


Материал помещен в архив
ВОПРОС (ООО «Л»): Интернет-магазин продал покупателю недоукомплектованный товар (например, в комплекте не хватило креплений и т.д.) с бесплатной доставкой.
1. Имеет ли продавец право отказаться от бесплатной доставки недостающих комплектующих товара, предложив покупателю самостоятельно их забрать?
2. Если доставку должен осуществить продавец, то в какие сроки он должен это сделать?
ОТВЕТ: 1. Не имеет.
2. В семидневный срок со дня поступления требования потребителя, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из акта законодательства, условий обязательства или существа обязательства.
В соответствии с подп.1.4 п.1 ст.5 Закона РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее - Закон) потребитель имеет право на надлежащее качество товаров (работ, услуг), в т.ч. безопасность товаров (работ, услуг), надлежащую комплектность, надлежащее количество товара (результата работы).
Согласно нормативным предписаниям п.5 ст.11 Закона при реализации потребителю товаров по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях или иных информационных источниках, в т.ч. в сети Интернет, продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует таким образцам, описаниям, а также требованиям законодательства.
В силу ст.448 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) продавец обязан передать покупателю товар, соответствующий условиям договора купли-продажи о комплектности. В случае когда договором купли-продажи не определена комплектность товара, продавец обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычно предъявляемыми требованиями.
Потребитель в соответствии с п.2 ст.11 Закона имеет право на проверку качества товара, комплектности, количества товара, на проведение в его присутствии демонстрации работоспособности, правильного и безопасного использования товара, если это не исключено ввиду характера товара.
Таким образом, курьер при доставке товара при осуществлении торговли по образцам через интернет-магазин должен провести проверку качества товара (если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, установленным в розничной торговле) и его комплектности.
В случае передачи некомплектного товара в соответствии со ст.450 ГК покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца:
1) соразмерного уменьшения покупной цены;
2) доукомплектования товара в разумный срок.
При этом покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и (или) упаковке товара в срок, предусмотренный законодательством или договором, а если такой срок не установлен, - в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено, исходя из характера и назначения товара (п.1 ст.453 ГК).
![]() |
Обратите внимание! В случае если покупатель не известил продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и (или) упаковке товара в срок, предусмотренный законодательством или договором, продавец согласно п.2 ст.453 ГК вправе отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя о передаче ему недостающего количества товара, замене товара, не соответствующего условиям договора купли-продажи о качестве или об ассортименте, об устранении недостатков товара, о доукомплектовании товара или о замене некомплектного товара на комплектный, о затаривании и (или) упаковке товара либо о замене ненадлежащей тары и (или) упаковки товара, если докажет, что невыполнение этого правила покупателем повлекло невозможность удовлетворить его требования или влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении условий договора. Вместе с тем, если продавец знал или должен был знать о том, что переданные покупателю товары не соответствуют условиям договора купли-продажи, он не вправе ссылаться на положения, предусмотренные пп.1 и 2 ст.453 ГК. |
Если продавец в разумный срок не выполнил требования покупателя о доукомплектовании товара, покупатель в силу нормативных предписаний ст.450 ГК вправе по своему выбору:
1) потребовать замены некомплектного товара на комплектный;
2) отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
![]() |
Справочно В законодательстве отсутствует определение понятия «разумный срок». Статьей 295 ГК определено, что, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода. В случаях когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства. Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня поступления письменного требования кредитора о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из акта законодательства, условий обязательства или существа обязательства. |
В ситуации, описанной в вопросе, потребитель является добросовестной стороной. Продавцом нарушены условия договора розничной купли-продажи в части доставки некомплектного товара. Поэтому потребитель в соответствии со ст.450 ГК по своему выбору может потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены либо доукомплектования товара в разумный срок.
Продавец в данном случае не вправе требовать оплатить доставку недостающих комплектующих товара.
Продавец обязан доукомплектовать товар исходя из нормативных предписаний ст.295 ГК в семидневный срок со дня предъявления потребителем требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из акта законодательства, условий обязательства или существа обязательства.
31.07.2014
Светлана Войцеховская, юрист, с 2006 по 2012 год консультант управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Республики Беларусь
Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Защита от злоупотреблений со стороны потребителей в розничной торговле и в сфере оказания услуг»