Расчет от 14.06.2018
Автор: Шкирман С.

Дифференцирование предельного норматива рентабельности по детскому питанию, производимому и реализуемому на территории Республики Беларусь организациями-монополистами республиканского уровня


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНОГО НОРМАТИВА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПО ДЕТСКОМУ ПИТАНИЮ, ПРОИЗВОДИМОМУ И РЕАЛИЗУЕМОМУ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОРГАНИЗАЦИЯМИ-МОНОПОЛИСТАМИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО УРОВНЯ

Размер предельного норматива рентабельности

В настоящее время способ регулирования цен путем установления предельного норматива рентабельности действует в отношении детского питания, производимого и реализуемого на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках на республиканском уровне (далее - реестр монополистов республиканского уровня) (приложение 4 к Инструкции о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28.06.2007 № 121, далее - Инструкция № 121). Предельный норматив рентабельности установлен названным документом в размере 15 %.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 июня 2018 г. следует руководствоваться приложением 2 к Инструкции о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни), и (или) Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 06.04.2018 № 20.

 

Для субъектов хозяйствования, не включенных в реестр монополистов республиканского уровня, норматив рентабельности законодательством не ограничен.

Порядок дифференцирования предельного норматива рентабельности по товарам, не относящимся к сезонным

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее - реестр монополистов), государственное регулирование цен на товары которых осуществляется путем установления предельных нормативов рентабельности, имеют право дифференцировать предельные нормативы рентабельности в разрезе отдельных наименований товарных позиций, по которым они включены в реестр монополистов, с соблюдением установленного предельного норматива рентабельности в целом по данным товарным позициям (часть первая п.6 Инструкции № 121).

Иными словами, по отдельным наименованиям товаров применяемый норматив рентабельности может превышать предельный норматив, но в целом по товарной позиции он не должен быть выше установленного предела.

 

пример ситуация

Пример 1

Организация, включенная в реестр монополистов республиканского уровня по товарной позиции «консервы мясные для детского питания», в мае 2018 г. произвела следующие консервы: говядина с кукурузной крупой - 30 000 банок; говядина с печенью - 60 000 банок; говядина с мясом цыплят - 45 000 банок; свинина с картофелем - 45 000 банок.

 

При формировании отпускных цен рентабельность на указанные консервы сложилась следующим образом:

 


Дифференцирование предельного норматива рентабельности в разрезе отдельных наименований продукции

Наименование продукции Объем выпуска, банок Полная себестоимость, руб. Рентабельность, % Прибыль, руб. Отпускная цена без НДС, руб.
на одну банку на весь выпуск
(гр.2 ×
× гр.3)
на одну банку
(гр.3 ×
× гр.5 /
/ 100)
на весь выпуск
(гр.2 ×
× гр.6)
на одну банку
(гр.3 +
+ гр.6)
на весь выпуск
(гр.2 ×
× гр.8)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1. Говядина с кукурузной крупой
30 000
1,60
48 000,00
15,70
0,25
7 500,00
1,85
55 500,00
2. Говядина с печенью
60 000
1,55
93 000,00
14,20
0,22
13 200,00
1,77
106 200,00
3. Говядина с мясом цыплят
45 000
1,50
67 500,00
16,10
0,24
10 800,00
1,74
78 300,00
4. Свинина с картофелем
45 000
1,20
54 000,00
14,40
0,17
7 650,00
1,37
61 650,00
ВСЕГО
180 000
Х
262 500,00
14,91
(100 × гр.7 / гр.4)
Х
39 150,00
(гр.9 - гр.4)
Х
301 650,00

 

Как видим, по позициям 1 и 3 рентабельность превысила предельный норматив в 15 %. Вместе с тем за счет того, что по позициям 2 и 4 рентабельность составила менее 15 %, в целом по товарной позиции «консервы мясные для детского питания», по которой организация включена в реестр монополистов республиканского уровня, рентабельность не превысила установленный законодательством предельный норматив. Поэтому реализация товарных позиций 1 и 3 с рентабельностью свыше 15 % допускается и нарушением не является.

