


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В ФОРМЕ ВЫДЕЛЕНИЯ
Основные нормативные акты
Основные нормативные правовые акты, регулирующие порядок реорганизации юридических лиц в форме выделения и государственной регистрации организации, создаваемой в результате такой реорганизации:
• Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК);
• Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение № 1, Декрет № 1);
• Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон о хозяйственных обществах).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 апреля 2021 г. следует руководствоваться Законом о хозяйственных обществах с изменениями, внесенными Законом от 05.01.2021 № 95-З. Комментарии см. здесь; |
• постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 27.01.2009 № 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» (далее - постановление № 8);
• Положение о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2009 № 154 (далее - Положение № 154);
• постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 05.03.2009 № 20 «О согласовании наименований юридических лиц» (далее - постановление № 20);
• Инструкция о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11.12.2009 № 146 (далее - Инструкция № 146).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 ноября 2017 г. вместо Инструкции № 146 действует Инструкция о порядке эмиссии эмиссионных ценных бумаг, утв. постановлением Минфина от 31.08.2016 № 78; |
• Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее - Инструкция № 180).
Регистрирующие органы
Государственная регистрация юридического лица (в том числе созданного в результате реорганизации в форме выделения) производится по месту его нахождения (п.4 Положения № 1). Государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется только областными и Минским городским исполнительными комитетами, а государственная регистрация остальных субъектов хозяйствования - областными, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским городскими исполнительными комитетами (п.9 Положения № 1).
Областные исполнительные комитеты вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные городские исполнительные комитеты - соответствующим администрациям районов в городах.
![]() |
Справочно На практике государственную регистрацию коммерческих организаций в г. Минске осуществляет Главное управление юстиции Минского городского исполнительного комитета по адресу: г. Минск, пл. Свободы, 8 (www.just-minsk.gov.by). |
Общая характеристика реорганизации юридического лица в форме выделения
Выделение представляет собой одну из форм реорганизации, при которой из юридического лица создается одна или несколько новых организаций с передачей им части прав и обязанностей реорганизованного юридического лица без прекращения его деятельности. При выделении права и обязанности реорганизованного юридического лица переходят в соответствии с разделительным балансом к каждой из возникших организаций (ст.19 Закона о хозяйственных обществах). Процесс реорганизации в форме выделения считается завершенным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Поскольку при реорганизации в форме выделения работа реорганизуемого юридического лица остается прежней (с учетом изменений, произошедших в результате передачи имущества, прав и обязанностей выделившимся лицам), оно сохраняет свои фирменное наименование, счета, учетные номера, лицензии и прочие специальные разрешения. Организации, созданные в процессе реорганизации в форме выделения, получают самостоятельные реквизиты.
На практике выделение может использоваться в случае, когда у организации возникает необходимость создания самостоятельных юридических лиц при сохранении контроля над ними со стороны организации. Например, организация осуществляет несколько видов деятельности, что затрудняет ведение бухгалтерского учета. В таком случае участникам данной компании следует прибегнуть к реорганизации и выделить из организации юридическое лицо, которое будет специализироваться в каком-то одном направлении. Реорганизация в форме выделения также может использоваться как альтернатива созданию нового юридического лица. Например, участник общества желает выйти из состава его участников и продолжить бизнес в данной отрасли на базе ЧУП. Если для этого участник пожелает выйти из общества или продать свою долю, ему придется зарегистрировать новое юридическое лицо и начать работу «с нуля», не имея необходимого оборудования и имущества. Кроме того, денежные средства, которые он должен получить в случае своего выхода из общества, будут ему выплачены только в конце финансового года (на расчет с выбывшим участником дается год), что не позволит ему сразу же вложить средства в бизнес. В случае продажи доли в уставном фонде общества размер полученных в результате данной сделки денежных средств несопоставим с балансовой стоимостью недвижимости, которая может перейти к лицу в случае реорганизации в форме выделения по разделительному балансу. Следовательно, в процессе выделения можно получить как минимум одно новое юридическое лицо, которое сразу после создания и регистрации приступит к осуществлению хозяйственной деятельности.
Таким образом, если организации важно, чтобы вновь возникшее юридическое лицо начало деятельность с чистого листа, то необходимо использовать процесс учреждения. Если же организации надо, чтобы вновь возникший субъект фактически продолжил ту деятельность, которую осуществляло юридическое лицо, необходимо использовать процесс выделения.
![]() |
Обратите внимание! Согласно нормам Положения № 1 учредители юридического лица несут ответственность не только за соблюдение процедуры его создания (в том числе и в результате реорганизации), но и за достоверность сведений, содержащихся в представляемых ими для регистрации документах. |
В связи с тем что выделение - достаточно сложная процедура, при создании юридического лица таким образом необходимо внимательно отнестись к каждому этапу процесса во избежание возникновения проблем в будущем.
Алгоритм реорганизации в форме выделения унитарных предприятий и (или) хозяйственных обществ
![]() |
Обратите внимание! В алгоритме рассмотрен порядок реорганизации унитарного предприятия и хозяйственного общества с несколькими участниками (два и более). Порядок реорганизации и создания хозяйственных обществ с одним участником не рассматривается (по данному вопросу см. материалы «Создание и деятельность хозяйственных обществ с одним участником» и «Алгоритм создания общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью с одним участником»). |
Этап 1. Действия, предшествующие государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме выделения
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
Этап 2. Государственная регистрация юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения
|
|
| ||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
|
Внесение изменений и (или) дополнений в учредительные документы реорганизуемого юридического лица и их государственная регистрация
(примечание 25)
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
|
| ||||||||||||
|
| ||||||||||||
|
|
Этап 3. Действия после государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
Этап 4. Регистрация акций АО (в случае создания в результате реорганизации АО)
|
||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Примечание 1. Решение о реорганизации принимается собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами.
Согласно части второй ст.19 Закона о хозяйственных обществах общее собрание участников реорганизуемого хозяйственного общества принимает решение:
1) о порядке и условиях реорганизации, где должна быть отражена информация:
- о реорганизации юридического лица в форме выделения;
- о возложении на руководителя юридического лица обязанности письменно уведомить его кредиторов о предстоящей реорганизации;
- об определении даты, по состоянию на которую проводится инвентаризация имущества юридического лица и составляется разделительный баланс;
2) о создании новых юридических лиц на базе реорганизованного общества. Здесь также следует решить вопрос о размере уставных фондов вновь создаваемых лиц;
3) о составе участников вновь возникших в связи с реорганизацией лиц. Учредителями (участниками) каждого из вновь возникающих в результате выделения хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм могут быть только реорганизованное хозяйственное общество и (или) его участники с их согласия.
![]() |
Обратите внимание! В случае раздела имущества, находящегося в совместной собственности супругов, а также перехода права собственности на имущество унитарного предприятия в порядке наследования, правопреемства либо иными не противоречащими законодательству способами к двум и более лицам унитарное предприятие может быть реорганизовано путем выделения (часть вторая п.9 ст.113 ГК). Таким образом, законодательство допускает возможность применения такой формы реорганизации, как выделение, и к ЧУП. Полагаем, ЧУП может быть реорганизовано в форме выделения не только в перечисленных выше случаях, но и по решению учредителя. В такой ситуации из ЧУП выделяется ЧУП, учредитель которого будет либо прежним учредителем, либо самим ЧУП. |
Примечание 2. При реорганизации организации проведение инвентаризации активов и обязательств является обязательным (абзац 2 п.2 ст.13 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).
Примерная форма приказа о проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств приведена в Инструкции № 180 (приложение 1).
Примечание 3. Письмо-уведомление произвольной формы, содержащее информацию о принятии решения о реорганизации юридического лица, должно быть подано в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (подп.1.9.3 п.1 ст.22 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)). После получения налоговыми органами соответствующего уведомления деятельность реорганизуемого юридического лица может быть подвергнута внеплановой налоговой проверке. Обязательность проведения внеплановой налоговой проверки при реорганизации ранее содержалась в п.4 ст.69 НК (в редакции, действовавшей до 1 января 2007 г.). В настоящее время назначение такой проверки - право, а не обязанность налоговых органов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал ссылается на НК в редакции до 1 января 2019 г. С 1 января 2019 г. НК на основании Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З изложен в новой редакции. Комментарии см. здесь. В части налогообложения материал актуален на дату его написания. |
Примечание 4. Письмо-уведомление произвольной формы, содержащее информацию о принятии решения о реорганизации юридического лица, должно быть подано в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (абзац 10 п.26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 января 2022 г. Положение № 40 утратило силу Указом от 22.11.2021 № 448. С 21 января 2022 г. действует Закон от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь». Комментарий см. здесь. |
Примечание 5. Страхователь обязан своевременно сообщать страховщику о своей реорганизации (абзац 13 п.323 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 апреля 2025 г. следует руководствоваться Положением об обязательном страховании, утв. Указом от 18.03.2025 № 108. Комментарии см. здесь. |
Страхователи (за исключением прошедших государственную регистрацию в соответствии с Декретом № 1) обязаны письменно сообщить обособленному подразделению страховщика по месту регистрации с приложением подтверждающих документов о реорганизации в 10-дневный срок со дня принятия такого решения (абзац 4 п.16 Положения о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1294).
Отметим, что уведомление о реорганизации органов государственной статистики не является обязательным, однако прочно закрепилось на практике.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2019 г. следует руководствоваться Положением о порядке регистрации (перерегистрации) страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.08.2019 № 575. Комментарий см. здесь. |
Примечание 6. Статья 56 ГК обязывает орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемой организации, которые выступают таковыми на дату принятия решения о реорганизации. Уведомление лиц, являющихся на дату принятия решения о реорганизации хозяйственного общества его кредиторами, осуществляется не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации юридического лица (ст.23 Закона о хозяйственных обществах). Иные лица уведомляются о принятом решении о реорганизации при заключении с ними договоров. Срок для уведомления кредиторов при реорганизации ЧУП и предъявления кредиторами требований законодательством не установлен, однако в такой ситуации можно по аналогии руководствоваться сроками, установленными ст.23 Закона о хозяйственных обществах.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 ноября 2024 г. следует руководствоваться ст.56 ГК в ред. Закона от 13.11.2023 № 312-З. |
Примечание 7. Исходя из разъяснения Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 30.06.2008 № 03-29/1397 «О порядке уведомления кредиторов о реорганизации юридического лица» данное уведомление должно быть направлено каждому кредитору учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации. Следовательно, под письменным уведомлением нельзя понимать публикацию о реорганизации юридического лица в соответствующем печатном издании.
Объем обязательной информации, которая должна содержаться в уведомлении, действующим законодательством не установлен. Кредиторам должны быть сообщены сведения, необходимые для того, чтобы сделать правильный выбор о продолжении или прекращении хозяйственных связей с реорганизуемым юридическим лицом. Способ отправки данного письменного уведомления законодательно также не урегулирован; предположительно, что для этих целей можно использовать заказные письма, телеграммы, электронные документы. Предпочтительнее - посылать заказным письмом с уведомлением с описью вложения.
Примечание 8. При реорганизации юридического лица трудовые отношения с согласия работника на условиях, предусмотренных трудовым договором, продолжаются. При отказе работника от продолжения работы по той же профессии, занимаемой должности трудовой договор прекращается по п.5 части второй ст.35 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) с выплатой работнику выходного пособия в размере не менее двухнедельного среднего заработка. Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме выделения следует помнить, что это может повлечь дополнительные расходы, связанные с выплатой работникам выходного пособия.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. согласно п.5 части второй ст.35 ТК (в редакции Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З, далее - Закон № 219-З) основаниями прекращения трудового договора являются отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с нанимателем; отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда, а также отказ от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества и (или) реорганизацией (слиянием, присоединением, разделением, выделением, преобразованием) организации, сдачей имущественного комплекса организации в аренду или передачей в доверительное управление акций (долей в уставном фонде) организации. |
Примечание 9. Законодательством не определено, что согласие на продолжение трудовых отношений обязательно должно быть выражено в письменной форме каждым работником индивидуально. Вместе с тем, чтобы получить согласие работника, наниматель обязан уведомить его о предстоящей реорганизации. Форма такого уведомления также не определена. Поэтому, полагаем, правильным будет, если наниматель проведет общее собрание работников либо вывесит решение о реорганизации юридического лица на доске объявлений. Получение согласия работника на продолжение трудовых отношений подразумевается, если работник не обратился к нанимателю с письменным заявлением об увольнении и продолжает выполнять работу.
В случае если трудовой коллектив реорганизуемого юридического лица малочисленный, рекомендуем ознакомить каждого работника с приказом о реорганизации под подпись.
Примечание 10. Порядок проведения инвентаризации регулируется Инструкцией № 180.
Инвентаризации подлежат активы и обязательства организации независимо от их местонахождения, а также активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.) (п.5 Инструкции № 180).
К инвентаризируемым активам относятся:
• внеоборотные активы;
• оборотные активы;
• дебиторская задолженность;
• расчеты с учредителями;
• денежные средства;
• финансовые вложения;
• прочие оборотные активы.
К инвентаризируемым обязательствам организации относятся:
• долгосрочные кредиты и займы;
• краткосрочные кредиты и займы;
• кредиторская задолженность;
• задолженность перед учредителями;
• резервы предстоящих расходов;
• прочие виды обязательств.
Примечание 11. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (п.4 ст.54 ГК). Однако если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного хозяйственного общества, возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам этого общества перед его кредиторами (часть пятая ст.23 Закона о хозяйственных обществах).
При выделении из состава организации одной или нескольких организаций правопреемства по исполнению налогового обязательства, уплате пеней у выделенных организаций не возникает. Если в результате такого выделения реорганизованная организация не имеет возможности исполнить налоговое обязательство, уплатить пени и это выделение повлекло неисполнение налогового обязательства, неуплату пеней, по решению суда выделившиеся организации обязаны солидарно исполнять налоговое обязательство, уплачивать пени (п.4 ст.39 НК).
Примечание 12. Разделительный баланс не является документом, подтверждающим факт завершения реорганизации юридического лица, а служит необходимым основанием для ее проведения.
С 1 февраля 2009 г. согласно Положению № 1 разделительный баланс не входит в перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для регистрации реорганизации, тем не менее он - необходимый документ для проведения процедуры реорганизации.
![]() |
Обратите внимание! При составлении разделительного баланса лица, принявшие решение о реорганизации, могут столкнуться с некоторыми сложностями в определении уполномоченного лица на подписание передаточных документов со стороны вновь создаваемого лица, которое на момент подписания официально еще не является юридическим лицом (не пройдена процедура государственной регистрации). На практике данные документы подписываются либо самими учредителями, либо лицами, которые, как предполагается, в дальнейшем будут исполнять обязанности руководителя, главного бухгалтера организации. При этом нельзя, чтобы баланс с двух сторон был подписан одними и теми же лицами, поскольку может возникнуть вопрос о его действительности. |
Примечание 13. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому оно является, и возмещения убытков (п.2 ст.56 ГК).
Примечание 14. Общее собрание участников каждого из вновь возникающих в результате выделения хозяйственных обществ и (или) учредители (участники) каждого из вновь возникающих в результате выделения юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждают их учредительные документы и образуют их органы (ст.19 Закона о хозяйственных обществах).
Кроме того, при принятии решения о создании новых юридических лиц в результате реорганизации в форме выделения следует обратить внимание и включить в повестку следующие вопросы:
1) об организации нового лица.
Здесь должны найти отражение сведения:
• о наименовании новой организации;
• лице, уполномоченном на согласование наименования;
• месте нахождения организации.
