


Материал помещен в архив
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО ПОЛУЧЕНИЮ РАЗРЕШЕНИЯ (ПАСПОРТА) НА СРЕДСТВО НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ
Правовое регулирование
Вопросы размещения средств наружной рекламы регулируются:
• Законом Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее - Закон);
• Положением о порядке размещения средств наружной рекламы, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2007 № 1497 (далее - Положение);
• государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 1581-2008 «Средства наружной рекламы. Общие технические требования и определения» (далее - СТБ 1581-2008).
![]() |
Справочно Средство наружной рекламы - техническое средство, специально предназначенное и (или) используемое для размещения (распространения) наружной рекламы, за исключением транспортного средства. К средствам наружной рекламы относятся щиты, настенные рекламные конструкции, надкрышные рекламные конструкции, лайтпостеры, кронштейны, пилоны, плакатницы, растяжки, объемно-пространственные рекламные конструкции, тумбы, указатели, флаговые рекламные конструкции, электронные табло и т. д. |
Размещение средства наружной рекламы требует наличия разрешения соответствующего Минского городского, городского (города областного подчинения), районного исполнительного комитета (далее - исполком), на территории которого предполагается осуществить установку средства наружной рекламы.
![]() |
Справочно Быстро найти сайты Минского городского и областных исполкомов можно в разделах «Иные организации» и «Регионы» рубрики «Полезные ссылки» АПС «Бизнес-Инфо». |
В случае самовольного размещения средства наружной рекламы оно подлежит демонтажу на основании предписания исполкома (п.21 Положения).
Получив разрешение, рекламодатель также должен согласовать в исполкоме саму наружную рекламу, то есть ее сюжет. В приложении 10 к Положению установлен перечень средств наружной рекламы, на размещение которых не требуется получение разрешения (далее - Перечень).
Разрешение на размещение средства наружной рекламы не требуется для таких средств наружной рекламы, как вывеска, навес, тент, плакатница с площадью рекламного поля до 1 м2 и т. д. На перечисленные в Перечне средства наружной рекламы не требуется и получение согласования сюжетов наружной рекламы, размещаемых на таких средствах наружной рекламы. На все остальные средства наружной рекламы необходимо получать разрешение (оформлять паспорт средства наружной рекламы), а также согласовывать с исполкомом сюжет наружной рекламы, размещаемый (распространяемый) на этих средствах.
![]() |
Справочно Нужно ли оформлять разрешение (паспорт) на штендер, см. здесь. |
Алгоритм действий по размещению средства наружной рекламы
Шаг 1 | |
Выбор места размещения средства наружной рекламы | |
▼ | |
Шаг 2 | |
Разработка эскиза средства наружной рекламы | |
▼ | |
Шаг 3 | |
Подготовка документов для получения разрешения на размещение средства наружной рекламы.
Справочно Примеры оформления:- заявления для получения разрешения на размещение средства наружной рекламы см. здесь; - письма о согласии собственника места размещения средства наружной рекламы на размещение средства наружной рекламы см. здесь | |
▼ | |
Шаг 4 | |
Подача документов | |
▼ | |
Шаг 5 | |
Разработка проекта привязки средства наружной рекламы и согласование его в исполкоме | |
▼ | |
Шаг 6 | |
Получение паспорта средства наружной рекламы | |
▼ | |
Шаг 7 | |
Заключение договора и внесение платы |
Шаг 1. Выбор места размещения средства наружной рекламы
При выборе места размещения средства наружной рекламы необходимо руководствоваться главой 5 СТБ 1581-2008, которая устанавливает требования к местам размещения средств наружной рекламы. Так, нельзя размещать средства наружной рекламы на одной опоре и (или) в створе с дорожными знаками и светофорами, на дорожных ограждениях и направляющих устройствах и т. п.
При размещении средства наружной рекламы на частной или республиканской собственности необходимо получить согласие собственника или уполномоченного лица на размещение средства наружной рекламы, которое может быть выражено в письме или ином документе. Согласие не нужно, когда собственник (уполномоченное лицо) и рекламораспространитель (организация или гражданин, осуществляющие размещение (распространение) рекламы) является одним лицом.
