


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ФОРМИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФОРМЫ 2 ПО КАССОВЫМ И ФАКТИЧЕСКИМ РАСХОДАМ
При составлении бухгалтерской отчетности бюджетные организации руководствуются Инструкцией о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.03.2010 № 22 (далее - Инструкция № 22).
Двойственный характер расходов
Расходы бюджетных организаций, производимые за счет бюджетного финансирования, подразделяются на кассовые и фактические расходы исходя из двойственного их характера.
Расходование бюджетных средств осуществляется со счетов территориальных органов государственного казначейства (далее - территориальное казначейство), что является расходом соответствующего бюджета.
Реальные (фактические) расходы, которые, как правило, по времени не совпадают с расходами соответствующего бюджета, осуществляются бюджетными организациями.
В бухгалтерии бюджетной организации отражаются как расходы соответствующего бюджета, так и реальные (фактические) расходы организации.
![]() |
Пример 1 Перечисление денежных средств со счета территориального казначейства поставщикам бюджетной организации за материалы и продукты питания является расходом соответствующего бюджета. При получении материалов и продуктов питания от поставщиков происходит изменение состава активов бюджетной организации (денежные средства - материалы и продукты питания на складе) без реального расходования бюджетных средств. Реальные (фактические) расходы за счет бюджетных средств в организации возникнут при использовании приобретенных материалов и продуктов питания. |
![]() |
Пример 2 Перечисление со счета территориального казначейства суммы заработной платы, причитающейся работникам организации, в банк для зачисления на текущие банковские счета работников (включая текущие банковские счета, доступ к которым может быть обеспечен при использовании дебетовой банковской платежной карточки) является расходом соответствующего бюджета. К расходам соответствующего бюджета на заработную плату относятся также удержанные из заработной платы суммы подоходного налога, обязательных страховых взносов (в размере 1 %) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, перечисленные со счета территориального казначейства соответственно в бюджет и бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Реальные (фактические) расходы на заработную плату за счет бюджетных средств возникнут при начислении заработной платы. |
![]() |
Пример 3 Перечисление денежных средств со счета территориального казначейства на текущий бюджетный счет организации в банке на командировочные расходы и получение их со счета в банке в кассу организации для выплаты подотчетным лицам является расходом соответствующего бюджета. Реальные (фактические) расходы на командировочные расходы за счет бюджетных средств происходят при представлении в бухгалтерию утвержденных руководителем организации отчетов подотчетных лиц об израсходованных суммах. |
Формирование показателей по кассовым расходам
Кассовые расходы отражаются в графе 8 «Кассовые расходы» формы 2 «Отчет об исполнении бюджетной сметы»
Кассовыми расходами бюджета считаются все суммы, выданные с банковских счетов как путем безналичных расчетов, так и наличными деньгами, а также суммы по произведенным в соответствии с законодательством зачетам (взаимозачетам) без перевода денежных средств через счета в банках (часть вторая п.2 ст.101 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, далее - БК).
Денежные средства, перечисленные со счета территориального казначейства на текущий бюджетный счет получателя бюджетных средств, учитываются в составе кассовых расходов при списании их с текущего бюджетного счета получателя бюджетных средств (например, при получении наличных денежных средств на выплату заработной платы, стипендий, авансов на командировки).
Такой порядок учета кассовых расходов касается также денежных средств, перечисляемых территориальным казначейством на счета получателей бюджетных средств в соответствии с п.27 Инструкции о порядке организации и осуществления исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов по расходам, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 27.07.2011 № 63 (далее - Инструкция № 63). Суммы денежных средств, удержанных из заработной платы работников, иных приравненных к ней платежей, стипендий, пособий на основании письменных заявлений работников (обучающихся, безработных) и исполнительных листов в пользу физических либо юридических лиц, перечисляются территориальным казначейством на счета получателей бюджетных средств в банке для дальнейшего их перечисления по назначению (часть пятая п.27 Инструкции № 63).
Возврат денежных средств на счет территориального казначейства восстанавливает кассовые расходы (уменьшает выборку средств из бюджета).
Денежные средства, поступившие на текущий бюджетный счет получателя бюджетных средств в банке на восстановление кассовых расходов по бюджетным ассигнованиям текущего финансового года (включая суммы поступившей дебиторской задолженности поставщиков, подрядчиков, исполнителей), подлежат перечислению на счет территориального казначейства. Срок перечисления - в течение 3 рабочих дней и в последний рабочий день месяца.
Денежные средства, перечисленные на счет территориального казначейства на восстановление кассовых расходов, отражаются по лицевым счетам получателей бюджетных средств по тем же кодам бюджетной классификации расходов бюджета, по которым произведены кассовые расходы (подп.40.1 п.40 Инструкции № 63).
Предусмотрен срок, в течение которого территориальное казначейство отражает восстановление кассовых расходов по лицевым счетам, - не позднее 5 рабочих дней со дня поступления указанных сумм и в последний рабочий день месяца (часть первая п.43 Инструкции № 63).
На счет территориального казначейства могут поступать денежные средства на восстановление кассовых расходов получателя бюджетных средств от иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а не только от получателя бюджетных средств (п.42 Инструкции № 63). В этом случае территориальное казначейство отражает восстановление кассовых расходов по лицевым счетам получателей бюджетных средств не позднее 5 рабочих дней со дня поступления указанных сумм и в последний рабочий день месяца (часть первая п.43 Инструкции № 63). При поступлении на счет территориального казначейства денежных средств, подлежащих зачислению в бюджет, территориальное казначейство вправе самостоятельно принимать решение о направлении этих средств в бюджет соответствующего уровня с последующим письменным уведомлением получателя бюджетных средств о проведении данной операции и (или) представлением ему копии расчетного документа (часть вторая п.44 Инструкции № 63).
В составе кассовых расходов учитываются суммы открытых аккредитивов. Возврат неиспользованных аккредитивов отражается в учете как восстановление кассовых расходов.
![]() |
Справочно Расчеты с использованием аккредитивов за счет бюджетных средств разрешены лишь по договорам с нерезидентами Республики Беларусь (п.32 Инструкции о порядке оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, и обязательств, принятых получателями средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2000 № 66). |
В настоящее время при формировании кассовых расходов не учитываются:
1) денежные средства, поступившие на текущий бюджетный счет в банке получателя бюджетных средств в текущем финансовом году на восстановление расходов прошлых лет, подлежащие перечислению в соответствующий бюджет (часть вторая подп.40.1 п.40 Инструкции № 63);
2) курсовые разницы, определяемые при переоценке денежных средств в иностранной валюте на счете в банке в связи с изменением курсов Национального банка Республики Беларусь на дату совершения операции, а также на дату последнего календарного дня отчетного периода, что следует из определения кассовых расходов в п.2 ст.101 БК;
3) расходование со счета в банке иностранной валюты, приобретенной организацией за счет бюджетного финансирования. В составе кассовых расходов в этом случае отражаются средства в белорусских рублях, направляемые банку со счета территориального казначейства на покупку иностранной валюты. Возврат банком неиспользованных белорусских рублей на счет территориального казначейства уменьшает кассовые расходы.
Если организация получила бюджетное финансирование в иностранной валюте, то в этом случае списание (расходование) средств с бюджетного валютного счета и возврат неиспользованных валютных средств на счет в банке учитываются при формировании кассовых расходов по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату совершения операции;
4) средства, получаемые бюджетными организациями согласно перечню, приведенному в двух приложениях к Закону Республики Беларусь от 18.10.2016 № 431-З «О республиканском бюджете на 2017 год»
- приложение 11 «Средства, зачисляемые в доходы республиканского бюджета в счет компенсации его расходов»;
- приложение 13 «Средства, зачисляемые в доходы местных бюджетов в счет компенсации их расходов».
Денежные средства, полученные бюджетными организациями согласно перечню, приведенному в двух названых выше приложениях к Закону на 2017 год, вносятся в счет компенсации расходов республиканского и соответствующих местных бюджетов (п.2 ст.15 и п.9 ст.21 Закона на 2017 год);
5) средства, зачисленные на текущий счет по учету бюджетных средств получателя бюджетных средств в соответствии с подп.40.2 и 40.3 п.40 Инструкции № 63.
В данных подпунктах установлен порядок использования поступивших на счет получателя бюджетных средств денежных средств:
• проценты, начисленные банками за пользование денежными средствами, перечисляются до 5-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, в доход соответствующего бюджета;
• иные денежные средства, зачисленные на счет получателя бюджетных средств в соответствии с законодательством, а также ошибочно либо излишне поступившие денежные средства перечисляются по назначению, минуя счет территориального казначейства.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что названные денежные средства, списанные с текущего счета по учету бюджетных средств получателя бюджетных средств, не учитываются при формировании кассовых расходов.
Таким образом, не все денежные средства, поступающие на текущий бюджетный счет в банке, а также списанные со счета, имеют отношение к формированию кассовых расходов.
Кроме того, в составе кассовых расходов учитываются лишь те расходы, которые произведены за счет бюджетного финансирования текущего финансового года.
Учет кассовых расходов ведется на субсчетах счета 10 «Текущие счета по бюджету», которые предназначены для учета движения денежных средств на текущих бюджетных счетах в банке и лицевых счетах в территориальном казначействе.
Формирование показателей по фактическим расходам
Фактическими расходами считаются действительные затраты организаций, подтверждаемые документами в соответствии с законодательством (часть третья п.2 ст.101 БК).
Фактическими расходами считаются затраты организации, подтвержденные соответствующими документами, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, начисленной заработной плате и стипендиям, приобретенным основным средствам, отдельным предметам в составе оборотных средств и другим материальным ценностям.
Фактические расходы отражаются в графе 10 «Фактические расходы» формы 2 в разрезе статей, подстатей и элементов в соответствии с экономической классификацией расходов бюджета (приложение 6 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 № 208) (п.37 Инструкции № 22).
Учет фактических расходов, осуществляемых за счет бюджетного финансирования, ведется на субсчетах активного счета 20 «Расходы по бюджету» в соответствии с Инструкцией о порядке бухгалтерского учета расходов в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2009 № 157 (далее - Инструкция № 157).
В течение года по дебету субсчетов счета 20 учитываются произведенные расходы нарастающим итогом с начала года, а по кредиту - уменьшение расходов.
По окончании года сумма произведенных расходов (с учетом уменьшения этих расходов в течение года) списывается по кредиту субсчетов счета 20 в дебет субсчетов, предназначенных для учета бюджетного финансирования (производится годовое заключение счетов бухгалтерского учета) (п.2 Инструкции № 157).
Если сумма фактических расходов превышает остаток соответствующего источника финансирования, списание расходов производится в сумме, равной остатку источника финансирования. В случае, когда источник финансирования превышает сумму фактических расходов, после списания расходов остаются источники финансирования по кредиту соответствующих субсчетов (часть третья п.21 Инструкции № 22).
Взаимосвязь кассовых и фактических расходов
При заполнении формы 2 должна быть произведена увязка (взаимная проверка) кассовых и фактических расходов по статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджета (с учетом возникающих курсовых разниц). Это позволит не допустить ошибок в учете кассовых и фактических расходов и использовании бюджетных средств не по целевому назначению.
Для их увязки необходимо располагать данными об остатках материальных запасов, дебиторской и кредиторской задолженности на начало и конец отчетного периода, образовавшихся за счет бюджетного финансирования.
Увязка производится по следующей формуле:
Рф - ОМн + ОМк - ДЗн + ДЗк + КЗн - КЗк = Рк,
где Рф - сумма фактических расходов за отчетный период;
ОМн - остаток материалов на начало отчетного периода;
ОМк - остаток материалов на конец отчетного периода;
ДЗн - дебиторская задолженность на начало отчетного периода;
ДЗк - дебиторская задолженность на конец отчетного периода;
КЗн - кредиторская задолженность на начало отчетного периода;
КЗк - кредиторская задолженность на конец отчетного периода;
Рк - сумма кассовых расходов по соответствующему элементу расходов.
Если организация получала материалы безвозмездно, а также материалы, основные средства и отдельные предметы в составе оборотных средств, оплаченные распорядителем бюджетных средств в централизованном порядке, то для увязки кассовых и фактических расходов в приведенной формуле нужно:
• уменьшить фактические расходы на стоимость израсходованных материалов, которые были получены безвозмездно, и на стоимость поступивших основных средств и отдельных предметов в составе оборотных средств, оплаченных распорядителем бюджетных средств в централизованном порядке;
• увеличить фактические расходы на стоимость переданных безвозмездно и (или) реализованных материальных ценностей (п.38 Инструкции № 22).
Кроме того, при формировании кассовых расходов в форме 2 должна быть произведена их проверка в соответствии с п.36 Инструкции № 22.
Строка 090 «Всего расходов» графы 8 «Кассовые расходы» формы 2 = остаток по текущим счетам по бюджетным средствам на начало года (графа 3 формы 1) плюс сумма полученного бюджетного финансирования согласно справке к форме 1 минус остаток по текущим счетам по бюджетным средствам на конец года (квартала) (графа 4 формы 1).
21.07.2017
Анна Чернюк, доцент
По этой теме также см.:
1. Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций: периодичность, порядок и сроки представления формы 2.
2. Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций: источники информации для заполнения формы 2.
3. Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций: формирование сметных показателей формы 2.
4. Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций: увязка показателей формы 2.