Пособие от 15.02.2022
Автор: Зубрицкая С.

Формы получения образования в Республике Беларусь. Возможность обучения по индивидуальному учебному плану и получение образования на дому


СОДЕРЖАНИЕ

 

Обязательность образования

Формы получения образования

Обучение по индивидуальному учебному плану

Получение образования на дому

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии  

Образование

Формы получения образования в Республике Беларусь. Возможность обучения по индивидуальному учебному плану и получение образования на дому

Светлана Зубрицкая

Светлана Зубрицкая
юрист

15.02.2022

Все больше родителей интересуются способами образования, которые альтернативны традиционной школьной классно-урочной системе. Мы собрали вопросы по этой теме и сгруппировали их по разделам:

Обязательность образования

Вопрос 1: Что означает принцип обязательности общего базового образования?

Ответ: Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципе обязательности общего базового образования (подп.1.5 п.1 ст.2 КоО).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

Следует руководствоваться КоО в ред. Закона № 154-З. Порядок вступления в силу изменений указан в ст.6 Закона № 154-З. Комментарии см. здесь.

 

Освоение содержания образовательной программы базового образования является обязательным (ч.3 п.5 ст.152 КоО).

Общее базовое образование включает:

• начальное образование (I-IV классы);

• базовое образование (V-IX классы) (п.3 ст.152 КоО).

 

внимание

Обратите внимание!

С 1 сентября 2022 г. вступят в силу положения новой редакции КоО (Закон от 14.01.2022 № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании» (далее - новая редакция КоО)), которые устанавливают обязательность общего среднего образования.

Общее среднее образование включает:

• начальное образование (I-IV классы);

• базовое образование (V-IX классы);

• среднее образование (X-XI классы, вечерние классы в средней школе - X-XII классы) (п.3 ст.144 новой редакции).

Освоение содержания образовательных программ начального, базового, среднего образования является обязательным (пп.4-6 ст.144 новой редакции КоО).

 

Вопрос 2: Обязательно ли ребенок-дошкольник должен посещать детский сад для получения дошкольного образования?

Ответ: Необязательно.

Освоение содержания образовательной программы базового образования является обязательным (ч.3 п.5 ст.152 КоО).

Обязательности получения дошкольного образования в дошкольных учреждениях законодательство об образовании не устанавливает.

Следовательно, ребенок может воспитываться в семье до достижения им школьного возраста и принятия решения законными представителями ребенка о возрасте оформления в школу.

Формы получения образования

Вопрос 3: Какие формы образования есть в Республике Беларусь? Существует ли дистанционное образование в общеобразовательной школе?

Ответ: Образование в Республике Беларусь можно получить в  очной, заочной формах получения образования и в форме соискательства (п.1 ст.17 КоО).

 

справочно

Справочно

Право родителей дать ребенку начальное, базовое, среднее образование в семье впервые в Беларуси было декларировано в 2002 году с принятием Закона от 19.03.2002 № 95-З, изложившим Закон от 29.10.1991 № 1202-XII «Об образовании в Республике Беларусь» в новой редакции.

Возможность получения семейного образования просуществовала более 7 лет и в 2009 году была отменена (Закон от 09.11.2009 № 51-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования»).

 

Формы получения образования
         
    1. Очная форма - обучение и воспитание, предусматривающие постоянное личное участие обучающегося в регулярных учебных занятиях (занятиях) и аттестации, организуемых учреждением образования   Дневная форма - вид очной формы получения образования, когда получение образования является основным видом занятости обучающегося
     
       
      Вечерняя форма - вид очной формы получения образования, когда получение образования сочетается, как правило, с иным видом занятости обучающегося
     
         
    2. Заочная форма - обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся, участвующим лично только в ограниченном числе учебных занятий (занятий) и аттестации, организуемых учреждением образования   Дистанционная форма - вид заочной формы получения образования, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий
     
         
    3. Соискательство - обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение обучающимся содержания образовательной программы, его личное участие только в аттестации, организуемой учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования
   

 

внимание

Обратите внимание!

Образовательные программы начального и базового образования реализуются в дневной форме получения образования.

 

Образовательная программа среднего образования (IX-XII классы) реализуется в очной и заочной формах  получения образования. Образовательная программа среднего образования в вечерней и заочной формах получения образования реализуется только в вечерних школах, вечерних классах (п.2 ст.153 КоО).

