


Материал помещен в архив
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЕРЕГОВОРОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
(ДО 1 ИЮЛЯ 2019 ГОДА)
С 1 января 2017 г. закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов регулируются нормами:
• Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ № 380).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. Указ № 380 утратил силу в связи с истечением срока действия. С 1 июля 2019 г. действует Указ Президента РБ от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», который регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств; |
• Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88).
Закупки работ, услуг при строительстве, в том числе возведении, реконструкции, ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе объектов, осуществляются с учетом требований Указа № 380 путем проведения подрядных торгов либо переговоров, если иное не установлено Указом № 380 (подп.1.1 п.1 Указа № 380).
Закупки товаров при строительстве осуществляются с учетом требований Указа № 380 путем проведения торгов на закупку товаров при строительстве, переговоров либо биржевых торгов, проводимых в соответствии с законодательством о товарных биржах, за исключением централизованных государственных закупок медицинских изделий, проводимых в порядке, определенном законодательством о государственных закупках (подп.1.2 п.1 Указа № 380).
Таким образом, для сферы строительства установлено четыре вида процедур:
• подрядные торги;
• торги на закупку товаров при строительстве;
• биржевые торги;
• переговоры.
Проанализируем порядок организации и проведения переговоров с 1 января 2017 г.
Общая характеристика переговоров
Переговоры - форма размещения заказов на строительство объектов, закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве объектов, предусматривающая определение подрядчика, исполнителя или поставщика, предложение которого удовлетворяет требованиям и условиям, изложенным в документации для переговоров (абзац 15 п.2 Положения № 88).
Участники процедуры переговоров:
• организатор переговоров: инвестор, застройщик, заказчик, подрядчик либо инженер (инженерная организация), осуществляющий (осуществляющая) размещение соответствующего заказа на переговорах;
• собственно участник (участники): лицо, принимающее участие в переговорах на строительство объектов, закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) и представившее свои предквалификационные документы (при необходимости, если проводится предварительный квалификационный отбор) и (или) предложение для переговоров по предмету заказа.
![]() |
Обратите внимание! Законодатель указывает на участие в переговорах организатора переговоров и участника (участников) (п.62 Положения № 88). Иными словами, допускается участие как одного участника в переговорах, так и нескольких. Наряду с этим законодателем определено также, что при отсутствии конкуренции на рынке товаров конкурсная комиссия (ответственное лицо за проведение переговоров) должна (должно) представлять руководителю организатора переговоров письменное обоснование, устанавливающее причину направления приглашения одному поставщику (абзац 4 п.63 Положения № 88); |
• оператор официального сайта информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в сети Интернет (информационная система «Тендеры»), если организатор переговоров при необходимости размещает извещение о проведении переговоров в информационной системе «Тендеры».
Случаи проведения переговоров:
а) когда проведение подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве, биржевых торгов не является обязательным (подп.1.6, 1.7 п.1 Указа № 380);
б) когда закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств заказчиков, за исключением средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, осуществляются по выбору заказчика путем проведения подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве), биржевых торгов, переговоров, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (п.72 Положения № 88).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 февраля 2018 г. при осуществлении строительства субъекты хозяйствования не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»). Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь с учетом приведенной выше нормы полагает, что закупка товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляется на основании локальных нормативных правовых актов, утвержденных руководителями данных субъектов хозяйствования (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2018 № 04-3-01/3918 «О разъяснении»). С 14 июня 2018 г. п.72 Положения № 88 утратил силу на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2018 № 448; |
в) если проведение подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве, переговоров), биржевых торгов при размещении заказов, необходимых для строительства объектов, не является обязательным, инвестор, застройщик, заказчик, подрядчик, инженер (инженерная организация) вправе назначить и провести их (п.8 Положения № 88).
При проведении переговоров для предоставления преимущества при сравнении применяется преференциальная поправка в виде уменьшения цены предложения в размере:
• 15 % - в случае предложения участником товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
• 25 % - в случае предложения участником товаров собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников (часть первая п.9 Положения № 88).
Формы протоколов заседания конкурсной комиссии и приглашения, приведенные в приложениях к Положению № 88, касаются подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве.
Формы документов, утвержденные в приложениях к Положению № 88, являются примерными. Прямой нормы, обязывающей использовать данные формы документов для переговоров, не установлено. Однако автор полагает, что в части, не противоречащей императивным нормам, указанные формы могут быть использованы и для переговоров (к примеру, если организатором проводится предварительный квалификационный отбор).
![]() |
Обратите внимание! Если проводится предварительный квалификационный отбор участников, то форма представления предквалификационных документов электронная. Участники переговоров представляют свои предложения в электронном виде (на электронном носителе информации с невозможностью ее модифицирования). |
Алгоритм проведения переговоров
Шаг 1 | |
Принятие организатором решения (приказ, распоряжение или другой документ) о размещении соответствующего заказа на основе переговоров, дате проведения переговоров, порядке извещения участника (участников) об их проведении | |
▼ | |
Шаг 2 | |
Формирование организатором комиссии (назначение ответственного лица за проведение переговоров) | |
▼ | |
Шаг 3 | |
Разработка организатором документации для переговоров, проекта соответствующего договора и при необходимости документации для предварительного квалификационного отбора участников | |
▼ | |
Шаг 4 | |
Определение перечня приглашаемых участников, направление им приглашения для участия в переговорах и (или) размещение извещения о проведении переговоров | |
▼ | |
Шаг 5 | |
Представление участникам документации для переговоров, которая утверждается руководителем организатора переговоров, и при необходимости документации для предварительного квалификационного отбора участников | |
▼ | |
Шаг 6 | |
Организация и проведение переговоров | |
▼ | |
Шаг 7 | |
Оценка представленных участниками предложений для переговоров и принятие решения о результатах проведения переговоров | |
▼ | |
Шаг 8 | |
Оформление по результатам проведения переговоров протокола и извещение участников в письменной форме о результатах их проведения | |
▼ | |
Шаг 9 | |
Заключение соответствующего договора по результатам проведения переговоров |
Шаг 1. Принятие организатором решения (приказ, распоряжение или другой документ) о размещении соответствующего заказа на основе переговоров, дате проведения переговоров, порядке извещения участника (участников) об их проведении
Условия для принятия решения о проведении переговоров - это наличие документов, состав которых зависит от предмета размещаемого заказа. Законодатель включил в Положение № 88 отсылочную норму о том, что организатором переговоров принимается решение о проведении переговоров при наличии у него:
1) документов, установленных соответственно:
- в части первой п.25 Положения № 88 (выполнение работ при строительстве объектов, за исключением строительства объектов «под ключ»);
- в части первой п.45 Положения № 88 (выполнение предпроектных, проектных и изыскательских работ);
- в частях первой и второй п.48 Положения № 88 (для закупки товаров при строительстве, за исключением результатов исследования конъюнктуры рынка);
- в п.54 Положения № 88 (выбор субподрядных организаций).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 июня 2018 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2018 № 448 пп.25, 45 и 54 Положения № 88 дополнены фразой «за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством получение разрешительной документации не требуется»; |
- в п.58 Положения № 88 (оказание инженерных услуг), или
2) технического задания на закупку товаров (работ, услуг), согласно которому дается обоснование размещения заказа, если в соответствии с законодательством разработка предпроектной (предынвестиционной), проектной документации не является обязательной (п.64 Положения № 88).
Требование к техническому заданию: должно содержать информацию о наименовании, перечне, количестве (объеме) выполняемых работ, оказываемых услуг, поставляемых товаров; о требуемых технических, технологических, конструктивных или других потребительских показателях и характеристиках работ, услуг и товаров, связанных с определением соответствия работ, услуг и товаров потребностям организатора переговоров.
Согласование технического задания проводится с республиканским органом государственного управления или иной государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, в подчинении которых находятся (в состав (систему) которых входят) застройщик, заказчик либо которые осуществляют управление принадлежащими Республике Беларусь акциями (долями в уставных фондах) застройщика, заказчика, а при отсутствии такого республиканского органа или государственной организации - с областными и Минским городским исполнительными комитетами (по месту размещения объекта), при закупке товаров, не производимых в Республике Беларусь, при строительстве объектов, в том числе жилых домов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также государственных целевых бюджетных фондов и государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов.
Шаг 2. Формирование организатором комиссии (назначение ответственного лица за проведение переговоров)
Организатором создается конкурсная комиссия (назначается ответственное лицо за проведение переговоров) с определением ее (его) полномочий.
Шаг 3. Разработка организатором документации для переговоров, проекта соответствующего договора и при необходимости документации для предварительного квалификационного отбора участников
Предварительный квалификационный отбор участников не является обязательным в переговорах, но может быть осуществлен по инициативе организатора. Дальнейшее участие в переговорах принимают только участники, отобранные по результатам предварительного квалификационного отбора. Порядок проведения предварительного квалификационного отбора регулируется правилами, установленными в главе 3 Положения № 88.
Действия организатора при проведении предварительного квалификационного отбора:
1) подготовка и утверждение документации для предварительного квалификационного отбора участников, которая должна содержать информацию:
- о наименовании организатора переговоров, его месте нахождения, банковских реквизитах, контактных телефонах и адресе электронной почты;
- наименовании предмета заказа;
- сроках и порядке проведения предварительного квалификационного отбора участников;
- перечне показателей, учитываемых в ходе предварительного квалификационного отбора участников, а также о критериях и методике оценки квалификационных данных участников для их дальнейшего допуска к участию в переговорах.
![]() |
Справочно Организатором устанавливаются показатели, учитываемые в ходе предварительного квалификационного отбора участников, исходя из предмета заказа: • на выполнение предпроектных, проектных и изыскательских работ (п.19 Положения № 88); • на выполнение отдельных видов строительных работ, в том числе монтажных, специальных, пусконаладочных и иных работ (п.20 Положения № 88); • на закупку товаров при строительстве объектов (п.21 Положения № 88); • на оказание инженерных услуг (п.22 Положения № 88); |
- сроке действия предквалификационных документов;
2) приглашение участников, подавших заявку на участие в переговорах, на предварительный квалификационный отбор и регистрация таких участников;
3) представление участникам в электронной форме документации для предварительного квалификационного отбора;
4) рассмотрение поступивших от участников предквалификационных документов, их анализ и обобщение, а также вынесение решения о дальнейшем участии участника в переговорах.
Конкурсная комиссия после истечения срока для представления предквалификационных документов:
1) проводит заседание, на котором открываются предквалификационные документы (открываются предквалификационные документы, представленные в форме электронного документа на электронном носителе информации), где могут присутствовать участники;
2) при вскрытии конвертов с предквалификационными документами, представленными в электронном виде (на электронном носителе информации с невозможностью модифицирования информации), проверяет наличие всех документов, установленных для предварительного квалификационного отбора участников, и оглашается наименование и место нахождения каждого участника;
3) составляет протокол заседания конкурсной комиссии по открытию предквалификационных документов (приложение 1 к Положению № 88);
4) изучает предквалификационные документы участников. Срок - не более 5 рабочих дней со дня вскрытия конвертов, но он может быть продлен в отдельных случаях с согласия организатора, но не более чем на 5 рабочих дней;
5) проводит оценку квалификационных данных участников с учетом критериев, установленных организатором, и методики их оценки.
По результатам проведения предварительного квалификационного отбора участников оформляется протокол заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников (приложение 2 к Положению № 88). Если у члена конкурсной комиссии имеется особое мнение, то оно излагается в этом протоколе. Протокол заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников подписывается председателем и членами конкурсной комиссии и представляется организатору переговоров для утверждения. Организатор переговоров утверждает данный протокол в течение 1 рабочего дня со дня его представления.
Извещение участников: организатор переговоров извещает участников о результатах проведения предварительного квалификационного отбора в письменной и (или) в электронной форме в течение 3 рабочих дней со дня утверждения протокола заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников. Участнику, не прошедшему предварительный квалификационный отбор, дается мотивированный отказ в дальнейшем участии в переговорах и возвращается его предложение для переговоров нераспечатанным.
![]() |
Обратите внимание! В случае если по результатам проведения предварительного квалификационного отбора участников ни один из участников не признан прошедшим данный отбор или только один участник прошел предварительный квалификационный отбор, процедура признается несостоявшейся (часть пятая п.23 Положения № 88). Вместе с тем с учетом специфики переговоров и возможности участия в них одного участника, по мнению автора, допускается не применять вышеуказанную норму при проведении предварительного квалификационного отбора в переговорах. |
Также, по мнению автора, возможно применение части одиннадцатой п.36 Положения № 88 в случае, если организатор переговоров обнаружит, что участником представлена недостоверная информация, - участник отстраняется от участия в предварительном квалификационном отборе или переговорах в любой момент до заключения договора.
Шаг 4. Определение перечня приглашаемых участников, направление им приглашения для участия в переговорах и (или) размещение извещения о проведении переговоров
Организатор переговоров обязан направить участникам приглашение на участие в переговорах не позднее чем за 3 рабочих дня до их проведения. Организатор переговоров при необходимости размещает извещение о проведении переговоров в информационной системе «Тендеры» и (или) публикует его в любых средствах массовой информации (п.66 Положения № 88).
Исходя из абзаца 4 п.63 Положения № 88, организатор определяет перечень приглашаемых участников и направляет им приглашения для участия в переговорах, а также при необходимости он размещает извещение о проведении переговоров и (или) публикует его в любых средствах массовой информации.
Приглашение должно содержать информацию:
• о способе проведения переговоров (с предварительным квалификационным отбором участников или без такого отбора, с проведением процедуры улучшения предложения для переговоров или без проведения данной процедуры);
• наименовании организатора переговоров, его месте нахождения, банковских реквизитах, контактных телефонах, адресе электронной почты, фамилии, имени и отчестве (если таковое имеется) ответственного лица, его контактных телефонах и факсе;
• предмете заказа, цене и сроках выполнения заказа;
• порядке получения документации для переговоров;
• форме, размере и сроке предоставления обеспечения предложений (при необходимости);
• дате и времени начала подачи предложений для переговоров, дате и времени окончания их подачи, месте и порядке подачи участниками указанных предложений;
• месте, дате и времени проведения процедуры вскрытия конвертов с предложениями для переговоров (открытия предложений для переговоров, представленных в форме электронного документа на электронном носителе информации);
• дате и месте проведения предварительного квалификационного отбора участников (при необходимости);
• дате и месте проведения переговоров и подведения их итогов;
• совокупности критериев, указанных в документации для переговоров, в соответствии с которыми определяется победитель переговоров;
• сроках заключения соответствующего договора;
• форме, размере и сроке предоставления обеспечения исполнения договора (при необходимости), а также об иных необходимых данных со ссылкой на представление в документации для переговоров более подробных условий для их проведения (часть первая п.67 Положения № 88).
![]() |
Обратите внимание! В приглашении на участие в переговорах обязательно указывается информация о праве организатора переговоров на отказ от их проведения в любой срок без возмещения участникам убытков (часть вторая п.67 Положения № 88). При этом не имеет значения, какие были основания для отказа. |
Шаг 5. Представление участникам документации для переговоров, которая утверждается руководителем организатора переговоров, и при необходимости документации для предварительного квалификационного отбора участников
Требования к документации для переговоров:
1) содержание. Оно включает:
- требования к предмету заказа и их участникам;
- сведения о предпроектной (предынвестиционной) документации (проектной, в том числе сметной, документации) (если обязательность ее разработки предусмотрена нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами) и порядок ознакомления с ней или техническое задание на закупку товаров (работ, услуг), если в соответствии с законодательством разработка предпроектной (предынвестиционной), проектной документации не является обязательной;
- требования к сроку выполнения заказа;
- цену заказа, применяемую в качестве стартовой, с возможностью внесения предложений по ее изменению, в том числе валюту цены заказа и валюту расчетов, порядок учета цены расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;
- условия платежей по договору, в том числе порядок и условия открытия аккредитива, если используется аккредитивная форма оплаты;
- проект соответствующего договора.
![]() |
Обратите внимание! Проект договора разрабатывает сам организатор; |
- требования к участникам о представлении документов об их экономическом и финансовом положении на 1-е число месяца, предшествующего месяцу подачи предложения для переговоров;
- требования к системе контроля качества закупаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг);
- требования к наличию в случаях, установленных законодательством, декларации о соответствии или сертификата соответствия товаров (работ, услуг) и иные требования, устанавливаемые организатором переговоров с учетом особенностей предмета заказа;
- требования к содержанию, форме (в письменной форме на бумажном носителе в отдельном конверте и (или) в форме электронного документа на электронном носителе информации) и оформлению предложений для переговоров;
- порядок и срок отзыва предложений для переговоров, а также порядок внесения изменений в такие предложения;
- порядок и срок представления разъяснений положений документации для переговоров;
- порядок, место и срок подачи предложений для переговоров, а также предквалификационных документов (при необходимости);
- место, дату и время, порядок вскрытия конвертов с предложениями для переговоров в письменной форме на бумажном носителе (открытия предложений для переговоров, представленных в форме электронного документа на электронном носителе информации), а также открытия предквалификационных документов, представленных в электронном виде (на электронном носителе информации с невозможностью модифицирования информации) (при необходимости);
- право организатора переговоров на запрос у участников разъяснений их предложений;
- порядок и предполагаемые сроки проведения переговоров, а также предварительного квалификационного отбора участников (при необходимости);
- требования к участнику, в соответствии с которыми переговоры могут проводиться его уполномоченным лицом, и требования к документу, подтверждающему такие полномочия (доверенность или иной документ), который представляется перед началом проведения переговоров;
- критерии оценки победителя переговоров, их значимость и порядок определения такого победителя;
- право организатора переговоров на проведение процедуры улучшения предложения для переговоров, а также порядок проведения такой процедуры.
![]() |
Справочно Процедура улучшения предложения для переговоров является дополнительным элементом переговоров и заключается в повышении предпочтительности предложений путем добровольного снижения участниками цены своих первоначально поданных предложений, уменьшения сроков выполнения заказа, снижения размера аванса или улучшения других условий закупки предмета заказа при условии сохранения остальных положений своих предложений без изменений. Участники процедуры улучшения предложения для переговоров - все участники, допущенные к переговорам. Обязательность участия в процедуре улучшения предложения для переговоров не предусмотрена, участник вправе не участвовать в ней, при этом его предложение остается действующим с предложенными им первоначальными условиями. Но предложение участника, в соответствии с которым условия, содержащиеся в документации для переговоров, могут быть ухудшены, не рассматривается. Приглашение к процедуре улучшения предложения для переговоров: организатор переговоров приглашает участников, допущенных к процедуре снижения цены заказа, путем одновременного направления им приглашений. Участники, принимавшие участие в процедуре улучшения предложения для переговоров и снизившие его первоначальную цену, а также улучшившие другие условия выполнения заказа, обязаны дополнительно представить откорректированные документы, определяющие их коммерческие предложения, оформленные в порядке, предусмотренном для подачи предложений для переговоров; |
- срок, в течение которого победитель должен подписать проект соответствующего договора либо совершить иные действия, предусмотренные в документации для переговоров, для его подписания (п.68 Положения № 88);
2) язык: русский или белорусский. Документация для переговоров может быть дополнительно составлена на английском языке. В этом случае преимущество будет иметь версия, изложенная на русском или белорусском языке.
![]() |
Справочно Предложение для переговоров и другие документы, представленные участником, могут быть составлены на иностранном языке, но организатор переговоров вправе потребовать представления нотариально заверенного их точного перевода на русский или белорусский язык. В этом случае преимущество будет иметь переведенная версия; |
3) форма: представляется в печатной форме или форме электронного документа;
4) срок представления: не позднее 2 рабочих дней со дня письменного обращения участника (п.71 Положения № 88).
Шаг 6. Организация и проведение переговоров
Переговоры проводятся организатором переговоров с привлечением при необходимости экспертов и уполномоченных представителей заказчика (п.74 Положения № 88).
Виды переговоров:
1) индивидуальные - проводятся организатором с каждым участником индивидуально.
Особенности:
• необходимость обеспечения конфиденциального характера переговоров между организатором и участником;
• неразглашение ни одной из сторон переговоров третьим лицам технической, ценовой или иной информации, относящейся к переговорам, без согласия другой стороны;
• выбор в процессе переговоров основного или альтернативного предложения участника в случае, если переговоры проводятся с правом подачи участниками альтернативных предложений;
2) в общем порядке - предложения для переговоров рассматриваются организатором.
Шаг 7. Оценка представленных участниками предложений для переговоров и принятие решения о результатах проведения переговоров
Участник представляет свои предложения для переговоров в соответствии с требованиями, определенными в приглашении на участие в переговорах и документации для переговоров (п.75 Положения № 88).
Шаг 8. Оформление по результатам проведения переговоров протокола и извещение участников в письменной форме о результатах их проведения
Протокол утверждается руководителем организатора переговоров в течение 3 дней после их проведения.
В случае выбора победителем переговоров участника, цена товаров (работ, услуг) которого отличается от минимально предложенной цены на переговорах, такой выбор должен сопровождаться соответствующим обоснованием (п.76 Положения № 88).
Шаг 9. Заключение соответствующего договора по результатам проведения переговоров
Договор заключается по результатам проведения переговоров не позднее 10 календарных дней после завершения размещения заказа и утверждения протокола о проведении переговоров (абзац 3 части первой п.79 Положения № 88).
Исполнение обязательств по договору может обеспечиваться путем предоставления банковской гарантии, поручительства, перечисления организатору подрядных торгов (торгов, переговоров) денежных средств, а также иными способами в соответствии с законодательством. В случае если в конкурсной документации предусмотрено обеспечение исполнения обязательств по договору, договор заключается после предоставления участником, признанным победителем подрядных торгов (торгов, переговоров), обеспечения исполнения обязательств по договору в соответствии с Положением № 88.
В заключаемый договор включаются существенные условия, сформированные по результатам проведения подрядных торгов (торгов, переговоров).
При заключении договора в него могут быть внесены по взаимному согласию сторон отдельные условия, которые не были предметом рассмотрения на подрядных торгах (торгах, переговорах), но не изменяющие их существенных условий (п.80 Положения № 88).
Документация для переговоров, предложение победителя переговоров, протокол о результатах проведения переговоров приобщаются в качестве приложений к договору и являются его неотъемлемой частью.
Изменение требований к предмету заказа и (или) условиям договора
Организатор вправе в ходе переговоров изменить ранее установленные требования к предмету заказа и (или) условиям договора.
Для этого необходимо такие изменения согласовать и утвердить в порядке, определенном для согласования и утверждения документации для переговоров, и довести участникам переговоров в срок не позднее 2 рабочих дней с момента их утверждения организатором переговоров.
Наряду с этим действует норма, позволяющая в ходе процедуры закупки товаров (работ, услуг) при строительстве изменить объем (количество) закупки товаров (работ, услуг), но не более чем на 10 %, если это предусмотрено условиями проведения процедуры закупки (п.91 Положения № 88).
Допускается централизация в переговорах: организатором переговоров могут размещаться заказы на закупку однородных товаров (выполнение однородных работ, оказание однородных услуг) при строительстве объектов в централизованном порядке для нескольких строящихся объектов.
В этом случае в документации для переговоров указываются однородные товары (работы, услуги), необходимые для строительства каждого объекта.
Организатор переговоров вправе проводить переговоры одновременно по нескольким лотам.
Переговоры при размещении заказов по некоторым объектам
Особенности порядка организации и проведения переговоров при размещении заказов по объектам, строительство которых осуществляется в военных целях, объектам строительства, связанным с обеспечением национальной безопасности Республики Беларусь, осуществлением оперативно-розыскной деятельности, обеспечением государственных органов и иных организаций президентской, правительственной, оперативной и другими видами специальной связи, Национальной сетью передачи шифрованной информации «Атлас-Беларусь», объектам строительства, относящимся к производствам нефтеперерабатывающей, нефтедобывающей, нефтехимической и химической промышленности, определяются локальными нормативными правовыми актами государственных органов, а также иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, которые являются организаторами таких переговоров, либо государственных органов, а также иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в подчинении которых находятся организаторы переговоров.
Споры, связанные с организацией и проведением переговоров, разрешаются в соответствии с главой 13 Положения № 88, в частности:
1) в случае возникновения споров до подведения результатов переговоров участник вправе обратиться с жалобой в письменной форме в конкурсную комиссию организатора (если для проведения переговоров она создана) (часть первая п.84);
2) если спорные вопросы возникли до заключения договора по результатам проведения переговоров, жалоба на решение конкурсной комиссии о выборе победителя представляется организатору переговоров в течение 5 календарных дней со дня получения участником письменного сообщения о результатах проведения переговоров (часть первая п.85);
3) в случаях, установленных законодательством, участники вправе обратиться с жалобой в Межведомственную комиссию по проведению процедур закупок при строительстве (часть пятая п.85).
В частности, данная комиссия вправе рассматривать жалобы участников процедур закупок при строительстве до заключения договоров по результатам проведения процедур закупок при строительстве объектов стоимостью свыше 100 000 БВ (абзац 5 п.5 Положения о Межведомственной комиссии по проведению процедур закупок при строительстве, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 224).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 июля 2019 г. Положение № 224 исключено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2019 № 427; |
4) после заключения договора по результатам проведения переговоров дальнейшее рассмотрение спорных вопросов осуществляется в соответствии с законодательством, в частности путем обращения за судебной защитой прав (п.86).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 февраля 2018 г. при осуществлении строительства субъекты хозяйствования не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»). |
31.01.2017
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»
По этой теме также см.:
Алгоритм действий при проведении подрядных торгов в строительстве (до 1 июля 2019 года).