


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь


Финансово-экономический анализ при банкротстве. Нормативно-правовая база
Основные нормативные правовые акты, регулирующие проведение финансово-экономического анализа при банкротстве:
• Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2023 г. действует Закон от 13.12.2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности». При этом по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), производство по которым возбуждено до вступления в силу Закона № 227-З, применяются нормы Закона № 415-З, за исключением требований к управляющему и организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц. Иные переходные положения определены в ст.228 Закона № 227-З. Комментарии см. здесь; |
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2011 № 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2023 г. действует постановление Минэкономики и Минфина от 07.08.2023 № 16/46 «Об оценке степени риска наступления банкротства». Комментарий см. здесь; |
• Инструкция о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 27.12.2011 № 140/206 (далее - Инструкция).
Анализ проводится на уровнях государства и конкретных субъектов хозяйствования разными органами (лицами). Статьей 14 Закона к компетенции органа государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), которым в настоящее время является Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь, отнесено ведение учета и проведение анализа платежеспособности государственных организаций, а также представление в экономические суды предварительных заключений о платежеспособности должников - государственных организаций (в некоторых случаях на основании запросов экономических судов).
Комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), которые создаются и действуют при государственных органах, в соответствии со ст.16 Закона проводят анализ эффективности досудебного оздоровления, выполнения планов санации и планов ликвидации юридических лиц, прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей.
При осуществлении процедур экономической несостоятельности (банкротства) субъекта хозяйствования должны проводиться:
• анализ хозяйственной (экономической) деятельности;
• анализ финансового состояния и платежеспособности должника;
• определение наличия признаков ложной экономической несостоятельности (банкротства), преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства), сокрытия экономической несостоятельности (банкротства) или препятствования возмещению убытков кредитору (кредиторам), что является обязанностью временного (антикризисного) управляющего (ст.77 Закона).
Цели анализа в разных процедурах различаются. Так, ст.43 Закона устанавливает, что анализ финансового состояния и платежеспособности проводится:
• в процедуре защитного периода - в целях определения наличия оснований для возбуждения конкурсного производства, а также достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения (заработной платы) управляющему;
• в процедуре конкурсного производства - в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, мер по восстановлению платежеспособности должника, если имеется возможность ее восстановления, а также подготовки плана санации должника или плана ликвидации должника - юридического лица либо плана прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя.
При необходимости для проведения анализа экономический суд вправе назначить экспертизу финансового состояния и платежеспособности должника по ходатайству управляющего, по предложению иных лиц, участвующих в деле об экономической несостоятельности (банкротстве), или по собственной инициативе (ст.43 и 47 Закона).
Законом определено, что деятельность судебных экспертов, связанная с экспертизой финансового состояния и платежеспособности должника, осуществляется в соответствии с законодательством о судебно-экспертной деятельности (ст.47 Закона).
Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими подготовку и деятельность судебных экспертов (в данном случае по виду «судебная экономическая экспертиза»), являются:
• указы Президента Республики Беларусь:
- от 14.09.2003 № 407 «О некоторых мерах по совершенствованию судебно-экспертной деятельности».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2021 г. Указ № 407 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 13.08.2020 № 306 утратил силу; |
- от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. действует Закон от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании». Комментарии см. здесь; |
- от 22.04.2013 № 202 «Об образовании Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь»;
- от 01.07.2013 № 292 «Вопросы Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь»;
• постановления Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь:
- от 15.05.2014 № 7 «О некоторых вопросах осуществления судебно-экспертной деятельности»;
- от 15.05.2014 № 8 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта, внесения в него изменений, продления действия и аннулирования указанного свидетельства».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2021 г. действует постановление Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь от 09.11.2020 № 11 «Об осуществлении деятельности по проведению судебных экспертиз на основании лицензии». С 1 января 2021 г. действует постановление Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь от 13.11.2020 № 13 «О порядке проведения аттестации на присвоение (подтверждение) квалификации судебного эксперта». |
Статьей 43 Закона также установлено, что порядок проведения анализа финансового состояния и платежеспособности должника устанавливается совместным нормативным правовым актом Министерства финансов Республики Беларусь и органа государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве). Это требование реализовано путем принятия Инструкции.
Что касается критериев неплатежеспособности, имеющей или приобретающей устойчивый характер, их определяет Совет Министров Республики Беларусь (см. постановление № 1672).
Так, в соответствии с постановлением № 1672 в качестве показателей для оценки платежеспособности субъектов хозяйствования используются:
• коэффициент текущей ликвидности, который характеризует общую обеспеченность субъекта хозяйствования краткосрочными активами для погашения краткосрочных обязательств;
• коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, который характеризует наличие у субъекта хозяйствования собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости;
• коэффициент обеспеченности обязательств активами, который характеризует способность субъекта хозяйствования рассчитываться по своим обязательствам.
Субъектами хозяйствования, по отношению к которым применяются эти критерии оценки платежеспособности, являются государственные и негосударственные юридические лица (кроме бюджетных, страховых организаций, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, ассоциаций и союзов, казенных предприятий), их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, и индивидуальные предприниматели.
Платежеспособным субъектом хозяйствования считается субъект, у которого значения коэффициента текущей ликвидности и (или) коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода имеют значения больше нормативных или равны им. Нормативные значения, дифференцированные по видам экономической деятельности в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85, представлены в таблице.
Нормативные значения финансовых коэффициентов
Наименование секции | Разделы ОКЭД | Группы по ОКЭД | Коэффициент текущей ликвидности | Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
1. А. Сельское, лесное и рыбное хозяйство |
01 |
011-017 |
1,5 |
0,2 |
02 |
021-024 |
1,5 |
0,2 | |
03 |
031-032 |
1,5 |
0,2 | |
2. В. Горнодобывающая промышленность |
05-09 |
051-052, 061-062, 071-072, 081, 089, 091 |
1,7 |
0,3 |
099 |
1,2 |
0,15 | ||
3. С. Обрабатывающая промышленность |
10 |
101, 104-109 |
1,3 |
0,2 |
102-103 |
1,7 |
0,3 | ||
11-12 |
110, 120 |
1,7 |
0,3 | |
13-15 |
131-133, 139, 141-143, 151-152 |
1,3 |
0,2 | |
16-18 |
161-162, 171-172, 181-182 |
1,3 |
0,2 | |
19 |
191 |
1,4 |
0,2 | |
192 |
1,7 |
0,3 | ||
подкласс 19201 |
1,4 |
0,2 | ||
20-21 |
201-206, 211-212 |
1,4 |
0,2 | |
22 |
221-222 |
1,3 |
0,2 | |
23 |
231-237, 239 |
1,2 |
0,15 | |
24 |
241, 242, 244, 245 |
1,3 |
0,2 | |
243 |
1,2 |
0,15 | ||
25 |
251 |
1,2 |
0,15 | |
252-257, 259 |
1,3 |
0,2 | ||
26 |
261-267 |
1,3 |
0,2 | |
268 |
1,4 |
0,2 | ||
27 |
271-275, 279 |
1,3 |
0,2 | |
28 |
281-282, 284, 289 |
1,3 |
0,2 | |
283 |
1,6 |
0,1 | ||
29-30 |
291-293, 301-304, 309 |
1,3 |
0,2 | |
31-33 |
310, 321-322, 324, 329 |
1,7 |
0,3 | |
323, 325, 331-332 |
1,3 |
0,2 | ||
4. D. Снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом |
35 |
351 |
1,1 |
0,25 |
352 |
1,01 |
0,3 | ||
353 |
1,1 |
0,1 | ||
5. Е. Водоснабжение; сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
36-39 |
360-370, 381-382, 390 |
1,1 |
0,1 |
383 |
1,7 |
0,3 | ||
6. F. Строительство |
41-43 |
411 |
1,1 |
0,1 |
412, 421-422, 429, 431-433, 439 |
1,2 |
0,15 | ||
7. G. Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов |
45-47 |
451-454, 461-467, 469, 471-479 |
1,0 |
0,1 |
8. H. Транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность |
49-52 |
491-495, 501-504, 511-512, 521-522 |
1,15 |
0,15 |
53 |
531-532 |
1,0 |
0,05 | |
9. I. Услуги по временному проживанию и питанию |
55 |
551-553, 559 |
1,1 |
0,1 |
56 |
561-563 |
1,0 |
0,1 | |
10. J. Информация и связь |
58 |
581 |
1,1 |
0,15 |
582 |
1,3 |
0,2 | ||
59 |
591 |
1,1 |
0,1 | |
592 |
1,1 |
0,15 | ||
60-61 |
601-602, 611-613, 619 |
1,1 |
0,15 | |
62-63 |
620, 631 |
1,3 |
0,2 | |
639 |
1,1 |
0,1 | ||
11. K. Финансовая и страховая деятельность |
64-66 |
641-643 |
1,5 |
0,2 |
649 |
1,1 |
0,1 | ||
651-653, 661-663 |
1,5 |
0,2 | ||
12. L. Операции с недвижимым имуществом |
68 |
681-682 |
1,1 |
0,1 |
683 |
1,0 |
0,05 | ||
13. М. Профессиональная, научная и техническая деятельность |
69-71 |
691-692, 701-702, 711 |
1,0 |
0,05 |
712 |
1,2 |
0,15 | ||
72 |
721-722 |
1,15 |
0,2 | |
73 |
731 |
1,2 |
0,15 | |
732 |
1,0 |
0,05 | ||
74 |
741, 743, 749 |
1,2 |
0,15 | |
742 |
1,1 |
0,1 | ||
75 |
750 |
1,5 |
0,2 | |
14. N. Деятельность в сфере административных и вспомогательных услуг |
77 |
771-773 |
1,1 |
0,1 |
774 |
1,0 |
0,05 | ||
78 |
781-783 |
1,2 |
0,15 | |
79 |
791, 799 |
1,15 |
0,15 | |
80 |
801-803 |
1,2 |
0,15 | |
81 |
811-812 |
1,1 |
0,1 | |
813 |
1,5 |
0,2 | ||
82 |
821-823, 829 |
1,2 |
0,15 | |
15. Q. Здравоохранение и социальные услуги |
86 |
861 869 подкласс 86902 |
1,1 1,5 1,1 |
0,1 0,2 0,1 |
16. R. Творчество, спорт, развлечения и отдых |
93 |
931 |
1,1 |
0,1 |
17. S. Предоставление прочих видов услуг |
94 |
941-942, 949 |
1,1 |
0,1 |
95 |
951 |
1,3 |
0,2 | |
952 |
1,0 |
0,1 | ||
96 |
960 |
1,1 |
0,1 | |
18. Прочие виды экономической деятельности |
1,5 |
0,2 |
Примечание. Коэффициент обеспеченности обязательств активами для всех видов экономической деятельности - не более 0,85.
11.02.2020
Алексей Смольский, кандидат экономических наук, доцент кафедры организации и управления Белорусского государственного экономического университета, судебный эксперт (судебная экономическая экспертиза)
По этой теме также см.:
1. Финансово-экономический анализ при банкротстве. Определение степени финансового состояния субъекта хозяйствования.
2. Финансово-экономический анализ при банкротстве. Подробный анализ финансового состояния субъекта хозяйствования.
3. Финансово-экономический анализ при банкротстве. Анализ финансовых результатов и эффективности деятельности ОАО «А».