При размещении средства наружной рекламы на коммунальной собственности необходимо иметь в виду, что исполком вправе организовать проведение торгов на право размещения средства наружной рекламы на объекте коммунальной собственности. Указанное право предоставляется местным исполнительным и распорядительным органам в соответствии с п.101 Положения.
Так, торги на право размещения средства наружной рекламы на объекте коммунальной собственности проводятся:
• в г. Минске (Инструкция о порядке проведения торгов на право размещения средства наружной рекламы на объекте коммунальной собственности, утвержденная решением Минского городского исполнительного комитета от 01.04.2010 № 720);
• Солигорском районе (Инструкция о порядке проведения торгов на право размещения средства наружной рекламы на объекте коммунальной собственности Солигорского района, утвержденная решением Солигорского районного исполнительного комитета от 03.12.2013 № 4050);
• Калинковичском районе (Инструкция о порядке проведения торгов на право размещения средства наружной рекламы на объекте коммунальной собственности, утвержденная решением Калинковичского районного исполнительного комитета от 09.03.2015 № 236);
• других городах и районах.
Шаг 2. Разработка эскиза средства наружной рекламы
Эскиз средства наружной рекламы должен быть разработан в увязке с конкретной архитектурно-планировочной ситуацией по месту размещения рекламы и выполнен на бумажном носителе в цвете. В эскизе четко оговариваются габариты средства наружной рекламы, основные материалы для его изготовления и способ подсветки.
При разработке эскиза средства наружной рекламы необходимо руководствоваться п.7 Положения и главой 4 СТБ 1581-2008, которые устанавливают требования к средствам наружной рекламы. В частности, средства наружной рекламы не должны иметь сходство (по внешнему виду, изображению или звуковому эффекту) с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, ухудшать их видимость, а также создавать впечатление нахождения на дороге транспортного средства, пешехода или какого-либо объекта и т. п.
Шаг 3. Подготовка документов для получения разрешения на размещение средства наружной рекламы
Для получения разрешения на размещение средства наружной рекламы необходимо подготовить следующие документы:
1) заявление установленного образца (приложение 1 к Положению) (пример заполнения см. ниже).
Солигорский районный исполнительный комитет ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу на основании данного заявления: |
выдать разрешение на размещение средства наружной рекламы |
V |
продлить действие разрешения на размещение средства наружной рекламы | |
переоформить разрешение на размещение средства наружной рекламы |
Сведения о рекламораспространителе: наименование (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)) ООО «Тюльпан» место нахождения (место жительства или место пребывания) г. Солигорск, ул. Заслонова, д. 5 оператор наружной рекламы (да/нет) нет учетный номер плательщика 195356963 организация, индивидуальный предприниматель либо гражданин, осуществляющий адвокатскую деятельность, частную нотариальную деятельность, ремесленную деятельность или деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (нужное подчеркнуть) контактный телефон (код) (017 42) 526 65
Сведения о собственнике места размещения средства наружной рекламы (уполномоченном лице): наименование (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)) ООО «Бульба» место нахождения (место жительства или место пребывания) г. Солигорск, ул. Первомайская, д. 6 учетный номер плательщика 195665325 контактный телефон (код) (017 42) 563 52 форма собственности имущества (республиканская, коммунальная, частная) частная
Сведения о средстве наружной рекламы: средство наружной рекламы вывеска рекламного характера адрес места его размещения г. Солигорск, ул. Первомайская, д. 6 площадь рекламного поля (при его наличии) 10 м2 Регистрационный номер, дата выдачи и срок действия ранее выданного разрешения (для целей продления действия, переоформления) _________
Сведения о внесении платы за оформление (продление действия, переоформление) паспорта средства наружной рекламы, если такая плата внесена посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства: дата внесения платы 15.09.2015 размер платы 540 000 (пятьсот сорок тысяч) белорусских рублей
Перечень прилагаемых документов: эскиз средства наружной рекламы; фотографии места размещения средства наружной рекламы 9х13 см - 3 шт.; письмо о согласии собственника места размещения средства наружной рекламы на размещение средства наружной рекламы; копия свидетельства о государственной регистрации; копия документа об оплате за оформление паспорта средства наружной рекламы; копия договора на изготовление наружной рекламы |
___________________ (подпись) |
И.И.Иванов (инициалы, фамилия) | |
15.09.2015 (дата подачи заявления) |
2) эскиз средства наружной рекламы в увязке с конкретной архитектурно-планировочной ситуацией по месту размещения рекламы, выполненный на бумажном носителе в цвете;
3) три фотографии места размещения средства наружной рекламы размером 9x13 см (одна фотография с панорамной съемкой места размещения средства наружной рекламы, две фотографии с обозначением места размещения средства наружной рекламы), выполненные в цвете;
4) письмо или иной документ о согласии собственника места размещения средства наружной рекламы (далее - собственник) или уполномоченного лица на размещение средства наружной рекламы - если место размещения средства наружной рекламы находится в республиканской или частной собственности, за исключением случаев, когда собственник (уполномоченное лицо) и рекламораспространитель являются одним лицом (пример письма см. ниже).
Оформляется на бланке для письма
Директору государственного предприятия «Минскреклама» Титенкову М.С. |
ООО «Ромашка» в лице директора Иванова И.И. не возражает против размещения рекламы ООО «Тюльпан» по адресу: г. Минск, ул. Рафиева, 27, на принадлежащем ООО «Ромашка» на праве частной собственности здании.
Директор | Подпись | И.И.Иванов |
5) макет наружной рекламы (при наличии) на бумажном носителе в формате А4, выполненный в цвете, или на электронном носителе при размещении (распространении) такой рекламы на электронном табло;
6) копия документа, подтверждающего государственную регистрацию рекламораспространителя (при первой подаче такого документа в соответствующий исполком);
7) документ, подтверждающий внесение платы за оформление паспорта средства наружной рекламы, за исключением случая оформления такого паспорта на техническое средство, специально предназначенное и (или) используемое исключительно для размещения социальной рекламы;
8) копия документа, подтверждающего изготовление наружной рекламы организациями Республики Беларусь и (или) гражданами Республики Беларусь (например, договор на изготовление наружной рекламы), поскольку наружная реклама должна изготавливаться организациями Республики Беларусь и (или) гражданами Республики Беларусь (ст.13 Закона).
Копии документов заверяются рекламораспространителем путем проставления на них печати и подписи руководителя (уполномоченного им лица) организации; печати (при ее наличии) и подписи индивидуального предпринимателя (уполномоченного им лица).
Процедура по выдаче разрешения на размещение средства наружной рекламы регулируется подп.9.11.1 п.9.11 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.
Документы на выдачу разрешения на размещение средства наружной рекламы подаются в исполком по месту нахождения средства наружной рекламы. Согласно п.65 Положения исполком вправе определить подчиненные организации, уполномоченные на прием документов на оформление паспортов средств наружной рекламы. Так, в г. Витебске организация, уполномоченная на прием документов, - КПУП «Витебскреклама», в г. Минске - КПУП «Минскреклама», г. Бресте - КУП по оказанию услуг «Брестская административно-техническая инспекция».
Стоимость услуг по оформлению разрешения (паспорта) зависит от региона и вида средства наружной рекламы и составляет от 200 000 до 2 000 0000 руб.
Шаг 5. Разработка проекта привязки средства наружной рекламы и согласование его в исполкоме
В случае если размещение средства наружной рекламы требует разрытия грунта или выполнения иных земляных работ, необходимо разработать проект привязки средства наружной рекламы к участку местности. Проект привязки средства наружной рекламы разрабатывается самостоятельно исполкомом или он дает задание рекламораспространителю, при этом обеспечивая его необходимой документацией для выполнения задания (выкопировки из топогеосъемки участка местности с нанесением фактического местоположения инженерных сетей).
Проект привязки средства наружной рекламы должен быть согласован с исполкомом и организацией, эксплуатирующей инженерные сети, расположенные в соответствии с проектом в месте размещения средства наружной рекламы.
Порядок разработки проекта привязки средства наружной рекламы урегулирован частью третьей п.10 Положения.
Шаг 6. Получение паспорта средства наружной рекламы
Положение устанавливает обязанность исполкома самостоятельно получить все необходимые согласования по размещению средства наружной рекламы (п.10). Ранее заявитель вправе был самостоятельно оформлять все необходимые согласования.
Административная процедура по выдаче разрешения (паспорта) на размещение средства наружной рекламы осуществляется в течение 30 рабочих дней.
В праве на размещение средства наружной рекламы исполком может отказать. В данном случае исполком выдает рекламораспространителю письменный мотивированный отказ в предоставлении такого права. Кроме того, при отказе исполкома в предоставлении рекламораспространителю права на размещение средства наружной рекламы на объекте коммунальной собственности рекламораспространителю возвращается внесенная им плата за оформление разрешения (паспорта) средства наружной рекламы.
Срок действия разрешения на размещение средства наружной рекламы зависит от вида и площади средства наружной рекламы.
Так, на размещение технически сложного средства наружной рекламы (надкрышной рекламной конструкции, призматрона, лайтпостера с площадью рекламного поля более 2,16 м2, щита с площадью рекламного поля более 32 м2, вращающегося щита, электронного табло и др.), объемно-пространственной рекламной конструкции должен составлять не менее 5 лет, на размещение лайтпостеров с площадью рекламного поля до 2,16 м2 включительно, щитов с площадью рекламного поля до 32 м2 включительно, пилонов и иных средств наружной рекламы, закрепляемых на земельном участке, - не менее 3 лет.
Шаг 7. Заключение договора и внесение платы
Исполком, собственник (уполномоченное лицо) и рекламораспространитель в течение 5 рабочих дней со дня последнего согласования (возврата рекламораспространителем согласованного паспорта средства наружной рекламы в исполком) заключают договор на размещение (распространение) наружной рекламы (далее - договор), к которому применяются правила договора возмездного оказания услуг (за исключением случая безвозмездного размещения средства наружной рекламы) (п.16 Положения).
В предмете договора указывается, что собственник (уполномоченное лицо) оказывает рекламораспространителю содействие в размещении (распространении) наружной рекламы, а исполком предоставляет рекламораспространителю право на использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях.
Кроме того, в договоре указывается размер платы, которую рекламораспространитель уплачивает за размещение (распространение) наружной рекламы.
Установление порядка расчета платы за размещение (распространение) наружной рекламы относится к компетенции исполкомов. При этом решением исполкома устанавливается порядок расчета платы:
• за предоставление права на использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях при размещении наружной рекламы на коммунальной, республиканской и частной собственности (это та часть платы, которая вносится в местный бюджет независимо от того, на чьей собственности размещается (распространяется) наружная реклама);
• за содействие в размещении (распространении) наружной рекламы, если исполком является собственником имущества, на котором размещается (распространяется) наружная реклама.
Если же средство наружной рекламы находится на частной собственности, то порядок расчета платы за содействие в размещении (распространении) наружной рекламы законодательством не установлен и может определяться собственником самостоятельно в договоре на оказание содействия в размещении (распространении) наружной рекламы.
К договору на оказание содействия в размещении (распространении) наружной рекламы применяются правила о договоре возмездного оказания услуг согласно ст.291 Закона и п.7 Указа Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. действие Указа № 150 не распространяется на государственный жилищный фонд, линейно-кабельные сооружения электросвязи, имущество Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации и на отношения по передаче имущества в финансовую аренду (лизинг) и по размещению средств наружной рекламы (п.7 Указа № 150 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 15.11.2016 № 421). |
Договор заключается на срок действия разрешения на размещение средства наружной рекламы. При досрочном расторжении договора либо истечении срока его действия рекламораспространитель обязан демонтировать средство наружной рекламы.
28.09.2015
Виктория Вареник, юрист