Пособие от 27.09.2017
Автор: Сафаревич Д.

Госэкспертиза проекта необходима, если привлечен кредит банка Республики Беларусь под гарантию Мингорисполкома


 

Материал помещен в архив

 

ГОСЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТА НЕОБХОДИМА, ЕСЛИ ПРИВЛЕЧЕН КРЕДИТ БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПОД ГАРАНТИЮ МИНГОРИСПОЛКОМА

пример ситуация

Ситуация

Юридическое лицо - резидент (генеральный подрядчик) заключает договор на проектирование объекта. Для финансирования данного объекта привлечен кредит банка Республики Беларусь под гарантию Мингорисполкома.

Необходима ли в данном случае госэкспертиза архитектурного проекта?

 

Да, необходима.

Поясним, почему.

Архитектурные, строительные проекты, выделяемые в них очереди строительства, пусковые комплексы и сметы (сметная документация) подвергаются государственной экспертизе, осуществляемой на платной основе, в случаях и порядке, установленных Советом Министров Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Проведение государственной экспертизы архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) обеспечивается Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь при наличии в случаях, установленных законодательством, положительных заключений государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы энергетической эффективности (п.1 ст.32 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).

Проектная документация на строительство объекта подлежит утверждению после получения в случаях, установленных законодательством, положительного заключения государственной экспертизы (п.40 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476 (далее - Положение № 1476)).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 января 2021 г. следует руководствоваться пп.40 и 43 Положения № 1476 в редакции постановления Совмина от 16.12.2020 № 726.

 

При финансировании строительства с привлечением средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, кредитов (включая иностранные), выдаваемых под гарантию Правительства Республики Беларусь, проектная документация утверждается:

• республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, а при финансировании строительства полностью или частично за счет средств местных бюджетов облисполкомами и Минским горисполкомом - по представлению заказчиков, застройщиков или уполномоченных ими лиц при расчетной (сметной) стоимости строительства 10 млн руб. и выше в ценах 1991 года или 15 млрд руб. и выше в ценах 2006 года, а также при сметной стоимости объектов, сметная документация на строительство которых разрабатывается на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении и цен на ресурсы и (или) укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта или стоимости объектов-аналогов, в размере 15 млрд руб. и выше;

• заказчиками, застройщиками - при расчетной (сметной) стоимости строительства менее 10 млн руб. в ценах 1991 года или менее 15 млрд руб. в ценах 2006 года и в иных случаях, не указанных выше (п.43 Положения № 1476).

При финансировании строительства за счет средств, не указанных в п.43 Положения № 1476, проектная документация утверждается заказчиками, застройщиками либо лицами, определившими таких заказчиков, застройщиков (п.44 Положения № 1476).

Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791 (далее - Положение № 791).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 июня 2022 г. следует руководствоваться Положением № 791 с изменениями, внесенными постановлением Совмина от 14.06.2022 № 385.

 

Объектами государственной экспертизы являются:

на обязательной основе:

1) градостроительные проекты, в том числе вносимые в них изменения и (или) дополнения;

2) архитектурный, строительный проекты, выделяемые в них очереди строительства, сметы (сметная документация) на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта, снос (далее, если не указано иное, - проектная документация) для объектов строительства (в том числе жилых домов), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, за исключением проектной документации согласно приложению 3 к Положению № 791:

- архитектурный проект или строительный проект при одностадийном проектировании на объект строительства в целом, выделенные в установленном порядке в составе объекта очереди строительства;

- архитектурный проект или строительный проект при одностадийном проектировании с внесенными изменениями, вызывающими необходимость их повторного утверждения, на объект строительства в целом, выделенные в установленном порядке в составе объекта очереди строительства;

- строительный проект при двухстадийном проектировании;

3) проектная документация, разработанная в качестве типового проекта;

4) проектная документация на объекты строительства, финансируемые без привлечения бюджетных средств, за исключением проектной документации согласно приложению 4 к Положению № 791:

- архитектурный проект или строительный проект при одностадийном проектировании на объект строительства в целом, выделенные в установленном порядке в составе объекта очереди строительства;

- архитектурный проект или строительный проект при одностадийном проектировании с внесенными в них изменениями, вызывающими необходимость их повторного утверждения, на объект строительства в целом, выделенные в установленном порядке в составе объекта очереди строительства;

- отдельные проектные решения строительного проекта при двухстадийном проектировании объектов 1-4-го классов сложности, оценка соответствия (основная и (или) дополнительная) которых возможна после их детальной проработки. Решение об объеме представляемой на рассмотрение проектной документации отражается в выводах заключений государственной экспертизы по архитектурному проекту;

по решению заказчика или застройщика - проектная документация, указанная в приложениях 3 и 4 к Положению № 791 (п.6 Положения № 791).

Таким образом, можно сделать следующий вывод: поскольку привлечен кредит банка Республики Беларусь под гарантию Мингорисполкома, госэкспертиза проекта в данном случае необходима.

 

справочно

Справочно

Новеллы законодательства о государственной экспертизе градостроительной и проектной документации в строительстве (практические комментарии разработчиков к Положению о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791) см. здесь.

 

27.09.2017

 

Денис Сафаревич, юрист