛУШАЛИ: _________________________: предложил(а) установить порядок ликвидации Общества (Ф.И.О.) и определить ее сроки.
ВЫСТУПИЛИ: 1. _______________________: предложил(а) провести ликвидацию Общества в порядке, (Ф.И.О.) определенном действующим законодательством Республики Беларусь. 2. ____________________: предложил(а) установить общий срок ликвидации Общества (Ф.И.О.) до «__» ______________ 20__ г. и согласовать этот срок с регистрирующим органом.
РЕШИЛИ: 1. Провести ликвидацию Общества в порядке, определенном действующим законодательством Республики Беларусь.
Голосовали: «за» - ____ голосов; «против» - ____ голосов; «воздержалось» - ____ голосов.
2. Провести ликвидацию Общества в срок до «__» __________ 20__ г. и согласовать этот срок с регистрирующим органом.
Голосовали: «за» - ____ голосов; «против» - ____ голосов; «воздержалось» - ____ голосов.
4. СЛУШАЛИ: _________________: предложил(а) передать полномочия руководителя по управлению (Ф.И.О.) делами Общества ликвидатору _____________________, который вправе решать все вопросы (Ф.И.О.) по ликвидации Общества в пределах полномочий, установленных законодательством Республики Беларусь.
ВЫСТУПИЛИ: ____________________: предложил(а) поддержать предложение ____________________ (Ф.И.О.) (Ф.И.О.)
РЕШИЛИ: Передать полномочия руководителя по управлению делами Общества ликвидатору _________________________, который вправе решать все вопросы по ликвидации Общества (Ф.И.О.) в пределах полномочий, установленных законодательством Республики Беларусь.
Голосовали: «за» - ____ голосов; «против» - ____ голосов; «воздержалось» - ____ голосов. |
Председатель |
_________________ |
____________________________ | |
(подпись) |
(расшифровка подписи) | ||
Секретарь |
_________________ |
____________________________ | |
(подпись) |
(расшифровка подписи) |
Приложение к протоколу внеочередного общего собрания участников ООО «_________» «___» ___________ 20__ г. № ________ |
Список лиц, зарегистрировавшихся для участия во внеочередном общем собрании участников общества с ограниченной ответственностью «_____________________» | ||||
№ п/п |
Ф.И.О. |
Статус |
Процент голосов |
Личная подпись |
1 |
Участник общества с ограниченной ответственностью «_______________________» | |||
2 |
Участник общества с ограниченной ответственностью «_______________________» | |||
3 |
Представитель участника общества с ограниченной ответственностью «_______________________», действующий на основании доверенности, удостоверенной «__» ____________ 20__ г. частным нотариусом г.___________________________ ___________________ в реестре за № _________ (Ф.И.О.) |
|||
Примечание. Протокол оформлен в соответствии со ст.47 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах». Каждая страница протокола должна быть завизирована. |
(Оформляется на фирменном бланке) | |||
____________ № __________ | Директору __________________________ | ||
На № _______ от ___________ |
(наименование организации) | ||
____________________________________ | |||
(Ф.И.О.) |
УВЕДОМЛЕНИЕ В соответствии с требованиями п.1 ст.59 Гражданского кодекса Республики Беларусь общество с ограниченной ответственностью «__________________________» (далее - ООО) настоящим письмом уведомляет о начале процедуры ликвидации ООО по решению его учредителей (участников) (протокол внеочередного общего собрания участников ООО от ______________ № ______). Требования кредиторов принимаются ликвидатором ООО ________________________ (Ф.И.О.) в течение 2 (двух) месяцев по адресу: _______________________________________________.
Контактные телефоны: _______________________________________, тел. (017) ___________________; _______________________________________, тел. (017) ___________________. |
Ликвидатор | |||
(подпись) |
(Ф.И.О.) |
______________________________
ПРИКАЗ
___________________ № _________
г._________________
Об увольнении ________________ (Ф.И.О.)
В связи с ликвидацией общества с ограниченной ответственностью «______________» по решению внеочередного общего собрания участников:
УВОЛИТЬ: ______________________, ___________________, «__» ___________ 20__ г. по п.1 ст.42 (Ф.И.О.) (должность) Трудового кодекса Республики Беларусь. Главному бухгалтеру выплатить ______________________ выходное пособие в размере (Ф.И.О.) трехкратного среднемесячного заработка в соответствии со ст.48 Трудового кодекса Республики Беларусь. Трудовой отпуск использован по «___» _______________ 20__ г. |
Основание: |
1. Протокол внеочередного общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью «____________» от ____________ № ______. |
2. Приказ об уведомлении работников о ликвидации от ___________ № ______. |
Директор общества |
_______________ |
________________________ | |
(подпись) |
(Ф.И.О.) | ||
Визы | |||
С приказом ознакомлен |
_______________ |
________________________ | |
(подпись) |
(Ф.И.О.) | ||
«___» _________ 20__ г. |
21.01.2014
Светлана Рыбалко, юрист
Татьяна Дегтяренко, юрист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»