


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
Субсчета по учету расчетов с поставщиками
В бюджетных организациях для учета расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) материальных ценностей, работ и услуг (далее - поставщики) предназначены 3 активно-пассивных субсчета:
150 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»;
179 «Расчеты в порядке плановых платежей».
Каждый субсчет используется для учета расчетов с определенной группой организаций-поставщиков (в зависимости от вида деятельности и периодичности хозяйственных связей).
При осуществлении бюджетной организацией капитального строительства (включая новое строительство, реконструкцию и достройку зданий и сооружений) расчеты с поставщиками учитываются, как правило, на субсчете 150.
На субсчете 150 отражаются расчеты с поставщиками за материальные ресурсы, приобретаемые организацией за счет бюджетных средств и средств, получаемых от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности, для осуществления капитального строительства. На данном субсчете учитываются также расчеты с подрядчиками по материальным ресурсам, переданным им для строительства и монтажа, и за выполненные строительно-монтажные работы.
По дебету субсчета 150 записываются суммы, перечисленные поставщикам и подрядчикам, а также стоимость переданных подрядчикам материальных ресурсов для строительно-монтажных работ.
По кредиту субсчета 150 записываются стоимость материальных ресурсов, приобретенных организацией, а также стоимость выполненных подрядчиком строительно-монтажных работ.
Дебетовый и кредитовый остатки по субсчету 150 на конец отчетного периода определяются по данным аналитического учета, который ведется по каждому поставщику (подрядчику).
В качестве регистров аналитического учета используется книга учета средств и расчетов формы 292 или карточки учета средств и расчетов формы 292А (приложения 19 и 27 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 08.02.2005 № 15).
Дебетовый остаток субсчета 150 отражается в разделе 9 «Затраты на капитальное строительство» актива бухгалтерского баланса (приложение 2 к Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.03.2010 № 22), кредитовый - в разделе 6 «Финансирование капитального строительства» пассива бухгалтерского баланса.
Корреспонденция субсчетов
Ниже в таблице приведена корреспонденция субсчетов по учету расчетов с поставщиками при осуществлении капитального строительства за счет бюджетных средств.
№ п/п | Содержание операции | Дебет | Кредит |
1 |
Перечисление денежных средств поставщикам со счета территориального органа государственного казначейства (составляются две записи одновременно) (примечание 1): | ||
а) получено финансирование: | |||
- у распорядителя бюджетных средств | |||
- у получателя бюджетных средств |
102 |
||
б) перечислены средства поставщикам |
102 | ||
2 |
Погашение обязательств получателя бюджетных средств (например, учреждения образования, финансируемого из республиканского бюджета) перед поставщиком путем проведения взаимозачета (примечание 2): | ||
- у получателя бюджетных средств (составляются две записи одновременно): | |||
а) получено финансирование |
102 |
143 | |
б) перечислена задолженность поставщику |
150 |
102 | |
- у распорядителя бюджетных средств (например, в Министерстве образования Республики Беларусь) (составляются две записи одновременно): | |||
а) получено финансирование |
102 |
231 | |
б) перечислено финансирование учреждению образования |
143 |
102 | |
3 |
Перечисление поставщикам-нерезидентам денежных средств в иностранной валюте (пересчитанных в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь (далее - Нацбанк) на дату перечисления иностранной валюты поставщику) (примечание 3) |
150 |
101 |
4 |
Передача подрядным организациям материальных ресурсов для капитального строительства (примечание 4) |
150 |
040, 041 |
5 |
Оприходование материальных ресурсов, полученных от поставщиков (примечание 5) |
040, 041 |
150 |
6 |
Принятие выполненных подрядчиком строительно-монтажных работ на основании акта сдачи-приемки работ (примечание 6) |
150 | |
7 |
Сумма курсовых разниц при переоценке дебиторской задолженности (примечание 7): | ||
а) дооценка: | |||
- у распорядителя бюджетных средств |
150 |
231 | |
- у получателя бюджетных средств |
150 |
143 | |
б) уценка: | |||
- у распорядителя бюджетных средств |
231 |
150 | |
- у получателя бюджетных средств |
143 |
150 | |
8 |
Сумма курсовых разниц при переоценке кредиторской задолженности (примечание 7): | ||
а) дооценка: | |||
- у распорядителя бюджетных средств |
231 |
150 | |
- у получателя бюджетных средств |
143 |
150 | |
б) уценка: | |||
- у распорядителя бюджетных средств |
150 |
231 | |
- у получателя бюджетных средств |
150 |
143 | |
Списание (по истечении срока исковой давности) дебиторской задолженности (примечание 8): | |||
- у распорядителя бюджетных средств |
231 |
150 | |
- у получателя бюджетных средств |
143 |
150 | |
10 |
Списание (по истечении срока исковой давности) кредиторской задолженности (примечание 8): | ||
- у распорядителя бюджетных средств |
150 |
231 | |
- у получателя бюджетных средств |
150 |
143 | |
11 |
Возврат дебиторской задолженности поставщика, возникшей за счет бюджетных ассигнований текущего финансового года (примечание 9): | ||
а) погашена дебиторская задолженность |
102 |
150 | |
б) перечислены полученные средства на счет органа государственного казначейства: | |||
- у распорядителя бюджетных средств |
231 |
102 | |
- у получателя бюджетных средств |
143 |
102 | |
12 |
Возврат в текущем финансовом году дебиторской задолженности поставщика, возникшей за счет бюджетных ассигнований прошлых лет (составляются две записи одновременно) (примечание 9): | ||
а) погашена дебиторская задолженность |
102 |
150 | |
б) образована задолженность перед бюджетом: | |||
- у распорядителя бюджетных средств |
231 |
||
- у получателя бюджетных средств |
143 |
173 |
Примечание 1. Финансирование расходов бюджетных организаций за счет средств республиканского и местных бюджетов производится с использованием автоматизированной системы государственного казначейства (п.1 Инструкции о порядке организации и осуществления исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов по расходам, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 27.07.2011 № 63; далее - Инструкция № 63).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 июля 2021 г. следует руководствоваться Инструкцией № 63 с изменениями, внесенными постановлением Минфина от 12.07.2021 № 49. |
Оплата обязательств получателей бюджетных средств перед поставщиками (подрядчиками, исполнителями) за товары (работы, услуги) осуществляется со счетов территориальных органов государственного казначейства (абзац 2 п.15 Инструкции № 63). Перечисление средств со счета территориального органа государственного казначейства осуществляется на счета поставщиков (подрядчиков, исполнителей), минуя счета в банке получателей бюджетных средств. В этом случае в бухгалтерском учете получателей бюджетных средств (бюджетных организаций) отражаются одновременно получение бюджетного финансирования и погашение задолженности перед поставщиками (подрядчиками, исполнителями). Бухгалтерские записи производятся на основании выписки из лицевого счета (по форме согласно приложению 5 к Инструкции № 63), формируемой территориальным органом государственного казначейства для получателя бюджетных средств по мере совершения операций.
Проведение платежей территориальным органом государственного казначейства осуществляется при условии регистрации обязательств получателя бюджетных средств на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в пределах предусмотренных ему бюджетных ассигнований (полномочий на использование суммы бюджетных средств, определенных распорядителем бюджетных средств) в текущем финансовом году.
Обязательства, не обеспеченные в текущем финансовом году бюджетными ассигнованиями, территориальным органом государственного казначейства не регистрируются. Заявки на оплату обязательств, не зарегистрированных в территориальном казначействе, к исполнению не принимаются (части первая и третья п.24 Инструкции № 63).
Примечание 2. В результате отражения в бухгалтерском учете проведенного взаимозачета у получателя бюджетных средств (в учреждении образования) уменьшится кредиторская задолженность перед поставщиком, что должно быть отражено в составе кассовых расходов.
По результатам взаимозачета прекращаются обязательства (часть вторая п.4 Инструкции о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим плательщиком (иным обязанным лицом), в том числе по средствам государственных целевых бюджетных фондов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 21.12.2011 № 136):
1) плательщика по платежам в бюджет соответствующего уровня;
2) получателя бюджетных средств перед плательщиком за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
3) бюджета соответствующего уровня по финансированию получателя бюджетных средств.
Примечание 3. Бюджетные организации могут получать иностранную валюту в соответствии с Порядком финансирования расходов республиканского бюджета в иностранной валюте, утвержденным приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 23.09.1998 № 224, а также путем ее приобретения на внутреннем валютном рынке с использованием бюджетных средств в соответствии с Инструкцией о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.07.2005 № 112.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 июля 2021 г. действует Инструкция о порядке проведения валютно-обменных операций, утв. постановлением Правления Нацбанка от 28.05.2021 № 141. |
Пересчет выраженных в иностранной валюте активов (денежных средств, финансовых вложений, дебиторской задолженности) и обязательств в белорусские рубли производится по официальному курсу по отношению к соответствующей иностранной валюте, устанавливаемому Нацбанком, на дату совершения хозяйственной операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату (часть первая п.3 ст.12 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»; далее - Закон № 57-З).
Активы и обязательства следует учитывать как в иностранной валюте, так и в белорусских рублях. В противном случае невозможно рассчитать курсовые разницы, возникающие при их пересчете (переоценке).
Примечание 4. Бухгалтерская запись соответствует п.7 корреспонденции счетов по операциям учета материальных запасов Методических указаний о порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утвержденных приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 11.12.1997 № 59.
Примечание 5. Оприходование материальных ценностей, работ, услуг, приобретенных за счет бюджетных средств, производится по стоимости приобретения, включая НДС (п.1 Инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость бюджетными организациями, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2000 № 19).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 мая 2019 г. Инструкция № 19 утратила силу постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2019 № 24 «О бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость в бюджетных организациях». |
Примечание 6. Бухгалтерская запись соответствует п.8 приложения к Инструкции о порядке бухгалтерского учета расходов в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2009 № 157.
На субсчете 203 «Расходы по бюджету на капитальные вложения» учитываются расходы на новое строительство, реконструкцию и достройку зданий и сооружений за счет средств бюджета независимо от способа ведения строительных и монтажных работ (часть первая п.7 вышеназванной Инструкции).
Примечание 7. Разницы, возникающие при пересчете выраженных в иностранной валюте активов и обязательств в белорусские рубли, относятся бюджетными организациями на увеличение или уменьшение источников финансирования в порядке, установленном законодательством.
При этом не производится пересчет (переоценка) выраженных в иностранной валюте полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, задатков (часть первая и абзац 3 части второй п.3 ст.12 Закона № 57-З).
Примечание 8. В отношении порядка отражения в бюджетных организациях сумм дебиторской задолженности (активов) и кредиторской задолженности (обязательств) с истекшим сроком исковой давности нормативные документы в настоящее время отсутствуют.
В этом случае бюджетным организациям следует руководствоваться нормой п.5 ст.9 Закона № 57-З. Согласно данной норме, если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве Республики Беларусь не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством Республики Беларусь.
Например, по названным операциям можно предусмотреть корреспонденцию субсчетов, указанную в операциях 9, 10 данной таблицы.
Списание дебиторской задолженности с баланса по истечении срока исковой давности не означает ее аннулирование, она должна числиться за балансом в течение 5 лет для наблюдения за возможностью взыскания на забалансовом счете 05 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов». При возврате долга сумма задолженности списывается с забалансового счета 05.
Если дебиторская задолженность была образована за счет бюджетных средств, поступившая сумма долга должна быть внесена в доход соответствующего бюджета.
Примечание 9. В соответствии с главами 6 и 7 Инструкции № 63 суммы дебиторской задолженности, возвращенные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), используются по разным направлениям в зависимости от того, за счет ассигнований какого финансового года (текущего года или прошлых лет) дебиторская задолженность была образована.
При поступлении на текущий бюджетный счет получателя бюджетных средств в банке суммы дебиторской задолженности, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований текущего финансового года, получатель бюджетных средств обязан перечислить ее на счет территориального органа государственного казначейства на восстановление кассовых расходов. Срок перечисления - в течение 3 рабочих дней и в последний рабочий день месяца. При этом перечисление осуществляется по каждому отдельному договору.
Если в текущем финансовом году на бюджетный счет получателя бюджетных средств в банке поступит сумма дебиторской задолженности, образованной за счет бюджетных ассигнований прошлых лет, получатель бюджетных средств обязан перечислить ее в доход соответствующего бюджета (части первая и вторая подп.40.1 п.40 Инструкции № 63).
Аналогичное правило предусмотрено абзацем 3 п.139 Инструкции о порядке оплаты расходов по строительству и ремонтным работам за счет средств бюджета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.12.2001 № 120, при взыскании средств со счета подрядчика (исполнителя).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 октября 2020 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке оплаты расходов при осуществлении архитектурной и строительной деятельности за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных фондов в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2020 № 40. |
На счета территориальных органов государственного казначейства могут поступать денежные средства на восстановление кассовых расходов получателя бюджетных средств от иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а не только от получателя бюджетных средств (п.42 Инструкции № 63).
В этом случае поступившую от поставщиков (подрядчиков, исполнителей) дебиторскую задолженность, возникшую в текущем финансовом году, территориальный орган государственного казначейства отражает как восстановление кассовых расходов по лицевым счетам получателей бюджетных средств не позднее 5 рабочих дней со дня поступления указанных сумм и в последний рабочий день месяца. Если поступают суммы дебиторской задолженности прошлых лет, территориальный орган государственного казначейства вправе самостоятельно принимать решение о направлении этих средств в бюджет соответствующего уровня с последующим письменным уведомлением получателя бюджетных средств о проведении данной операции и (или) представлением ему копии расчетного документа (часть первая п.43, часть вторая п.44 Инструкции № 63).
12.10.2016
Анна Чернюк, доцент
По этой теме также см.:
1. Порядок расчетов с поставщиками и подрядчиками при осуществлении капитального строительства в бюджетных организациях.
2. Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками при осуществлении капитального строительства за счет внебюджетных средств.
3. Учет расходов на капитальное строительство в бюджетных организациях.