![]() |
Обратите внимание! В соответствии с Положением № 1 для государственной регистрации юридического лица в регистрирующий орган не требуется представлять документы, касающиеся его местонахождения. Вместе с тем данные сведения должны быть указаны в уставе организации и заявлении о государственной регистрации, подписывая которое учредители организации подтверждают, что сведения, содержащиеся в представленных документах, в том числе и в заявлении, достоверны. Тем самым они берут на себя ответственность за то, что указанные ими данные соответствуют действительности. Таким образом, во избежание ситуаций, когда государственная регистрация организации, созданной в результате реорганизации в форме выделения, может быть признана недействительной на основании представления учредителями компании в регистрирующий орган заведомо ложных сведений в отношении местонахождения юридического лица, рекомендуем уделить особое внимание оформлению указанных документов; |
2) об определении размера уставного фонда, размера долей и вкладов учредителей, порядок их внесения в уставный фонд.
Возможны следующие способы формирования уставного фонда юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме выделения:
а) путем передачи части уставного фонда реорганизуемой организации, что влечет его уменьшение. В данном случае нужно иметь в виду, что для АО размер данных уставных фондов должен соответствовать минимальному размеру, установленному в п.8 Положения № 1;
б) путем передачи имущества реорганизуемой организации в качестве вклада в уставный фонд. В такой ситуации имущество подлежит оценке, в отношении которой в последующем необходимо провести экспертизу ее достоверности, руководствуясь нормами Положения о порядке проведения экспертизы достоверности оценки, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2011 № 173.
![]() |
Обратите внимание! Исходя из части четвертой ст.29 Закона № 2020-XII в случае проведения независимой оценки стоимости вносимого в уставный фонд хозяйственного общества неденежного вклада экспертиза достоверности этой оценки не проводится. Таким образом, если первоначальную оценку неденежного вклада проводила уполномоченная организация-оценщик (в таком случае оценка является независимой), то экспертизу достоверности такой оценки проводить не нужно; |
в) путем перечисления денежных средств с расчетного счета реорганизуемой организации. Для этого необходимо открыть временный счет (в случае формирования уставного фонда до момента государственной регистрации) для формирования уставного фонда новой организации, на который будут зачислены деньги. В таком случае в протоколе должно быть прописано решение об открытии временного счета.
Кроме того, учредитель, участники могут принять решение о том, что уставный фонд создаваемой ими организации будет формироваться не только путем передачи имущества или денежных средств от головной компании, но и за счет внесения ими дополнительных денежных или имущественных вкладов. В случае когда в состав учредителей нового юридического лица принимается стороннее лицо, оно должно сформировать свою долю в уставном фонде организации либо путем перечисления денежных средств либо посредством внесения имущества с проведением соответствующих оценок и экспертиз.
Часть вторая п.7 Положения № 1 допускает при создании коммерческой организации формировать ее уставный фонд в течение 12 месяцев после государственной регистрации юридического лица. Денежные средства в таком случае в качестве вклада в уставный фонд вносятся уже на открытый организацией текущий (расчетный) счет.
Напомним, что вопросы открытия банковских счетов регулируются главой 22 Банковского кодекса Республики Беларусь, Декретом № 1 и внутренними локальными актами банков, регламентирующими данные вопросы более детально;
3) о подписании разделительного баланса.
Новые участники, учредитель должны определить, устраивает ли их то имущество, права и обязанности, которые перейдут к создаваемому ими юридическому лицу в процессе разделения;
4) об образовании органов организации и избрании ее членов;
5) о подписании и утверждении устава;
6) иные вопросы, которые в каждой конкретной ситуации посчитают необходимым решить участники общего собрания (учредитель).
Например:
• утверждение решения о выпуске акций в случае создания в результате разделения АО;
• указание учредителя хозяйственного общества, уполномоченного на подписание заявления о государственной регистрации в случае, если количество учредителей создаваемого в результате разделения хозяйственного общества более трех и ими принято решение уполномочить одного из них на подписание указанного заявления.
![]() |
Обратите внимание! Согласно Положению № 1 при государственной регистрации юридического лица в регистрирующий орган представляются определенные документы, включая соответствующее заявление, которое в свою очередь должно быть подписано учредителями создаваемой организации (их представителями) в присутствии работника регистрирующего органа. Это означает, что при представлении документов для регистрации хозяйственного общества все его учредители (их представители) должны лично присутствовать в регистрирующем органе, что может вызвать определенные трудности, так как им придется «подстраиваться» под одно и то же время. Во избежание возникновения таких ситуаций в абзаце 2 части третьей п.19 Положения № 1 установлено, что, если количество учредителей коммерческой организации более трех человек, они вправе уполномочить одного из них на подписание заявления, о чем должно быть указано в документе, подтверждающем намерения о создании коммерческой организации. В таком случае в протоколе производится следующая запись: «Уполномочить Петрова Петра Петровича представлять интересы остальных участников ООО в регистрирующем органе по вопросу регистрации ООО и подписать от их имени заявление о государственной регистрации, в том числе листы А».