 

внимание

Обратите внимание!

В новой редакции КоО указано, что образование может быть получено в очной (дневной, вечерней), заочной, дистанционной формах получения образования и в форме соискательства.

Дистанционная форма выделяется в самостоятельную форму получения образования (п.1 ст.16).

Дистанционная форма получения образования - обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся и взаимодействие обучающегося и педагогических работников на основе использования дистанционных образовательных технологий (п.4 ст.16).

Новой редакцией КоО не предусмотрено применение дистанционной формы получения образования при реализации образовательных программ начального, базового, среднего образования.

Обучение по индивидуальному учебному плану

Вопрос 4: Семья решила обучать ребенка дома.

Есть ли в Беларуси такая возможность семейного обучения, как в России?

Ответ: В законодательстве Республики Беларусь нет понятия «семейное образование».

Возможность обучения ребенка преимущественно в семье реализуется путем обучения по индивидуальному учебному плану. Именно такое обучение подразумевают, когда говорят о семейном образовании в Беларуси.

Право обучения по индивидуальному учебному плану - одно из основных прав обучающихся (подп.1.5 п.1 ст.31 КоО).

 

внимание

Обратите внимание!

Право обучения по индивидуальному учебному плану предусмотрено и в новой редакции КоО (п.1.6 ст.30).

 

Вопрос 5: Индивидуальный учебный план - это форма образования?

Ответ: Нет.

Обучение по индивидуальному учебному плану не является особой формой образования.

Индивидуальный учебный план - это вид учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования (подп.2.4 п.2 ст.167 КоО).

Он разрабатывается на основе учебного плана учреждения образования и утверждается его руководителем (п.6 ст.167 КоО).

 

Вопрос 6: Кто может обучаться в школе по индивидуальному учебному плану?

Ответ: Для обучения по индивидуальному учебному плану необходимо наличие одного из предусмотренных ч.1 п.6 ст.167 КоО оснований:

1) одаренность и талант учащегося;

2) уважительные причины, которые не позволяют учащимся постоянно или временно посещать учебные занятия и (или) проходить в установленные сроки аттестацию.

Некоторые уважительные причины, которые могут быть основанием для организации обучения по индивидуальному учебному плану, конкретизированы в п.69 Положения об учреждении общего среднего образования, утв. постановлением Минобразования от 20.12.2011 № 283. К ним относятся:

• участие в спортивных соревнованиях;

• участие в образовательных мероприятиях;

• подготовка к этим мероприятиям.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 ноября 2022 г. следует руководствоваться Положением об учреждении общего среднего образования, утв. постановлением Минобразования от 19.09.2022 № 322.

 

внимание

Обратите внимание!

Законодательство не содержит закрытого перечня  обстоятельств, которые могут быть уважительными при решении вопроса о предоставлении возможности обучения по индивидуальному учебному плану.

 

В данном случае можно опираться на основания, перечисленные председателем Комитета по образованию Минского горисполкома в пояснении, данном агентству «Минск-Новости» 05.05.2015 в статье «Домашнее образование - мнение и опыт минчан» (Дата доступа: 08.02.2022).

Среди них:

✓ частое отсутствие ребенка в стране в силу семейных обстоятельств;

✓ частое отсутствие, командировки родителей;

✓ профессиональные занятия спортом, музыкой, балетом, театром (участие в выездных соревнованиях, концертах, спектаклях);

✓ многодетная семья с маленьким ребенком (у родителей не получается вовремя приводить ребенка в школу и забирать его после занятий);

✓ частые болезни ребенка.

В любом случае степень уважительности той или иной причины оценивает директор учреждения образования индивидуально.

 

Вопрос 7: Как документально оформить обучение по индивидуальному учебному плану?

Ответ: Оформление включает три этапа.

1. Подача учащимся (его законным представителем) заявления на имя руководителя учреждения образования. В нем надо указать причину и основания для оформления обучения по индивидуальному учебному плану (ч.1 п.70 Положения № 283).

К заявлению прилагаются документы, которые подтверждают изложенную информацию.

 

внимание

Обратите внимание!

Причины, на которые ссылается заявитель, должны быть документально подтверждены.

Форма заявления, а также перечень и форма документов, которые могут прилагаться к заявлению в качестве обоснования, законодательством не установлены.

