


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Допускается ли в отсутствие руководителя организации (во время трудового и социального отпуска, командировки, болезни и т. д.) возлагать исполнение обязанностей не только на его заместителя, а поочередно на начальников отделов организации? Каким образом установить доплату за исполнение обязанностей отсутствующего руководителя?
ОТВЕТ: Должностные обязанности по руководству и управлению определенным направлением (видом) деятельности организации (структурного (обособленного) подразделения), а также выполнение обязанностей руководителя при его отсутствии в случаях, предусмотренных законодательством (трудовой отпуск, болезнь, командировка и др.), возлагаются на заместителя руководителя организации (структурного (обособленного) подразделения) (часть восьмая п.10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее - Общие положения ЕКСД)).
Работнику, выполняющему у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), производится доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника (часть первая ст.67 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК РБ)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. в ст.67 ТК РБ внесены изменения Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З. Комментарий см. здесь. |
Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей организации определяются на основании квалификационных характеристик должностей соответствующих руководителей (часть седьмая п.10 Общих положений ЕКСД).
Таким образом, в период отсутствия руководителя организации его обязанности исполняет (исполняют) заместитель (заместители), что должно быть отражено в их должностных обязанностях. Учитывая, что выполнение обязанностей руководителя при его отсутствие является должностной функцией заместителя (заместителей), доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя не производится.
При этом за время исполнения обязанностей временно отсутствующего руководителя наниматель может увеличить заместителю руководителя премию, закрепив указанную норму в локальных нормативных правовых актах (пп.38 и 39 Рекомендаций по премированию работников коммерческих организаций по результатам финансово-хозяйственной деятельности, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.02.2012 № 29).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 января 2020 г. постановление № 29 на основании постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.01.2020 № 11 утратило силу. |
![]() |
Обратите внимание! Возложение обязанностей руководителя организации на одного из начальников отделов возможно только при условии отсутствия как руководителя организации, так и его заместителя (заместителей). В данном случае доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя устанавливается нанимателем по соглашению с работником, а для бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, - Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом (часть вторая ст.67 ТК РБ). |
16.02.2016
Светлана Василевич, экономист