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 сентября 2017 г. следует руководствоваться абзацем 2 части третьей п.19 Положения № 1 с изменением, внесенным Декретом Президента Республики Беларусь от 28.02.2017 № 2. Если собственником имущества или учредителем (участником) юридического лица является физическое лицо, заявление о государственной регистрации может быть подписано иным физическим лицом, уполномоченным в соответствии с нотариально удостоверенной доверенностью действовать от имени этого собственника имущества или учредителя (участника) юридического лица. |
Примечание 15. Форму заявления см. в приложении к Положению № 154.
Примечание 16. Порядок согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций для их последующей государственной регистрации определен Положением № 154 и постановлением № 20.
До обращения в регистрирующий орган заявитель может проверить выбранное наименование с помощью перечня согласованных (зарезервированных) наименований юридических лиц, размещаемого на веб-портале Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (http://egr.gov.by) (далее - веб-портал ЕГР) (п.4 Положения № 154).
В регистрирующие органы для согласования наименования юридических лиц обращается учредитель (участник), на которого в соответствии с решением (протоколом) возложена данная обязанность, или его представитель. Согласование наименования может быть осуществлено:
1) при личном обращении заявителя в регистрирующий орган с предъявлением документа, удостоверяющего его личность (в присутствии заявителя в день обращения);
2) направлении заявителем документов по почте (в течение 2 рабочих дней);
3) представлении заявителем электронных документов в порядке, установленном Положением № 154 (не позднее следующего рабочего дня с даты получения заявления). При этом электронные документы для согласования наименования могут быть представлены учредителем - физическим или юридическим лицом - резидентом Республики Беларусь. Порядок такого обращения за согласованием наименования определен Положением № 154. Для согласования наименования электронные документы представляются посредством веб-портала ЕГР.
По результатам рассмотрения электронных документов уполномоченным сотрудником регистрирующего органа на веб-портал ЕГР направляются подписанные электронной цифровой подписью этого сотрудника подтверждение о согласовании наименования либо отказ в согласовании наименования - при наличии оснований для отказа в согласовании наименования. Формы указанных документов утверждены в приложениях 2 и 3 к постановлению № 20.
На практике второй вариант менее удобен, так как в любом случае необходимо будет приезжать в исполнительный комитет за справкой о согласовании наименования. Кроме того, при личном обращении работник регистрирующего органа на месте проверяет, нет ли такого названия в базе ЕГР и соответствует ли оно требованиям законодательства. При наличии такого названия в базе или возникновении каких-либо затруднений учредитель (участник) или его представитель может сразу предложить другое наименование и разрешить все вопросы на месте. При отправлении же документов по почте придется ждать ответа 2 дня, а затем в случае отказа повторять все заново.
Примечание 17. Учредительным документом ООО, ОДО и унитарного предприятия является только устав. В уставе юридического лица должны содержаться следующие сведения (п.2 ст.48, часть вторая п.2 ст.113 ГК, ст.14 и 69 Закона о хозяйственных обществах):
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 ноября 2024 г. следует руководствоваться п.3 ст.48, ч.2 п.2 ст.113 ГК в ред. Закона № 312-З. |
• о том, что данное юридическое лицо создано в результате реорганизации в форме выделения;
• наименование юридического лица;
• место его нахождения;
• цели деятельности;
• размер уставного фонда, порядок и источники его формирования;
• права и обязанности участников;
• структура, порядок избрания или образования, состав и компетенция органов юридического лица;
• порядок управления деятельностью юридического лица;
• орган управления юридического лица или лицо (работник), уполномоченные на подготовку, созыв и проведение общего собрания его участников;
• порядок принятия органами управления решений, включая перечень вопросов, решения по которым принимаются органами управления единогласно или квалифицированным большинством голосов;
• условия и порядок распределения прибыли и убытков;
• перечень представительств и филиалов;
• ответственность юридического лица, его участников;
• порядок утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица (данных книги учета доходов и расходов), его представительств и филиалов;
• порядок и объем представления участникам информации о юридическом лице;
• иные сведения.
В уставе АО дополнительно предусматриваются сведения:
• об общем количестве акций, их номинальной стоимости, о категориях акций, эмитируемых юридическим лицом, количестве акций каждой категории;
• о фиксированном размере дивиденда по привилегированным акциям (в стоимостном или процентном выражении по отношению к номинальной стоимости акций) либо о порядке его определения (в случае эмиссии привилегированных акций);
• о фиксированной стоимости имущества (в стоимостном или процентном выражении по отношению к номинальной стоимости акций), подлежащего передаче владельцу привилегированной акции в случае ликвидации юридического лица, либо о порядке ее определения (в случае эмиссии привилегированных акций);
• об очередности выплаты дивидендов по каждому типу привилегированных акций, а также распределения имущества между акционерами - владельцами этих акций в случае ликвидации юридического лица (в случае эмиссии привилегированных акций нескольких типов);
• иные сведения, если необходимость их включения в устав предусмотрена Законом о хозяйственных обществах.
В соответствии с п.20 Положения № 1 виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом, могут указываться в его уставе по желанию собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица. Регистрирующим и иным государственным органам (организациям) запрещается требовать указания в уставе юридического лица осуществляемых им видов деятельности.
Примечание 18. При реорганизации юридического лица в форме выделения в регистрирующий орган представляется заявление по форме согласно приложению 1 к постановлению № 8 (п.12 постановления № 8).
Примечание 19. При реорганизации юридического лица в форме выделения в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации коммерческой организации. Согласно п.14 Положения № 1 к нему прилагаются документы, необходимые для государственной регистрации коммерческой организации.
Примечание 20. Так как при реорганизации юридического лица в форме выделения в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации коммерческой организации, то исходя из подп.1.1 п.1 приложения 22 к НК за данные действия взимается пошлина в размере 1 базовой величины (БВ).
Примечание 21. Государственная регистрация юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения, производится в день обращения в регистрирующий орган.
Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации, при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.
![]() |
Обратите внимание! Наряду с обычной процедурой регистрации (то есть посредством личной подачи документов в регистрирующий орган) с 1 сентября 2011 г. введен альтернативный способ государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - в электронном виде. Порядок такой регистрации установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2011 № 1164, которым утверждена Инструкция о порядке представления юридическими и физическими лицами электронных документов для государственной регистрации субъектов хозяйствования и их рассмотрения регистрирующим органом. Электронная государственная регистрация проводится путем представления соответствующих документов в электронном виде через веб-портал ЕГР. Документы, подаваемые для государственной регистрации в электронном виде, должны содержать электронную цифровую подпись заявителя, который предварительно должен зарегистрироваться в качестве владельца личного ключа электронной цифровой подписи.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2024 г. следует руководствоваться Инструкцией № 1164 с изменениями, внесенными постановлением Совмина от 26.07.2024 № 545.
Дополнительная информация размещена на сайте ЕГР по адресу: http://egr.gov.by/egrn. |
Примечание 22. В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:
• ставит на уставе юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения, штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр данных документов лицу, их представившему;
• вносит в ЕГР запись о государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения;
• представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь необходимые сведения о юридическом лице, созданном в результате реорганизации в форме выделения, для включения их в ЕГР и для исключения из него сведений о реорганизованных юридических лицах.
Примечание 23. Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа не осуществляет государственную регистрацию юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения, в случаях:
• непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов;
• оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
• представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Неосуществление либо отказ в государственной регистрации по основаниям, не предусмотренным законодательством, не допускается.
Примечание 24. Устав со штампом регистрирующего органа выдается в день подачи документов для государственной регистрации; свидетельство о государственной регистрации - не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации; документы, подтверждающие постановку юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения, на учет в различных государственных органах, - в течение 5 рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в ЕГР.
Примечание 25. Данный этап не обязателен. Он будет иметь место только в том случае, когда в результате выделения в реорганизуемом юридическом лице происходят изменения, требующие отражения в учредительных документах. Например, если часть уставного фонда реорганизуемой организации переходит согласно разделительному балансу новому юридическому лицу, то уставный фонд головной компании соответственно уменьшается, что должно быть зафиксировано в уставе. Также в случае, когда один или несколько участников реорганизуемого юридического лица выступают учредителями выделяемой организации и при этом не хотят больше входить в состав участников головной компании, в последней изменяется состав участников, который должен быть откорректирован в уставе реорганизуемого юридического лица.
Примечание 26. В случае реорганизации ЧУП решение о внесении изменений и (или) дополнений в устав юридического лица принимается собственником имущества ЧУП. Для принятия аналогичного решения в отношении учредительных документов хозяйственного общества его участники должны созвать общее собрание, по окончании которого составляется протокол, которым оформляется решение о внесении соответствующих изменений в учредительные документы организации и об их утверждении. Срок составления протокола - не позднее 5 дней после его закрытия, составляется он в двух экземплярах.
Примечание 27. Для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих организаций, в регистрирующий орган представляются изменения и (или) дополнения (либо, по желанию коммерческой организации, новая редакция устава) в двух экземплярах, которые должны быть оформлены в виде приложений к уставу (абзац 3 п.16 Положения № 1).
Примечание 28. При реорганизации юридического лица в форме выделения из него другого(их) юридического(их) лица (лиц) представляется заявление по форме согласно приложению 2 к постановлению № 8 (п.12 постановления № 8).
Примечание 29. Размер пошлины составляет 2 БВ (подп.1.3 п.1 приложения 22 к НК).
Примечание 30. Государственная регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы реорганизуемого юридического лица, или новой редакции устава производится в день обращения в регистрирующий орган.
![]() |
Обратите внимание! В соответствии с требованиями законодательства в дальнейшем реорганизованное юридическое лицо должно будет уведомить соответствующие государственные органы, а также свой банк о зарегистрированных изменениях, внесенных в учредительные документы. |
Примечание 31. Наличие у юридического лица устава со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации, является основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов) в организации, осуществляющие в установленном порядке данный вид деятельности, а также за совершением иных юридически значимых действий (часть седьмая ст.23 Положения № 1).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 февраля 2018 г. субъекты хозяйствования вправе не использовать печати (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь) (подп.3.11 п.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»). |
Примечание 32. Если в период работы происходит реорганизация организации, а трудовые отношения с согласия работника продолжаются, то об этом отдельной строкой в графе 3 трудовой книжки производится соответствующая запись, а в графе 4 указывают номер и дату приказа (распоряжения), на основании которого указанные изменения произведены (п.57 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40). Приказ о продолжении трудовых отношений издается новым нанимателем после государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения, и при согласии работника. Законодательством не предусмотрено заключение нового трудового договора (контракта) после реорганизации, вместе с тем стороны могут внести в трудовой договор изменения в части сведений о нанимателе.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. следует руководствоваться п.57 Инструкции № 40 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10.01.2020 № 1. Комментарий см. здесь. |
Однако, если работник откажется от продолжения работы, трудовой договор с ним прекращается по п.5 части второй ст.35 ТК с выплатой выходного пособия в размере не менее двухнедельного среднего заработка.
Продолжение трудовых отношений при реорганизации юридического лица предполагает работу с сохранением всех условий трудового договора (контракта), действующего на момент реорганизации, в том числе трудовой функции. В случае невозможности сохранения хотя бы одного из условий трудового договора новый наниматель вправе уволить работника по п.1 ст.42 ТК. Увольнение в связи с сокращением численности или штата работников допускается только в том случае, если новый наниматель не имеет возможности сохранить прежние условия трудового договора с работником по объективным причинам (изменение основных видов деятельности, направленности оказываемых услуг и др.). Данное увольнение не является обязанностью нанимателя - возможен перевод работника на имеющиеся вакансии. При увольнении по п.1 ст.42 ТК наниматель должен соблюсти определенную процедуру и гарантии прав работников, закрепленные в ст.43, 45, 46, 48, 268, 287, 325 ТК.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. в ст.43, 48, 268, 287 ТК внесены изменения Законом № 219-З. С 30 июня 2021 г. следует руководствоваться ст.42 и 46 ТК в ред. Закона от 28.05.2021 № 114-З. Комментарий см. здесь. |
Примечание 33. Документы представляются в соответствии с подп.2.3 п.2 Декрета № 1. Банки вправе разрабатывать локальные акты, которые более детально регламентируют порядок открытия счетов юридическими лицами, зарегистрированными на территории Республики Беларусь. В связи с этим список документов, необходимых для открытия счетов в банке, может быть более широким. В частности, на практике некоторые банки требуют представить документы, подтверждающие полномочия директора и главного бухгалтера организации, созданной в результате реорганизации в форме выделения.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 сентября 2017 г. подп.2.3 п.2 Декрета № 1 изложен в новой редакции на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 28.02.2017 № 2. Норма не изменилась. |
Примечание 34. Так как юридическое лицо, созданное в результате реорганизации в форме выделения, является новым самостоятельным субъектом хозяйствования со своим учетным номером плательщика, отличным от регистрационного номера реорганизованного юридического лица, оно должно открыть новый текущий (расчетный) счет в банке.
Примечание 35. Форма уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения установлена постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 (приложение 23).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 февраля 2019 г. установлена новая форма уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения согласно приложению 36 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2. |
Примечание 36. Срок для обращения - в течение 1 месяца со дня постановки юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения, на налоговый учет. Порядок ведения книги учета проверок регулируется Правилами ведения книги учета проверок, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2010 № 383.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. согласно п.2 постановления № 383 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11.08.2017 № 605) книгу учета проверок необходимо приобрести не позднее 6 месяцев со дня постановки на налоговый учет. Регистрация книги учета проверок в инспекции МНС не требуется. |
Примечание 37. В соответствии с п.3 ст.287 НК.
Примечание 38. Согласно п.4 ст.108 НК.
Примечание 39. Согласно нормам Инструкции о порядке постановки на учет, снятия с учета респондентов государственных статистических наблюдений в органах государственной статистики, утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 02.03.2009 № 26, органы статистики осуществляют постановку юридического лица на учет в качестве респондента государственных статистических наблюдений на основании информации, передаваемой регистрирующими органами путем обмена электронными документами. Поэтому на практике не возникает необходимости дополнительного уведомления данных органов со стороны юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения.
Примечание 40. Образцы заявлений можно найти на сайтах соответствующих лицензирующих органов.
Примечание 41. Размер пошлины составляет 5 БВ (п.43 приложения 22 к НК).
Примечание 42. При реорганизации лицензиата - юридического лица в форме выделения другого юридического лица созданное юридическое лицо вправе осуществлять деятельность на основании лицензии, выданной реорганизованному юридическому лицу. При этом юридическое лицо, созданное путем выделения, обязано внести в лицензию изменения и (или) дополнения в порядке, предусмотренном в пп.66-68 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (далее - Положение № 450) (часть первая п.70 Положения № 450).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. действует Закон от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании». Комментарии см. здесь. |
В случае подачи в срок, установленный в п.70 Положения № 450, заявления о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений либо о выдаче новой лицензии лицензиат (соискатель лицензии) до получения лицензии, оформленной на новом бланке, либо новой лицензии осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии при условии, что соответствующая деятельность осуществляется с соблюдением лицензионных требований и условий, предъявляемых к лицензиату.
В свою очередь, при реорганизации лицензиата - юридического лица в форме выделения, если сведения, указанные в лицензии реорганизованного юридического лица, не изменились, это юридическое лицо вправе осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии. В случае если данные сведения изменились, реорганизованное юридическое лицо обязано внести в лицензию изменения и (или) дополнения в порядке, предусмотренном п.70 Положения № 450.
Примечание 43. Форма заявления установлена Инструкцией № 146 (приложение 8).
Примечание 44. Пункт 15.22 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее - единый перечень).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 марта 2022 г. действует Перечень № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник. |
Примечание 45. Данная стадия возникает лишь в том случае, если реорганизуемое юридическое лицо - АО. Согласно п.104 Инструкции № 146 внесение изменений в Государственный реестр ценных бумаг осуществляется путем внесения в него соответствующих сведений в случаях:
• изменения номинальной стоимости акции;
• консолидации или дробления акций;
• сокращения количества акций;
• изменения полного и (или) сокращенного наименования эмитента;
• изменения категории акций;
• изменения типа привилегированных акций.
Нами рассмотрена ситуация по внесению изменений в Государственный реестр ценных бумаг из-за сокращения количества акций реорганизуемого АО, поскольку в результате реорганизации уменьшился его уставный фонд.
![]() |
Обратите внимание! В соответствии с п.107 Инструкции № 146 сокращение количества акций осуществляется после внесения АО в соответствии с законодательством изменений и (или) дополнений в устав, связанных с уменьшением размера уставного фонда. Для внесения изменений в Государственный реестр ценных бумаг необходимые документы представляются в регистрирующий орган в двухмесячный срок с даты государственной регистрации соответствующих изменений и (или) дополнений в устав эмитента (п.111 Инструкции № 146). |
Согласно части четвертой ст.89 Закона о хозяйственных обществах при реорганизации АО в форме выделения акции реорганизуемого АО аннулируются на величину уменьшения размера его уставного фонда в соответствии с законодательством о ценных бумагах.
В соответствии с п.123 Инструкции № 146 исключение из Государственного реестра ценных бумаг (аннулирование) выпуска акций или его части осуществляется регистрирующим органом путем внесения соответствующих сведений в Государственный реестр ценных бумаг в случае реорганизации АО в форме выделения, результатом которой является уменьшение уставного фонда на сумму номинальных стоимостей акций, поступивших в соответствии с разделительным балансом в распоряжение АО, из которого осуществлено выделение юридического лица (юридических лиц), - на основании документов, представленных реорганизованным АО для внесения изменений в Государственный реестр ценных бумаг в части сокращения количества акций.
Примечание 46. Порядок выдачи и ведения книги замечаний и предложений регулируется Положением о порядке выдачи, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2005 № 285.
С 23 января 2016 г. книга замечаний и предложений приобретается в РУП «Издательство "Белбланкавыд"». Основанием для выдачи книги является наличие сведений об организации в Государственном реестре плательщиков (иных обязанных лиц) (пп.3, 5 указанного Положения).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 января 2023 г. постановлением Совмина от 19.12.2022 № 877 п.3 Положения № 285 изложен в новой редакции. Комментарий см. здесь. |
Размер платы за книгу замечаний и предложений определен постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.03.2005 № 37.
Примечание 47. Договор с депозитарием на депозитарное обслуживание эмитента должен быть заключен до государственной регистрации акций (п.48 Инструкции № 146).
Примечание 48. В соответствии с п.22 Инструкции № 146 в ЗАО обязательно наличие сотрудника с квалификационным аттестатом на право деятельности на рынке ценных бумаг либо заключение с профессиональным участником договора, предусматривающего оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг (если оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг не предусмотрено договором на депозитарное обслуживание эмитента). Таким образом, данная стадия не является обязательной при условии, если в ЗАО есть сотрудник с квалификационным аттестатом на право деятельности на рынке ценных бумаг либо договор на депозитарное обслуживание предусматривает оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг.
Кроме того, данная стадия отсутствует, если в результате реорганизации создано ОАО, так как в нем наличие сотрудника с квалификационным аттестатом на право деятельности на рынке ценных бумаг обязательно, и отсутствует альтернатива заключения договора на оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг, как для ЗАО.
Примечание 49. Форма заявления установлена Инструкцией № 146 (приложение 3).
Примечание 50. Форма решения установлена Инструкцией № 146 (приложение 4).
Примечание 51. Пункт 15.19 единого перечня.
Примечание 52. При создании АО (в том числе и в результате реорганизации в форме выделения) документы для государственной регистрации акций представляются в двухмесячный срок с даты государственной регистрации АО (п.26 Инструкции № 146).
![]() |
Справочно Сведения об отделах по ценным бумагам Главных управлений Министерства финансов Республики Беларусь по областям и г. Минску содержатся на сайте Министерства финансов Республики Беларусь (http://www.minfin.gov.by/securities_department/background/doc/db3bf2c3d8e5cb14.html). |
Примечание 53. Территориальный орган по ценным бумагам по истечении срока для рассмотрения документов и при отсутствии нарушений:
• вносит соответствующие сведения в Государственный реестр ценных бумаг;
• присваивает номер государственной регистрации акциям АО;
• выдает письмо, содержащее сведения о зарегистрированных в Государственном реестре ценных бумаг акциях данной категории, данного типа, привилегированных акциях, с приложением свидетельства о государственной регистрации ценных бумаг.
Примечание 54. Территориальный орган по ценным бумагам не осуществляет государственной регистрации акций АО в случаях:
• нарушения эмитентом установленного порядка выпуска ценных бумаг;
• несоответствия представленных документов требованиям законодательства о ценных бумагах, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы.
Территориальный орган по ценным бумагам не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, направляет эмитенту мотивированный отказ.
Отказ может быть обжалован эмитентом в судебном порядке.
06.05.2016
Светлана Дашкевич, магистр юридических наук, юрист
Татьяна Дегтяренко, юрист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»