 

2. Принятие руководителем учреждения образования решения об организации образовательного процесса индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом или решения об отказе на основании результатов рассмотрения данного вопроса на педагогическом совете (ч.2 п.70 Положения № 283).

Срок - 20 календарных дней с момента подачи заявления учащимся.

3. Принятие учреждением образования решения о сроках и формах проведения аттестации, которое доводится до ведома учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося) в письменной форме (п.71 Положения № 283).

Срок - 5 дней с момента принятия положительного решения.

Заявление для оформления обучения по индивидуальному учебному плану (пример)

  Директору СШ № 300
Васильеву А.А.
Иванова И.И.,
проживающего по адресу:
г. Минск, ул. Новая, 1-1

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу оформить в 2021/2022 учебном году в отношении моего сына Иванова А.И. обучение по индивидуальному учебному плану в связи с частыми командировками родителей и невозможностью временно посещать учебные занятия и проходить в установленные сроки аттестацию (подтверждающие документы прилагаются).

 

Приложение:

на 2 л. в 1 экз.

 

Дата Подпись  

 

Таким образом, для оформления обучения по индивидуальному учебному плану необходимо:

 

1. Документально подтвержденные основания для обучения по индивидуальному плану
   
2. Заявление на имя директора школы с изложением причин обучения по индивидуальному плану и приложением подтверждающих документов
   
3. Принятие решения директором школы по результатам рассмотрения вопроса на педсовете - в течение 20 дней с момента направления заявления
   
4. Принятие решения о сроках и формах аттестации и доведение их до учащегося - в течение 5 дней с момента принятия положительного решения

 

Вопрос 8: На какой срок оформляется обучение по индивидуальному учебному плану?

Ответ:  Как правило, на текущий учебный год.

Минимальный и максимальный срок прямо законодательством не установлены. Исходя из правовой природы индивидуального учебного плана, как вида учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования, можно заключить следующее.

Индивидуальный учебный план разрабатывается на основе учебного плана учреждения образования (п.6 ст.167 КоО).

Учебный план учреждения образования разрабатывается учреждением образования ежегодно (п.4 ст.167 КоО).

Следовательно, индивидуальный учебный план может быть оформлен на текущий учебный год.

Если основания, послужившие причиной предоставления возможности обучения по индивидуальному плану, не утратили своей актуальности в следующем учебном году, вновь применяется процедура оформления индивидуального учебного плана, предусмотренная пп.69-71 Положения № 283.

 

Вопрос 9: Может ли учащийся, обучающийся по индивидуальному учебному плану, посещать занятия в школе?

Ответ: Может.

Такой учащийся числится в списках учащихся учреждения образования (п.72 Положения № 283). Он обладает правами учащегося, в частности правом пользоваться учебниками и учебными пособиями (ст.39 КоО), льготного проезда в общественном транспорте.

 

внимание

Обратите внимание!

Учащийся по индивидуальному учебному плану вправе посещать учебные занятия. Это право обусловлено Положением № 283.

 

При организации образовательного процесса индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом учащийся может осваивать самостоятельно содержание осваиваемой им образовательной программы общего среднего образования частично либо полностью (ч.2 п.69 Положения № 283).

Таким образом, учащийся может, но не обязан  осваивать содержание образовательной программы самостоятельно. Кроме того, осваивать он может как частично, так и полностью. И эти возможности предоставляются как раз в рамках индивидуального учебного плана.

Если учащийся решил самостоятельно осваивать программу частично, то оставшуюся ее часть он имеет право осваивать в школе. Это установлено п.69 Положения № 283, так как других возможностей для получения образования, кроме как в школе, законодательство Республики Беларусь не предусматривает.

Индивидуальный учебный план дает широкие возможности для организации обучения. Учащийся может использовать обучающие онлайн-платформы, посещать занятия по отдельным дисциплинам, организованные при музеях, в обучающих центрах, иных учреждениях дополнительного образования.

 

Вопрос 10: Вправе ли школа прервать обучение по индивидуальному учебному плану в течение учебного года?

Ответ:  Только в случае получения учащимся годовой отметки 0 по одному из предметов (абз.3 п.73 Положения № 283).

Отметка 0 баллов выставляется в случае отсутствия у учащегося результатов учебной деятельности в образовательном процессе (п.5 Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утв. постановлением Минобразования от 20.06.2011 № 38).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 сентября 2022 г. действуют Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утв. постановлением Минобразования от 11.07.2022 № 184.

 

Отметки от 1 до 10 баллов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, «зачтено» и записи «освобожден(а)», «не изучал(а)» являются положительными (п.7 ст.165 КоО, абз.2 п.4 Правил № 38).

Учащимся I и II классов отметки не выставляются. Аттестация учащихся I и II классов осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся (абз.5 п.14 Правил № 38).

В течение учебного года прекратить обучение по индивидуальному плану по инициативе школы нельзя независимо от результатов прохождения промежуточных аттестаций.

Основания прекращения обучения по индивидуальному плану

Прекращение обучения по индивидуальному плану
         
По заявлению учащегося
 
1. По решению учреждения образования
       
   
2. Годовая отметка 0 по одному из предметов по результатам аттестации

Получение образования на дому

Вопрос 11: Что такое надомное обучение? Как его оформить?

Ответ: В законодательстве Республики Беларусь нет терминов «домашнее» или «надомное» обучение.

При употреблении данных формулировок подразумевают возможность получения образования на дому, определенную подп.1.2 п.1 ст.158 КоО.

 

внимание

Обратите внимание!

Понятие надомного обучения предусмотрено и в новой редакции КоО (подп.1.6 п.1 ст.30).

Получение образования на дому - организация образовательного процесса, при котором освоение содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ профессионально-технического, специального образования, образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) обучающимися, которые временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, осуществляется на дому (подп.1.29 п.1 ст.1).

 

Получение общего среднего образования на дому предусмотрено исключительно для учащихся, которые не могут посещать учреждения образования временно или постоянно по медицинским показаниям (п.1 ст.160 КоО).

Перечень медицинских показаний для получения общего среднего, профессионально-технического, специального образования и дополнительного образования взрослых на дому уст. постановлением Минздрава от 26.05.2011 № 44.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2022 г. действует перечень медицинских показаний для получения профессионально-технического и дополнительного образования взрослых на дому согласно приложению 3 к постановлению Минздрава от 03.06.2022 № 50.

 

Образовательный процесс при обучении на дому организует школа по месту жительства (или месту обучения) учащегося  (п.4 Инструкции о порядке организации получения общего среднего образования на дому, утв. постановлением Минобразования от 31.08.2011 № 250).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2022 г.  следует руководствоваться Инструкцией о порядке освоения содержания образовательных программ общего среднего образования на дому, утв. постановлением Минобразования от 26.07.2022 № 211.

 

Оформление образования на дому включает этапы (пп.5-7, 11 Инструкции № 250):

1) учащийся (его законный представитель) подает в учреждение образования по месту жительства (месту обучения):

- заявление;

- заключение врачебно-консультационной комиссии;

2) учреждение образования направляет документы, поданные учащимся, в отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту расположения учреждения образования для принятия решения об организации обучения на дому;

3) учреждение образования информирует учащегося (его законного представителя) о принятом отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа решении;

4) учреждение образования составляет расписание занятий. Расписание составляется на основании учебного плана с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, согласовывается с учащимся (его законным представителем) и утверждается руководителем государственного учреждения образования.

Обучение на дому осуществляют педработники, которые назначаются приказом руководителя (п.8 Инструкции № 250).

Сравнительная характеристика домашнего обучения и обучения по индивидуальному плану

Критерий сравнения Обучение на дому Обучение по индивидуальному плану
Основания Медицинские показания Одаренность учащихся, иные уважительные причины
Орган принятия решения Управление (отдел) образования Руководитель учреждения образования
Место обучения Место жительства учащегося Место жительства учащегося, учреждения дополнительного образования, школа
Кем осуществляется обучение Педагогами учреждения образования Учащимся самостоятельно, в учреждениях дополнительного образования, школе, онлайн

 

внимание

Обратите внимание!

Обучение на дому не тождественно обучению по индивидуальному учебному плану.

 

список

Дополнительно по теме

Можно ли направить ребенка на обучение в школу иностранного государства? Нужно ли представлять какие-либо документы белорусской стороне?

Организация обучения по индивидуальному учебному плану. Комментарий к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 02.12.2019 № 180.

Критерии и показатели социально опасного положения. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении».

Соглашения о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании.

Получение общего среднего образования экстерном: разбираем ситуацию.