Порядок дифференцирования предельного норматива рентабельности по сезонным товарам

По товарам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в реестр монополистов, производство которых осуществляется в определенном порядке в течение года и связано со сменой времен года (сезонные товары), уровень рентабельности определяется в целом за отчетный период (часть вторая п.6 Инструкции № 121).

Иными словами, в определенные промежутки времени в течение отчетного периода фактическая рентабельность может либо превышать установленный законодательством предельный норматив (как правило, в сезон), либо быть ниже предельного норматива рентабельности (обычно вне сезона). В целом же за отчетный период отношение общей суммы прибыли к общей сумме полной себестоимости продукции не должно превышать установленное ограничение по рентабельности.

 

пример ситуация

Пример 2

У организации, включенной в реестр монополистов республиканского уровня по товарной позиции «соки для детского питания», изменения объемов производства и реализации данной продукции носят сезонный характер. Так, в первом полугодии объем производства соков невысокий, а спрос на них повышенный. Во втором полугодии объем производства соков сильно вырастает, а спрос на них, наоборот, снижается. Соответственно, в январе - июне рентабельность реализуемой продукции высокая, а в июле - декабре она заметно ниже.

 

В частности, в течение года объем производства сока яблочного для детского питания и рентабельность на эту продукцию сложились в организации следующим образом:

 


Дифференцирование предельного норматива рентабельности по сезонной продукции

Сок яблочный для детского питания

(наименование продукции)

Месяц Объем выпуска, единиц продукции Полная себестоимость, руб. Рентабельность, % Прибыль, руб. Отпускная цена без НДС, руб.
единицы продукции всего выпуска
(гр.2 ×
× гр.3)
на единицу продукции
(гр.3 × гр.5 /
/ 100)
на весь выпуск
(гр.2 ×
× гр.6)
единицы продукции
(гр.3 +
+ гр.6)
всего выпуска
(гр.2 ×
× гр.8)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Июль
8 000
0,34
2 720,00
14,00
0,05
400,00
0,39
3 120,00
Август
15 000
0,31
4 650,00
12,00
0,04
600,00
0,35
5 250,00
Сентябрь
22 000
0,26
5 720,00
12,00
0,03
660,00
0,29
6 380,00
Октябрь
27 000
0,27
7 290,00
12,00
0,03
810,00
0,30
8 100,00
Ноябрь
25 000
0,30
7 500,00
14,00
0,04
1 000,00
0,34
8 500,00
Декабрь
12 000
0,33
3 960,00
17,00
0,06
720,00
0,39
4 680,00
Январь
8 000
0,37
2 960,00
21,00
0,08
640,00
0,45
3 600,00
Февраль
3 300
0,39
1 287,00
23,00
0,09
297,00
0,48
1 584,00
Март
2 500
0,41
1 025,00
25,00
0,10
250,00
0,51
1 275,00
Апрель
2 000
0,42
840,00
23,00
0,10
200,00
0,52
1 040,00
Май
2 200
0,41
902,00
21,00
0,09
198,00
0,50
1 100,00
Июнь
3 000
0,38
1 140,00
17,00
0,06
180,00
0,44
1 320,00
ВСЕГО
130 000
Х
39 994,00
14,89
(100 × гр.7 / гр.4)
Х
5 955,00
(гр.9 - гр.4)
Х
45 949,00

 

Таким образом, несмотря на то что вне сезона (с декабря по июнь) организацией применяется рентабельность на выпускаемую продукцию в размере заметно выше установленного законодательством предельного норматива, в целом за отчетный период (год) фактический уровень рентабельности на реализуемый сок составляет 14,89 %, то есть не превышает предельного норматива в 15 %.

 

14.06.2018

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

 

По этой теме также см.:

Ограничения в сфере ценообразования для организаций, производящих детское питание.