Алгоритм от 22.04.2019
Автор: Лукьяненко Т.

Алгоритм оформления простоя


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии АЛГОРИТМ ОФОРМЛЕНИЯ ПРОСТОЯ

Шаг 1
Установление причин простоя, уведомление руководства о простое
   
Шаг 2
Издание приказа (распоряжения) об установлении простоя, ознакомление с ним работников
   
Шаг 3
Учет времени простоя
   
Шаг 4
Окончание простоя

Шаг 1. Установление причин простоя, уведомление руководства о простое

Простоем признается временное (сроком не более 6 месяцев) отсутствие работы по причине производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электроэнергии и т. д.) (часть первая ст.34 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. часть первая ст.34 ТК Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З дополнена уточняющей нормой, предусматривающей, что общая продолжительность простоев исчисляется за календарный год и не может превышать суммарно 6 месяцев. Данная норма позволит избежать имеющихся спорных ситуаций в части возможной продолжительности простоя за календарный год, в том числе когда простоев было несколько.  

 

Трудовое законодательство не содержит требований к порядку оформления простоя. Важно - по чьей вине произошел простой: нанимателя или работника. От этого зависит оплата во время простоя.

О причинах, которые препятствуют работе (поломка оборудования и др.), необходимо немедленно сообщить уполномоченному лицу, например непосредственному руководителю (п.7 части первой ст.53 ТК), уведомить об этом нанимателя.

При наступлении простоя оформляются:

докладная записка (информационный документ, адресуемый вышестоящему руководителю в порядке прямого подчинения и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя (п.118 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4));

акт о простое (обычно составляют тогда, когда без работы остается структурное подразделение или вся организация);

листок учета простоя (для учета внутрисменного простоя) (часть десятая ст.133 ТК).

Шаг 2. Издание приказа (распоряжения) об установлении простоя, ознакомление с ним работников

Трудовой кодекс не обязывает нанимателя издавать приказ (распоряжение) о простое. Приказ необходим для решения организационных вопросов, в том числе порядка оплаты времени простоя, извещения работников о простое, о возможности отсутствовать на работе.

Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому он составляется в произвольной форме.

В приказе отражают:

• даты (и при необходимости время) начала и окончания простоя. Конкретная дата окончания может не указываться, если на момент издания приказа невозможно определить продолжительность простоя (но заметим, что согласно ст.34 ТК эта продолжительность составляет не более 6 месяцев);

• причину возникновения простоя. Здесь обычно указывается конкретная причина производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электроэнергии и т. д.);

• по чьей вине произошел простой (нанимателя, работника или по причинам, не зависящим от сторон);

• должности (профессии), фамилии, имена, отчества работников или наименования структурных подразделений организации, в отношении которых объявляется простой;

• размер оплаты времени простоя со ссылкой на нормы ТК;

• необходимость присутствия на рабочих местах работников, в отношении которых объявляется простой, или разрешение не выходить на работу (с указанием конкретных фамилий, имен, отчеств, должностей (профессий), структурных подразделений или организации в целом).

С приказом знакомят всех заинтересованных работников под подпись.

Шаг 3. Учет времени простоя

Время простоя включают в фактическое рабочее время как неотработанное. Поэтому производственная организация обязана вести его учет (части четвертая, шестая, десятая ст.133 ТК). Как правило, это делают в табеле использования рабочего времени (далее - табель) (часть третья ст.133 ТК).

На практике многие наниматели продолжают использовать условные обозначения, которые ранее были предусмотрены Инструкцией по заполнению форм государственной статистической отчетности по труду, утвержденной постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 17.09.2001 № 80 (далее - Инструкция № 80) (утратила силу с 1 января 2009 г.).

Согласно приложению 4 к Инструкции № 80 были предусмотрены следующие условные обозначения для учета времени простоя.

 

Код Наименование вида затрат рабочего времени
П Целодневные (целосменные) простои
ВП Внутрисменные простои

 

Время простоя по-разному оплачивается в зависимости от наличия вины нанимателя или работника, поэтому можно предусмотреть два условных обозначения:

1) простой по вине нанимателя или по независящим от сторон обстоятельствам (код ПН);

2) простой по вине работника (код ПР).

Шаг 4. Окончание простоя

Оформление окончания простоя зависит от порядка оформления приказа о простое:

1) если в приказе о простое указана конкретная дата его окончания, простой автоматически считается оконченным на эту дату. Исключением являются случаи, когда ранее он был отменен или, наоборот, продолжен;

2) если изначально дату окончания простоя не указывали, необходимо издать приказ об окончании простоя и ознакомить с ним работников.

 

22.04.2019

 

Талина Лукьяненко, DipIAS ICFM, аудитор, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

 

По этой теме также см.:

1. Простой: его виды и особенности учета.

2. Документальное оформление простоев и связанных с ними управленческих решений.