


СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Пример 1
Если подлежащий обязательной сертификации пищевой продукт размещен в таре, имеющей этикетку с наименованием товара, отличающимся от указанного в сертификате соответствия, реализация такого продукта на основании указанного сертификата образует состав административного правонарушения (реализация товара в отсутствие документа, подтверждающего его качество и безопасность).
Хозяйственный суд привлек юридическое лицо к административному штрафу с конфискацией выручки на основании части четвертой ст.12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП). Юридическое лицо обжаловало судебное постановление, сославшись на свою невиновность в совершении вмененного правонарушения.
Согласно административному протоколу юридическое лицо реализовывало импортное пиво без наличия документов, подтверждающих его качество и безопасность (без сертификата соответствия).
В соответствии со ст.26 Закона РБ от 05.01.2004 № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», п.2 постановления Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ от 30.07.2004 № 35 «Об утверждении перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь» (действовавшим на момент рассмотрения дела), подп.1.1.1 п.1 постановления Минторга РБ, Минсельхозпрода РБ, Минздрава РБ и Госстандарта РБ от 07.05.2007 № 28/35/38/27 «О подтверждении безопасности и качества товаров при их реализации в розничных торговых объектах, торговых объектах общественного питания, на торговых местах на рынках», п.5 Перечня основных нормативных и технологических документов, которые должны находиться в объектах розничной торговли и общественного питания, утвержденного постановлением Минторга РБ от 27.03.2002 № 10, юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее - ИП) подтверждают качество и безопасность товаров, подлежащих обязательной сертификации при их реализации в розничных торговых объектах сертификатом соответствия (его копией), который должен находиться непосредственно на торговом месте и представляться по требованию контролирующих органов незамедлительно.
Пунктом 59 Перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Госстандарта РБ от 16.12.2008 № 60, пиво подлежит обязательной сертификации, включено в группу 0309 Перечня химических и биологических веществ, материалов и изделий из них, пищевых продуктов, подлежащих государственной гигиенической регламентации и регистрации, утвержденного постановлением Минздрава от 08.10.2003 № 44.
Суд не принял во внимание довод юридического лица о том, что выданный ему сертификат соответствия на пиво должен распространяться и на новую партию пива, на таре которого производитель разместил этикетку с фантазийным наименованием, отличающимся от марки пива.
Орган по сертификации провел идентификацию представленных для испытаний образцов пива, в результате чего было установлено, что пиво без дополнительной этикетки является той продукцией, на которую выдан сертификат соответствия. Пиво, разлитое в тару с дополнительной этикеткой, в сертификате не указано.
Согласно Техническому кодексу установившейся практики 5.2.01-2005 (04100)* «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья. Основные положения» при наличии спорных вопросов жалобы (апелляции) на деятельность органа по сертификации, проводившего сертификацию продукции, рассматривает Национальный орган по оценке соответствия РБ или Апелляционный совет.
Апелляционный совет Национальной системы подтверждения соответствия РБ принял решение о том, что сертификат соответствия, имеющийся у юридического лица, не распространяется на пиво, разлитое в тару с дополнительной этикеткой. На основании этих обстоятельств вышестоящий суд оставил жалобу юридического лица без удовлетворения.
Пример 2
Поскольку проведение рейдовой проверки не противоречило установленному законодательством запрету на проведение контрольных мероприятий, собранные в ходе ее проведения доказательства для подготовки дела об административном правонарушении не признаны полученными с нарушением установленного законом порядка.
Хозяйственный суд привлек ИП - плательщика единого налога к административной ответственности на основании части четвертой ст.12.17 КоАП за осуществление реализации подлежащего государственной гигиенической регистрации товара без документов, подтверждающих качество и безопасность (без удостоверений о государственной гигиенической регистрации).
Индивидуальный предприниматель в жалобе на судебное постановление просил производство по делу прекратить. Он указал, что рейдовая проверка, результаты которой положены в основу административного протокола, проведена в нарушение запрета, установленного Указом Президента РБ от 19.12.2008 № 689 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 689), а вывод о реализации без удостоверений о государственной гигиенической регистрации (далее - УГГР) товара, приобретенного ИП за пределами РБ, является необоснованным, так как товар приобретался в РБ и поставщики вместе с товаром передавали ИП УГГР.
Вышестоящий суд не увидел оснований для удовлетворения жалобы ИП.
Согласно части четвертой ст.12.17 КоАП реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих качество и безопасность товаров) влечет наложение штрафа на ИП в размере от 30 до 50 базовых величин с конфискацией товаров, выручки от реализации товаров.
Из материалов административного дела следовало, что при проведении должностными лицами налогового органа рейдовой проверки соблюдения требований законодательства при реализации товаров выявлен факт реализации подлежащих государственной гигиенической регистрации товаров без документов, подтверждающих их качество и безопасность (без УГГР).
В протоколе об административном правонарушении отмечено, что ИП на торговом месте 6 мая 2009 г. осуществлял реализацию кофе в ассортименте без УГГР, а в период времени с 1 марта 2007 г. по 6 мая 2009 г. ввез на территорию РБ из России и реализовал подлежащие государственной гигиенической регистрации товары в отсутствие на них УГГР, получив выручку в размере 274 357 230 руб. Наличие признаков указанного состава правонарушения налоговый орган подтвердил актом рейдовой проверки, протоколом осмотра, протоколом опроса, ответами центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья и центра стандартизации, метрологии и сертификации, сведениями из книги учета движения товаров.
Статьей 27 Закона РБ от 23.11.1993 № 2583-XII «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» установлено, что реализация произведенной за пределами РБ продукции, которая может представлять потенциальную опасность для здоровья людей, допускается при наличии документов, удостоверяющих ее качество и безопасность.
В соответствии со ст.9, 11 Закона РБ от 29.06.2003 № 217-З «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» не допускается реализация пищевых продуктов при отсутствии сопроводительных документов, удостоверяющих их качество и безопасность. Лица, осуществляющие оборот пищевых продуктов, обязаны своевременно представлять государственным органам, осуществляющим государственный контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, необходимую и достоверную информацию об их качестве и безопасности, соответствующую установленным законодательством РБ требованиям к содержанию и способам представления такой информации.
Согласно перечню химических и биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также материалов и изделий, применяемых для производства, упаковки, хранения, транспортировки, продажи, иных способов отчуждения продовольственного сырья и пищевых продуктов и их использования, подлежащих государственной гигиенической регламентации и регистрации, утвержденному постановлением Минздрава РБ от 08.10.2003 № 44, реализуемые ИП пищевые продукты, указанные в протоколе об административном правонарушении (подгруппы 0316, 0399), подлежат государственной гигиенической регистрации, и их реализация должна отвечать требованиям законодательства в отношении обязательного сопровождения движения таких продуктов документом, подтверждающим их качество и безопасность.
Таким документом в силу п.15 Положения о государственной гигиенической регламентации и регистрации химических и биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продуктов питания, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 14.12.2001 № 1807, является УГГР.
Исходя из п.26 постановления Главного государственного санитарного врача РБ от 09.06.2003 № 63 «О введении в действие СанПиН 23-10-2003 «Основные требования к производству (поставке), применению и реализации химических и биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продуктов питания, подлежащих государственной гигиенической регламентации и регистрации в Республике Беларусь» реализация продукции осуществляется в соответствии со сроком действия УГГР либо его копии, заверенной в установленном порядке.
Согласно приказу Минздрава РБ от 29.12.2005 № 787 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21 июня 2001 г. № 392А» по предложению Департамента государственных знаков Министерства финансов РБ об усилении требований к защите от подделки копий УГГР при помощи применения современных специальных средств и материалов заверение копии УГГР производится посредством изготовления одного листа его копии на защищенном бланке.
Как следует из подп.1.1.3 п.1 совместного постановления Минторга РБ, Минсельхозпрода РБ, Минздрава РБ, Госстандарта РБ от 07.05.2007 № 28/35/38/27 «О подтверждении безопасности и качества товаров при их реализации в розничных торговых объектах общественного питания, на торговых местах на рынках» (далее - постановление № 28/35/38/27) ИП подтверждают качество и безопасность товаров, подлежащих государственной гигиенической регламентации и регистрации, при их реализации на торговых местах на рынках одним из следующих способов: подлинником УГГР; копией УГГР, оформленной на защищенном бланке строгой отчетности; указанием в сопроводительных документах, подтверждающих приобретение (поступление) товаров, удостоверениях качества и (или) иной сопроводительной документации на партию продукции регистрационного номера УГГР и срока его действия, а также наименования, адреса юридического лица или индивидуального предпринимателя - держателя УГГР или оформленной в установленном порядке копии.
Как следует из материалов дела, согласно указанным ИП в книге учета движения товаров сведениям приобретенный для реализации товар, подлежащий государственной гигиенической регистрации, учитывался без товаросопроводительных документов. Соответственно довод предпринимателя о приобретении товара, выручка от реализации которого конфискована, у резидентов РБ, которые передавали ему УГГР, опровергнут собранными по делу доказательствами, поскольку приобретение ИП товара на территории РБ у белорусских поставщиков должно осуществляться с использованием первичных учетных документов.
Так как в книге учета движения товаров в графе 4 отсутствовало указание первичных учетных документов, подтверждающих приобретение в РБ приобретенного предпринимателем товара, представленные им копии и бланки копий УГГР не приняты во внимание ввиду отсутствия возможности установления наличия их связи с подлежащими государственной гигиенической регистрации товарами, приобретенными без товаросопроводительных документов.
В силу подп.1.2 п.2 постановление № 28/35/38/27 УГГР либо его копия, выполненная на защищенном бланке строгой отчетности, представляется при первой поставке товара. При этом информация о государственной гигиенической регистрации поставляемого товара должна содержаться в сопроводительных документах, подтверждающих приобретение товара, что позволяет проверить соблюдение субъектами оборота пищевых продуктов требований законодательства, предъявляемых к порядку подтверждения их качества и безопасности.
Исходя из положений Указа Президента РБ от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» орган, ведущий административный процесс, правомерно расценил содержащиеся в книге учета движения товаров сведения, свидетельствующие о реализации подлежащих государственной гигиенической регистрации товаров, которые не приобретались в РБ. Правильность такой оценки подтверждена в т.ч. осуществлением предпринимателем как импортером маркировки потребительской тары вышеуказанных товаров контрольными (идентификационными) знаками (кофе, чай подлежат маркировке контрольными (идентификационными) знаками).
Довод ИП о нарушении проверяющими установленного Указом № 689 временного запрета на проведение контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не принят во внимание. Начатая 6 мая 2009 г. рейдовая проверка проводилась по предписанию начальника налогового органа, что не противоречило подп.2.2 п.2 Указа № 689. С предписанием о проведении проверки ИП был ознакомлен своевременно.
Таким образом, отсутствие оснований для признания рейдовой проверки не соответствующей законодательству не позволяет признать собранные по делу об административном правонарушении доказательства полученными с нарушением порядка, установленного законом.
_______________________
* Материал ссылается на ТНПА, текст которых не содержится в эталонном банке данных правовой информации и в АПС «Бизнес-Инфо» не приводится.
Ссылки актуальны на дату написания материала. Актуальность ТНПА необходимо проверять на сайте www.tnpa.by.
31.12.2009 г.
Дмитрий Александров, судья Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь