


Материал помещен в архив


ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО НЕ МОЖЕТ ВЫСТУПАТЬ ПОДРЯДЧИКОМ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ, А ВОЗНИКАЮЩИЕ СПОРЫ МОЖНО РАЗРЕШАТЬ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ.
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 22.05.2017 № 377
Комментируемое постановление (далее - постановление № 377) вступило в силу 26 мая 2017 г. Им внесены изменения и дополнения в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь в целях приведения их в соответствие с нормативными предписаниями Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 № 334-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования архитектурной, градостроительной и строительной деятельности»
Законом № 334-З внесены изменения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования строительной деятельности, в том числе и в Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»
Постановлением № 377 ряд постановлений приводится в соответствие с изменениями и дополнениями, внесенными в Закон № 300-З.
Рассмотрим изменения и дополнения, внесенные в Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее - Правила № 1450).
![]() |
Справочно Дополнительно см. другие комментарии к постановлению № 377: «С 26 мая 2017 года ответственность проектировщика за недостатки в проектной документации устанавливается в договоре»; «Изменился порядок приемки в эксплуатацию объектов строительства, финансируемых физическими лицами»; «Работы по переустройству, перепланировке выполняются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями только при наличии аттестата соответствия». |
Поскольку определения терминов «заказчик» и «подрядчик» даны в Законе № 300-З, а п.3 Правил № 1450 предусмотрено, что для целей Правил № 1450 используются термины и их определения в значениях, установленных Законом № 300-З, то из Правил № 1450 исключен п.4, которым было закреплено, что заказчиками и подрядчиками (генеральными подрядчиками, субподрядчиками) могут быть юридические и физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) Республики Беларусь, других государств. Иными словами, физическое лицо с 26 мая 2016 г. подрядчиком в строительстве выступать не может.
Отношения, связанные с применением медиации в целях урегулирования споров, возникающих из гражданских правоотношений, в том числе и в связи с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности регулирует Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 58-З «О медиации». При этом установлено, что медиация может быть проведена как до обращения сторон в суд в порядке гражданского или хозяйственного судопроизводства, так и после возбуждения производства по делу в суде.
Соответствующие дополнения внесены в п.12 Правил № 1450.
Напомним, что из п.12 Правил № 1450 следует, что каждая сторона вправе внести предложения о включении в договор других условий, в том числе предусматривающих:
• распределение функций между заказчиком и подрядчиком по обеспечению объекта материальными ресурсами, а при необходимости - и по разработке проектной документации;
• порядок контроля заказчиком качества выполняемых подрядчиком строительных работ и поставляемых материальных ресурсов;
• особенности приемки выполненных строительных работ, объекта в эксплуатацию;
• взаимоотношения сторон при наступлении обстоятельств непреодолимой силы;
• перечень услуг, предоставляемых сторонами на возмездной основе;
• порядок и основания изменения или расторжения договора;
• выдачу авансов на приобретение материальных ресурсов.
С 26 мая 2017 г. каждая сторона также вправе внести предложение о включении в договор условия о порядке рассмотрения споров с применением медиации.
Пункт 83 Правил № 1450 изложен в новой редакции, устанавливающей возможность при рассмотрении споров, возникающих при изменении или расторжении договоров, разрешать их в том числе с применением процедуры медиации, что позволит сократить сроки рассмотрения споров и даст возможность урегулировать их в досудебном порядке.
Ранее споры, возникавшие при изменении или расторжении договоров, разрешались путем переговоров, а в случае недостижения согласия - в судебном порядке.
Указанные изменения позволят разрешать споры, возникающие между субъектами хозяйствования, путем применения процедуры медиации, минуя судебные разбирательства.
![]() |
Справочно Подборку «Договор строительного подряда: заключение, исполнение, изменение и расторжение» см. здесь. |
28.07.2017
Татьяна Фомичева, консультант управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь