


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь


БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ (СПОНСОРСКАЯ) ПОМОЩЬ. РАЗМЕР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И ОТЧЕТ О ЦЕЛЕВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
Размер предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи
По общему правилу все юридические лица и ИП вправе оказывать безвозмездную (спонсорскую) помощь без ограничения ее размера (п.10 Указа Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи»
Исключение: совокупный размер безвозмездной (спонсорской) помощи, предоставляемой государственными органами, иными государственными организациями, прямо указанными в части первой п.9 Указа № 300, в течение календарного года не может превышать 1 % от выручки, полученной ими при реализации продукции (товаров), работ, услуг за год, предшествующий году предоставления такой помощи (далее - выручка).
Такие государственные органы, иные государственные организации могут предоставлять безвозмездную (спонсорскую) помощь только с согласия уполномоченных должностных лиц (органов), указанных в части первой п.9 Указа № 300.
При этом данный лимит может быть превышен, если согласующими должностными лицами (органами) будет принято соответствующее решение.
Если государственные органы, иные государственные организации, прямо указанные в части первой п.9 Указа № 300, не получают выручки, то оказание ими безвозмездной (спонсорской) помощи размером не ограничивается (часть вторая п.9 Указа № 300).
![]() |
Обратите внимание! При предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи следует учитывать, что в уставе организации может быть предусмотрен максимальный размер безвозмездной (спонсорской) помощи, который она вправе предоставлять получателям (разово или в совокупности) в течение определенного периода (месяц, квартал, год и т. д.). |
Отчет о целевом использовании безвозмездной (спонсорской) помощи
Представлять спонсору отчет о целевом использовании безвозмездной (спонсорской) помощи обязаны ее получатели:
• юридические лица;
• ИП (абзац 6 части первой п.5 Указа № 300).
Получатели - физические лица не обязаны представлять спонсору отчет. Однако в силу принципа свободы договора по соглашению сторон можно предусмотреть в договоре порядок подачи такого отчета и для них (ст.391 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)).
Указом № 300 не предусмотрены ни форма отчета о целевом использовании безвозмездной (спонсорской) помощи, ни требования к его содержанию, ни порядок его представления.
Согласно п.4 примерной формы договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.07.2005 № 779, которая носит рекомендательный характер, отчет о целевом использовании безвозмездной (спонсорской) помощи:
• составляется в произвольной форме;
• содержит указание видов товаров (работ, услуг), которые были приобретены на денежные средства безвозмездной (спонсорской) помощи;
• к нему прилагаются документы, подтверждающие приобретение этих товаров (работ, услуг), а также иной результат использования безвозмездной (спонсорской) помощи.
Исходя из вышеизложенного порядок представления отчета о целевом использовании безвозмездной (спонсорской) помощи ее получателем определяется по соглашению сторон (ст.391 ГК). В договоре предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи можно также установить форму отчета и срок его представления.
![]() |
Обратите внимание! Непредставление получателем спонсорской помощи спонсору отчета о целевом использовании безвозмездной (спонсорской) помощи является нарушением требований Указа № 300, однако не может служить основанием для привлечения получателя спонсорской помощи к административной ответственности в соответствии со ст.23.84 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. ответственность за нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи установлена в ст.24.53 КоАП от 06.01.2021 № 91-З (далее - КоАП-2021). Комментарий см. здесь. |
Вместе с тем непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или ИП в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 БВ (ст.23.16 КоАП).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влекут наложение штрафа в размере до 20 БВ (ст.24.11 КоАП-2021). Комментарий см. здесь. |
Поскольку представление отчета о целевом использовании безвозмездной (спонсорской) помощи предусмотрено для получателей - юридических лиц и ИП законодательным актом (Указом № 300) (п.5 ст.2 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах»), то в случае непредставления отчета получатель может быть привлечен к административной ответственности по ст.12.36 КоАП.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. ответственность за вышеуказанное правонарушение отсутствует в КоАП-2021. Комментарий см. здесь. |
Если получатель безвозмездной (спонсорской) помощи в установленный договором срок не представит спонсору отчет о ее целевом использовании, то на основании общих норм ст.290 ГК спонсор может направить получателю претензию с требованием о представлении отчета.
![]() |
Справочно Если срок представления получателем отчета о целевом использовании безвозмездной (спонсорской) помощи договором не предусмотрен, то спонсору при заявлении требования о его представлении следует руководствоваться общими нормами п.2 ст.295 ГК, согласно которому, если обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства. Если же обязательство не исполнено в разумный срок, то должник обязан исполнить его в 7-дневный срок со дня поступления письменного требования кредитора о его исполнении. Кроме того, поскольку согласно п.1 ст.310 ГК исполнение любых обязательств может обеспечиваться неустойкой, целесообразно предусмотреть в договоре предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи неустойку за несвоевременное представление получателем спонсорской помощи отчета о ее использовании (например, штраф, размер которого может быть рассчитан в процентах от суммы оказываемой помощи). |
![]() |
Пример «6.2. За непредставление или несвоевременное представление Отчета Получатель уплачивает Спонсору штрафную неустойку (штраф) в размере 10 % от размера безвозмездной (спонсорской) помощи, указанного в п.1.2 Договора». |
![]() |
Справочно Пример отчета о целевом использовании безвозмездной (спонсорской) помощи см. здесь. |
29.11.2019
Мария Жариловская, юрист
По этой теме также см.:
1. Безвозмездная (спонсорская) помощь. Понятие и условия предоставления.
2. Алгоритм предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи.
3. Договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи.
4. Ответственность за нарушение законодательства при предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи.