


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: СОДЕРЖАНИЕ И ЗАПОЛНЕНИЕ ФОРМЫ 4
При составлении бухгалтерской отчетности бюджетные организации руководствуются Инструкцией о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.03.2010 № 22 (далее - Инструкция № 22).
В материале рассмотрены методика формирования показателей и объем показателей формы 4 «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов средств от приносящей доходы деятельности бюджетной организации»
Периодичность, порядок и сроки представления
Форма 4 составляется бюджетными организациями, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право осуществлять приносящую доходы (предпринимательскую) деятельность (п.48 Инструкции № 22).
Периодичность представления формы 4 - годовая и квартальная (п.5 приложения 1 к Инструкции № 22).
Бухгалтерская отчетность (включая форму 4) годовая составляется на 1 января года, следующего за отчетным, а квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября текущего года.
Как и другие формы бухгалтерской отчетности, форма 4 составляется нарастающим итогом с начала отчетного года в белорусских рублях с двумя знаками после запятой, представляется на бумажном носителе и (или) в электронном виде в форме электронного документа (пп.3-5, 7 Инструкции № 22).
Сроки представления бухгалтерской отчетности (включая форму 4) устанавливаются в соответствии с п.93 Инструкции № 22. Для распорядителей средств республиканского бюджета они устанавливаются Министерством финансов Республики Беларусь ежегодно, а для распорядителей средств местных бюджетов - соответствующими местными финансовыми органами.
Днем представления бухгалтерской отчетности считается дата ее фактической передачи по принадлежности. Если срок представления бухгалтерской отчетности приходится на выходной или праздничный день, то сроком ее представления считается первый следующий за ним рабочий день (п.94 Инструкции № 22).
Получатель бюджетных средств - бюджетная организация представляет бухгалтерскую отчетность (включая форму 4) распорядителю бюджетных средств (вышестоящей организации) (абзац 2 п.87 Инструкции № 22).
Распорядители бюджетных средств на основании показателей форм бухгалтерской отчетности получателей бюджетных средств составляют сводную бухгалтерскую отчетность (включая свод по форме 4) путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям (п.91 Инструкции № 22).
Сводную бухгалтерскую отчетность составляют (п.90 Инструкции № 22):
• распорядители бюджетных средств, имеющие обособленные структурные подразделения, выделенные на самостоятельный баланс;
• распорядители бюджетных средств, имеющие подведомственные бюджетные организации;
• организации, оказывающие услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности по исполнению бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств, бюджетных смет государственных внебюджетных фондов и иных источников этих организаций.
Распорядители средств республиканского бюджета представляют бухгалтерскую отчетность в Министерство финансов Республики Беларусь, а распорядители средств местных бюджетов - в местный финансовый орган (п.89 Инструкции № 22).
Распорядители бюджетных средств сводную бухгалтерскую отчетность представляют с сопроводительным письмом в отдельной папке в сброшюрованном виде (часть первая п.92 Инструкции № 22).
Формирование показателей формы 4
Общие положения
![]() |
Обратите внимание! В соответствии с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2016 № 112 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций» |
Коды программы, подпрограммы в заголовочной части формы 4 предусмотрены постановлением № 112 и с 1 февраля 2017 г. заполняются при использовании программно-целевого метода в бюджетном процессе.
![]() |
Справочно Программно-целевой метод в бюджетном процессе - метод управления средствами республиканского и (или) местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов при выполнении государственных программ, направленный на достижение конкретных результатов с учетом оценки эффективности использования данных средств на всех стадиях бюджетного процесса (подп.1.442 п.1 ст.2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, далее - БК). Для повышения эффективности планирования и исполнения бюджета предусматриваются использование в бюджетном процессе программно-целевого метода и поэтапный переход к среднесрочному (трехлетнему) бюджетному планированию (с ежегодным смещением на один прогнозируемый год). К 2020 году охват расходов бюджета государственными программами планируется повысить до не менее 90 % (части третья и четвертая раздела 5.5 Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15.12.2016 № 466). |
Методика формирования показателей формы 4 определена в главе 7 Инструкции № 22.
Форма 4 составляется по каждому источнику доходов (по подразделу доходов классификации доходов бюджета) в соответствии с функциональной, программной (при использовании программно-целевого метода в бюджетном процессе), экономической классификациями и соответствующей ведомственной классификацией, а также свод по форме 4 в целом по бюджетной организации.
Распорядители бюджетных средств на основании данных бухгалтерской отчетности бюджетных организаций составляют форму 4 в составе сводной бухгалтерской отчетности по каждому источнику доходов (по подразделу доходов классификации доходов бюджета) в соответствии с функциональной, экономической классификациями и главам соответствующей ведомственной классификации, а также свод по форме 4 в целом по распорядителю бюджетных средств (пп.49, 50 Инструкции № 22).
![]() |
Справочно Ведомственные классификации расходов соответствующих местных бюджетов установлены местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь (абзац 3 п.8 Инструкции № 22). |
Изменения в бухгалтерской отчетности (включая форму 4), относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам, производятся в бухгалтерской отчетности, составляемой за тот отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных (п.16 Инструкции № 22).
Расходы в форме 4 и в смете доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций (приложение 3 к Инструкции о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, бюджетных смет государственных внебюджетных фондов, а также внесения в них изменений и (или) дополнений, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.01.2009 № 8, далее - смета) отражаются по следующим направлениям:
1) текущие расходы (затраты), необходимые для осуществления приносящей доходы деятельности;
2) расходы на уплату налогов, сборов (пошлин) и других платежей, подлежащих уплате в республиканский и местные бюджеты в соответствии с законодательством;
3) использование сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации.
Сумма превышения доходов над расходами, остающаяся в распоряжении бюджетной организации, определяется ежемесячно по каждому источнику доходов.
Расчет производится следующим образом: из суммы доходов от предпринимательской деятельности (от иной приносящей доходы деятельности) вычитаются суммы налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей, уплаченных в соответствующий бюджет, государственные внебюджетные фонды, и фактические расходы в пределах сметы (п.24 Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013 № 641, далее - Положение № 641).
Сумма превышения доходов над расходами, остающаяся в распоряжении организации, используется на цели в соответствии с п.25 Положения № 641.
Порядок отражения в бухгалтерском учете использования внебюджетных средств в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетных организаций, на цели, предусмотренные п.25 Положения № 641, определен письмом Министерства финансов Республики Беларусь от 28.01.2014 № 15-1-19/75 (таблица 1).
Учет использования сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетных организаций
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Использование суммы превышения доходов над расходами, остающейся в распоряжении организации | ||
Ежемесячное списание использованной суммы превышения доходов над расходами, остающейся в распоряжении организации |
410 |
411 |
Методика формирования отдельных показателей
В графе 4 «Утверждено по смете на год» формы 4 отражаются показатели утвержденной сметы на год.
Плановые показатели в форме 4 должны соответствовать утвержденным сметам с учетом внесенных в отчетном периоде в установленном порядке изменений (пп.15, 51 Инструкции № 22).
В графе 5 «Исполнено по банковскому счету» формы 4 отражаются (п.52 Инструкции № 22):
1) суммы остатков внебюджетных средств на начало года и конец отчетного периода (строки 001 «Остаток средств на начало года» и 066 «Остаток средств на конец отчетного периода»). Сводные данные этих строк должны соответствовать выписке банка, остаткам в кассе, а также данным бухгалтерского баланса по банковским счетам по внебюджетным средствам;
2) суммы поступлений за отчетный период, в том числе суммы полученных авансов, за минусом возвращенных сумм (строка 002 «Доходы»);
3) суммы разниц, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств, денежных средств по официальному курсу официальной денежной единицы Республики Беларусь по отношению к соответствующей иностранной валюте, устанавливаемому Национальным банком Республики Беларусь (далее - Нацбанк), на дату совершения хозяйственной операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату (строка 003 «Источники финансирования (разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь)»). Строка 003 в форму 4 введена постановлением № 112 с 1 февраля 2017 г.;
4) суммы произведенных в отчетном периоде кассовых расходов по соответствующим статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджета (строки 004-047, 051-065).
Из п.52 Инструкции № 22 следует, что показатель по строке 002 «Доходы» графы 5 «Исполнено по банковскому счету» должен соответствовать сумме разницы между дебетовым и кредитовым (в части возвращенных сумм) оборотом субсчетов 111 «Текущий счет по внебюджетным средствам», 112 «Текущий счет по депозитам» и 118 «Текущий валютный счет по внебюджетным средствам».
Содержание показателя, отражаемого по строке 002 «Доходы» графы 5 «Исполнено по банковскому счету», существенно отличается от понятия доход (выручка) от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности, отражаемой на субсчете 237 «Прочие источники» и субсчетах счета 28 «Реализация».
В настоящее время бюджетные организации при осуществлении приносящей доходы (предпринимательской) деятельности выручку от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, другие доходы должны признавать в бухгалтерском учете по методу начисления. Под методом начисления понимается отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они фактически совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним (п.1 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 08.02.2013 № 11 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета доходов в бюджетных организациях и внесении изменений и дополнения в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь»).
В связи с введением в форму 4 строки 003 «Источники финансирования (разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь)» (см. выше) напомним нормы законодательства, связанные с пересчетом выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь.
Разницы, возникающие при пересчете выраженных в иностранной валюте активов и обязательств в белорусские рубли, относятся бюджетными организациями на увеличение или уменьшение источников финансирования в порядке, установленном законодательством (абзац 3 части второй п.3 ст.12 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», далее - Закон № 57-З).
В бухгалтерском учете и отчетности иностранная валюта и средства, приобретенные за счет иностранной валюты, дебиторская и кредиторская задолженности отражаются в белорусских рублях по курсу Нацбанка на дату совершения операции, а также на дату составления бухгалтерской отчетности. Разница, возникающая при изменении Нацбанком курсов иностранных валют, зачисляется бюджетными организациями на увеличение или уменьшение бюджетного или внебюджетного источника финансирования (п.8 Методических указаний о порядке учета денежных средств организациями, финансируемыми из бюджета, утвержденных приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 17.12.1999 № 364).
Названные Методические указания следует применять с учетом нормы части первой п.3 ст.12 Закона № 57-З, согласно которой не производится пересчет выраженных в иностранной валюте полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, задатков.
Обязательства и имущество в иностранной валюте на отчетную дату пересчитываются по курсу Нацбанка последнего календарного дня отчетного периода (часть пятая п.2 ст.101 БК).
Из вышеизложенного следует, что по операциям, осуществляемым за счет приносящей доходы (предпринимательской) деятельности, курсовые разницы следует относить в дебет (кредит) субсчета 410 «Прибыли и убытки» или субсчета 237.
В графе 6 «Фактически исполнено» формы 4 отражаются остатки по субсчетам 237, 238 «Заемные средства», 280 «Реализация продукции (работ, услуг)», 410 пассива бухгалтерского баланса с учетом несписанных расходов и убытков по субсчетам 080 «Затраты на производство», 082 «Затраты на научно-исследовательские работы по договорам», 211 «Расходы по внебюджетным средствам», 212 «Расходы по внебюджетным средствам на капитальные вложения», 410 актива бухгалтерского баланса (п.53 Инструкции № 22).
Бухгалтерский баланс на 1 января следующего года составляется после годового заключения счетов. Под годовым заключением счетов понимается отражение в учете заключительных записей по списанию произведенных в течение текущего отчетного года фактических расходов как за счет бюджетного источника финансирования, так и за счет внебюджетных источников (часть первая п.21 Инструкции № 22).
Норма п.21 Инструкции № 22 о том, что списание расходов при осуществлении приносящей доходы (предпринимательской) деятельности производится в конце года, противоречит положениям Инструкции о порядке бухгалтерского учета расходов в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2009 № 157.
Расходы по внебюджетным средствам (в сумме, равной фактической себестоимости изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг) списываются без всяких оговорок ежемесячно (в подсобных сельских и учебно-опытных хозяйствах - в конце года) (часть третья п.11 указанной Инструкции).
![]() |
Справочно О бухгалтерском учете в подсобных сельских хозяйствах см.: • «Учет готовой продукции подсобных сельских хозяйств бюджетных организаций»; • «Бухгалтерский учет реализации продукции растениеводства в бюджетной организации». |
Инструкция № 22 не включает в понятие годового заключения счетов списание финансового результата от реализации продукции (работ, услуг) и других материальных ценностей. Поэтому бюджетные организации вправе производить списание финансового результата (прибыли или убытка) ежемесячно или в конце года (в соответствии с учетной политикой).
Таблица 2
Учет финансового результата от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражена сумма прибыли |
410 | |
Отражена сумма убытка |
410 |
237, 280 |
По мнению автора, бухгалтерские записи по списанию финансового результата от реализации продукции (работ, услуг) и других материальных ценностей должны составляться ежемесячно.
Составление этих записей ежемесячно позволяет определять финансовый результат деятельности организации нарастающим итогом с начала года на одном субсчете 410. Такую методику учета можно предусмотреть в учетной политике организации. При ее использовании субсчета по учету реализованной продукции (работ, услуг) (237, 280) должны закрываться ежемесячно и остатков по этим субсчетам в бухгалтерском балансе быть не должно.
Увязка показателей формы 4
Во всех формах бухгалтерской отчетности должна быть соблюдена логическая и арифметическая увязка показателей, увязка с показателями остатков по статьям бухгалтерского баланса, между отдельными формами бухгалтерской отчетности. Взаимная проверка основных показателей форм бухгалтерской отчетности бюджетных организаций производится по схеме взаимной проверки основных показателей форм годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности бюджетных организаций (далее - схема взаимной проверки) согласно приложению 17 к Инструкции № 22 (п.14 Инструкции № 22).
Увязка показателей формы 4 с другими формами бухгалтерской отчетности производится в соответствии с пп.1 и 5 схемы взаимной проверки:
1) строка 001 «Остаток средств на начало года», строка 066 «Остаток средств на конец отчетного периода» графы 5 «Исполнено по банковскому счету» формы 4:
= остаткам по текущим счетам, относящимся к средствам от приносящей доходы деятельности, (субсчета 111, 112, 118) актива формы 1 «Бухгалтерский баланс»
= строке 009 «Внебюджетные средства от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, включая вклады (депозиты)» соответственно графы 3 «Остаток на начало года», графы 6 «Остаток на конец отчетного периода» раздела 6 «Движение средств по банковским счетам по учету средств государственных внебюджетных фондов, внебюджетных и иных средств» формы 1-М (оперативная) «Месячный отчет о расходовании средств, выделенных из бюджета»
= остаткам денежных средств на банковских счетах, относящимся к средствам от приносящей доходы деятельности, таблицы 2 формы 16 «Пояснительная записка»;
2) сумма строк 002 «Доходы», 003 «Источники финансирования (разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь)»
= строке 009 «Внебюджетные средства от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, включая вклады (депозиты)» графы 4 «Доходы и источники финансирования» раздела 6 «Движение средств по банковским счетам по учету средств государственных внебюджетных фондов, внебюджетных и иных средств» формы 1-М;
3) сумма строк 048 «Всего расходов», 050 «Использование сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации» (графа 5 «Исполнено по банковскому счету») формы 4
= строке 009 «Внебюджетные средства от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, включая вклады (депозиты)» графы 6 «Остаток на конец отчетного периода» раздела 6 «Движение средств по банковским счетам по учету средств государственных внебюджетных фондов, внебюджетных и иных средств» формы 1-М.
По мнению автора, по данной увязке в схеме взаимной проверки допущена неточность. Сумма строк 048 и 050 графы 5 формы 4 должна быть равна строке 009 графы 5 «Кассовые расходы» (а не графы 6 «Остаток на конец отчетного периода») раздела 6 формы 1-М.
![]() |
Справочно Дополнительно о составлении бюджетной отчетности Министерство финансов Республики Беларусь дало разъяснения в своем письме 06.06.2017 № 1-1-30/46/П-175. |
02.06.2017
Анна Чернюк, доцент