Комментарий от 10.03.2017
Автор: Фомичёва Т.

Изменения в административных процедурах в сфере строительства. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 21.01.2017 № 57


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ИЗМЕНЕНИЯ В АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУРАХ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА.
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 21.01.2017 № 57

Комментируемым постановлением (далее - постановление № 57):

• утверждено Положение о порядке выдачи заключения о предназначении ввозимых сырья и материалов для изготовления на территории Республики Беларусь ручным способом художественных изделий, сортовой посуды из хрусталя и стекла обычных и сложных конфигураций;

• внесены дополнения и изменения в постановления Совета Министров Республики Беларусь:

• от 17.02.2012 № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее - постановление № 156);

• от 21.03.2014 № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства» (далее - постановление № 252).

Остановимся на некоторых изменениях, которые внесены постановлением № 57 в единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением № 156 (далее - единый перечень).

 

Справочно

Об изменениях в Положение об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденное № 252, см. здесь;

Об изменениях в Положение об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденное постановлением № 252, см. здесь.

В каких случаях при разработке проекта строительства с 2 мая 2017 года необходимо заключение органов государственного пожарного надзора

Постановлением № 57 в новой редакции изложен подп.3.1.6 п.3.1 единого перечня.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 февраля 2019 г. п.3.1 единого перечня изложен в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2018 № 785. Комментарий см. здесь.

 

Данное изменение было внесено по предложению Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Практика применения административной процедуры, указанной в подп.3.1.6 п.3.1 единого перечня, показала, что необходимо сократить перечень объектов, на которые требуется выдача заключения органов государственного пожарного надзора на разработку проекта на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт зданий и сооружений.
Сравним первую графу подп.3.1.6 п.3.1 единого перечня до и после внесения изменений.

 

Графа «Наименование административной процедуры» подп.3.1.6 п.3.1 единого перечня до изменений, внесенных постановлением № 57 Графа «Наименование административной процедуры» подп.3.1.6 п.3.1 единого перечня с изменениями, внесенными постановлением № 57
Выдача заключения органов государственного пожарного надзора на разработку проекта строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий и сооружений I (особой) степени огнестойкости, на которые отсутствуют противопожарные требования или имеются отступления от требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, взрывопожароопасных объектов, объектов с массовым пребыванием людей, а также строящихся иностранными организациями или за счет иностранных инвестиций Выдача заключения органов государственного пожарного надзора на разработку проекта строительства зданий и сооружений I (особой) степени огнестойкости, зданий и сооружений, на которые отсутствуют противопожарные требования, взрывопожароопасных объектов, объектов с массовым пребыванием людей

 

Соответственно, постановлением № 57 из приведенной нормы исключаются:

1) объекты, на которых имеются отступления от требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации - все отступления согласовываются в установленном порядке с государственными органами, утвердившими соответствующие технические нормативные правовые акты. Проектирование таких объектов не отличается от проектирования иных объектов;

2) объекты, строящиеся иностранными организациями или за счет иностранных инвестиций, проектирование и строительство которых не отличается от процесса проектирования и строительства отечественными инвесторами, проектировщиками и строителями.

Таким образом, заключение органов государственного пожарного надзора необходимо только в случаях разработки проекта строительства зданий и сооружений I (особой) степени огнестойкости, зданий и сооружений, на которые отсутствуют противопожарные требования, взрывопожароопасных объектов, объектов с массовым пребыванием людей, что и отражено в нормативных предписаниях постановления № 57.

Следует отметить, что данная норма (новая редакция подп.3.1.6 п.3.1 единого перечня) вступает в силу через 3 месяца после официального опубликования постановления № 57, то есть с 2 мая 2017 г.

С 2 мая 2017 года документами, подтверждающими стаж работы по специализации аттестации, помимо трудовой книжки могут быть и иные документы

Постановлением № 57 в новой редакции изложен п.3.29 единого перечня.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 февраля 2018 г. следует руководствоваться п.3.29 единого перечня с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.02.2018 № 148.

 

Административная процедура, предусмотренная п.3.29 единого перечня, - это проведение аттестации и выдача квалификационного аттестата руководителям и специалистам организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства.

Если ранее документом, подтверждающим стаж работы по специализации аттестации, считалась только трудовая книжка, то сейчас нормами постановления № 57 предусмотрено, что помимо трудовой книжки могут быть представлены и иные документы, подтверждающие стаж работы по специализации аттестации.

Введение данной нормы обусловлено тем, что согласно законодательству стаж работы может быть подтвержден не только трудовой книжкой, но также и другими документами.

Так, частью первой ст.54 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» предусмотрено, что стаж работы подтверждается трудовой книжкой, а при ее отсутствии - иными документами, содержащими сведения о периодах работы, либо справками об уплате обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

Исходя из данной нормы и внесены соответствующие изменения в п.3.29 единого перечня.

Эта норма также вступает в силу с 2 мая 2017 г.

Установлена административная процедура по выдаче свидетельства об оценке сварочного производства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям

Постановлением № 57 единый перечень дополнен п.3.292, предусматривающим административную процедуру по выдаче свидетельства об оценке сварочного производства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим выпуск строительных материалов и изделий и выполняющих работы в строительстве, прекращению действия свидетельства об оценке сварочного производства.

Необходимость включения данной нормы была обусловлена следующим.

В ходе сертификации систем менеджмента качества на соответствие требованиям стандартов серии ISO 9000 и инспекционного контроля предприятий, а также при разработке технологической документации на сварочные процессы в заводских условиях и на строительных площадках постоянно выявлялись факты неудовлетворительного изготовления сварных изделий.

При производстве сварочных работ имели место нарушения требований технических нормативных правовых актов в части применения сварочных материалов, соблюдения режимов сварки, отсутствия инструкций на квалифицированный процесс сварки на рабочем месте и, как следствие, выполнение сварных соединений с многочисленными дефектами, часто не удовлетворяющее требованиям по механической прочности.

К основным дефектам, встречающимся на производстве, относятся:

• пережоги как рабочей, так и конструктивной арматуры (для крестообразных соединений);

• непровары, в основном закладных изделий (тавровых соединений стержней с пластиной);

• подрезы как стержней арматуры, так и плоских элементов закладных изделий;

• прожоги плоских элементов.

Для исключения подобных явлений с 1 августа 2014 г. введен в действие СТБ 2349-2013 «Строительство. Процессы сварки. Требования и контроль качества», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 27.12.2013 № 74 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/310073/428889), предусматривающий освидетельствование сварочного производства.

Принимая во внимание положительные результаты работ при проведении освидетельствования сварочного производства, все организации строительной отрасли обязали проводить данную процедуру, что нашло отражение в подп.2.13 п.2 ст.5 технического регламента «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 № 1748.

 

Справочно

Освидетельствование сварочного производства будет осуществляться уполномоченной Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь организацией - научно-проектно-производственным республиканским унитарным предприятием «Стройтехнорм» согласно утвержденному порядку проведения данной процедуры.

 

Учитывая, что освидетельствование сварочного производства имеет признаки административной процедуры, оно в обязательном порядке подлежит включению в единый перечень.

Исходя из изложенного и для приведения норм в соответствие с ТР 2009/013/BY постановление № 57 дополнит единый перечень соответствующей административной процедурой.

 

Справочно

Процессы сварки оказывают существенное влияние на производственные затраты и качество готовой продукции. Определение требований к качеству технологических процессов сварки имеет важное значение, поскольку результаты выполнения этих процессов (степень соответствия сварных конструкций установленным требованиям) нельзя в полной мере проверить контролем и испытаниями готовой продукции. Вследствие этого процессы сварки относят к специальным процессам. Качество готовой продукции должно не проверяться, а обеспечиваться. С учетом международного практического опыта выпуска продукции сварочного производства требуемого качества, независимо от конкретного типа конструкций, в соответствии со стандартами серии ISO 3834 «Требования к качеству сварки плавлением металлических материалов» были разработаны требования и условия, соблюдение которых позволяет обеспечивать качество сварочного производства в строительной индустрии.

Одновременно установление оптимальных режимов сварки при изготовлении продукции сварочного производства, оптимизация применяемого оборудования позволят предприятиям получить экономический эффект за счет экономии энергоресурсов, так как сварка является энергозатратным процессом.

 

Включение в единый перечень административной процедуры по выдаче свидетельства об оценке сварочного производства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим выпуск строительных материалов и изделий и выполняющих работы в строительстве, прекращению действия свидетельства об оценке сварочного производства полностью отвечает задачам по защите интересов потребителей, повышению безопасности и качества строительных материалов и изделий при безусловном соблюдении принципов ответственности производителя за выпущенную продукцию или выполненные работы.

Эта норма вступила в действие после официального опубликования постановления № 57.

 

10.03.2017

 

Татьяна Фомичева, консультант управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь