


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ВОПРОС: Согласно проекту организации строительства нормативный срок строительства здания цеха с благоустройством прилегающей территории - 6 месяцев. По договору строительного подряда срок окончания строительства - декабрь 2012 г.
Организацией на основании акта приемки объекта строительства в эксплуатацию в декабре 2012 г. введено в эксплуатацию здание цеха. Работы по благоустройству прилегающей территории цеха (асфальтобетонное покрытие) были перенесены на апрель 2013 г.
Будут ли капитальные вложения, связанные с устройством асфальтобетонного покрытия, затратами, признаваемыми объектом для исчисления налога на недвижимость, как объекты сверхнормативного незавершенного строительства?
ОТВЕТ: Будут.
Объектами налогообложения налогом на недвижимость признаются капитальные строения (здания, сооружения), их части, в т.ч. сверхнормативного незавершенного строительства, а также машино-места, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций (п.1 ст.185 Налогового кодекса РБ (далее - НК)).
![]() |
Справочно Капитальными строениями (зданиями, сооружениями) сверхнормативного незавершенного строительства признаются капитальные строения (здания, сооружения), по которым превышены нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией, за исключением капитальных строений (зданий, сооружений), находящихся на реконструкции, модернизации (п.1 ст.185 НК). |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2014 г. в п.1 ст.185 НК на основании Закона РБ от 31.12.2013 № 96-З внесены изменения и дополнения. С 2014 г. объекты сверхнормативного незавершенного строительства облагаются налогом на недвижимость вне зависимости от нахождения в собственности, или хозяйственном ведении, или оперативном управлении плательщиков-организаций, т.е. в любом случае. |
Продолжительность строительства предприятий, зданий и сооружений определяется на основании положений технического кодекса установившейся практики ТКП 45-1.03-122-2008 (02250) «Нормы продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений. Основные положения», утвержденного приказом Минстройархитектуры РБ от 24.12.2008 № 481 (далее - ТКП 45-1.03-122) (http://www.tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=223266&UrlIDGLOBAL=320716).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. следует руководствоваться техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-1.03-122-2015 «Нормы продолжительности строительства зданий, сооружений и их комплексов. Основные положения», утвержденным приказом Минстройархитектуры РБ от 06.11.2015 № 279. |
В ТКП 45-1.03-122 установлены основные положения для определения максимально допустимой продолжительности нового строительства предприятий, зданий и сооружений, инженерных коммуникаций, их очередей и пусковых комплексов при разработке проектной документации, а также при обосновании инвестиций в строительство, заявлении на торгах по выбору подрядчика (при их обязательном проведении согласно законодательству) и заключении договоров строительного подряда. Установленная продолжительность строительства указывается в разделе проекта «Организация строительства» (далее - ПОС).
Продолжительность строительства зданий, сооружений охватывает период от даты начала выполнения внутриплощадочных подготовительных работ (состав которых установлен ПОС и зависит от конкретных условий) до ввода объекта в эксплуатацию. Дата начала строительства подтверждается актом установления даты начала строительства, оформленным заказчиком и подрядчиком (форма акта приведена в приложении А (обязательное) к ТКП 45-1.-03-122).
При приемке в эксплуатацию объекта в период года, неблагоприятный для выполнения отдельных видов работ, с согласия заказчика разрешается перенос сроков их выполнения на ближайший благоприятный период года, если это не препятствует нормальной эксплуатации объекта. Перечень, объемы, стоимость и сроки проведения этих видов работ устанавливаются заказчиком, застройщиком либо уполномоченной ими организацией по согласованию с разработчиком проектной документации, а также органами государственного надзора, выдающими заключения по данному объекту, и отражаются в акте приемки объекта в эксплуатацию (п.23 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 06.06.2011 № 716).
Приемка в эксплуатацию перенесенных на благоприятный период года работ производится после их выполнения в порядке, установленном названным Положением.
Срок действия разрешения на производство строительно-монтажных работ (далее - СМР) ограничивается проектной продолжительностью строительства объекта. Срок действия разрешения на производство СМР может быть продлен на основании заявления, поданного заказчиком, застройщиком в орган государственного строительного надзора, выдавший такое разрешение, с обоснованием необходимости его продления (п.3 ст.23 Закона РБ от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).
Таким образом, перенос сроков строительства влечет за собой продление срока действия разрешения на производство СМР, но не изменяет проектную продолжительность строительства, установленную ПОС.
Следовательно, с момента окончания нормативного срока строительства (декабрь 2012 г.) затраты по благоустройству прилегающей территории, отраженные на счете 08, будут объектом для исчисления налога на недвижимость как объекты сверхнормативного незавершенного строительства (ст.185 НК).
15.10.2013
Валерий Шафранский, экономист